ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 мая 2013 года N 201
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОНОМИКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2013 - 2015 ГОДЫ И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2020 ГОДА
(в ред. постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.06.2013 N 261, от 06.11.2013 N 478, от 08.11.2013 N 499, от 21.11.2013 N 508, от N 17.12.2013 N 585)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 12.12.2013 N 575.
____________________________________________________________________
Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности экономики Кемеровской области" на 2013 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года.
2. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по жилищно-коммунальному комплексу) А.А.Лазарева.
Губернатор
Кемеровской области
А.М.ТУЛЕЕВ
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОНОМИКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2013 - 2015 ГОДЫ И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2020 ГОДА
(в ред. постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 17.12.2013 N 585)
Наименование программы | Долгосрочная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности экономики Кемеровской области" на 2013 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года (далее - Программа) |
Дата принятия и наименование решения о разработке Программы | Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; распоряжение Губернатора Кемеровской области от 17.05.2013 N 39-р "О разработке долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности экономики Кемеровской области" на 2013 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года" |
Государственный заказчик Программы | Коллегия Администрации Кемеровской области |
Директор Программы | Заместитель Губернатора Кемеровской области (по жилищно-коммунальному и дорожному комплексу) А.А.Лазарев |
Основные разработчики Программы | Департамент жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области, департамент угольной промышленности и энергетики Администрации Кемеровской области, государственное бюджетное учреждение Кемеровской области "Кузбасский центр энергосбережения" |
Сроки реализации Программы | 1-й этап - 2013 - 2015 годы; 2-й этап - 2016 - 2020 годы |
Основные исполнители Программы | Администрация Кемеровской области (департамент угольной промышленности и энергетики), департамент жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области, департамент строительства Кемеровской области, департамент образования и науки Кемеровской области, департамент социальной защиты населения Кемеровской области, департамент культуры и национальной политики Кемеровской области, департамент молодежной политики и спорта Кемеровской области, департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области, государственное бюджетное учреждение Кемеровской области "Кузбасский центр энергосбережения", хозяйствующие субъекты, организации на конкурсной основе |
Цели Программы | Создание правовых, экономических и организационных основ для повышения энергетической эффективности при добыче, производстве, транспортировке и использовании энергетических ресурсов на предприятиях и организациях, а также населением Кемеровской области темпами, обеспечивающими снижение потребления топливно-энергетических ресурсов на единицу ВРП на 40 процентов к 2020 году (по отношению к 2007 году); обеспечение режима надежного, бездефицитного энергообеспечения развития экономики Кемеровской области; сокращение расходов бюджетов на оплату энергетических ресурсов |
Задачи Программы | Формирование и совершенствование нормативно-правовых механизмов и условий, позволяющих разрабатывать и реализовывать конкретные проекты по энергосбережению: 1. Создание экономических механизмов, стимулирующих эффективное использование энергии: совершенствование финансовых механизмов; совершенствование системы нормирования в бюджетной сфере; совершенствование правил учета и контроля энергопотребления; совершенствование системы энергоаудита и мониторинга; создание привлекательных условий для вложения капитала в энергосбережение. 2. Модернизация и внедрение энергосберегающих технологий на объектах коммунальной инфраструктуры и в организациях с участием государства |
