ПРАВИТЕЛЬСТВО МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2014 года N 618-пп
О внесении изменений в постановление администрации Магаданской области от 31 октября 2013 г. N 1051-па
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Магаданской области
от 29 ноября 2021 года N 910-пп
____________________________________________________________________
Правительство Магаданской области постановляет:
1. Внести в постановление администрации Магаданской области от 31 октября 2013 г. N 1051-па "Об утверждении государственной программы Магаданской области "Трудовые ресурсы Магаданской области" на 2014-2017 годы" изменения, изложив государственную программу Магаданской области "Трудовые ресурсы Магаданской области" на 2014-2017 годы", утвержденную указанным постановлением, в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
Губернатор
Магаданской области
В. Печеный
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства Магаданской области от "31" июля
2014 г. N 618-пп
Государственная программа Магаданской области
"Трудовые ресурсы Магаданской области" на 2014-2017 годы"
ПАСПОРТ
государственной программы Магаданской области "Трудовые ресурсы Магаданской области" на 2014-2017 годы"
Наименование государственной программы | государственная программа Магаданской области "Трудовые ресурсы Магаданской области" на 2014-2017 годы" (далее - государственная программа) |
Цель государственной программы | формирование системы обеспечения экономики и социальной сферы области необходимыми трудовыми ресурсами |
Задачи государственной программы | - содействие занятости населения и привлечение иностранной рабочей силы с учетом потребностей экономики в трудовых ресурсах и принципа приоритетного использования национальных кадров; |
Ответственный исполнитель государственной программы | министерство труда и социальной политики Магаданской области (далее - Минтруд Магаданской области) |
Соисполнители государственной программы | соисполнителей нет |
Участники государственной программы | Магаданские областные государственные казенные учреждения - центры занятости населения (далее – центры занятости) |
Подпрограммы государственной программы | 1. "Содействие занятости населения Магаданской области" на 2014-2017 годы"; |
Программно-целевые инструменты государственной программы | не предусмотрены |
Целевые показатели государственной программы | численность участников мероприятий активной политики занятости, в том числе: |
Сроки и этапы реализации государственной программы | 2014-2017 годы. |
Ресурсное обеспечение государственной программы | источниками финансирования государственной программы являются: |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | Реализация государственной программы позволит: |
I. Характеристика текущего состояния сферы реализации государственной программы и прогноз развития на перспективу
Особая роль в формировании населения области и ее трудового потенциала всегда принадлежала миграции, которая была его базовым источником. Но, к сожалению, в силу своего географического положения, неблагоприятных природно-климатических условий, слабо развитой социальной и транспортной инфраструктурой, регион потерял после перехода к рыночным отношениям свою привлекательность. Миграционные потоки из фактора количественного увеличения численности населения превратились в фактор его уменьшения.
Численность населения Магаданской области сократилась за последние 12 лет почти на 24% и составила в конце 2013 года 150,3 тысячи человек. При этом потери населения в трудоспособном возрасте оцениваются в количестве 33,4 тысячи человек (на 25,4%). Устойчивая тенденция сокращения населения характерна для всех районов Магаданской области.
Основной причиной снижения численности населения Магаданской области на протяжении этих лет являлся именно миграционный отток. Этот демографический процесс можно назвать - "бегство из районов Колымы", с той территории, которая являлась сырьевым, "валютным" регионом страны.
Миграционный отток ежегодно снижал численность населения на 2%, еще на 0,5 процентных пункта численность населения снижалась в связи с естественной убылью.
Сокращение численности населения за счет миграции и естественной убыли имеет далеко идущие последствия: деформируется возрастная структура населения, происходят структурные и качественные изменения трудовых ресурсов, сокращается численность экономически активного населения. По сравнению с 2000 годом трудовые ресурсы уменьшились на 17,9%, а численность экономически активного населения сократилась на 16,1%.
