Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 марта 2014 года N 101-а

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 23.07.2013 N 293-А

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления администрации Костромской области от 15.03.2016 N 65-а, вступившего в силу со дня официального опубликования.
____________________________________________________________________

В целях повышения эффективности реализации государственной программы Костромской области "Поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Костромской области на 2014 - 2020 годы" и приведения нормативного правового акта в соответствие с Законом Костромской области от 19 декабря 2013 года N 476-5-ЗКО "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", постановлением администрации Костромской области от 28 января 2014 года N 2-а "О порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Костромской области"

администрация Костромской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в постановление администрации Костромской области от 23 июля 2013 года N 293-а "О государственной программе Костромской области "Поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Костромской области на 2014 - 2020 годы" следующие изменения:

1) в преамбуле слова "от 27 ноября 2012 года N 473-а "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Костромской области" заменить словами "от 28 января 2014 года N 2-а "О порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Костромской области";

2) дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:

"1.1. Департаменту экономического развития Костромской области расходы по обязательствам, вытекающим из договоров на возмещение из областного бюджета части процентной ставки по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства в 2013 году, заключенных во исполнение областной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Костромской области" на 2009 - 2013 гг., утвержденной постановлением администрации Костромской области от 31 марта 2009 года N 144-а "Об областной целевой программе "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Костромской области" на 2009 - 2013 гг.", осуществлять за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию государственной программы "Поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Костромской области на 2014 - 2020 годы.";

3) изложить государственную программу Костромской области "Поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Костромской области на 2014 - 2020 годы" (приложение) в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня вступления в силу закона Костромской области о внесении изменений в Закон Костромской области "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", связанных с реализацией настоящего постановления.

Губернатор области С. Ситников

     Приложение
     к постановлению администрации
     Костромской области
     от 26 марта 2014 г. N 101-а

Государственная программа Костромской области "Поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Костромской области на 2014-2020 годы" (далее - государственная программа)

Раздел 1. Паспорт государственной программы


1. Ответственный испол-нитель государственной программы

департамент экономического развития Костромской области

2. Соисполнители госу-дарственной программы

1) департамент образования и науки Костромской области,
 2) департамент имущественных и земельных отношений Костромской области

3. Подпрограммы госу-дарственной программы

1)  "Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства";

 2) "Развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства"

4. Программно-целевые инструменты госу-дарственной программы

Отсутствуют

5. Цель государственной программы

Создание правовых, экономических и социальных условий для свободного и устойчивого развития малого и среднего предпринимательства

6. Задачи государст-венной программы

1) обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовой, имущественной, информационной и консультационной поддержке, оказываемой в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;

 2) создание эффективной системы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

7. Сроки, этапы реали-зации государственной программы

2014-2020 годы (одним этапом)

8. Объемы и источники финансирования госу-дарственной программы

Объемы финансирования: за счет средств областного бюджета - 410 649,4 тыс. рублей, в том числе:
 2014 год - 40 447,6 тыс. рублей;

 2015 год - 40 928,5 тыс. рублей;

 2016 год - 41 618,9 тыс. рублей;

 2017 год - 63 416,6 тыс. рублей;

 2018 год - 68 100,4 тыс. рублей;

 2019 год - 75 295,8 тыс. рублей;

 2020 год - 80 841,6 тыс. рублей.
 Планируется привлечь средства федерального бюджета в размере 907 800 тыс. рублей, в том числе:
 2014 год - 63 800 тыс. рублей;

 2015 год - 123 600 тыс. рублей;

 2016 год - 125 000 тыс. рублей;

 2017 год - 141 600 тыс. рублей;

 2018 год - 146 600 тыс. рублей;

 2019 год - 150 100 тыс. рублей;

 2020 год - 157 100 тыс. рублей.
 Общий объем финансирования составит -
 1 318 449,4 тыс. рублей, в том числе:
 2014 год - 104 247,6 тыс. рублей;

 2015 год - 164 528,5 тыс. рублей;

 2016 год - 166 618,9 тыс. рублей;

 2017 год - 205 016,6 тыс. рублей;

 2018 год - 214 700,4 тыс. рублей;

 2019 год - 225 395,8 тыс. рублей;

 2020 год - 237 941,6 тыс. рублей

9. Конечные результаты реализации государст-венной программы

1) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, которым оказана государственная поддержка, с 260 единиц в 2014 году до 1 462 единиц в 2020 году;

 2) увеличение количества малых и средних предприятий на 1 тысячу человек с 13,8 единиц в 2014 году до 17,3 единиц в 2020 году;

 3) увеличение доли продукции, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме валового регионального продукта с 30% в 2014 году до 36% в 2020 году;

