ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 апреля 2012 года N 117
{Утратил силу:
Постановление Правительства Орловской области от 29.10.2013 N 368; НГР: RU57000201300810}
В целях повышения производительности, увеличения объемов сельскохозяйственного производства, развития инфраструктуры сбыта, первичной переработки, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции, обеспечения финансовой устойчивости крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в сельской местности в Орловской области Правительство Орловской области постановляет:
1. Внести изменение в постановление Правительства Орловской области от 7 сентября 2011 года N 301 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в сельской местности в Орловской области на 2012-2015 годы", изложив приложение в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Департаменту финансов Орловской области (В. Г. Щипкова) при внесении очередных изменений в Закон Орловской области от 3 ноября 2011 года N 1289-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" предусмотреть увеличение ассигнований по долгосрочной областной целевой программе "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в сельской местности в Орловской области на 2012-2015 годы":
на 2012 год - в размере 10 455,9 тыс. рублей за счет уменьшения
ассигнований по ведомству 008, разделу 04, подразделу 05, целевой статье
2601900, виду расходов 810 в размере 5 713 тыс. рублей, по ведомству 008,
разделу 04, подразделу 05, целевой статье 2670509, виду расходов 810 в размере 528,4 тыс. рублей, по ведомству 008, разделу 04, подразделу 05, целевой статье 2670513, виду расходов 810 в размере 4 214,5 тыс. рублей;
на 2013 год - в размере 12 470 тыс. рублей за счет уменьшения ассигнований по ведомству 008, разделу 04, подразделу 05, целевой статье 2601900, виду расходов 810;
на 2014 год - в размере 14 900 тыс. рублей за счет уменьшения ассигнований по ведомству 008, разделу 04, подразделу 05, целевой статье 2601900, виду расходов 810 в размере 11 713 тыс. рублей, по ведомству 008, разделу 04, подразделу 05, целевой статье 2670513, виду расходов 810 в размере 3 187 тыс. рублей.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя агропромышленного блока В. Ф. Новикова.
Председатель Правительства
Орловской области
А.П. Козлов
Приложение к постановлению
Правительства Орловской области
от 11 апреля 2011 г. N 117
Приложение к постановлению
Правительства Орловской области
от 7 сентября 2011 г. N 301
Долгосрочная областная целевая программа "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в сельской местности в Орловской области на 2012-2015 годы" Орловская область, 2011 г.
ПАСПОРТ долгосрочной областной целевой программы "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в сельской местности в Орловской области на 2012-2015 годы"
Наименование программы | Долгосрочная областная целевая программа "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в сельской местности в Орловской области на 2012-2015 годы" (далее также - Программа) |
Основание для | Распоряжение Правительства Орловской области от 18 августа 2011 года N 354-р |
Заказчик Программы | Правительство Орловской области |
Разработчик Программы | Департамент сельского хозяйства Орловской области, Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Орловской области (по согласованию), администрации муниципальных районов Орловской области (по согласованию) |
Руководитель Программы | Руководитель Департамента сельского хозяйства Орловской области |
Ответственный | Начальник управления сельского хозяйства Департамента сельского хозяйства Орловской области |
Цель и задачи Программы | Цель Программы - повышение производительности, увеличение объемов сельскохозяйственного производства, развитие инфраструктуры сбыта, первичной переработки, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции, обеспечение финансовой устойчивости крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в сельской местности в Орловской области. Задачи Программы: |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | 1. Создание и комплектация 24 семейных животноводческих |
Сроки и этапы | 2012-2015 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы - 356,59 млн руб. В том числе: областной бюджет - 79,16 млн руб.; |
В том числе по | -0; |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | 1. Ввод в действие 24 семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств. |
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
В целях реализации государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, направленной на надежное обеспечение населения страны продуктами питания, развитие отечественного агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, оперативное реагирование на внутренние и внешние угрозы стабильности продовольственного рынка, эффективное участие в международном сотрудничестве в сфере продовольственной безопасности, Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года N 120 утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" основными целями государственной аграрной политики являются:
повышение конкурентоспособности российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, качества российских продовольственных товаров;
обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня жизни, в том числе оплаты труда;
формирование эффективно функционирующего рынка
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, и развитие инфраструктуры этого рынка;
увеличение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 года N 2136-р утверждена Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года. Данным документом определено, что одним из основных направлений повышения устойчивости развития сельских территорий является диверсификация сельской экономики и технологическое обновление ее отраслей в первую очередь в агропромышленном комплексе.
