ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 декабря 2011 года N 554
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2012 - 2015 ГОДЫ
(в ред. постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 07.06.2012 N 221, от 24.09.2012 N 379, от 06.11.2012 N 467, от 28.12.2012 N 615, от 11.06.2013 N 236, от 06.08.2013 N 332, от 26.11.2013 N 544, от 26.12.2013 N 613)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 24.01.2014 N 23. В соответствии с изменениями, внесенными постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 18.03.2014 N 119, порядок вступления постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 24.01.2014 N 23 изменен.
____________________________________________________________________
В целях обеспечения права граждан на экологически благоприятную окружающую среду, улучшения качества жизни населения Кемеровской области Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Экология и природные ресурсы Кемеровской области" на 2012 - 2015 годы.
(в ред. постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.11.2012 N 467)
2. Департаменту документационного обеспечения Администрации Кемеровской области (Т.Н.Вовченко), главному управлению по работе со средствами массовой информации Администрации Кемеровской области (А.В.Горелкин) и департаменту информационных технологий Администрации Кемеровской области (С.Л.Мурашкин) обеспечить размещение настоящего постановления на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по природным ресурсам и экологии) Н.Ю.Вашлаеву.
4. Постановление вступает в силу с 01.01.2012.
И.о. Губернатора
Кемеровской области
В.П.МАЗИКИН
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2012 - 2015 ГОДЫ
(в ред. постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.11.2012 N 467, от 28.12.2012 N 615, от 11.06.2013 N 236, от 06.08.2013 N 332, от 26.11.2013 N 544, от 26.12.2013 N 613)
Наименование программы | Долгосрочная целевая программа "Экология и природные ресурсы Кемеровской области" на 2012 - 2015 годы (далее - Программа) |
Дата принятия и наименование решения о разработке Программы | Распоряжение Губернатора Кемеровской области от 03.11.2011 N 174-рг "О разработке долгосрочной целевой программы "Экология и природные ресурсы Кемеровской области" на 2012 - 2015 годы" (в редакции распоряжения Губернатора Кемеровской области от 26.10.2012 N 89-рг) |
Государственный заказчик Программы | Коллегия Администрации Кемеровской области |
Директор Программы | Заместитель Губернатора Кемеровской области (по |
Основные разработчики Программы | Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области; |
Цели Программы | Обеспечение эффективности управления природоохранной деятельностью; |
Задачи Программы | Создание инструментов управления охраной окружающей среды и природопользованием; |
Срок реализации Программы | 2012 - 2015 годы |
Основные мероприятия Программы (перечень подпрограмм) | Подпрограммы: |
Основные исполнители Программы | Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области; |
Объемы и источники финансирования Программы | Всего - 401 339,800 тыс. рублей, в том числе по годам: |
(в ред. постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.12.2013 N 613) | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Устранение нарушений природоохранного законодательства Российской Федерации и Кемеровской области по результатам государственного контроля; |
Организация контроля за выполнением Программы | Контроль осуществляют: |
Существующие проблемы управления охраной окружающей среды и природопользованием, а именно: отсутствие необходимых инструментов управления - достаточной нормативной правовой базы, обеспечивающей реализацию экологической политики Кемеровской области, экономических и информационных механизмов управления, необходимость развития и поддержки общественного экологического движения, формирования системы непрерывного экологического образования, воспитания и повышения уровня экологической культуры, а также исполнение отдельных полномочий в сфере охраны окружающей среды - требуют решения программными методами.
Решение существующих проблем видится в усилении эффективности системы управления природоохранной деятельностью и природопользованием.
Основой принятия правильных управленческих решений в сфере природоохранной деятельности является наличие объективной комплексной информации о состоянии природных ресурсов, окружающей среды и ее изменениях с учетом антропогенных воздействий.
Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды невозможно без информационного обеспечения управления и экологического мониторинга. Решить эту проблему можно современными методами работы с пространственно распределенными наборами данных, а также созданием эффективной системы регионального мониторинга.
Реализация экологической политики требует радикального изменения мировоззрения, системы общественных ценностей, представлений о развитии экономики. Экологическое образование служит основой формирования экологически ориентированного мировоззрения людей.
Общим недостатком развития природно-ресурсного комплекса Кемеровской области в целом является несовершенство законодательной базы и экономических механизмов. Передача части полномочий субъектам Российской Федерации требует незамедлительного создания эффективной нормативной правовой базы на региональном уровне.
В настоящее время на территорию области ввозятся строительные пески, необходимые для производства сухих строительных смесей. Также строительная индустрия области испытывает дефицит как в песках для приготовления штукатурных и кладочных растворов, так и в заполнителях в бетон. Частично потребность в этих видах сырья удовлетворяется за счет фракционирования песчано-гравийных смесей с получением песков-отсевов и щебня различных классов крупности. Таких месторождений в пределах области известно 30, суммарные запасы сырья по ним составляют около 189 млн. куб. метров.
Однако перспективы развития сырьевой базы песчано-гравийных смесей в области крайне ограничены. Почти все месторождения расположены в водоохранных зонах рек.
В связи с этим наиболее перспективным следует считать путь ликвидации возникшего дефицита за счет увеличения объемов использования щебня мелких фракций из природного строительного камня.
С целью реализации указанных направлений необходимо:
совершенствование нормативной правовой базы, направленной на эффективное управление фондом недр в части общераспространенных полезных ископаемых;
проведение геологоразведочных работ для воспроизводства сырьевой базы востребованных промышленностью Кемеровской области строительных полезных ископаемых.
