АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 марта 2014 года N 101-а
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 23.07.2013 N 293-А
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления администрации Костромской области от 15.03.2016 N 65-а, вступившего в силу со дня официального опубликования.
____________________________________________________________________
В целях повышения эффективности реализации государственной программы Костромской области "Поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Костромской области на 2014 - 2020 годы" и приведения нормативного правового акта в соответствие с Законом Костромской области от 19 декабря 2013 года N 476-5-ЗКО "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", постановлением администрации Костромской области от 28 января 2014 года N 2-а "О порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Костромской области"
администрация Костромской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление администрации Костромской области от 23 июля 2013 года N 293-а "О государственной программе Костромской области "Поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Костромской области на 2014 - 2020 годы" следующие изменения:
1) в преамбуле слова "от 27 ноября 2012 года N 473-а "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Костромской области" заменить словами "от 28 января 2014 года N 2-а "О порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Костромской области";
2) дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:
"1.1. Департаменту экономического развития Костромской области расходы по обязательствам, вытекающим из договоров на возмещение из областного бюджета части процентной ставки по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства в 2013 году, заключенных во исполнение областной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Костромской области" на 2009 - 2013 гг., утвержденной постановлением администрации Костромской области от 31 марта 2009 года N 144-а "Об областной целевой программе "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Костромской области" на 2009 - 2013 гг.", осуществлять за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию государственной программы "Поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Костромской области на 2014 - 2020 годы.";
3) изложить государственную программу Костромской области "Поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Костромской области на 2014 - 2020 годы" (приложение) в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня вступления в силу закона Костромской области о внесении изменений в Закон Костромской области "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", связанных с реализацией настоящего постановления.
Губернатор области С. Ситников
Приложение
к постановлению администрации
Костромской области
от 26 марта 2014 г. N 101-а
Государственная программа Костромской области "Поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Костромской области на 2014-2020 годы" (далее - государственная программа)
Раздел 1. Паспорт государственной программы
1. Ответственный испол-нитель государственной программы | департамент экономического развития Костромской области |
2. Соисполнители госу-дарственной программы | 1) департамент образования и науки Костромской области, |
3. Подпрограммы госу-дарственной программы | 1) "Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства"; |
4. Программно-целевые инструменты госу-дарственной программы | Отсутствуют |
5. Цель государственной программы | Создание правовых, экономических и социальных условий для свободного и устойчивого развития малого и среднего предпринимательства |
6. Задачи государст-венной программы | 1) обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовой, имущественной, информационной и консультационной поддержке, оказываемой в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства; |
7. Сроки, этапы реали-зации государственной программы | 2014-2020 годы (одним этапом) |
8. Объемы и источники финансирования госу-дарственной программы | Объемы финансирования: за счет средств областного бюджета - 410 649,4 тыс. рублей, в том числе: |
9. Конечные результаты реализации государст-венной программы | 1) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, которым оказана государственная поддержка, с 260 единиц в 2014 году до 1 462 единиц в 2020 году; |
Раздел 2. Общая характеристика текущего состояния сферы малого и среднего предпринимательства
10. Малое и среднее предпринимательство присутствует практически во всех отраслях экономики. Деятельность малого и среднего предпринимательства оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие области: создает конкурентную рыночную среду, обеспечивает занятость населения, смягчая социальные проблемы.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики, по итогам 2012 года в Костромской области зарегистрировано 27 929 субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе: 78 - средних предприятий, 8 366 - малых предприятий, из них 7 170 - микропредприятий и 19 485 - индивидуальных предпринимателей.
11. Динамика изменений в сфере малого и среднего предпринимательства Костромской области в 2011-2012 годах приведена в таблице 1.
