Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 июля 2014 года N 618-пп

О внесении изменений в постановление администрации Магаданской области от 31 октября 2013 г. N 1051-па

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Магаданской области
от 29 ноября 2021 года N 910-пп

____________________________________________________________________

Правительство Магаданской области постановляет:

1. Внести в постановление администрации Магаданской области от 31 октября 2013 г. N 1051-па "Об утверждении государственной программы Магаданской области "Трудовые ресурсы Магаданской области" на 2014-2017 годы" изменения, изложив государственную программу Магаданской области "Трудовые ресурсы Магаданской области" на 2014-2017 годы", утвержденную указанным постановлением, в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

Губернатор
Магаданской области
В. Печеный

ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства Магаданской области от "31" июля
2014 г. N 618-пп

Государственная программа Магаданской области

"Трудовые ресурсы Магаданской области" на 2014-2017 годы"

ПАСПОРТ

государственной программы Магаданской области "Трудовые ресурсы Магаданской области" на 2014-2017 годы"


Наименование государственной программы

государственная программа Магаданской области "Трудовые ресурсы Магаданской области" на 2014-2017 годы" (далее - государственная программа)

Цель государственной программы

формирование системы обеспечения экономики и социальной сферы области необходимыми трудовыми ресурсами

Задачи государственной программы

- содействие занятости населения и привлечение иностранной рабочей силы с учетом потребностей экономики в трудовых ресурсах и принципа приоритетного использования национальных кадров;

 - реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда;

 - создание социально-экономических условий, способствующих переезду соотечественников на постоянное место жительства в Магаданскую область

Ответственный исполнитель государственной программы

министерство труда и социальной политики Магаданской области (далее - Минтруд Магаданской области)

Соисполнители государственной программы

соисполнителей нет

Участники государственной программы

Магаданские областные государственные казенные учреждения - центры занятости населения (далее – центры занятости)

Подпрограммы государственной программы

1.  "Содействие занятости населения Магаданской области" на 2014-2017 годы";

 2.  "Дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда Магаданской области" на 2014-2017 годы";

 3.  "Оказание содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Магаданскую область" на 2014-2017 годы"

Программно-целевые инструменты государственной программы

не предусмотрены

Целевые показатели государственной программы

численность участников мероприятий активной политики занятости, в том числе:
 - численность граждан, получивших информацию о положении на рынке труда в Магаданской области;

 - численность участников оплачиваемых общественных работ;

 - численность несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет временно трудоустроенных в свободное от учебы время;

 - численн ость временно трудоустроенных безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

 - численность временно трудоустроенных безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование, ищущих работу впервые;

 - численность безработных граждан, которым оказано содействие самозанятости, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению центров занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индиви-дуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации;

 - численность безработных граждан, которым оказано содействие в переезде и численность безработных граждан и членов их семей, которым оказано содействие в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению центров занятости;

 - численность безработных граждан, участвующих в программах социальной адаптации на рынке труда;

 - численность безработных граждан, женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, направленных на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, включая обучение в другой местности;

 - численность граждан, для которых организована профессиональная ориентация в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования, включая безработных граждан, которым оказана психологическая поддержка;

 - численность трудоустроенных инвалидов;

 - отношение численности трудоустроенных инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места к общей численности инвалидов в трудоспособном возрасте;

 - численность участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечествен-ников, проживающих за рубежом, прибывших в Магаданскую область и зарегистрированных в ОФМС по Магаданской области
 - доля участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, прожи-вающих за рубежом, занятых трудовой деятельностью, включая открывших собственный бизнес, от числа прибывших участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерац ию соотечественников, проживающих за рубежом, на конец отчетного периода;

 - доля расходов областного бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы, связанных с предостав-лением дополнительных гарантий и мер социальной поддержки переселившимся соотечественникам, предоставлением им временного жилья и оказания помощи в жилищном обустройстве, в общем размере расходов областного бюджета на реализацию мероприятий, предусмотренных подпрограммой

Сроки и этапы реализации государственной программы

2014-2017 годы.
 Этапы реализации государственной программы не выделяются

Ресурсное обеспечение государственной программы

источниками финансирования государственной программы являются:
 - средства федерального бюджета, выделенные в виде субсидии на условиях софинансирования на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Магаданской области;

 - средства областного бюджета.
   Общий объем финансирования государственной программы составляет 675616,4 тыс. рублей, в том числе:
 - средства федерального бюджета, выделенные в виде субсидии на условиях софинансирования на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Магаданской области, 1079,1 тыс. рублей;

