Недействующий

КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 октября 2012 года N 409

О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 07.12.2011 N 555 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Здоровье кузбассовцев" на 2012-2014 годы"

(признано утратившим силу постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.12.2013 N 609)

Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет:

1. Внести в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 07.12.2011 N 555 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Здоровье кузбассовцев" на 2012-2014 годы" (в редакции постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 14.03.2012 N 74) следующие изменения:

1.1. В заголовке, пункте 1 цифры "2014" заменить цифрами "2015".

1.2. Долгосрочную целевую программу "Здоровье кузбассовцев" на 2012-2014 годы, утвержденную постановлением, изложить в новой редакции, согласно приложению к настоящему постановлению.

1.3. В части действия реализации подпрограммы "Улучшение условий и охраны труда, профилактика профессиональной заболеваемости в Кемеровской области" долгосрочной целевой программы "Здоровье кузбассовцев" на 2012-2015 годы постановление вступает в силу с 01.01.2013.

2. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать и утвердить муниципальные долгосрочные целевые программы, направленные на укрепление здоровья населения, повышение качества и доступности медицинской помощи, улучшение условий и охраны труда.

3. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".

4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителей Губернатора Кемеровской области А.С. Сергеева и Д.В. Исламова.

Губернатор

Кемеровской области

А.М. Тулеев

Приложение
к постановлению Коллегии Администрации Кемеровской области от
15 октября 2012 г. N 409

Долгосрочная целевая программа "Здоровье кузбассовцев" на 2012-2015 годы

Паспорт долгосрочной целевой программы "Здоровье кузбассовцев" на 2012-2015 годы


Наименование программы

Долгосрочная целевая программа "Здоровье кузбассовцев" на 2012-2015 годы (далее -  Программа)

Дата принятия и наименование решения о разработке Программы

Распоряжение Губернатора Кемеровской области от 17.10.2011 N 160-рг "О разработке долгосрочной целевой программы "Здоровье кузбассовцев" на 2012-2015 годы"

Государственный заказчик  Программы

Коллегия Администрации Кемеровской области

Директора Программы

Заместитель Губернатора Кемеровской области (по вопросам здравоохранения)  Сергеев Алексей Станиславович;

 заместитель Губернатора Кемеровской области (по экономике и региональному развитию) Исламов Дмитрий Викторович

Основные разработчики Программы

Департамент охраны здоровья населения Кемеровской  области;

 департамент труда и занятости населения Кемеровской области

Цели  Программы

Укрепление здоровья населения Кемеровской области, улучшение качества и повышение доступности медицинской помощи, предупреждение распространения  социально значимых заболеваний, снижение смертности населения в трудоспособном возрасте, обеспечение безопасного материнства и здоровья детей, улучшение условий и охраны труда, профилактика профессиональной заболеваемости, снижение производственного травматизма

Задачи Программы

Обеспечение оказания населению Кемеровской области высококвалифицированной медицинской помощи, в том числе с использованием современных медицинских технологий;

 улучшение материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, в том числе оснащение их медицинским оборудованием первоочередной необходимости;

 улучшение лекарственного обеспечения больных сахарным диабетом, артериальной гипертонией, туберкулезом, онкологическими и другими социально значимыми заболеваниями;

 обеспечение доступности гарантированной бесплатной медицинской помощи для населения Кемеровской области;

 совершенствование лечебно-профилактического обслуживания и реабилитации работников организаций Кемеровской области;

 обеспечение проведения аттестации 4800 рабочих мест по условиям труда, обучение 2055 работников по охране труда в организациях бюджетной сферы;

 проведение периодического (1 раз в 3 года) обучения и проверки знаний требований охраны труда работников в организациях бюджетной сферы;

 проведение научных исследований по проблемам формирования профессиональной патологии у шахтеров, разработка и внедрение программ медицинской реабилитации;

 подготовка и издание информационных материалов по охране труда

Срок реализации Программы

2012 - 2015 годы

Основные мероприятия Программы (перечень подпрограмм)

Подпрограммы:
 "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями";

 "Вакцинопрофилактика";

 "Развитие высокотехнологичных и дорогостоящих видов медицинской помощи";

 "Лекарственное обеспечение";

 "Улучшение материально-технической базы учреждений здравоохранения";

 "Здоровое  поколение";

 "Государственная поддержка организации оздоровления и отдыха населения Кемеровской области ,  долечивание и реабилитация работающих граждан ";

 "Подготовка специалистов и проведение научно-исследовательской работы в сфере здравоохранения";

 "Доступное зрение";

 " Онкология";

