Недействующий

КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 05 сентября 2008 года N 355

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОЛЛЕГИИ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 25.06.2007 N 163 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СРЕДНЕСРОЧНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛА В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2008 2010 ГОДЫ"

(признано утратившим силу с 01.01.2012 Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.12.2011 N 615)

Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет:

1. Внести изменение в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.06.2007 N 163 "Об утверждении среднесрочной региональной целевой программы "Государственная поддержка агропромышленного комплекса и социального развития села в Кемеровской области на 2008 - 2010 годы" (в редакции постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.08.2007 N 242, от 16.05.2008 N 195), изложив его в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Управлению по работе со средствами массовой информации Администрации Кемеровской области (С.И.Черемнов) опубликовать настоящее постановление в сборнике "Информационный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по агропромышленному комплексу) В.М. Мангазеева.

И.о. Губернатора

Кемеровской области

В.П. Мазикин


ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Коллегии
Администрации Кемеровской области
от 5 сентября 2008 г. N 355

Об утверждении среднесрочной региональной целевой программы "Государственная поддержка агропромышленного комплекса и социального развития села в Кемеровской области на 2008 - 2011 годы


В целях обеспечения стабилизации и увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции, химической и биологической безопасности продовольствия, сохранения и восстановления плодородия почв сельскохозяйственного назначения, устойчивого развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры Кемеровской области.

1. Утвердить прилагаемую среднесрочную региональную целевую программу "Государственная поддержка агропромышленного комплекса и социального развития села в Кемеровской области на 2008 - 2011 годы Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет:

2. Управлению по работе со средствами массовой информации Администрации Кемеровской области (С.И.Черемнов) опубликовать настоящее постановление в сборнике "Информационный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по агропромышленному комплексу) В.М. Мангазеева.

УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Коллегии
Администрации Кемеровской области
от 25.06.2007 N 163

Среднесрочная региональная целевая программа "Государственная поддержка агропромышленного комплекса и социального развития села в Кемеровской области" на 2008 - 2011 годы


Наименование программы

Среднесрочная региональная целевая программа "Государственная поддержка агропромышленного комплекса и социального развития села в Кемеровской области" на 2008 - 2011 годы (далее - Программа)

Дата принятия и наименование решения о разработке Программы

Распоряжение Губернатора Кемеровской области от 01.06.2007 N 115-рг "О разработке среднесрочной региональной целевой программы "Государственная поддержка агропромышленного комплекса и социального развития села в Кемеровской области" на 2008 - 2011 годы (в редакции распоряжения Губернатора Кемеровской области от 05.08.2008 N 103-рг)

Государственный заказчик Программы

Коллегия Администрации Кемеровской области

Директор Программы

Заместитель Губернатора Кемеровской области (по агропромышленному комплексу) В.М. Мангазеев

Основные разработчики Программы

Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области

Цели Программы

Ускорение темпов экономического роста сельскохозяйственной отрасли, обеспечивающей продовольственную безопасность Кемеровской области, на основе повышения её конкурентоспособности;

 сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов, создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса агрохимических, гидромелиоративных, агролесомелиоративных и орга низационных мероприятий с использованием современных достижений науки и техники;

 обеспечение доступности малых форм хозяйствования к рынкам снабжения и сбыта;

 устойчивое развитие уровня социальной сферы и инженерной инфраструктуры муниципальных образований Кемеровской области;

 создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности;

 реализация социальных гарантий в области жилищных прав граждан;

 обеспечение эпизоотического благополучия, биологической и химической безопасности территории Кемеровской области

Задачи Программы

Формирование и поддержание продовольственного резерва Кемеровской области;

 создание условий для дальнейшего роста производства продукции агропромышленного комплекса;

 рациональное использование биоклиматического потенциала, систематическое воспроизводство природного плодородия почв, проведение агрохимических и агролесомелиоративных мероприятий;

 реконструкция и ремонт зданий и сооружений ветеринарных лабораторий области, оснащение ветеринарных лабораторий современным оборудованием, повышение качества и доступности предоставления лабораторных услуг;

 создание на базе малых форм хозяйствования сельскохозяйственных потребительских кооперативов и увеличение производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах;

 повышение качества водоснабжения и газификация сельских населенных пунктов;

 улучшение жилищных и социальных условий, сохранение и создание новых рабочих мест, обеспечение повышения качества жизни сельского населения