 - средства областного бюджета - 674537,3 тыс. рублей.
   Объем финансирования государственной программы по годам:
 2014 год - 168823,6 тыс. рублей, в том числе:
 субсидия федерального бюджета - 526,7 тыс. рублей;

 средства областного бюджета - 168296,9 тыс. рублей;

   2015 год - 161765,4 тыс. рублей, в том числе:
 субсидия федерального бюджета - 552,4 тыс. рублей;

 средства областного бюджета - 161213,0 тыс. рублей;

   2016 год - 170531,7 тыс. рублей, в том числе:
 средства областного бюджета -170531,7 тыс. рублей;

   2017 год - 174495,7 тыс. рублей, в том числе:
 средства областного бюджета -174495,7 тыс. рублей.
   Объем финансирования на реализацию подпрограммы "Содействие занятости населения Магаданской области" на 2014 - 2017 годы" составляет 622239,5 тыс. рублей, в том числе:
 средства областного бюджета - 622239,5 тыс. рублей.
   Объем финансирования на реализацию подпрограммы "Дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда" на 2014 - 2017 годы" составляет 1136,0 тыс. рублей, в том числе:
 субсидия федерального бюджета 1079,1 тыс. рублей;

 средства областного бюджета 56,9 тыс. рублей.
   Объем финансирования на реализацию подпрограммы "Оказание содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Магаданскую область" на 2014 - 2017 годы" составляет 52240,9 тыс. рублей за счет средств областного бюджета.

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

Реализация государственной программы позволит:
 обеспечить участие в мероприятиях активной политики занятости в 2014 году - 14287 граждан, далее ежегодно 14317 граждан, в том числе:
 - обеспечить в 2014 году информирование 7019 граждан о положении на рынке труда в Магаданской области, далее ежегодно по 7000 граждан;

 - организовать в 2014 году участие 609 граждан в общественных работах, далее ежегодно 680 граждан;

 - организовать в 2014 году временное трудоустройство 792 несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, далее ежегодно 729 граждан;

 - организовать в 2014 году временное трудоустройство 145 безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, далее ежегодно180 безработных граждан;

 - организовать в 2014 году временное трудоустройство 18 безработных граждан, имеющих среднее профессиональное образование, ищущих работу впервые, далее ежегодно 20 безработных граждан;

 - оказать в 2014 году содействие самозанятости 48 безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обуче-ние или получившим дополнительное профес-сиональное образование по направлению центров занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпри-нимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации, далее ежегодно 47 безработных граждан;

 - оказать ежегодно 3 безработным гражданам содействие в переезде и в переселении в другую местность по направлению центров занятости;

 - обеспечить в 2014 году участие 691 человека в программах социальной адаптации безработных граждан на рынке труда, далее ежегодно 676 безработных граждан;

 - направить в 2014 году 591 человека, а далее ежегодно 639 человек на профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования из числа безработных граждан, женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, включая обучение в другой местности;

 - организовать профессиональную ориентацию в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудо-устройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профес-сионального образования, включая психологическую поддержку безработных граждан, в 2014 году для 4371 человека, далее ежегодно для 4343 человек;

 - трудоустроить 16 инвалидов (в 2014 - 8 человек, в 2015 – 8 человек);

 - обеспечить отношение численности трудоустроенных инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места к общей численности инвалидов в трудоспособном возрасте, - 0,4%;

 - обеспечить вселение на территорию Магаданской области 1822 соотечественников из них: 600 участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, прожи-вающих за рубежом, и 1 222 члена их семей, в том числе по годам:
 - 2014 год - 140 участников и 302 члена их семей;

 - 2015 год - 110 участников и 220 членов их семей;

 - 2016 год - 150 участников и 300 членов их семей;

 - 2017 год - 200 участников и 400 членов их семей;

 снизить миграционный отток, сократить дефицит трудовых ресурсов и увеличить приток высококвалифицированных специалистов.

I. Характеристика текущего состояния сферы реализации государственной программы и прогноз развития на перспективу


Особая роль в формировании населения области и ее трудового потенциала всегда принадлежала миграции, которая была его базовым источником. Но, к сожалению, в силу своего географического положения, неблагоприятных природно-климатических условий, слабо развитой социальной и транспортной инфраструктурой, регион потерял после перехода к рыночным отношениям свою привлекательность. Миграционные потоки из фактора количественного увеличения численности населения превратились в фактор его уменьшения.