Основные мероприятия Программы | 1. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности жилищного фонда. 2. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры. 3. Энергосбережение в организациях с участием государства или муниципального образования и повышение энергетической эффективности этих организаций. 4. Стимулирование производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проведение мероприятий по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов. 5. Увеличение количества случаев использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии. 6. Энергосбережение в транспортном комплексе и повышение его энергетической эффективности, в том числе замещение бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом. 7. Строительство дополнительных энергоэффективных объектов генерации тепловой и электрической энергии в случае невозможности покрытия нагрузок за счет реализации потенциала энергосбережения. 8. Информационно-аналитическое обеспечение государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. 9. Мероприятия по учету комплекса мер по возмещению затрат в инновационной деятельности и реализации инновационных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. 10. Организация обучения специалистов в области энергосбережения и энергетической эффективности, в том числе по вопросам проведения энергетических обследований, подготовки и реализации энергосервисных договоров (контрактов). 11. Разработка и проведение мероприятий по пропаганде энергосбережения через средства массовой информации, распространение социальной рекламы, проведение конкурсов, семинаров, конференций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. 12. Сбор данных для расчета целевых показателей эффективности реализации Программы |
Объемы и источники финансирования Программы | Всего по Программе - 16 144 768,6 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2013 год - 2 331 593,6 тыс. рублей; 2014 год - 1 969 140,0 тыс. рублей; 2015 год - 1 969 140,0 тыс. рублей; 2016 - 2020 годы - 9 874 895,0 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования: из средств областного бюджета 2 820 656 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2013 год - 254 299 тыс. рублей; 2014 год -370 000 тыс. рублей; 2015 год - 370 000 тыс. рублей; 2016 - 2020 годы - 1 826 357 тыс. рублей. Иные не запрещенные законодательством источники финансирования, в том числе: средства местных бюджетов - 2 832 580,6 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2013 год - 636 112,6 тыс. рублей; 2014 год - 323 690 тыс. рублей; 2015 год - 323 690 тыс. рублей; 2016 - 2020 годы - 1 549 088 тыс. рублей. Внебюджетные источники - 10 491 532 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2013 год - 1 441 182 тыс. рублей; 2014 год - 1 275 450 тыс. рублей; 2015 год - 1 275 450 тыс. рублей; 2016 - 2020 годы - 6 499 450 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Снижение энергоемкости внутреннего регионального продукта, рассчитанное по конечному потреблению топливно-энергетических ресурсов, с 76,5 кг у.т./тыс. рублей в 2013 году до 49,3 кг у.т./тыс. рублей в 2020 году. Конечное потребление топливно-энергетических ресурсов в 2012 году составило 35 072 тыс. тонн у.т. Назначенный потенциал энергосбережения к 2020 году должен составить 16 365 тыс. тонн у.т. Потенциал энергосбережения в Кемеровской области в 2013 году составит 1722 тыс. тонн у.т., в том числе: в промышленности - 1097 тыс. тонн у.т.; при производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 77,5 тыс. тонн у.т.; на транспорте - 63,7 тыс. тонн у.т.; в сельском хозяйстве - 17,2 тыс. тонн у.т.; в строительстве - 8,5 тыс. тонн у.т.; населением - 396,0 тыс. тонн у.т.; прочие отрасли - 62,1 тыс. тонн у.т. |
По видам потребляемых в области энергоресурсов назначенный потенциал энергосбережения складывается в 2013 году следующим образом: уголь 275 тыс. тонн у.т.; газ 44,8 тыс. тонн у.т.; продукты 401 тыс. тонн у.т.; переработки топлива электроэнергия 534 тыс. тонн у.т.; тепловая энергия 274 тыс. тонн у.т. | |
Организация контроля за выполнением Программы | Контроль за реализацией Программы осуществляют Губернатор Кемеровской области, государственный заказчик Программы |
Энергосбережение является одной из самых актуальных задач XXI века. От результатов решения этой проблемы зависит место нашего общества в ряду развитых в экономическом отношении стран и уровень жизни граждан. Российская Федерация не только располагает всеми необходимыми природными ресурсами и интеллектуальным потенциалом для успешного решения своих энергетических проблем, но и объективно является ресурсной базой для европейских и азиатских государств, экспортируя нефть, нефтепродукты и природный газ в объемах, стратегически значимых для стран-импортеров. Однако избыточность топливно-энергетических ресурсов в нашей стране совершенно не предполагает энергорасточительность, так как только энергоэффективное хозяйствование при открытой рыночной экономике является важнейшим фактором конкурентоспособности российских товаров и услуг.
18 июня 2009 г. на первом заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев в ряду проблем российской национальной экономики поставил на первое место проблему повышения энергоэффективности и энергосбережения.
Энергосбережение отнесено к стратегическим задачам государства, являясь одновременно и основным методом обеспечения энергетической безопасности, и единственным реальным способом сохранения высоких доходов от экспорта углеводородного сырья.
Требуемые для внутреннего развития энергоресурсы можно получить не только за счет увеличения добычи углеводородного сырья и строительства новых энергообъектов, но и с намного меньшими затратами за счет энергосбережения непосредственно в центрах потребления энергоресурсов - больших и малых поселениях.
Перед обществом поставлена очень амбициозная задача - добиться снижения энергоемкости валового внутреннего продукта (ВВП) на 40 процентов к 2020 году.
Стратегическая цель энергосбережения одна и следует из его определения - это повышение энергоэффективности во всех отраслях, во всех поселениях и в стране в целом. И задача - определить, какими мерами и насколько можно осуществить это повышение.
Федеральный закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установил четкие требования в части эффективного использования энергии и обязал решать данную проблему программным методом.
Кузбасс - один из самых крупных по запасам угля и объемам его добычи бассейнов России и главный, а по некоторым позициям единственный в стране, поставщик технологического сырья для российской промышленности.
Кондиционные запасы каменного угля в Кузбассе превышают все мировые запасы нефти и природного газа более чем в 7 раз (в пересчете на условное топливо) и составляют 693 млрд. т, из них 207 млрд. т - коксующихся углей. Это 73 процента от общего объема запасов этих углей в стране. Объем этих запасов может обеспечить всю Россию сырьем для коксового производства на 1200 лет. Для сравнения: запасы коксующихся углей в Донбассе - 25 млрд. т, Печорском угольном бассейне - 9 млрд. т, Караганде - 13 млрд. т.
Остальные каменные угли являются уникальными в том плане, что, обладая способностью спекаться, могут в зависимости от направления их обогащения служить как коксохимическим, так и энергетическим сырьем.
Имеются в Кемеровской области и другие виды горючих ископаемых. Это торф (более 20 месторождений), проявление нефти и природного газа.
Топливно-энергетический комплекс Кемеровской области является основной частью инфраструктуры экономики и обеспечивает ее надежное и поступательное развитие.
Электроэнергетика - одна из наиболее стабильно работающих отраслей промышленности Кемеровской области. Если в целом по промышленности производство продукции за период 2007 - 2010 гг. выросло в 1,1 раза, то в электроэнергетике объемы производства за этот период остались практически постоянными. На фоне достаточно стабильной выработки электрической энергии наблюдается рост объемов электроэнергии, отправляемых за пределы области и, одновременно с этим, получаемых из соседних регионов. Незначительно увеличилась собственная выработка тепловой энергии. Имея инфраструктурный характер, электроэнергетика обеспечивает условия для работы других отраслей и для жизнедеятельности населения.
На территории Кемеровской области работают 8 тепловых электростанций суммарной установленной электрической мощностью 5041 МВт:
Томь-Усинская ГРЭС (1272 МВт);
Беловская ГРЭС (1200 МВт);
Южно-Кузбасская ГРЭС (554 МВт);
Кемеровская ГРЭС (485 МВт);
Ново-Кемеровская ТЭЦ (565 МВт);
Западно-Сибирская ТЭЦ (600 МВт);
Кузнецкая ТЭЦ (108 МВт);
Кемеровская ТЭЦ (85 МВт).
Параллельно с энергосистемой работают три блок-станции: ТЭЦ КМК установленной электрической мощностью 71 МВт, Юргинская ТЭЦ - 91 МВт и Анжеро-Судженская ТЭЦ - 10 МВт.
Электросетевой комплекс Кемеровской области представлен развитой системой линий электропередачи и подстанций напряжением 500 кВ и ниже. Протяженность электрических сетей всех напряжений составляет 29,9 тыс. км. На балансе электросетевых предприятий энергосистемы находится 4731 подстанция напряжением 6 кВ и выше.