Срок реализации Программы

2008 - 2011 годы

Основные мероприятия Программы (перечень подпрограмм)

Подпрограммы:
 1. "Государственная поддержка агропромышленного комплекса".
 2. "Государственная поддержка социального развития села".
 3. "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Кемеровской области".
 4. "Обеспечение эпизоотического благополучия, биологической и химической безопасности территории Кемеровской области"

Основные исполнители Программы

Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области,
 управление ветеринарии Кемеровской области

Объемы и источники финансирования Программы

Всего средств на реализацию Программы
 на 2008 - 2011 годы - 19 949 790 тыс. руб.,
 из них:
 на 2008 год - 5 143 920 тыс. руб.;

 на 2009 год - 4 883 979 тыс. руб.;

 на 2010 год - 4 939 932 тыс. руб.;

 на 2011 год - 4 981 959 тыс. руб.;

 в том числе:
 средства областного бюджета на 2008 - 2011 годы - 3 209 600 тыс. руб., из них:
 на 2008 год - 958 700 тыс. руб.;

 на 2009 год - 705 150 тыс. руб.;

 на 2010 год - 750 000 тыс. руб.;

 на 2011 год - 795 750 тыс. руб.;

 иные не запрещенные законодательством источники финансирования:
 средства федерального бюджета на 2008 - 2011 годы - 382 493 тыс. руб., из них:
 на 2008 год - 80 110 тыс. руб.;

 на 2009 год - 98 226 тыс. руб.;

 на 2010 год - 104 475 тыс. руб.;

 на 2011 год - 99 682 тыс. руб.;

 софинансирование из местного бюджета
 на 2008 - 2011 годы - 12 487 тыс. руб.,
 из них:
 на 2008 год - 500 тыс. руб.;

 на 2009 год - 4 403 тыс. руб.;

 на 2010 год - 5 257 тыс. руб.;

 на 2011 год - 2 327 тыс. руб.;

 внебюджетные источники на 2008 - 2011 годы -16 345 210 тыс. руб., из них:
 на 2008 год - 4 104 610 тыс. руб.;

 на 2009 год - 4 076 200 тыс. руб.;

 на 2010 год - 4 080 200 тыс. руб.;

 на 2011 год - 4 084 200 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Реализация Программы позволит довести индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в процентах к предыдущему году до:
 2008 год - 99,5 процента;

 2009 год - 100,9 процента;

 2010 год - 101,1 процента;

 2011 год - 101,4 процента;

 энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций на 100 га посевной площади (суммарная номинальная мощность двигателей тракторов, комбайнов и самоходных машин) составит:
 2008 год - 126 л.с.;

 2009 год - 137 л.с.;

 2010 год - 141 л.с.;

 2011 год - 151 л.с.
 Устойчивое развитие сельских территорий:
 ввод и приобретение жилья для граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов:
 2008 год - 9,5 тыс. кв. м;

 2009 год - 9,6 тыс. кв. м;

 2010 год - 9,7 тыс. кв. м;

 2011 год - 9,8 тыс. кв. м;

 обеспеченность сельского населения питьевой водой:
 2008 год - 67,5 процента;

 2009 год - 68,5 процента;

 2010 год - 70,0 процента;

 2011 год - 72,4 процента;

 уровень газификации домов (квартир) сетевым газом:
 2008 год - 0,2 процента;

 2009 год - 0,4 процента;

 2010 год - 0,6 процента;

 2011 год - 0,8 процента.
 Поддержание почвенного плодородия:
 предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота сельскохозяйственных угодий:
 2008 год - 10,0 тыс. га;

 2009 год - 10,1 тыс. га;

 2010 год - 10,5 тыс. га;

 2011 год - 11,0 тыс. га;

 защита и сохранение сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии и опустынивания:
 2008 год - 0,03 тыс. га;

 2009 год - 0,03 тыс. га;

 2010 год - 0,03 тыс. га;

 2011 год - 0,03 тыс. га;

 внесение минеральных удобрений:
 2008 год - 10,6 тыс. тонн действующего вещества;

 2009 год - 11,7 тыс. тонн действующего вещества;

 2010 год - 13,2 тыс. тонн действующего вещества;

