Недействующий
Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 апреля 2012 года N 117

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 7 СЕНТЯБРЯ 2011 ГОДА N 301 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ И ДРУГИХ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012-2015 ГОДЫ"

{Утратил силу:
Постановление Правительства Орловской области от 29.10.2013 N 368; НГР: RU57000201300810}

В целях повышения производительности, увеличения объемов сельскохозяйственного производства, развития инфраструктуры сбыта, первичной переработки, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции, обеспечения финансовой устойчивости крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в сельской местности в Орловской области Правительство Орловской области постановляет:

1. Внести изменение в постановление Правительства Орловской области от 7 сентября 2011 года N 301 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в сельской местности в Орловской области на 2012-2015 годы", изложив приложение в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Департаменту финансов Орловской области (В. Г. Щипкова) при внесении очередных изменений в Закон Орловской области от 3 ноября 2011 года N 1289-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" предусмотреть увеличение ассигнований по долгосрочной областной целевой программе "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в сельской местности в Орловской области на 2012-2015 годы":

на 2012 год - в размере 10 455,9 тыс. рублей за счет уменьшения

ассигнований по ведомству 008, разделу 04, подразделу 05, целевой статье

2601900, виду расходов 810 в размере 5 713 тыс. рублей, по ведомству 008,

разделу 04, подразделу 05, целевой статье 2670509, виду расходов 810 в размере 528,4 тыс. рублей, по ведомству 008, разделу 04, подразделу 05, целевой статье 2670513, виду расходов 810 в размере 4 214,5 тыс. рублей;

на 2013 год - в размере 12 470 тыс. рублей за счет уменьшения ассигнований по ведомству 008, разделу 04, подразделу 05, целевой статье 2601900, виду расходов 810;

на 2014 год - в размере 14 900 тыс. рублей за счет уменьшения ассигнований по ведомству 008, разделу 04, подразделу 05, целевой статье 2601900, виду расходов 810 в размере 11 713 тыс. рублей, по ведомству 008, разделу 04, подразделу 05, целевой статье 2670513, виду расходов 810 в размере 3 187 тыс. рублей.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя агропромышленного блока В. Ф. Новикова.

Председатель Правительства

Орловской области

А.П. Козлов


Приложение к постановлению

Правительства Орловской области

от 11 апреля 2011 г. N 117


Приложение к постановлению

Правительства Орловской области

от 7 сентября 2011 г. N 301

Долгосрочная областная целевая программа "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в сельской местности в Орловской области на 2012-2015 годы" Орловская область, 2011 г.

ПАСПОРТ долгосрочной областной целевой программы "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в сельской местности в Орловской области на 2012-2015 годы"


Наименование программы

Долгосрочная областная целевая программа "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в сельской местности в Орловской области на 2012-2015 годы" (далее также - Программа)

Основание для
 разработки
 Программы

Распоряжение Правительства Орловской области от 18 августа 2011 года N 354-р

Заказчик Программы

Правительство Орловской области

Разработчик Программы

Департамент сельского хозяйства Орловской области, Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Орловской области (по согласованию), администрации муниципальных районов Орловской области (по согласованию)

Руководитель Программы

Руководитель Департамента сельского хозяйства Орловской области

Ответственный
 исполнитель
 Программы

Начальник управления сельского хозяйства Департамента сельского хозяйства Орловской области

Цель и задачи Программы

Цель Программы - повышение производительности, увеличение объемов сельскохозяйственного производства, развитие инфраструктуры сбыта, первичной переработки, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции, обеспечение финансовой устойчивости крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в сельской местности в Орловской области. Задачи Программы:
 1. Развитие семейных животноводческих ферм на базе
 крестьянских (фермерских) хозяйств.
 2. Поддержка начинающих фермеров.
 3. Оформление в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпри нимателей, используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
 4. Развитие сельскохозяйственной потребительской
 кооперации.
 5. Развитие несельскохозяйственной деятельности в сельской местности