Численность населения Магаданской области сократилась за последние 12 лет почти на 24% и составила в конце 2013 года 150,3 тысячи человек. При этом потери населения в трудоспособном возрасте оцениваются в количестве 33,4 тысячи человек (на 25,4%). Устойчивая тенденция сокращения населения характерна для всех районов Магаданской области.

Основной причиной снижения численности населения Магаданской области на протяжении этих лет являлся именно миграционный отток. Этот демографический процесс можно назвать - "бегство из районов Колымы", с той территории, которая являлась сырьевым, "валютным" регионом страны.

Миграционный отток ежегодно снижал численность населения на 2%, еще на 0,5 процентных пункта численность населения снижалась в связи с естественной убылью.

Сокращение численности населения за счет миграции и естественной убыли имеет далеко идущие последствия: деформируется возрастная структура населения, происходят структурные и качественные изменения трудовых ресурсов, сокращается численность экономически активного населения. По сравнению с 2000 годом трудовые ресурсы уменьшились на 17,9%, а численность экономически активного населения сократилась на 16,1%.

Из общего количества выбывших 74% составляет население в трудоспособном возрасте, 6,8% - пенсионеры и 19,2% – дети в возрасте до 15 лет. Вследствие оттока преимущественно трудоспособного населения ухудшилась возрастная структура населения, возросла доля пенсионеров, увеличилась нагрузка на бюджет, снизилась численность трудоспособного населения и граждан моложе трудоспособного возраста. Так, за последние 12 лет произошло снижение в 1,5 раза доли лиц моложе трудоспособного возраста, снижение в 1,3 раза доли лиц трудоспособного возраста и увеличение в 1,4 раза доли лиц старше трудоспособного возраста. Миграционный отток вымывает более молодое и конкурентоспособное население.

Численность трудовых ресурсов в 2013 году (по оценке) составила 110,0 тысяч человек, что на 2,5% меньше, чем в предыдущем году. Основная часть трудовых ресурсов - население в трудоспособном возрасте - 94,9 тыс. человек (86,3% численности трудовых ресурсов). Подростки и лица, старше трудоспособного возраста, способные трудиться – 10,4 тыс. человек (9,4%), иностранные граждане – 4,7 тысяч человек (4,3%).

Для сравнения в 2000 году доля подростков и лиц, старше трудоспособного возраста, способных трудиться составляла 5,4%, доля иностранных граждан - 0,1%.

Таким образом, за последние 12 лет отмечается значительное снижение населения в трудоспособном возрасте в структуре трудовых ресурсов. Нехватка собственных трудовых ресурсов частично восполняется притоком иностранных работников, что в определенной степени сглаживает структурный дефицит на рынке труда и способствует развитию экономики региона.

Численность экономически активного населения также снижалась на протяжении анализируемого периода. Так, если в 2000 году она составляла 118,1 тысяч человек, то к 2013 году уменьшилась на 16% и составила 99,0 тыс. человек. В общей численности экономически активного населения 96,2 тысяч человек было занято в экономике (91% к уровню 2000 года), а 2,8 тыс. человек (26%) являлись безработными (по методологии МОТ).

В связи с многолетним и массовым оттоком трудоспособного населения Магаданская область испытывает кадровый голод практически во всех отраслях экономики.

И если до недавнего времени количественные объемы рабочей силы способны были удовлетворить кадровый спрос, а нехватка рабочих рук ощущалась лишь там, где требовалась определенная квалификация, то сейчас по многим видам экономической деятельности наблюдается острый дефицит кадров, от квалифицированного рядового персонала до эффективных менеджеров. Спрос на рабочую силу на регистрируемом рынке труда области в пять раз превышает ее предложение (Таблица N 1).

Таблица N 1

Спрос и предложение на рынке труда Магаданской области по состоянию на 01 июля 2013 года


ОКВЭД

Предложение рабочей силы (численность безработных)

Спрос на рабочую силу (количество заявленных вакансий)

1

2

3

Раздел A. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

100

302

Раздел B. Рыболовство, рыбоводство

56

52

Раздел C. Добыча полезных ископаемых

129

941

Раздел D. Обрабатывающие производства

22

157

Раздел E. Производство и распределение электроэнергии, воды

76

262

Раздел F. Строительство

45

1454

Раздел G. Оптовая и розничная торговля;
ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

81

177

Раздел H. Гостиницы и рестораны

22

117

Раздел I. Транспорт и связь

70

769

Раздел J. Финансовая деятельность

24

111

Раздел K. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

47

159

Раздел L. Государственное управление и обеспечение военной безопасности;
обязательное социальное обеспечение

121

284

Раздел M. Образование

125

343

Раздел N . Здравоохранение и предоставление социальных услуг

99

410

Раздел O. Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

71

97

Общий итог:

1088

5635

Ранее не имели работу

101

Вместе с тем успешное функционирование рынка труда, благоприятная ситуация в сфере занятости определяется соответствием спроса и предложения рабочей силы.