 2011 год - 14,3 тыс. тонн действующего вещества.
 Развитие животноводства:
 производство скота и птицы (в живом весе):
 2008 год - 103 тыс. тонн;

 2009 год - 104 тыс. тонн;

 2010 год - 105 тыс. тонн;

 2011 год - 106 тыс. тонн;

 производство молока:
 2008 год - 470 тыс. тонн;

 2009 год - 474 тыс. тонн;

 2010 год - 479 тыс. тонн;

 2011 год - 484 тыс. тонн.
 Проведение противоэпизоотических мероприятий:
 уровень заболеваемости животных гиподерматозом:
 2008 год - 25,5 процента;

 2009 год - 15,0 процента;

 2010 год - 0,0 процента;

 2011 год - 0,0 процента.
 Развитие отраслей растениеводства:
 удельный вес площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посевов:
 2008 год - 6,0 процента;

 2009 год - 6,2 процента;

 2010 год - 6,4 процента;

 2011 год - 6,7 процента;

 посевная площадь рапса озимого и ярового в хозяйствах всех категорий:
 2008 год - 20,0 тыс. га;

 2009 год - 20,3 тыс. га;

 2010 год - 20,5 тыс. га;

 2011 год - 20,7 тыс. га

Организация контроля за выполнением Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляют государственный заказчик Программы, Губернатор Кемеровской области, Совет народных депутатов Кемеровской области

Роль и место АПК в экономике региона необходимо оценивать адекватно целям и задачам, отводимым ему общегосударственной политикой. Агропромышленный комплекс сочетает систему функций, имеющую право на признание его приоритетным сектором экономики области. Такой подход предусматривает обеспечение устойчивого развития той сферы материального производства, которая является первой жизненной необходимостью для каждого члена общества независимо от материального и социального положения.

Селяне составляют только 3 процента населения региона, но они обеспечивают Кемеровскую область на 100 процентов хлебом, яйцом, картофелем, молоком - на 70 процентов, мясом - на 50 процентов.

Программа предусматривает систему мер, представляющих собой комплекс взаимосвязанных специальных организационно-технологических, производственных и хозяйственных мероприятий с соответствующим финансовым обеспечением.

В 2006 году сельскохозяйственные предприятия и организации получили 523,2 млн. рублей прибыли. Доля убыточных хозяйств составила 11,4 процента. Совокупный уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций составил 7,8 процента. Основная масса сельхозтоваропроизводителей не имеет собственных ресурсов и возможности пользоваться коммерческими кредитами для осуществления своей деятельности. Для расширенного воспроизводства необходимо иметь минимум 15-20 процентов рентабельности активов, она же в 3-4 раза меньше, поэтому одним из главных направлений повышения устойчивого роста сельского хозяйства является повышение его доходности.

Убыточные и низкорентабельные предприятия применяют традиционные многооперационные технологии, оснащены морально устаревшей техникой, у 70-80 процентов которой отработаны нормативные сроки службы. При их переоснащении должны внедряться новые энерго- и ресурсосберегающие технологии с минимальной обработкой почвы и техника, позволяющая внедрять прогрессивные технологии.

Технологическое и техническое переоснащение сельскохозяйственных предприятий осуществляется за счет собственных средств, но у большинства предприятий их недостаточно, поэтому необходима государственная поддержка из федерального и областного бюджетов.

Однако на полях Кемеровской области в 2006 году уже работало 390 посевных комплексов, благодаря чему удалось внедрить ресурсосберегающие технологии в зерновом производстве на площадях более 400 тысяч гектаров. Это позволяет сократить материальные и трудовые ресурсы. Увеличивается применение современных технологий по заготовке качественных кормов прессованной зеленой массы в рулоне с обмоткой (консервацией) пленкой.

В связи с интенсивным внедрением энергосберегающих технологий в хозяйствах Кемеровской области за последние годы уменьшились расходы горюче-смазочных материалов.

Однако в результате сложившихся неблагоприятных макроэкономических условиях произошло несоответствие отношений между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, что лишило сельхозтоваропроизводителей ресурсов не только для расширенного, но и простого воспроизводства. В 2006 году прирост цены дизельного топлива составил 5,9 процента.