 4) увеличение доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) субъектов малого и среднего предпринимательства в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций с 20,1% в 2014 году до 27,7% в 2020 году;

 5) увеличение  количества  вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 000 существующих субъектов малого и среднего предпринимательства Костромской области с 56,5 единиц в 2014 году до 67,8 единиц в 2020 году;

 6) увеличение оборота продукции (услуг), производимой (предоставляемых) малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями, с 138 700 млн. рублей в 2014 году до 181 800 млн. рублей в 2020 году

Раздел 2. Общая характеристика текущего состояния сферы малого и среднего предпринимательства


10. Малое и среднее предпринимательство присутствует практически во всех отраслях экономики. Деятельность малого и среднего предпринимательства оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие области: создает конкурентную рыночную среду, обеспечивает занятость населения, смягчая социальные проблемы.

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики, по итогам 2012 года в Костромской области зарегистрировано 27 929 субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе: 78 - средних предприятий, 8 366 - малых предприятий, из них 7 170 - микропредприятий и 19 485 - индивидуальных предпринимателей.

11. Динамика изменений в сфере малого и среднего предпринимательства Костромской области в 2011-2012 годах приведена в таблице 1.

Таблица 1

Показатели

2011

2012

% к 2011
 году

Средние предприятия

Количество средних предприятий, единиц

78

78

100

Среднесписочная численность работающих на средних предприятиях, тыс. человек

8,2

6,7

81,7

Оборот средних предприятий, млн. рублей

19 100

21 100

110,5

Малые предприятия (без учета микропредприятий)

Количество малых предприятий, единиц

1174

1196

10 1 ,9

Среднесписочная численность работаю-щих на малых предприятиях, тыс. человек

34,2

36,5

106,7

Оборот малых предприятий, млн. рублей

44 600

46 400

104

Микропредприятия

Количество микропредприятий, единиц

6 423

7 170

111,6

Среднесписочная численность микро-предприятий, тыс. человек

13,6

16,9

124,3

Оборот микропредприятий, млн. рублей

21 600

33 000

152,8

Индивидуальные предприниматели

Количество индивидуальных предпри-нимателей, единиц

21 011

19 485

92,7

Количество работающих у индиви-дуальных предпринимателей, тыс. человек (расчет)

61,3

57,5

93,8

Оборот индивидуальных предпри-нимателей, млн. рублей

62 100

51 200

82,4

Доля занятых в малом и среднем бизнесе в 2012 году в общем числе занятых в экономике Костромской области составляет 37,9%. С 2011 года отмечается снижение среднесписочной численности работающих на средних предприятиях на 18,3%. Принимая во внимание значительное увеличение аналогичного показателя на малых предприятиях (на 6,7%) и микропредприятиях (на 24,3%), можно сделать вывод об имеющейся тенденции к дроблению бизнеса.

12. За 2012 год поступления налогов по специальным налоговым режимам в консолидированный бюджет Костромской области составили 1 557,4 млн. рублей, что выше показателя предыдущего года на 32,6%.

Оборот малых предприятий (в том числе микропредприятий) в 2012 году составил 79 400 млн. рублей с ростом к 2011 году на 19,9%, оборот средних предприятий - 21 100 млн. рублей, что выше аналогичного показателя в 2011 году на 10,5%.

13. Структурное распределение малого и среднего бизнеса по видам экономической деятельности на протяжении ряда лет существенно не меняется, однако отличается от общероссийской ситуации. В отличие от других субъектов Российской Федерации в Костромской области наблюдается превышение доли количества предприятий малого бизнеса, занятых обрабатывающими производствами, над предприятиями сферы оптовой и розничной торговли.

Среди малых предприятий Костромской области 25,6% занимается обрабатывающим производством, 21,6% - оптовой и розничной торговлей, 16% - операциями с недвижимым имуществом, 14,1% занято сельским хозяйством, 10,2% - строительством.

14. Среднемесячная заработная плата одного работника малого предприятия (без микропредприятий) составила 11 835,33 рублей и выросла по сравнению с 2011 годом на 3,8%. Заработная плата выше среднего уровня по области выплачивается только работникам, занимающимся строительством (на 30,8%), финансовой деятельностью (в 2,6 раза), здравоохранением и предоставлением социальных услуг (на 16%), обрабатывающими производствами (на 1,9%).

15. В настоящее время в области созданы основные элементы региональной инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на удовлетворение потребностей субъектов малого и среднего предпринимательства в консультационной, имущественной, информационной и иных видах поддержки.

За счет средств федерального бюджета (в рамках реализации Федеральной адресной инвестиционной программы) в 2007 году введен в эксплуатацию бизнес-инкубатор Костромской области, наделенный имущественным комплексом, созданным для поддержки предпринимателей на ранних стадиях их деятельности. Областное государственное бюджетное учреждение "Агентство по развитию предпринимательства Костромской области" осуществляет управление деятельностью бизнес-инкубатора Костромской области.