Таблица 1
Показатели | 2011 | 2012 | % к 2011 |
Средние предприятия | |||
Количество средних предприятий, единиц | 78 | 78 | 100 |
Среднесписочная численность работающих на средних предприятиях, тыс. человек | 8,2 | 6,7 | 81,7 |
Оборот средних предприятий, млн. рублей | 19 100 | 21 100 | 110,5 |
Малые предприятия (без учета микропредприятий) | |||
Количество малых предприятий, единиц | 1174 | 1196 | 10 1 ,9 |
Среднесписочная численность работаю-щих на малых предприятиях, тыс. человек | 34,2 | 36,5 | 106,7 |
Оборот малых предприятий, млн. рублей | 44 600 | 46 400 | 104 |
Микропредприятия | |||
Количество микропредприятий, единиц | 6 423 | 7 170 | 111,6 |
Среднесписочная численность микро-предприятий, тыс. человек | 13,6 | 16,9 | 124,3 |
Оборот микропредприятий, млн. рублей | 21 600 | 33 000 | 152,8 |
Индивидуальные предприниматели | |||
Количество индивидуальных предпри-нимателей, единиц | 21 011 | 19 485 | 92,7 |
Количество работающих у индиви-дуальных предпринимателей, тыс. человек (расчет) | 61,3 | 57,5 | 93,8 |
Оборот индивидуальных предпри-нимателей, млн. рублей | 62 100 | 51 200 | 82,4 |
Доля занятых в малом и среднем бизнесе в 2012 году в общем числе занятых в экономике Костромской области составляет 37,9%. С 2011 года отмечается снижение среднесписочной численности работающих на средних предприятиях на 18,3%. Принимая во внимание значительное увеличение аналогичного показателя на малых предприятиях (на 6,7%) и микропредприятиях (на 24,3%), можно сделать вывод об имеющейся тенденции к дроблению бизнеса.
12. За 2012 год поступления налогов по специальным налоговым режимам в консолидированный бюджет Костромской области составили 1 557,4 млн. рублей, что выше показателя предыдущего года на 32,6%.
Оборот малых предприятий (в том числе микропредприятий) в 2012 году составил 79 400 млн. рублей с ростом к 2011 году на 19,9%, оборот средних предприятий - 21 100 млн. рублей, что выше аналогичного показателя в 2011 году на 10,5%.
13. Структурное распределение малого и среднего бизнеса по видам экономической деятельности на протяжении ряда лет существенно не меняется, однако отличается от общероссийской ситуации. В отличие от других субъектов Российской Федерации в Костромской области наблюдается превышение доли количества предприятий малого бизнеса, занятых обрабатывающими производствами, над предприятиями сферы оптовой и розничной торговли.
Среди малых предприятий Костромской области 25,6% занимается обрабатывающим производством, 21,6% - оптовой и розничной торговлей, 16% - операциями с недвижимым имуществом, 14,1% занято сельским хозяйством, 10,2% - строительством.
14. Среднемесячная заработная плата одного работника малого предприятия (без микропредприятий) составила 11 835,33 рублей и выросла по сравнению с 2011 годом на 3,8%. Заработная плата выше среднего уровня по области выплачивается только работникам, занимающимся строительством (на 30,8%), финансовой деятельностью (в 2,6 раза), здравоохранением и предоставлением социальных услуг (на 16%), обрабатывающими производствами (на 1,9%).
15. В настоящее время в области созданы основные элементы региональной инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на удовлетворение потребностей субъектов малого и среднего предпринимательства в консультационной, имущественной, информационной и иных видах поддержки.
За счет средств федерального бюджета (в рамках реализации Федеральной адресной инвестиционной программы) в 2007 году введен в эксплуатацию бизнес-инкубатор Костромской области, наделенный имущественным комплексом, созданным для поддержки предпринимателей на ранних стадиях их деятельности. Областное государственное бюджетное учреждение "Агентство по развитию предпринимательства Костромской области" осуществляет управление деятельностью бизнес-инкубатора Костромской области.
Бизнес-инкубатор Костромской области оказывает имущественную поддержку субъектам малого предпринимательства в виде предоставления нежилых помещений на льготной основе, на его базе осуществляют свою деятельность Евро Инфо Корреспондентский центр, оказывающий поддержку экспортно ориентированным организациям, и государственное предприятие Костромской области "Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Костромской области", предоставляющий поручительства по кредитам, банковским гарантиям субъектов малого и среднего предпринимательства.
