Недействующий

Об утверждении Региональной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы

I. Введение


Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 принята Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (далее - Национальная стратегия). В рамках очередного этапа социально-экономического развития страны актуальным является разработка и принятие на уровне Кемеровской области Региональной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы (далее - Региональная стратегия). Актуальность разработки очевидна, так как согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.

Главная цель Региональной стратегии - определить основные направления и задачи политики Кемеровской области в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.

В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение на федеральном уровне в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

В Кемеровской области инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация долгосрочных целевых программ Кемеровской области: "Культура Кузбасса" на 2012 -2014 годы, "Молодежь Кузбасса. Развитие спорта и туризма в Кемеровской области" на 2012 -2014 годы, "Развитие системы образования и повышение уровня потребности в образовании населения Кемеровской области" на 2012 - 2014 годы, а также постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 07.03.2008 N 78 "О реализации экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся общеобразовательных учреждений, находящихся на территории Кемеровской области, на 2008-2011 годы".

Создан институт уполномоченного по правам ребенка в соответствии с Законом Кемеровской области от 31.01.2011 N 6-ОЗ "Об уполномоченном по правам ребенка в Кемеровской области". Увеличился объем финансирования социальных расходов из федерального бюджета и бюджета Кемеровской области, разработаны дополнительные меры социальной поддержки семей с детьми.

В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости (в Кемеровской области за 2011 год уровень рождаемости составил 12,7 на 1000 населения, что чуть выше среднего по стране (12,6 на 1000 населения), а также снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения. Продолжается сокращение численности детского населения, за последнее десятилетие сформировались устойчивые негативные тенденции в динамике основных параметров здоровья детей.

Остаются актуальными проблемы обучения и воспитания детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Требуют решения проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании, правонарушений несовершеннолетних, особую озабоченность вызывает суицид и суицидальные попытки несовершеннолетних.

В области проводятся профилактические мероприятия, направленные на снижение смертности детей от самоубийств. При организации данной работы используются ресурсы муниципальных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

В Кемеровской области действует здоровьесберегающая инфраструктура, состоящая из 23 психолого-педагогических-медико-социальных центров (далее - ППМС-центр), в образовательных учреждениях внедряются компоненты региональной модели "Школа здоровья". Специалисты центров взаимодействуют со специалистами образовательных учреждений и оказывают необходимую методическую помощь педагогам и психологам образовательных учреждений, проводят консультации с родителями и несовершеннолетними, обучающие семинары и круглые столы по профилактике суицидального поведения детей и подростков с участием представителей департамента охраны здоровья населения Кемеровской области.

Здоровьесберегающая деятельность в системе образования области определяется принятым 31.05.2012 на коллегии департамента образования и науки Кемеровской области Положением о комплексном здоровьесберегающем и психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса в условиях реализации федеральных государственных стандартов общего образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования".

В целях оказания помощи детям психологами образовательных учреждений осуществляется диагностическая работа, внедрены специальные программы по профилактике детско-подростковых суицидов, оформлены стенды с указанием телефонов доверия, среди подростков распространяются информационные буклеты и листовки.

В области проводится эксперимент по привлечению педагогов-психологов к участию в уголовном судопроизводстве в целях совершенствования государственной политики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних.

Развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), усугубили проблемы, связанные с торговлей детьми, детской порнографией и проституцией.

Согласно данным Росстата, в 2010 году доля малообеспеченных среди детей в возрасте до 16 лет превышала среднероссийский уровень бедности. В самом уязвимом положении находятся дети в возрасте от полутора до трех лет, дети из многодетных и неполных семей и дети безработных родителей.

По данным Кемеровостата, в 2010 году доля семей с детьми с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности семей Кемеровской области составляет 28,4 процента.

Таким образом, масштабы и острота существующих проблем в сфере детства, возникающие новые вызовы, интересы будущего страны и ее безопасности настоятельно требуют от органов исполнительной и законодательной власти Кемеровской области, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.