Приоритетными мерами в области повышения занятости населения и регулирования рынка труда на селе являются:
1) восстановление и поддержание занятости населения, создание новых рабочих мест, обеспечивающих переход агропромышленного производства на модернизированные трудосберегающие инновационные технологии и индустриальные формы ведения хозяйства;
2) поддержка эффективной занятости в сфере малого и среднего предпринимательства и потребительской кооперации, включая крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства;
3) увеличение количества и модернизация рабочих мест на объектах инфраструктуры агропродовольственного рынка (хранение, транспортировка, сбыт сельскохозяйственной продукции);
4) стимулирование увеличения количества рабочих мест в несельскохозяйственных сферах деятельности во всех возможных организационных формах, особенно в сфере рекреационной и природоохранной деятельности, агро- и экологическом туризме, сельском гостиничном бизнесе, подсобных промышленных организациях и народных промыслах;
5) повышение эффективности самозанятости и использования форм семейной занятости в личных подсобных хозяйствах путем их кооперирования, в том числе с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, перерабатывающими и обслуживающими производствами.
Реформы, проводимые в агропромышленном комплексе Орловской области с конца восьмидесятых годов XX века, позволили обеспечить поступательное и эффективное развитие сельскохозяйственных организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности. При этом крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, являющиеся малыми формами хозяйствования в АПК, стали неотъемлемой частью многоукладной сельской экономики и народного хозяйства в целом.
В соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446, малыми формами хозяйствования в АПК являются личные подсобные хозяйства (далее также - ЛПХ), крестьянские (фермерские) хозяйства (далее также - К(Ф)Х), сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Названные субъекты отнесены к числу сельскохозяйственных товаропроизводителей согласно статье 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
В рамках мероприятий приоритетного национального проекта "Развитие АПК" (2006-2007 годы) и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы началось выделение значительных бюджетных средств на повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе. На субсидирование процентной ставки по краткосрочным и инвестиционным кредитам, на приобретение элитных семян, дизельного топлива, племенное дело, страхование урожая, производство конопли, садоводство и другие направления поддержки малых форм хозяйствования в АПК было выделено: в 2006 году - 48,87 млн руб., в том числе 8,1 млн руб. из областного бюджета, в 2007 году - 56,99 млн руб., в том числе 16,93 млн руб. из областного бюджета, в 2008 году - 95,5 млн руб., в том числе 8,68 млн руб. из областного бюджета, в 2009 году -71,016 млн руб., в том числе 8,28 млн руб. из областного бюджета, в 2010 году - 88,48 млн руб., в том числе 12,97 млн руб. из областного бюджета, в 2011 году - 65,365 млн руб., в том числе - 6,2 млн руб. из областного бюджета. За указанный период бюджетные расходы по данному направлению составили 426,2 млн руб., в том числе из бюджета Орловской области - 61,16 млн руб.
Государственная поддержка малых форм хозяйствования в АПК является важным фактором повышения доходов и уровня жизни сельского населения, обеспечения занятости и самозанятости, устойчивого развития сельских территорий и продовольственной безопасности страны. В связи с этим субъекты Российской Федерации применяют различные механизмы поддержки малых форм хозяйствования в АПК.
Для определения новых путей развития малых форм хозяйствования в АПК, создания благоприятных экономических условий повышения их эффективности, выравнивания конкурентной среды, решения указанных проблем и подготовлена настоящая Программа.
В настоящее время в Орловской области 1,452 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и 183,5 тыс. личных подсобных хозяйств с общей площадью сельскохозяйственных угодий 290,6 тыс. га. Численность занятых в К(Ф)Х и ЛПХ (основной вид деятельности) составляет более 47,3 тыс. человек или 29,8% занятого населения в сельской местности.
Малые формы хозяйствования Орловской области занимают значительный удельный вес в общем объеме производства валовой продукции сельского хозяйства. На долю ЛПХ в 2009 году приходилось 36%, в 2010 году — 39,7% стоимости продукции сельского хозяйства, в том числе в производстве продукции животноводства - 48,1%, в 2010 году - 44,6 %, растениеводства - 27,1 %, в 2010 году - 35,6 %. Аналогично на долю К(Ф)Х в 2009 году - 7,2%, в 2010 году - 5,8% стоимости продукции сельского хозяйства, в том числе в производстве продукции животноводства в 2009 году -2,6 %, в 2010 году - 2,7 %, растениеводства - 10,5%, в 2010 году - 8,9%.
Вместе с тем малые формы хозяйствования решают, прежде всего, проблему собственного продовольственного обеспечения. В 2006 году уровень товарности молока в ЛПХ составил 29,7%, в 2007 году - 29,6%, в 2008 году -43,1%, в 2009 году - 45%, в 2010 году - 47 %. Уровень товарности скота и птицы (в живом весе) в ЛПХ составил в 2006 году 34,2%, в 2007 году - 35,4%, в 2008 году - 60,6 %, в 2009 году - 56 %, в 2010 году - 57,8%.