Бизнес-инкубатор Костромской области оказывает имущественную поддержку субъектам малого предпринимательства в виде предоставления нежилых помещений на льготной основе, на его базе осуществляют свою деятельность Евро Инфо Корреспондентский центр, оказывающий поддержку экспортно ориентированным организациям, и государственное предприятие Костромской области "Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Костромской области", предоставляющий поручительства по кредитам, банковским гарантиям субъектов малого и среднего предпринимательства.

16. Информационную, консультационную и правовую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Костромской области осуществляют Торгово-промышленная палата Костромской области и общество с ограниченной ответственностью "Центр делового развития". В их функции входит консультирование по вопросам коммерческой деятельности, сертификация продукции и услуг, деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов, рекламная деятельность, издание журналов и периодических публикаций, издание газет, прочие виды издательской деятельности, предоставление посреднических услуг при оценке недвижимого имущества, научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук, деятельность в области права.

17. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров осуществляется государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Костромской государственный технологический университет" (Институт дополнительного профессионального образования).

18. Действует координационный совещательный орган - Совет по развитию малого и среднего предпринимательства Костромской области (далее - Совет), функционирующий в целях содействия развитию межотраслевой координации поддержки малого и среднего предпринимательства, учета интересов предпринимателей при формировании и реализации государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства, широкого привлечения предпринимателей к решению задач социально-экономического развития Костромской области.

В работе Совета, как и в деятельности рабочей группы по решению вопросов предоставления государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, принимают участие представители общественных объединений малого и среднего предпринимательства: Общероссийская общественная организация "Деловая Россия", Костромской союз промышленников, Союз строителей Костромской области, Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров Костромской области, Костромская Торгово-промышленная палата и другие.

19. Функционируют советы предпринимателей во всех муниципальных образованиях области. Приняты программы (мероприятия) поддержки и развития малого и среднего предпринимательства во всех районах области, однако в большинстве своем не обеспечены финансированием. Одним из направлений совершенствования инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства становится усиление взаимодействия образующих ее организаций между собой, а также с органами государственной власти Костромской области.

20. Меры, реализуемые c 2009 года в рамках областной целевой программы поддержки малого и среднего предпринимательства, стимулировали предпринимательскую инициативу. Это позволило за период 2009 - 2012 годов увеличить объем оборота на малых предприятиях на 18 600 млн. рублей, на средних предприятиях - на 11 400 млн. рублей, количество занятых в экономике области возросло на 17,3 тыс. человек, налоговые поступления по специальным налоговым режимам увеличились на 451,7 млн. рублей.

21. Несмотря на наличие положительной динамики развития субъектов малого и среднего предпринимательства в области, существует ряд проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства.

В настоящий момент развитие сдерживается по следующим причинам:

ограниченная доступность финансовых ресурсов, обусловленная сложностью получения заемного финансирования для субъектов малого и среднего предпринимательства и высокой стоимостью банковских кредитов;

большая степень изношенности оборудования и недостаточность собственного капитала и оборотных средств у субъектов предпринимательской деятельности, необходимых для технического перевооружения и повышения производительности труда;

трудности в размещении малых и средних предприятий, в том числе нехватка производственных и офисных помещений, а также высокий уровень арендной платы имеющихся свободных площадей;

высокая кадастровая стоимость земельных участков, что приводит к высокому уровню арендной платы за землю и высокому земельному налогу;

отсутствие у предпринимателей базовых юридических и экономических знаний, знаний маркетинга, бухгалтерского учета, что становится причиной банкротства предприятий;

недостаток рабочих кадров на рынке труда Костромской области, а также высококвалифицированных специалистов в муниципальных районах области;

изменение федерального законодательства, связанного с увеличением налоговых отчислений для индивидуальных предпринимателей.

22. Необходимость разработки государственной программы на предстоящие 2014 - 2020 годы и решения задач по развитию предпринимательства обусловлены рядом объективных факторов:

масштабностью, сложностью и многообразием проблем малого и среднего предпринимательства и необходимостью их решения путем разработки и осуществления комплекса программных мероприятий;

потребностью в координации усилий органов власти различных уровней и негосударственных организаций, в том числе общественных объединений предпринимателей, для решения проблем предпринимателей;

имеющимся положительным опытом, накопленным при реализации областной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Костромской области" на 2009-2013 гг., утвержденной постановлением администрации Костромской области от 31 марта 2009 года N 144-а "Об областной целевой программе "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Костромской области" на 2009-2013 гг." (далее - областная целевая программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Костромской области" на 2009-2013 гг.).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»