Из общего количества выбывших 74% составляет население в трудоспособном возрасте, 6,8% - пенсионеры и 19,2% – дети в возрасте до 15 лет. Вследствие оттока преимущественно трудоспособного населения ухудшилась возрастная структура населения, возросла доля пенсионеров, увеличилась нагрузка на бюджет, снизилась численность трудоспособного населения и граждан моложе трудоспособного возраста. Так, за последние 12 лет произошло снижение в 1,5 раза доли лиц моложе трудоспособного возраста, снижение в 1,3 раза доли лиц трудоспособного возраста и увеличение в 1,4 раза доли лиц старше трудоспособного возраста. Миграционный отток вымывает более молодое и конкурентоспособное население.
Численность трудовых ресурсов в 2013 году (по оценке) составила 110,0 тысяч человек, что на 2,5% меньше, чем в предыдущем году. Основная часть трудовых ресурсов - население в трудоспособном возрасте - 94,9 тыс. человек (86,3% численности трудовых ресурсов). Подростки и лица, старше трудоспособного возраста, способные трудиться – 10,4 тыс. человек (9,4%), иностранные граждане – 4,7 тысяч человек (4,3%).
Для сравнения в 2000 году доля подростков и лиц, старше трудоспособного возраста, способных трудиться составляла 5,4%, доля иностранных граждан - 0,1%.
Таким образом, за последние 12 лет отмечается значительное снижение населения в трудоспособном возрасте в структуре трудовых ресурсов. Нехватка собственных трудовых ресурсов частично восполняется притоком иностранных работников, что в определенной степени сглаживает структурный дефицит на рынке труда и способствует развитию экономики региона.
Численность экономически активного населения также снижалась на протяжении анализируемого периода. Так, если в 2000 году она составляла 118,1 тысяч человек, то к 2013 году уменьшилась на 16% и составила 99,0 тыс. человек. В общей численности экономически активного населения 96,2 тысяч человек было занято в экономике (91% к уровню 2000 года), а 2,8 тыс. человек (26%) являлись безработными (по методологии МОТ).
В связи с многолетним и массовым оттоком трудоспособного населения Магаданская область испытывает кадровый голод практически во всех отраслях экономики.
И если до недавнего времени количественные объемы рабочей силы способны были удовлетворить кадровый спрос, а нехватка рабочих рук ощущалась лишь там, где требовалась определенная квалификация, то сейчас по многим видам экономической деятельности наблюдается острый дефицит кадров, от квалифицированного рядового персонала до эффективных менеджеров. Спрос на рабочую силу на регистрируемом рынке труда области в пять раз превышает ее предложение (Таблица N 1).
Таблица N 1
Спрос и предложение на рынке труда Магаданской области по состоянию на 01 июля 2013 года
ОКВЭД | Предложение рабочей силы (численность безработных) | Спрос на рабочую силу (количество заявленных вакансий) |
1 | 2 | 3 |
Раздел A. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 100 | 302 |
Раздел B. Рыболовство, рыбоводство | 56 | 52 |
Раздел C. Добыча полезных ископаемых | 129 | 941 |
Раздел D. Обрабатывающие производства | 22 | 157 |
Раздел E. Производство и распределение электроэнергии, воды | 76 | 262 |
Раздел F. Строительство | 45 | 1454 |
Раздел G. Оптовая и розничная торговля; | 81 | 177 |
Раздел H. Гостиницы и рестораны | 22 | 117 |
Раздел I. Транспорт и связь | 70 | 769 |
Раздел J. Финансовая деятельность | 24 | 111 |
Раздел K. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 47 | 159 |
Раздел L. Государственное управление и обеспечение военной безопасности; | 121 | 284 |
Раздел M. Образование | 125 | 343 |
Раздел N . Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 99 | 410 |
Раздел O. Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 71 | 97 |
Общий итог: | 1088 | 5635 |
Ранее не имели работу | 101 |
Вместе с тем успешное функционирование рынка труда, благоприятная ситуация в сфере занятости определяется соответствием спроса и предложения рабочей силы.