На территории Кемеровской области в разные годы было построено около 3 тыс. водоподпорных гидротехнических сооружений (далее - ГТС), предназначенных для использования водных ресурсов (в основном для мелиоративных целей), предотвращения вредного воздействия вод и хранения жидких отходов. В настоящее время большая часть ГТС характеризуется высоким износом сооружений, что ежегодно усугубляет их техническое состояние и может привести к техногенным авариям.
Из-за наводнений в период паводков и другого вредного воздействия вод на территории Кемеровской области периодически происходят процессы и явления, связанные с негативным влиянием водных объектов:
затопление и подтопление населенных пунктов, социально значимых объектов, сельскохозяйственных угодий;
разрушение берегов водных объектов в черте населенных пунктов Кемеровской области.
Леса Кемеровской области оказывают огромное положительное воздействие на экологическое состояние природных комплексов.
Общая площадь земель лесного фонда Кемеровской области составляет на 1 января 2012 г. 5421,8 тыс. га, в том числе покрытых лесной растительностью - 5110,8 тыс. га, из них ценными хвойными породами - 2230,5 тыс. га. Общий запас древесины составляет 663,43 млн. куб. метров, в том числе в спелых и перестойных лесах - 321,56 млн. куб. метров. Из не покрытых лесом земель лесного фонда на 49,3 тыс. га требуется проведение лесовосстановительных мероприятий.
В настоящее время в лесном хозяйстве накопились проблемы, от решения которых зависит эффективное и рациональное использование лесных ресурсов при безусловном сохранении глобальной экологической значимости лесов Кемеровской области.
Крайне недостаточное финансирование лесного хозяйства и охраны лесов от пожаров в предыдущие годы отрицательно сказалось не только на выполнении установленных показателей лесохозяйственной деятельности, но и на технологическом уровне проведения лесохозяйственных мероприятий и состоянии лесов, привело к резкому истощению материально-технической базы учреждений лесного хозяйства.
В последние годы сократились исследования по созданию теоретической и практической базы в области управления лесами, рационального непрерывного лесопользования, информатизации, мониторинга состояния лесов, сертификации лесных участков и лесной продукции, лесоустройства, применения дистанционных методов оценки состояния лесов, подверженных естественному, техногенному и антропогенному воздействию.
Среди проблем лесного хозяйства в настоящее время наиболее острыми являются:
обеспечение своевременного восстановления не покрытых лесом земель лесного фонда, сгоревших и вырубленных лесов;
обеспечение охраны лесов от пожаров;
повышение показателей использования основного лесного ресурса, запасов спелых и перестойных лесов.
Решение этих проблем требует проведения мероприятий по интенсификации ведения лесного хозяйства, подъема лесопользования на более высокий современный уровень, нового подхода к организации непрерывного многоцелевого использования лесов, применения новых технологий и прогрессивных методов инвентаризации лесных ресурсов и управления лесным хозяйством.
Площадь охотничьих угодий Кемеровской области составляет 7760,8 тыс. га, из них 5567 тыс. га передано в аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на основании долгосрочных лицензий, 2193,8 тыс. га - общедоступные охотничьи угодья.
Площадь особо охраняемых природных территорий регионального значения (13 государственных заказников) составляет 479,415 тыс. га.
В настоящее время в охотничьем хозяйстве Кемеровской области накопилось много проблем. В связи с неоднократной передачей полномочий в сфере охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира от одного федерального органа другому и, в конечном итоге, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также с недостаточным финансированием материально-технической базы на территории Кемеровской области произошло резкое снижение численности охотничьих животных, в первую очередь, копытных.
В связи с этим требуется совершенствование управления охотничьими ресурсами, проведение охотхозяйственных, воспроизводственных и биотехнических мероприятий, создание схем и карт территориального охотустройства охотничьих угодий.
С целью исключения нецелевого использования бюджетных средств предусмотрены:
обязательное наличие проектов строящихся и реконструируемых объектов, имеющих положительные заключения государственной экспертизы;
разработка проектно-сметной документации в установленном порядке с перспективной проработкой финансирования будущего строительства.
Целями Программы являются:
обеспечение эффективности управления природоохранной деятельностью;
формирование системы непрерывного экологического образования, воспитания и повышения уровня экологической культуры;
сохранение и восстановление редких и исчезающих видов животных, растений и грибов на территории Кемеровской области;
проведение мониторинговых исследований по качеству окружающей среды на территории Кемеровской области;
проведение мероприятий по геологоразведочным работам для обеспечения Кемеровской области остродефицитными строительными материалами;
гарантированное обеспечение водными ресурсами текущих и перспективных потребностей населения и объектов экономики Кемеровской области;
обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод;
восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения;
сохранение и воспроизводство лесов как сырьевой базы, обеспечивающей потребности экономики и населения в древесной и недревесной продукции, и как важнейшего природоформирующего компонента окружающей среды на основе рационального и неистощительного лесопользования;
сохранение и воспроизводство объектов животного мира Кемеровской области, обеспечение биологического разнообразия и устойчивого существования животного мира, сохранение генетического фонда диких животных.
Выполнение мероприятий Программы ориентировано на решение следующих задач:
создание инструментов управления охраной окружающей среды и природопользованием;
участие в создании системы непрерывного экологического образования, воспитания и повышения уровня экологической культуры;
получение информации о видовом составе и состоянии растительного и животного мира Кемеровской области для выявления редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов;
получение информации о состоянии окружающей среды на территории Кемеровской области;