 "Туберкулез";

 "Профилактика, выявление, мониторинг лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека, гепатитов В и С";

 "Совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях";

 "Улучшение условий и охраны труда, профилактика профессиональной заболеваемости в Кемеровской области"

Основные исполнители Программы

Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области;

 департамент труда и занятости населения Кемеровской области

Объемы и источники финансирования Программы

Всего на реализацию Программы потребуется на  2012-2015 годы 3719,5113 млн. рублей, в том числе:
 2012 год - 2155,5113 млн. рублей;

 2013 год - 570 млн. рублей;

 2014 год - 497 млн. рублей;

 2015 год - 497 млн. рублей;

 из них:
 средства областного бюджета на 2012-2015 годы  2739,664 млн. рублей, в том числе:
 2012 год - 1175,664 млн. рублей;

 2013 год - 570 млн. рублей;

 2014 год - 497 млн. рублей;

 2015 год - 497 млн. рублей.
 Кроме того, предполагается привлечь для реализации программных мероприятий иные не запрещенные законодательством источники финансирования, в том числе:
 средства федерального бюджета на 2012-2015 годы -  904,7973 млн. рублей, в том числе:
 2012 год - 904,7973 млн. рублей;

 2013 год - 0,0;

 2014 год - 0,0;

 2015 год - 0,0;

 средства местных бюджетов на 2012-2015 годы - 70,34 млн. рублей, в том числе:
 2012 год - 70,34 млн. рублей;

 2013 год - 0,0;

 2014 год - 0,0;

 2015 год - 0,0;

 внебюджетные источники на 2012-2015 годы -   4,71 млн. рублей, в том числе:
 2012 год - 4,71 млн. рублей;

 2013 год - 0,0;

 2014 год - 0,0;

 2015 год - 0,0

Ожидаемые конечные результаты Программы

Медицинский эффект:
 повышение качества диагностики и эффективности лечения туберкулеза, онкологических заболеваний, сахарного диабета и других социально значимых заболев аний;

 снижение материнской смертности;

 снижение младенческой смертности.
 Экономический эффект:
 рациональное использование денежных средств при оказании медицинской помощи населению Кемеровской области;

 применение новейших малоинвазивных методов диагностики и лечения заболеваний;

 рациональное использование врачебных кадров при комплектации учреждений здравоохранения .
 Социальный эффект:
 улучшение качества жизни населения Кемеровской области;

 сокращение численности пострадавших на производстве от травм и профессиональных заболеваний;

 повышение социальной адаптации больных заболеваниями с хронической формой и инвалидов

Организация контроля за выполнением Программы

Государственный заказчик Программы, Губернатор Кемеровской области

1. Содержание проблемы и необходимость её решения программными методами


Анализ структуры заболеваемости и причин смертности населения Кемеровской области указывает на необходимость принятия стратегических решений по основным классам социально значимых заболеваний, входящих в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих":

сахарный диабет;

болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением;

туберкулез;

болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ);

вирусные гепатиты;

инфекции, передающиеся преимущественно половым путем;

психические расстройства и расстройства поведения;

злокачественные новообразования.

Необходимость комплексного решения проблем, связанных с социально значимыми заболеваниями, программно-целевым методом обусловлена рядом объективных причин, в том числе:

масштабностью, сложностью и многообразием проблем профилактики, лечения и реабилитации при социально значимых заболеваниях, что предполагает разработку и осуществление комплекса программных мероприятий, взаимоувязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;

необходимостью выполнения в рамках единой программы крупных по объему и требующих длительных сроков реализации инвестиционных и научно-технических проектов;

потребностью в координации усилий органов государственной власти Кемеровской области, негосударственных организаций и общественных объединений.

Целесообразность использования программно-целевого метода решения проблемы социально значимых заболеваний подтверждается результатами реализации действующей с 2007 года федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2012 годы)", задачами которой являются стабилизация эпидемиологической ситуации, снижение преждевременной смертности, заболеваемости, инвалидизации, увеличение продолжительности жизни при указанных заболеваниях. Об эффективности использования данного метода, в частности, свидетельствует стабилизация начиная с 2007 года показателей заболеваемости и смертности по таким классам заболеваний, как сахарный диабет, инфекции, передаваемые половым путем, злокачественные новообразования.

Программа состоит из 14 подпрограмм, отражающих проблемные вопросы здравоохранения.