Согласно базовому сценарию социально-экономического развития региона, предусмотренному Стратегией социального и экономического развития Магаданской области на период до 2025 года, утвержденной Законом Магаданской области от 11 марта 2010 г. N 1241-ОЗ, прогнозируемая численность населения области в 2025 году составит не менее 150,0 тыс. человек. Миграционный отток к 2020 году приблизится к нулю. С 2021 года за пределы области будут выезжать в основном граждане, вышедшие на пенсию и завершившие трудовую деятельность.
По целевому сценарию, основанному на формировании нового ресурсного портфеля с усиленной инновационной компонентой, численность населения области в 2025 году составит 158,1 тыс. человек (на 5,7 тысяч человек больше, чем в настоящее время). В период 2009-2014 годов сальдо миграции будет снижаться и, начиная с 2015 года, будет иметь положительное значение.
Реализация инвестиционных проектов, в том числе вовлечение в освоение месторождений полезных ископаемых, расположенных в пределах Яно-Колымской золоторудной провинции, приведет к увеличению годового уровня добычи золота в 5 раз (до 80 т) в 2017-2018 годах. Будет создано 5 тыс. новых рабочих мест, из них на руднике им. Матросова, (месторождение Наталкинское) - 1,6 тыс. мест. С учетом мультипликативного эффекта (обслуживающие отрасли) в регионе будет создано около 10 тыс. новых рабочих мест.
Таким образом, в течение 2014-2017 годов в Магаданской области будет наблюдаться тенденция сокращения численности населения трудоспособного возраста, что приведет к снижению численности экономически активного населения и, как следствие, - к сокращению предложения трудовых ресурсов. И только к 2025 году по целевому сценарию наметится относительная стабилизация данного показателя.
Реализация на территории области в ближайшие годы планируемых инвестиционных проектов обострит уже существующую проблему дефицита рабочей силы, прежде всего квалифицированных трудовых ресурсов, особенно рабочих профессий.
Характер государственной программы порождает ряд следующих рисков при ее реализации, управление которыми входит в систему управления государственной программой:
- отсутствие ожидаемых конечных результатов государственной программы, обеспечивающих воспроизводство и развитие потенциала трудовых ресурсов;
- недостаточные гибкость и адаптируемость государственной программы к внешним факторам и организационным изменениям органов государственной власти;
- дублирование и несогласованность действий при реализации государственной программы;
- пассивное сопротивление отдельных граждан реализации мероприятий государственной программы по этическим, моральным, культурным и религиозным причинам.
II. Приоритеты, цели, задачи и целевые показатели, ожидаемые результаты, этапы и сроки реализации государственной программы
В соответствии со Стратегией социального и экономического развития Магаданской области на период до 2025 года, утвержденной Законом Магаданской области от 11 марта 2010 г. N 1241-ОЗ, основными приоритетами в сфере реализации государственной программы являются:
- максимально эффективное использование трудового потенциала, которым располагает регион, включая безработных граждан в условиях сокращения численности населения в трудоспособном возрасте;
- развитие кадрового потенциала с учетом возможностей подготовки квалифицированных кадров в наиболее востребованных сферах экономики организациями, осуществляющими образовательную деятельность;
- развитие малого и среднего предпринимательства, содействие развитию предпринимательских структур;
- обеспечение продуктивной занятости и достойных условий труда;
- создание условий для самореализации и адаптации к современному рынку труда граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности в поиске работы;
- привлечение и использование иностранных работников с учетом перспективной потребности экономики и социальной сферы в трудовых ресурсах на основе принципа приоритетного права российских граждан на трудоустройство;
- стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в Магаданскую область в условиях малонаселенности территории, нарастания дефицита трудовых ресурсов и квалифицированных кадров.
Целью государственной программы является формирование системы обеспечения экономики и социальной сферы области необходимыми трудовыми ресурсами.
Для достижения указанной цели государственная программа направлена на решение следующих задач:
- содействие занятости населения и привлечение иностранной рабочей силы с учетом потребностей экономики в трудовых ресурсах и принципа приоритетного использования национальных кадров;
- реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда;