к Закону
Ивановской области
от 10.07.2001 N 39-ОЗ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "МОЛОДЕЖЬ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2001 - 2005 Г. Г.
(в ред. Законов Ивановской области от 14.06.2002 N 31-ОЗ, от 28.07.2003 N 77-ОЗ, от 15.03.2004 N 35-ОЗ, от 21.04.2005 N 77-ОЗ) ПАСПОРТ областной целевой социальной программы "Молодежь Ивановской области" на 2001 - 2005 г. г. Содержание проблемы
Наименование Программы | Областная целевая социальная программа "Молодежь Ивановской области" на 2001 - 2005 г.г. | |
Основание для разработки Программы | Распоряжение Правительства Российской Федерации "О разработке проекта федеральной целевой программы "Молодежь России" на 2001 - 2005 г.г." от 04.01.2000 N 1-р | |
Государственный заказчик Программы | Администрация Ивановской области | |
Разработчики Программы | Комитет по делам молодежи администрации Ивановской области, "Институт молодежи" (г. Москва), Ивановский государственный университет | |
Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели | Решение вопросов профессионального развития и занятости молодежи, молодежного предпринимательства и деловой активности молодежи; - решение социально - экономических проблем молодежи, включая развитие жилищного строительства и поддержку молодежи и молодых семей; - создание условий для гражданского становления, духовно - нравственного и патриотического воспитания молодежи; - интеллектуальное и физическое развитие молодежи, развитие художественного и научно - технического творчества, массовых видов детского и молодежного спорта и туризма, международных обменов; - правовая защита и социальная поддержка молодежи, детских и молодежных общественных объединений | |
Исполнители основных мероприятий Программы | Комитет по делам молодежи администрации Ивановской области, управление образования администрации Ивановской области, управление здравоохранения администрации Ивановской области, комитет по физической культуре и спорту администрации Ивановской области, комитет по культуре и искусству администрации Ивановской области, управление экономики и прогнозирования администрации Ивановской области, управление социальной защиты населения, управление внутренних дел Ивановской области, управление печати и информации администрации Ивановской области, департамент Федеральной государственной службы занятости населения, детские и молодежные общественные объединения | |
Объемы и источники финансирования | 2200,0 тыс. руб. - федеральный бюджет, 16599,4 тыс. руб. - областной бюджет | |
(п. 7 в ред. Законов Ивановской области от 14.06.2002 N 31-ОЗ, от 28.07.2003 N 77-ОЗ, c:\content\ngr\RU37DMJ200400063.doc, от 21.04.2005 N 77-ОЗ) | ||
Ожидаемые конечные результаты Программы | Выравнивание демографической ситуации в области, повышение уровня доходов молодежи и молодых семей, улучшение социально - бытовых и жилищных условий; создание условий для поддержки молодой семьи, снижение числа разводов, уровня безнадзорности среди детей и подростков; снижение уровня безработицы, обеспечение вторичной и сезонной занятости молодежи; повышение квалификации и формирование трудовых ресурсов, соответствующих требованиям рынка; рост деловой активности и предприимчивости молодежи; улучшение здоровья молодого поколения, снижение смертности, наркомании и алкоголизма в молодежной среде; повышение духовно - нравственного, интеллектуального и творческого потенциала молодого поколения | |
Организация контроля за исполнением Программы | Комитет по делам молодежи администрации Ивановской области. |
Принятие мер экономического, правового, организационного, информационного, научного и иного характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни молодежи области, определяется особенностями социально - экономической ситуации, сложившейся в Ивановской области, а также необходимостью ее изменения в ближайшей перспективе (2001 - 2005 годы) в направлении повышения социального благополучия. В обеспечении этих изменений роль планомерной молодежной политики, проводимой органами государственной власти в отношении молодых граждан от 14 до 30 лет, молодых семей и молодежных общественных объединений области, является очень важной и не может быть заменена выполнением отдельных мероприятий и проектов.
Деятельность областных органов исполнительной власти и муниципальных образований по реализации молодежной политики осуществляется в следующих социально - экономических условиях:
1. Продолжается социальное расслоение в молодежной среде, утеряны равные шансы на получение образовательных, медицинских, социально - бытовых и других социальных услуг, достойной работы.
2. Нарастают негативные тенденции в развитии демографической ситуации. В сравнении с 1996 г. численность 17 - 29-летних жителей Ивановской области уменьшилась на 55 тысяч человек - с 287824 почти до 235423. Рождаемость сохраняет тенденцию к уменьшению - 8879 человек в 1996 г. и 8215 человек в 1999 г., а смертность - к возрастанию с 22482 в 1996 до 24913 в 1999 г. На начало 2000 г. смертность превысила рождаемость в 3 раза.
3. Ухудшается состояние здоровья молодежи. Общая подростковая заболеваемость (15 - 17 лет) возросла с 53303 случаев в 1996 году до 84209 случаев в 1999 году. В структуре подростковой смертности (15 - 17 лет) травмы и отравления в 1998 году составили 58,5% от общего количества смертей, а в 1999 - 74%. С 1996 по 1999 год отмечен рост на 64% психических расстройств у молодежи в возрасте от 15 до 19 лет (542 случая в 1996 г., 888 - в 1999 г.). Количество расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ возросло с 34 случаев в 1996 году до 757 - в 1999 г.
4. Сохраняется высокий уровень преступности в молодежной среде. По сравнению с 1997 годом количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в Ивановской области, увеличилось на 32,2%, особенно большой прирост составил в последний год - 25,1%.
Анализ криминогенной ситуации за последние 4 года говорит об интенсивности роста противоправного поведения несовершеннолетних: значительно увеличилось количество имущественных преступлений (увеличение на 35,8% по сравнению с 1997 г.); преобладают групповые формы преступной деятельности (рост на 20,7%), на 37,2% увеличилось количество преступлений с участием взрослых лиц; увеличивается количество потенциальных бродяжек и попрошаек, их число увеличилось по сравнению с 1998 годом на 71,8%. Одной из возрастающих проблем национальной безопасности России является экспансия наркобизнеса и наркотизации молодежи: около 70% потребляющих наркотики составляют молодые люди до 30 лет.
5. Падает социальная ценность труда среди молодых людей; происходит перераспределение молодежи из сферы материального производства и производственного предпринимательства в сферу обслуживания; сохраняется значительный процент безработицы среди молодежи (28,2% молодежи от общего числа безработных).
6. Происходит размывание ценностных ориентаций, кризис духовного мира юношества; усиление недоверия к институтам власти в целом. По данным социологических опросов 68,7% молодых людей не ждут для себя положительных перемен, испытывают тревогу и отчаяние от обилия трудно разрешимых проблем. Почти 40% молодежи оценивают отношение властей к себе как "безразличное", 30% полагают, что власти вспоминают о проблемах молодежи, когда им требуется поддержка, и лишь 28% оценивают отношение органов управления как заинтересованное.
Региональная целевая программа "Приоритетные направления молодежной политики Ивановской области на 1997 - 2001 годы", принятая 16.12.1996 г. постановлением Главы администрации Ивановской области N 707, была направлена на определение приоритетов молодежной политики в Ивановской области и формирование правовых, экономических и организационных условий и гарантий для становления личности молодого человека, развития молодежных объединений, движений и инициатив.
Ежегодно коллегией областного комитета по делам молодежи утверждались областные мероприятия Программы на год с источником финансирования из бюджетов всех уровней. Во всех муниципальных образованиях в свою очередь утверждались главами местных администраций районные и городские программы.
Опыт реализации Программы показал, что в целом основные приоритетные направления и механизмы реализации программных мероприятий определены правильно, отражали реальные проблемы, существовавшие в 1997 - 2000 г. г., способствовали их поэтапному разрешению и поддерживались на уровне муниципальных образований.
Общая стратегия Программы предполагала:
- на первом этапе - определение приоритетов молодежной политики в области и отработка механизмов ее реализации;
- на втором этапе - становление инфраструктуры отрасли. Следует отметить, что в настоящее время завершено формирование органов по делам молодежи в структурах органов местного самоуправления в области; в 27 муниципальных образованиях работают отделы по делам молодежи.
Необходимо отметить основные результаты реализации программных мероприятий:
- сформирована база для работы государственных и муниципальных органов по делам молодежи, детских и молодежных общественных объединений, определены источники финансирования их работы;
- создаются новые общественные структуры и центры по работе с молодежью (информационно - аналитические центры, центры социальной адаптации молодежи, центры студенческой карьеры, молодежные биржи труда, подростковые клубы и др.);
- в сфере законодательного и нормативно - правового обеспечения областным Законодательным Собранием приняты Законы Ивановской области "О молодежной политике" от 06.10.97 N 25-ОЗ (в редакции от 30.12.99 N 63-ОЗ), "Об организации работы с детьми и молодежью по месту жительства на территории Ивановской области" от 28.06.2000 N 37-ОЗ. Утверждены и реализованы областные целевые социальные программы "Молодая семья", "Гражданско - патриотическое воспитание детей, подростков и молодежи Ивановской области" (постановление Главы администрации Ивановской области от 09.04.98 N 275), "Поддержка студенческой молодежи Ивановской области" (постановление Главы администрации Ивановской области от 12.04.99 N 214);
- поэтапно в ходе исполнения Федеральной целевой программы "Жилище" в сфере практического решения социально - экономических проблем молодежи за счет реализации 2 проектов по внедрению новых форм внебюджетного финансирования проводилась работа по завершению строительства жилья для молодежи через молодежно - жилищные кооперативы. Введено в эксплуатацию 9036,67 кв. м жилья, получили квартиры 278 молодых семей и работников бюджетной сферы;