Подпрограмма "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями"

Артериальная гипертония является одним из самых распространённых и важнейших факторов риска развития заболеваний системы кровообращения, которые в структуре смертности населения составляют более 50 процентов. Проведение мероприятий по раннему выявлению артериальной гипертонии, предупреждению её серьезных последствий и, как следствие, предупреждению инвалидности и преждевременной смертности ограничено рамками текущего финансирования и требует дополнительных финансовых вложений. В 2010 году уровень смертности от болезней системы кровообращения в Кемеровской области составил 756 случаев на 100 тысяч населения. Высокий удельный вес в нём приходится на трудоспособный возраст.

Реализация подпрограммы позволит снизить первичный выход на инвалидность, заболеваемость с временной утратой трудоспособности, обращаемость за неотложной и экстренной медицинской помощью на догоспитальном этапе, снизить общую смертность населения.

Следующая проблема - это злокачественные новообразования, борьба с которыми остается одной из важнейших задач медицины. Высокие показатели первичной онкозаболеваемости жителей Кемеровской области свидетельствуют о необходимости повышенного внимания к этому вопросу.

В структуре причин общей смертности злокачественные новообразования занимают третье место после болезней системы кровообращения, травм и отравлений и составили в 2010 году 219 случаев на 100 тысяч населения. Лечение онкологических больных, связанное с применением дорогостоящих специализированных радиофармацевтических препаратов, радиоактивных источников для аппаратов лучевой терапии, финансово ёмкое и требует дополнительного финансирования.

Реализация подпрограммы позволит повысить эффективность лечения и диагностики, что, в свою очередь, приведет к снижению смертности населения от злокачественных новообразований.

В Кемеровской области сохраняется напряженная ситуация по туберкулезу. Показатель заболеваемости туберкулезом за 2010 год составил 116,6 случая на 100 тысяч населения, что в 1,4 раза превышает среднероссийский показатель. Поздняя выявляемость больных туберкулезом в связи с недостаточным охватом населения профилактическими осмотрами на туберкулез приводит к росту преждевременной смертности и инвалидизации.

Реализация подпрограммы позволит создать условия для обследования пациентов в общей лечебной сети на качественном оборудовании, укрепить материально-техническую базу противотуберкулезных учреждений, в первую очередь, детских отделений, продолжить работу по бесперебойному централизованному обеспечению противотуберкулезных учреждений Кемеровской области противотуберкулезными препаратами, что позволит снизить уровень смертности от туберкулеза.

Сахарный диабет. Это грозное заболевание и его осложнения занимают третье место среди заболеваний, приводящих к инвалидности. Поздние осложнения являются не только ведущей причиной инвалидности, но и преждевременной смертности больных сахарным диабетом.

Благодаря реализации подпрограммы в 2010 году было обеспечено стабильное снабжение больных сахарным диабетом инсулинами и тест-полосками для определения уровня сахара в крови, что способствовало снижению количества осложнений этого заболевания. Дальнейшая реализация подпрограммы позволит обеспечить больных сахарным диабетом инсулинами, сахароснижающими препаратами и средствами контроля, что позволит добиться стойкой компенсации диабета, снизить количество осложнений, повысить качество жизни граждан с этим заболеванием.

К группе социально значимых болезней относятся и инфекции, передаваемые половым путем, которые оказывают прямое влияние на репродуктивное здоровье населения, поскольку приводят к бесплодию. Реализация мероприятий подпрограммы позволит усилить работу по предупреждению распространения инфекций, передаваемых половым путем, особенно среди детей и подростков, увеличить объём профилактической и лечебной помощи населению в амбулаторных условиях, профилактику врожденного сифилиса, обеспечение лекарственными препаратами для лечения сифилиса.

Подпрограммой предусмотрено целевое финансирование на улучшение диагностики, раннюю выявляемость и лечение вирусных гепатитов В и С. Основные финансовые затраты связаны с лечением этих больных, которое является очень дорогостоящим.

Качество жизни населения во многом определяется уровнем психических заболеваний и поведенческих расстройств. В области по итогам 2010 года показатель первичной заболеваемости психическими болезнями составил 90 случаев на 100 тысяч населения. В целом более 30 процентов населения нуждаются в помощи специалистов в области психического здоровья. До 5,5 процента населения нуждаются в активной психиатрической помощи. Более 1,5 тысячи человек ежегодно погибает от суицидов, в основе которых лежат психические расстройства. Развитие этой службы, имеющей большое социальное значение, требует дополнительного финансирования, особенно ее реабилитационного этапа.

Эпидемическая ситуация по ВИЧ-инфекции расценивается в Кузбассе как неблагополучная. Уровень заболеваемости ВИЧ-инфекцией с каждым годом увеличивается (за 2008-2010 годы рост с 97,6 случая до 144,5 случая на 100 тысяч населения). В настоящее время эпидемиологический процесс охватил все муниципальные образования Кемеровской области.