Согласно базовому сценарию социально-экономического развития региона, предусмотренному Стратегией социального и экономического развития Магаданской области на период до 2025 года, утвержденной Законом Магаданской области от 11 марта 2010 г. N 1241-ОЗ, прогнозируемая численность населения области в 2025 году составит не менее 150,0 тыс. человек. Миграционный отток к 2020 году приблизится к нулю. С 2021 года за пределы области будут выезжать в основном граждане, вышедшие на пенсию и завершившие трудовую деятельность.

По целевому сценарию, основанному на формировании нового ресурсного портфеля с усиленной инновационной компонентой, численность населения области в 2025 году составит 158,1 тыс. человек (на 5,7 тысяч человек больше, чем в настоящее время). В период 2009-2014 годов сальдо миграции будет снижаться и, начиная с 2015 года, будет иметь положительное значение.

Реализация инвестиционных проектов, в том числе вовлечение в освоение месторождений полезных ископаемых, расположенных в пределах Яно-Колымской золоторудной провинции, приведет к увеличению годового уровня добычи золота в 5 раз (до 80 т) в 2017-2018 годах. Будет создано 5 тыс. новых рабочих мест, из них на руднике им. Матросова, (месторождение Наталкинское) - 1,6 тыс. мест. С учетом мультипликативного эффекта (обслуживающие отрасли) в регионе будет создано около 10 тыс. новых рабочих мест.

Таким образом, в течение 2014-2017 годов в Магаданской области будет наблюдаться тенденция сокращения численности населения трудоспособного возраста, что приведет к снижению численности экономически активного населения и, как следствие, - к сокращению предложения трудовых ресурсов. И только к 2025 году по целевому сценарию наметится относительная стабилизация данного показателя.

Реализация на территории области в ближайшие годы планируемых инвестиционных проектов обострит уже существующую проблему дефицита рабочей силы, прежде всего квалифицированных трудовых ресурсов, особенно рабочих профессий.

Характер государственной программы порождает ряд следующих рисков при ее реализации, управление которыми входит в систему управления государственной программой:

- отсутствие ожидаемых конечных результатов государственной программы, обеспечивающих воспроизводство и развитие потенциала трудовых ресурсов;

- недостаточные гибкость и адаптируемость государственной программы к внешним факторам и организационным изменениям органов государственной власти;

- дублирование и несогласованность действий при реализации государственной программы;

- пассивное сопротивление отдельных граждан реализации мероприятий государственной программы по этическим, моральным, культурным и религиозным причинам.

II. Приоритеты, цели, задачи и целевые показатели, ожидаемые результаты, этапы и сроки реализации государственной программы


В соответствии со Стратегией социального и экономического развития Магаданской области на период до 2025 года, утвержденной Законом Магаданской области от 11 марта 2010 г. N 1241-ОЗ, основными приоритетами в сфере реализации государственной программы являются:

- максимально эффективное использование трудового потенциала, которым располагает регион, включая безработных граждан в условиях сокращения численности населения в трудоспособном возрасте;

- развитие кадрового потенциала с учетом возможностей подготовки квалифицированных кадров в наиболее востребованных сферах экономики организациями, осуществляющими образовательную деятельность;

- развитие малого и среднего предпринимательства, содействие развитию предпринимательских структур;

- обеспечение продуктивной занятости и достойных условий труда;

- создание условий для самореализации и адаптации к современному рынку труда граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности в поиске работы;

- привлечение и использование иностранных работников с учетом перспективной потребности экономики и социальной сферы в трудовых ресурсах на основе принципа приоритетного права российских граждан на трудоустройство;

- стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в Магаданскую область в условиях малонаселенности территории, нарастания дефицита трудовых ресурсов и квалифицированных кадров.

Целью государственной программы является формирование системы обеспечения экономики и социальной сферы области необходимыми трудовыми ресурсами.

Для достижения указанной цели государственная программа направлена на решение следующих задач:

- содействие занятости населения и привлечение иностранной рабочей силы с учетом потребностей экономики в трудовых ресурсах и принципа приоритетного использования национальных кадров;

- реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»