По данным Орелстата, в К(Ф)Х и хозяйствах населения в 2010 году произведено 45,4% валовой продукции сельского хозяйства, что включает в себя 36,6 тыс. т скота и птицы в живом весе (31,6%), 100,8 тыс. т молока (42,7%), 265,5 тыс. т зерна (17,6%), 196,3 тыс. т картофеля (92,9%), 48,2 тыс. т овощей (92,3%). Несмотря на рост удельного веса малых форм хозяйствования в общем объеме производства продукции сельского хозяйства, негативные тенденции характерны и для данного сектора экономики. На начало 2011 года сокращение поголовья крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств Орловской области по сравнению с 1991 годом составило 80,6%, при этом в хозяйствах населения -44,1%, в К(Ф)Х поголовье возросло с 0,2 тыс. гол. до 5,4 тыс. гол. По численности коров тенденция аналогичная: во всех категориях хозяйств поголовье коров сократилось на 77,5%, в хозяйствах населения - на 65,6%. Положительной динамикой характеризуется ситуация по поголовью свиней: за анализируемый период при общем сокращении поголовья свиней во всех категориях хозяйств Орловской области на 30,3% в хозяйствах населения поголовье уменьшилось на 12%, в К(Ф)Х численность свиней возросла с 0,1 тыс. гол. до 12,3 тыс. гол.
Важную роль малые формы хозяйствования играют в решении социальных проблем села, обеспечении занятости, устойчивого развития сельских территорий и поддержании доходов населения. Они способствуют сохранению территориального расселения и сельского образа жизни, народных традиций, культурного разнообразия страны. В перспективе социально-экономическая роль К(Ф)Х и ЛПХ усилится, особенно в наполнении региональных агропродовольственных рынков, в производстве экологически чистой и безопасной продукции.
Вместе с тем производственный и социальный потенциал малых форм хозяйствования на селе используется недостаточно эффективно. Об этом, в частности, убедительно свидетельствует тот факт, что на 1 января 2011 года (по данным Орелстата) на 100 хозяйств населения в Орловской области приходится всего 9 гол. коров, 40 гол. свиней, 18 гол. овец и 6 гол. коз.
В сложившихся социально-экономических условиях при инерционном сценарии развития и текущем уровне государственной поддержки в 2012-2015 годах количество К(Ф)Х и площадь земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в их пользовании, будет неуклонно снижаться. Недостаточный уровень государственной поддержки малых форм хозяйствования ведет к сдерживанию внедрения новых технологий производства, переработки и хранения
сельскохозяйственной продукции, результатом чего является низкий уровень производительности труда и конкурентоспособности продукции.
Малые формы хозяйствования испытывают ряд существенных правовых, экономических и социальных проблем:
отсутствие достаточной и эффективной правовой базы, регулирующей развитие индивидуального и семейного сельскохозяйственного производства;
острый дефицит финансово-кредитных ресурсов в силу недостаточной доступности рынка коммерческого кредита, незначительного развития сельской кредитной кооперации; неналаженность эффективной системы материально-технического и производственного обслуживания, проблемы со снабжением качественным семенным материалом, племенным скотом, кормами, удобрениями и ядохимикатами, сбытом произведенной продукции;
отсутствие актуальной доступной информации о рыночной конъюнктуре и потенциальных партнерах, консультационных услуг правового, экономического и технологического характера.
Все вышеперечисленное в совокупности свидетельствует об актуальности вопросов определения новых путей и стратегии развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе в целях создания благоприятных экономических условий для повышения эффективности их деятельности, выравнивания конкурентной среды в агробизнесе.
Решение обозначенных проблем целесообразно осуществлять программно-целевым методом посредством выработки системы программных мер, ориентированных на достижение установленной цели. Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексное решение и урегулирование наиболее проблемных вопросов в сфере малого предпринимательства в сельской местности на основе:
а) определения целей, задач, состава и структуры мероприятий и ожидаемых конечных результатов;
б) концентрации материальных, финансовых и трудовых ресурсов на реализацию мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам Программы;
в) повышения эффективности государственного управления в сфере малого предпринимательства в АПК и результативности использования бюджетных ресурсов.
Осуществление единичных и разрозненных мер государственной поддержки малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе, возможно, обеспечит кратковременный и нестабильный положительный эффект, который не ликвидирует имеющиеся негативные факторы и будет нивелирован в долгосрочной перспективе. При этом произойдет неэффективное и нецелесообразное расходование бюджетных средств.
Без использования программно-целевого метода высока вероятность несоответствия заявляемых цели и задач преобразований результатам, достигаемым в процессе их реализации. Это является следствием собственной интерпретации цели и задач каждым из активно действующих субъектов. Таким образом, при отсутствии Программы, являющейся одним из основных инструментов реализации региональной политики в сфере развития малых форм хозяйствования в АПК, невозможен полный охват широкого круга участников и контроль за достижением запланированных целевых показателей, существующие противоречия не будут устранены, а задачи по развитию малых форм хозяйствования в АПК не будут решены.