16. Информационную, консультационную и правовую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Костромской области осуществляют Торгово-промышленная палата Костромской области и общество с ограниченной ответственностью "Центр делового развития". В их функции входит консультирование по вопросам коммерческой деятельности, сертификация продукции и услуг, деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов, рекламная деятельность, издание журналов и периодических публикаций, издание газет, прочие виды издательской деятельности, предоставление посреднических услуг при оценке недвижимого имущества, научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук, деятельность в области права.
17. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров осуществляется государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Костромской государственный технологический университет" (Институт дополнительного профессионального образования).
18. Действует координационный совещательный орган - Совет по развитию малого и среднего предпринимательства Костромской области (далее - Совет), функционирующий в целях содействия развитию межотраслевой координации поддержки малого и среднего предпринимательства, учета интересов предпринимателей при формировании и реализации государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства, широкого привлечения предпринимателей к решению задач социально-экономического развития Костромской области.
В работе Совета, как и в деятельности рабочей группы по решению вопросов предоставления государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, принимают участие представители общественных объединений малого и среднего предпринимательства: Общероссийская общественная организация "Деловая Россия", Костромской союз промышленников, Союз строителей Костромской области, Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров Костромской области, Костромская Торгово-промышленная палата и другие.
19. Функционируют советы предпринимателей во всех муниципальных образованиях области. Приняты программы (мероприятия) поддержки и развития малого и среднего предпринимательства во всех районах области, однако в большинстве своем не обеспечены финансированием. Одним из направлений совершенствования инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства становится усиление взаимодействия образующих ее организаций между собой, а также с органами государственной власти Костромской области.
20. Меры, реализуемые c 2009 года в рамках областной целевой программы поддержки малого и среднего предпринимательства, стимулировали предпринимательскую инициативу. Это позволило за период 2009 - 2012 годов увеличить объем оборота на малых предприятиях на 18 600 млн. рублей, на средних предприятиях - на 11 400 млн. рублей, количество занятых в экономике области возросло на 17,3 тыс. человек, налоговые поступления по специальным налоговым режимам увеличились на 451,7 млн. рублей.
21. Несмотря на наличие положительной динамики развития субъектов малого и среднего предпринимательства в области, существует ряд проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства.
В настоящий момент развитие сдерживается по следующим причинам:
ограниченная доступность финансовых ресурсов, обусловленная сложностью получения заемного финансирования для субъектов малого и среднего предпринимательства и высокой стоимостью банковских кредитов;
большая степень изношенности оборудования и недостаточность собственного капитала и оборотных средств у субъектов предпринимательской деятельности, необходимых для технического перевооружения и повышения производительности труда;
трудности в размещении малых и средних предприятий, в том числе нехватка производственных и офисных помещений, а также высокий уровень арендной платы имеющихся свободных площадей;
высокая кадастровая стоимость земельных участков, что приводит к высокому уровню арендной платы за землю и высокому земельному налогу;
отсутствие у предпринимателей базовых юридических и экономических знаний, знаний маркетинга, бухгалтерского учета, что становится причиной банкротства предприятий;
недостаток рабочих кадров на рынке труда Костромской области, а также высококвалифицированных специалистов в муниципальных районах области;
изменение федерального законодательства, связанного с увеличением налоговых отчислений для индивидуальных предпринимателей.
22. Необходимость разработки государственной программы на предстоящие 2014 - 2020 годы и решения задач по развитию предпринимательства обусловлены рядом объективных факторов:
масштабностью, сложностью и многообразием проблем малого и среднего предпринимательства и необходимостью их решения путем разработки и осуществления комплекса программных мероприятий;
потребностью в координации усилий органов власти различных уровней и негосударственных организаций, в том числе общественных объединений предпринимателей, для решения проблем предпринимателей;
имеющимся положительным опытом, накопленным при реализации областной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Костромской области" на 2009-2013 гг., утвержденной постановлением администрации Костромской области от 31 марта 2009 года N 144-а "Об областной целевой программе "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Костромской области" на 2009-2013 гг." (далее - областная целевая программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Костромской области" на 2009-2013 гг.).