Сельхозтоваропроизводителям Кемеровской области ежегодно требуется около 100 тысяч тонн горюче-смазочных материалов для проведения весенне-полевых и уборочных работ на сумму около 1800 млн. рублей. Для обеспечения организационно-технологических мероприятий проведения весенне-полевых и уборочных работ необходимо обеспечить сельхозтоваропроизводителей кредитными ресурсами на приобретение горюче-смазочных материалов.

За годы рыночных преобразований крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства, индивидуальные предприниматели, малые сельскохозяйственные организации и кооперативы стали неотъемлемой частью сельской экономики. На данном этапе становления деятельности малых форм хозяйствования необходимо решение новых задач их развития.

Одним из основных направлений приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", реализуемого в 2006-2007 годах на территории Кемеровской области, определено стимулирование развития малых форм хозяйствования.

В 2006 году национальный проект дал возможность развитию малых форм хозяйствования, и поэтому особенно заметно возрос спрос на кредитные ресурсы среди мелких товаропроизводителей - личных подсобных хозяйств. Для обеспечения личных подсобных хозяйств доступными кредитными ресурсами необходимо создание сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов как альтернативного инструмента в кредитовании личных подсобных и фермерских хозяйств. Дальнейшим этапом в развитии малых форм хозяйствования на селе является создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов, которые должны обеспечить реализацию производимой личными подсобными хозяйствами продукции и производить заготовку кормов.

Одним из факторов, сдерживающих развитие кооперации на данном этапе, является низкий уровень доходов малых форм хозяйствования, не позволяющий им обеспечить необходимый стартовый капитал для создания и деятельности кооперативов.

Осуществление радикальной экономической реформы, переход к рыночным отношениям коренным образом меняют требования к политике кадрового обеспечения агропромышленного комплекса.

Новая кадровая политика в агропромышленном комплексе по своей важности и актуальности ставится в первый ряд с основными государственными программами в этой сфере.

Сегодня агропромышленному производству требуются качественно новые руководители и специалисты, в совершенстве владеющие организацией и технологией производства, способные работать не только на государственных предприятиях и в кооперативах, но и в акционерных обществах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, возглавлять или работать в их составе, глубоко анализировать и прогнозировать результаты хозяйственной деятельности, принимаемых решений и планируемых работ.

Одним из важнейших факторов увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции, снижения её себестоимости и роста прибыли является материальное стимулирование передовиков сельскохозяйственного производства. Материальное стимулирование за высокопроизводительный труд как предприятий, так и отдельных работников отрасли воспринимается как положительный стимул, способствующий возникновению чувства удовлетворенности, самоуважения и гордости.

Земельный фонд региона по размерам и качеству является его стратегическим преимуществом, а плодородие почвы во взаимодействии с другими природными факторами составляет базовую ценность земли, определяющую уровень производительности труда и стоимость произведенного продукта.

Идет снижение плодородия земель, вынос питательных веществ с урожаем. В связи с резким сокращением применения органических и минеральных удобрений наблюдается снижение содержания гумуса, обменного калия и подвижного фосфора, отмечается начало деградации почв.

По результатам агрохимического обследования площадь кислых почв на пашне составляет 862 тысячи гектаров (55 процентов). Из них в первоочередном известковании нуждаются 212 тысяч гектаров, в поддерживающем известковании - 650 тысяч гектаров пахотных земель. Проведение этой работы позволит коренным образом улучшить основные свойства почвы: восстановит структуру, водно-воздушный режим, повысит ее биологическую активность, усилит образование усвояемых форм элементов питания. В целом улучшится агроэкологическая обстановка в агроценозе.

Площадь пахотных почв с низким содержанием подвижного фосфора, которые нуждаются в фосфоритовании (внесении высоких норм фосфорных удобрений), составляет 118 тысяч гектаров (7,6 процента). Почвы со средним содержанием подвижного фосфора занимают 422 тысячи гектаров пашни (27 процентов) и нуждаются в рядковом (припосевном) внесении фосфорных удобрений.

В весенний период в почвах наблюдается недостаток подвижного азота. Зерновые культуры в первые фазы развития нуждаются в азотном питании, поэтому необходимо рядковое внесение азотных удобрений в дозах до 20 кг действующего вещества на один гектар по всем непаровым предшественникам.

Проведение комплекса агрохимических, гидромелиоративных и агролесомелиоративных мероприятий требует объективной и постоянно обновляемой информации о состоянии почвенного плодородия. Для оценки состояния и динамики агрохимических характеристик сельскохозяйственных угодий намечено их систематическое обследование, которое является частью общего мониторинга состояния этих земель.