Диспетчерские функции на территории области выполняет филиал ОАО "СО ЕЭС" "Региональное диспетчерское управление энергосистемой Кузбасса", подчиненный расположенному в г. Кемерово филиалу ОАО "СО ЕЭС" "Объединенное диспетчерское управление энергосистемами Сибири".
Несмотря на сложные проблемы организационной перестройки, энергопредприятия обеспечивают устойчивое и надежное энергоснабжение для нормального функционирования экономики и жизнедеятельности населения Кемеровской области.
Топливно-энергетический потенциал Кемеровской области характеризуется следующим образом.
Производство ТЭР в области постоянно увеличивается и в 2010 году составило 155 402 тыс. тонн у.т., в 2011 году - 158 759 тыс. тонн у.т.
Растет объем вывоза произведенных ТЭР с 93 383 тыс. тонн у.т. в 2010 году (60 процентов) до 98 308 тыс. тонн у.т. в 2011 году (62 процента).
Динамика фактического потребления ТЭР меняется незначительно и находится в пределах 45 - 46 процентов от производства в 2010 - 2011 гг.
Энергетический баланс Кузбасса складывается таким образом, что большая часть потребностей области в топливе покрывается за счет собственной сырьевой базы, а электроэнергии - за счет собственной генерации. Ввоз топливно-энергетических ресурсов в область незначительный и варьируется за рассматриваемый период от 7,8 до 8,7 процента (от производства), что говорит о высоком уровне энергетической безопасности Кемеровской области.
2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | |
Производство, всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
ЭЭ | 5,07 | 5,02 | 4,76 | 5,9 | 5,4 |
ТЭ | 3,47 | 3,48 | 3,57 | 4,2 | 3,8 |
Уголь | 87,95 | 87,92 | 88,50 | 82 | 83 |
Прочие виды | 3,51 | 3,58 | 3,18 | 7,9 | 7,8 |
Производство электрической и тепловой энергии меняется незначительно.
Природное топливо | Из него | Продукты переработки топлива | Горючие побочные энергоресурсы | Электроэнергия | Теплоэнергия | Всего | |||
уголь | газ горючий природный (естественный) | нефть, включая газовый конденсат | |||||||
Ресурсы | |||||||||
Добыча (производство), всего | 127205 | 127188 | - | - | 8283 | 4240 | 9185 | 6489 | 155402 |
Изменение запасов у поставщиков | -2044 | -2044 | - | - | -16,1 | - | - | - | |
Изменение запасов у потребителей | 227 | 227 | - | - | -13,6 | - | - | - | |
Ввоз | 5218 | 346 | 4379 | 492 | 2547 | - | 4487 | 12252 | |
Итого ресурсов | 130606 | 125717 | 4379 | 492 | 10800 | 4240 | 13672 | 6489 | 165807 |
Распределение | |||||||||
Вывоз | 88533 | 88533 | - | - | 2782 | - | 1968 | - | 93283 |
Общее потребление | 42073 | 37184 | 4379 | 492 | 8018 | 4240 | 11704 | 6489 | 72524 |
в том числе: | |||||||||
на преобразование в другие виды энергии | 26747 | 25664 | 1081 | 1,9 | 492 | 262 | 1,6 | - | 27502,6 |
в качестве сырья: | |||||||||
на переработку в другие виды топлива | 6286 | 5813 | - | 473 | - | - | - | - | |
на производство нетопливной продукции | 1803 | - | 1803 | - | 6,3 | - | - | - | |
в качестве материала на нетопливные нужды | 3,6 | - | 3,6 | 0,1 | 1,9 | - | - | ||
на конечное потребление | 7234 | 5707 | 1492 | 17,8 | 7518 | 3978 | 11153 | 6077 | 35960 |
потери на стадии потребления и транспортировки | - | - | - | - | - | - | 550 | 413 | 963 |