Реализация подпрограммы позволит своевременно выявлять ВИЧ-инфицированных, особенно в группах риска, обеспечит разрыв эпидемиологических цепочек, снизит риск медицинского пути передачи ВИЧ-инфекции.

В рамках подпрограммы "Вакцинопрофилактика" будет осуществляться приобретение вакцины против клещевого энцефалита, антирабической вакцины (бешенство), туберкулина, иммуноглобулина противоклещевого для учреждений здравоохранения.

Устойчивое обеспечение вакцинами является важнейшей мерой борьбы и предупреждения развития инфекционных заболеваний, регулируемых средствами иммунопрофилактики.

Своевременная профилактика таких инфекционных заболеваний, как грипп, клещевой энцефалит и других, является не только мерой предупреждения инвалидности и смертности от осложнений этих инфекций, но и приносит ощутимый экономический эффект, снижая утрату временной нетрудоспособности и в случаях, и в днях.

В рамках подпрограммы "Развитие высокотехнологичных и дорогостоящих видов медицинской помощи" планируется обеспечить возможность предоставления населению Кемеровской области высокотехнологичных и дорогостоящих видов медицинской помощи кардиологического, офтальмологического, травматологического, нейрохирургического, урологического, гинекологического и других профилей и иной медицинской помощи, требующей применения высоких технологий. Все виды высокотехнологичной медицинской помощи относятся к категории дорогостоящих и финансируются сверх программы ОМС за счет средств бюджетов всех уровней.

Современное здравоохранение невозможно без внедрения новых технологий, методов лечения, для чего необходимы проведение обучающих семинаров, подготовка и переподготовка медицинских кадров.

В рамках подпрограммы "Лекарственное обеспечение" осуществляется приобретение дорогостоящих лекарственных средств для определенных категорий больных и населения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.94 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения". Реализация мероприятий указанной подпрограммы позволит улучшить качество оказания лекарственной помощи и увеличит доступность бесплатных лекарств при амбулаторном лечении для населения Кемеровской области.

Реализация подпрограммы "Улучшение материально-технической базы учреждений здравоохранения" позволит приобретать современное медицинское оборудование для лечебно-профилактических учреждений, что, в свою очередь, повысит качество лечения населения Кемеровской области.

Кроме того, подпрограммой предусмотрено финансирование мероприятий по проведению текущего и капитального ремонта учреждений здравоохранения.

За последние три года в динамике продолжилось снижение младенческой смертности по Кемеровской области с 10,3 случая на 1000 родившихся живыми в 2006 году до 8,1 случая в 2010 году. Вместе с тем в целом состояние здоровья детей остается неудовлетворительным, а врожденные пороки развития неизбежно способствуют росту числа детей-инвалидов. Показатель первичной детской инвалидности за 2008-2010 годы составил в среднем 27,4 случая на 10 тысяч детского населения. Поэтому реализация подпрограммы "Здоровое поколение" крайне необходима.

Мероприятия подпрограммы предусматривают совершенствование организации акушерской и неонатальной помощи. Позволят повысить эффективность оказания акушерской и неонатальной помощи за счет внедрения новых эффективных лечебно-диагностических технологий. В значительной степени решаются вопросы улучшения питания беременных женщин, кормящих матерей и детей.

За счет средств подпрограммы предусматривается проведение комплекса диагностических, лечебных и оздоровительных мероприятий для детей, улучшение в соответствии с санитарными нормами и правилами условий оздоровления и реабилитации детей.

Это поможет снизить показатели материнской и младенческой смертности в Кемеровской области, увеличить выживаемость новорожденных и глубоко недоношенных детей, уменьшить число детей-инвалидов и улучшить качество их жизни.

Реализация подпрограммы "Государственная поддержка организации оздоровления и отдыха населения Кемеровской области, долечивание и реабилитация работающих граждан" позволит максимально удовлетворить потребность жителей Кемеровской области в санаторно-курортном лечении и реабилитации различных категорий населения: детей-подростков, ветеранов войн, работающих граждан т.д.

Проблема обеспечения кадрами заключается в структурных диспропорциях территориального и квалификационно-профессионального характера. Территориальный структурный сдвиг характеризуется высокой концентрацией врачебных кадров в крупных городах при острой нехватке специалистов в муниципальных образованиях сельского типа, квалификационно-профессиональный сдвиг характеризуется низким удельным весом врачей первичного звена, с одной стороны, и нехваткой специалистов по отдельным узким специальностям, с другой.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»