Результаты агрохимического обследования - это основа для разработки проектно-технологической документации и рекомендаций по применению удобрений и химических мелиорантов.

При расчете прогнозных объемов агрохимических мероприятий учтены потенциально возможные объемы производства сельскохозяйственной продукции к 2010 году и нормативы выноса элементов питания сельскохозяйственными культурами в расчете на 1 тонну урожая.

Важнейшими факторами обеспечения воспроизводства плодородия почв является оросительная и осушительная мелиорация в сочетании с агрохимическими, агролесомелиоративными мероприятиями. Только при этих условиях обеспечивается наивысшая эффективность мелиорированных земель. По данным управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, по состоянию на 1 января 2006 г. в Кемеровской области имеется 30 тысяч гектаров мелиорированных земель, в том числе 21 тысяча гектаров - орошаемых и 9 тысяч гектаров - осушенных. Из них требуется комплексная реконструкция, ремонт и восстановление оросительных систем на площади 19 тысяч гектаров, или 63 процента от общей площади орошаемых земель, и восстановление осушительных систем на площади 5 тысяч гектаров, или 55 процентов от общей площади осушенных земель. Учитывая сложившееся состояние мелиорированных земель, основное внимание будет уделено реконструкции и восстановлению действующих оросительных систем, используемых для производства овощей, раннего картофеля и кормов, а также утилизации животноводческих стоков. Планируемые объемы финансирования ремонтно-восстановительных работ на мелиоративных системах позволят улучшить работоспособность оросительных систем, обеспечить безопасность гидротехнических сооружений, сохранить число рабочих мест. Исполнение намеченных мероприятий восстановит поливные земли на площади одной тысячи гектаров.

Агролесомелиорация рассматривается как важная государственная задача, способная решить в комплексе с гидротехническими, агротехническими и другими приемами проблемы сохранения и восстановления плодородия почв агроландшафтов.

Лесные насаждения гарантированно обеспечивают повышение урожайности зерновых на 18 - 25 процентов, технических - на 20 - 26 процентов и кормовых культур до 40 процентов. Намечено создать противоэрозионные насаждения на площади 1150 гектаров.

На территорию Кемеровской области ввозится продукция животноводства, которая не всегда безопасна в ветеринарном отношении. В настоящее время вызывает обеспокоенность эпизоотическая ситуация по заболеваниям животных опасными заразными болезнями. Для проведения своевременной диагностики, а также обеспечения эпизоотического благополучия, биологической и химической безопасности и контроля безопасности производимой на территории области и ввозимой продукции животноводства необходимо проведение реконструкции зданий и сооружений ветеринарных лабораторий, их оснащение современным лабораторным оборудованием.

Сегодня социально-экономическое положение человека - производителя продовольствия находится в глубоком противоречии с требованиями аграрного производства к работнику. Поэтому решение проблем социального развития села является основой развития аграрной экономики и обеспечения продовольственной безопасности страны. Необходимым условием для этого является программное обеспечение приоритетности развития села и сближение условий жизнедеятельности в городе и деревне.

Водоснабжение

Напряженная ситуация с водообеспечением сельского населения вызвана недостаточным развитием систем водопроводно-канализационного хозяйства, старением его основных производственных фондов, низким качеством поверхностных и подземных водных объектов. Вследствие коррозии и износа труб в сетях коммунальных водопроводов происходят значительные потери питьевой воды. В результате основная часть сельского населения вынуждена пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам.

Газификация

В конце 90-х годов прошлого столетия из-за дефицита финансовых средств газу как альтернативному топливу уделялось мало внимания. В быту и коммунальном хозяйстве области в основном использовали твердое топливо, выбросы в атмосферу от сжигания которого негативно влияют на воздушный бассейн и экологическую обстановку Кемеровской области в целом.

Целями Программы являются:

ускорение темпов экономического роста сельскохозяйственной отрасли, обеспечивающей продовольственную безопасность Кемеровской области, на основе повышения её конкурентоспособности;

сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов, создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса агрохимических, гидромелиоративных, агролесомелиоративных и организационных мероприятий с использованием современных достижений науки и техники;

обеспечение эпизоотического благополучия, биологической и химической безопасности территории Кемеровской области;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»