1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, одним из стратегических ориентиров развития государства определила выстраивание эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов различных социальных групп общества при выработке и проведении социально-экономической политики.
Сегодня на карте Ярославской области присутствуют все институты, которые принято ассоциировать с гражданским обществом: сеть некоммерческих организаций (далее - НКО), частная собственность и экономическая конкуренция, независимые средства массовой информации (далее - СМИ). Сформировался большой слой социально активных ответственных граждан, которые объединяются в разнообразные сообщества, чтобы отстаивать свои интересы и ценности, выражать общественное мнение и оказывать влияние на решение различных проблем.
По состоянию на 01 января 2014 года в ведомственном реестре Управления Министерства юстиции по Ярославской области содержатся сведения о 2371 НКО, за 2013 год были зарегистрированы более 100 новых НКО. Данная динамика в полной мере свидетельствует о возрастающей активности гражданского общества в сфере формирования объединений.
2. Формирование гражданского общества зависит не только от количества социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СО НКО) и их активности, но и от наличия эффективных механизмов взаимодействия исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления с СО НКО в решении социально-экономических проблем.
Одним из таких механизмов является оказание мер поддержки НКО региона. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 г. N 713 "О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям" на территории Ярославской области была реализована региональная программа "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Ярославской области" на 2011 - 2015 годы, утвержденная постановлением Правительства области от 24.10.2011 N 814-п "О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям" (далее - Программа). Реализация Программы позволила объединить усилия различных структур органов исполнительной власти региона, привнести системный подход в реализацию государственной политики по поддержке институтов гражданского общества и получить ощутимые положительные результаты в деятельности СО НКО.
(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 23.12.2019 N 912-п)
В рамках Программы разработана нормативно-правовая база, обеспечивающая комплекс мер по предоставлению финансовой, имущественной, информационной, организационной и методической поддержки СО НКО области на региональном и местном уровнях, развитию кадрового потенциала, а также привлечение СО НКО к реализации государственной политики в социальной сфере и развитию добровольчества и благотворительности на территории области.
За 2011 - 2013 годы сформирован единый порядок предоставления финансовой помощи СО НКО. С 2010 года в Ярославской области создаются и функционируют ресурсные центры. Ресурсный центр, образованный при поддержке Правительства области, с 2012 года активно инициирует образовательные и просветительские семинары для НКО региона, оказывает бесплатные консультационные услуги широкого спектра. Благодаря мероприятиям Программы за 2011 - 2013 годы свыше 500 руководителей и бухгалтеров региональных и местных НКО смогли получить бесплатную квалифицированную консультационную помощь.
Благодаря мерам государственной поддержки НКО участвуют в решении таких актуальных для области проблем, как оказание социальных услуг ветеранам и пожилым людям, социальная адаптация инвалидов, оказание бесплатной юридической помощи гражданам, охрана исторических и культурных объектов. НКО региона являются стратегическими партнерами Правительства области при реализации государственной политики в сфере гармонизации межнациональных отношений.
3. Ярославская область продолжает оставаться многонациональным регионом: по данным Всероссийской переписи населения, состоявшейся в 2010 году, в области учтены представители 150 национальностей. При этом сохраняется абсолютное преобладание русского населения, которое в целом определяет этническую ситуацию. Его доля в 2010 году по отношению к лицам, указавшим во время проведения переписи другую национальную принадлежность, составила 95,97 процента.
Кроме русских в регионе насчитывалось 9 других наиболее многочисленных национальностей, численность которых превышала тысячу человек: украинцы (0,8 процента), армяне (0,6 процента), азербайджанцы (0,4 процента), татары (0,4 процента), езиды (0,3 процента), белорусы (0,2 процента).
По данным Института социально-политических исследований Российской академии наук, Ярославская область относится к регионам со средней степенью национальной напряженности. Несмотря на то что в регионе достаточно высокий уровень толерантности к иному вероисповеданию, лицам других конфессий и национальностей, эксперты отмечают существующую в завуалированной форме тенденцию к определенной степени межнациональной (межэтнической) напряженности. На территории региона имеются косвенные предпосылки к возникновению острых бытовых конфликтов с их возможной трансформацией в межнациональные при несвоевременном межотраслевом и межведомственном реагировании.
На начало 2014 года в Ярославской области насчитывалось 32 зарегистрированных национально-культурных объединения (из них 4 национально-культурные автономии). По инициативе 14 организаций в 1999 году было образовано Ярославское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Ассамблея народов России", созданной еще в 1998 году. Сейчас в Ярославское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Ассамблея народов России" входят 22 организации.
В Ярославской области создана нормативно-правовая база для успешного взаимодействия с национальными и религиозными объединениями в сфере гармонизации межнациональных отношений и миграционных процессов, используются разнообразные формы, методы и механизмы, определенные Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года".