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

1. Создание и комплектация 24 семейных животноводческих
 ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств.
 2. Организация 72 крестьянских (фермерских) хозяйств,
 осуществивших проекты развития своих крестьянских
 (фермерских) хозяйств с помощью государственной
 поддержки.
 3. Оформление в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств, используемых ими земельных участков (4 000 га).
 4. Развитие сельскохозяйственной потребительской
 кооперации, включая создание 14 кооперативов различной
 направленности, повышение доли работающих кооперативов
 до 75%.
 5. Организация 6 малых форм хозяйствования по
 несельскохозяйственной деятельности в сельской местности

Сроки и этапы
 реализации
 Программы

2012-2015 годы

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы - 356,59 млн руб. В том числе: областной бюджет - 79,16 млн руб.;

 федеральный бюджет - 117,04 млн руб.;

 внебюджетные источники - 160,39 млн руб.

В том числе по
 направлениям
 затрат:
 капитальные
 вложения
 НИОКР
 прочие нужды

-0;
-0;
- 356,59 млн руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

1. Ввод в действие 24 семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств.
 2. Создание в семейных животноводческих фермах 400 скотомест.
 3. Организация в семейных животноводческих фермах 12 рабочих мест.
 4. Создание 72 крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществивших проекты развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств с помощью государственной поддержки.
 5. Организация 216 дополнительных рабочих мест.
 6. Оформление в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств, используемых ими земельных участков (4 000 га).
 7. Создание 14 кооперативов различной направленности.
 8. Повышение доли работающих кооперативов до 75%.
 9. Привлечение в кооперативное движение 150 новых членов.
 10. Создание 4 объектов складской инфраструктуры (зернохранилищ, овощехранилищ, картофелехранилищ), пунктов по приемке, первичной переработке и хранению молока, мяса, плодоовощной и другой сельскохозяйственной продукции.
 11. Создание 6 малых форм хозяйствования по несельскохозяйственной деятельности, включая народные промыслы, бытовое и социально-культурное обслуживание

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


В целях реализации государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, направленной на надежное обеспечение населения страны продуктами питания, развитие отечественного агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, оперативное реагирование на внутренние и внешние угрозы стабильности продовольственного рынка, эффективное участие в международном сотрудничестве в сфере продовольственной безопасности, Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года N 120 утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" основными целями государственной аграрной политики являются:

повышение конкурентоспособности российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, качества российских продовольственных товаров;

обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня жизни, в том числе оплаты труда;

формирование эффективно функционирующего рынка

сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, и развитие инфраструктуры этого рынка;

увеличение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 года N 2136-р утверждена Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года. Данным документом определено, что одним из основных направлений повышения устойчивости развития сельских территорий является диверсификация сельской экономики и технологическое обновление ее отраслей в первую очередь в агропромышленном комплексе.

Приоритетными мерами в области повышения занятости населения и регулирования рынка труда на селе являются:

1) восстановление и поддержание занятости населения, создание новых рабочих мест, обеспечивающих переход агропромышленного производства на модернизированные трудосберегающие инновационные технологии и индустриальные формы ведения хозяйства;

2) поддержка эффективной занятости в сфере малого и среднего предпринимательства и потребительской кооперации, включая крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства;

3) увеличение количества и модернизация рабочих мест на объектах инфраструктуры агропродовольственного рынка (хранение, транспортировка, сбыт сельскохозяйственной продукции);

4) стимулирование увеличения количества рабочих мест в несельскохозяйственных сферах деятельности во всех возможных организационных формах, особенно в сфере рекреационной и природоохранной деятельности, агро- и экологическом туризме, сельском гостиничном бизнесе, подсобных промышленных организациях и народных промыслах;

5) повышение эффективности самозанятости и использования форм семейной занятости в личных подсобных хозяйствах путем их кооперирования, в том числе с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, перерабатывающими и обслуживающими производствами.

Реформы, проводимые в агропромышленном комплексе Орловской области с конца восьмидесятых годов XX века, позволили обеспечить поступательное и эффективное развитие сельскохозяйственных организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности. При этом крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, являющиеся малыми формами хозяйствования в АПК, стали неотъемлемой частью многоукладной сельской экономики и народного хозяйства в целом.

В соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446, малыми формами хозяйствования в АПК являются личные подсобные хозяйства (далее также - ЛПХ), крестьянские (фермерские) хозяйства (далее также - К(Ф)Х), сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Названные субъекты отнесены к числу сельскохозяйственных товаропроизводителей согласно статье 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".

В рамках мероприятий приоритетного национального проекта "Развитие АПК" (2006-2007 годы) и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы началось выделение значительных бюджетных средств на повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе. На субсидирование процентной ставки по краткосрочным и инвестиционным кредитам, на приобретение элитных семян, дизельного топлива, племенное дело, страхование урожая, производство конопли, садоводство и другие направления поддержки малых форм хозяйствования в АПК было выделено: в 2006 году - 48,87 млн руб., в том числе 8,1 млн руб. из областного бюджета, в 2007 году - 56,99 млн руб., в том числе 16,93 млн руб. из областного бюджета, в 2008 году - 95,5 млн руб., в том числе 8,68 млн руб. из областного бюджета, в 2009 году -71,016 млн руб., в том числе 8,28 млн руб. из областного бюджета, в 2010 году - 88,48 млн руб., в том числе 12,97 млн руб. из областного бюджета, в 2011 году - 65,365 млн руб., в том числе - 6,2 млн руб. из областного бюджета. За указанный период бюджетные расходы по данному направлению составили 426,2 млн руб., в том числе из бюджета Орловской области - 61,16 млн руб.

Государственная поддержка малых форм хозяйствования в АПК является важным фактором повышения доходов и уровня жизни сельского населения, обеспечения занятости и самозанятости, устойчивого развития сельских территорий и продовольственной безопасности страны. В связи с этим субъекты Российской Федерации применяют различные механизмы поддержки малых форм хозяйствования в АПК.

Для определения новых путей развития малых форм хозяйствования в АПК, создания благоприятных экономических условий повышения их эффективности, выравнивания конкурентной среды, решения указанных проблем и подготовлена настоящая Программа.

В настоящее время в Орловской области 1,452 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и 183,5 тыс. личных подсобных хозяйств с общей площадью сельскохозяйственных угодий 290,6 тыс. га. Численность занятых в К(Ф)Х и ЛПХ (основной вид деятельности) составляет более 47,3 тыс. человек или 29,8% занятого населения в сельской местности.

Малые формы хозяйствования Орловской области занимают значительный удельный вес в общем объеме производства валовой продукции сельского хозяйства. На долю ЛПХ в 2009 году приходилось 36%, в 2010 году — 39,7% стоимости продукции сельского хозяйства, в том числе в производстве продукции животноводства - 48,1%, в 2010 году - 44,6 %, растениеводства - 27,1 %, в 2010 году - 35,6 %. Аналогично на долю К(Ф)Х в 2009 году - 7,2%, в 2010 году - 5,8% стоимости продукции сельского хозяйства, в том числе в производстве продукции животноводства в 2009 году -2,6 %, в 2010 году - 2,7 %, растениеводства - 10,5%, в 2010 году - 8,9%.

Вместе с тем малые формы хозяйствования решают, прежде всего, проблему собственного продовольственного обеспечения. В 2006 году уровень товарности молока в ЛПХ составил 29,7%, в 2007 году - 29,6%, в 2008 году -43,1%, в 2009 году - 45%, в 2010 году - 47 %. Уровень товарности скота и птицы (в живом весе) в ЛПХ составил в 2006 году 34,2%, в 2007 году - 35,4%, в 2008 году - 60,6 %, в 2009 году - 56 %, в 2010 году - 57,8%.

По данным Орелстата, в К(Ф)Х и хозяйствах населения в 2010 году произведено 45,4% валовой продукции сельского хозяйства, что включает в себя 36,6 тыс. т скота и птицы в живом весе (31,6%), 100,8 тыс. т молока (42,7%), 265,5 тыс. т зерна (17,6%), 196,3 тыс. т картофеля (92,9%), 48,2 тыс. т овощей (92,3%). Несмотря на рост удельного веса малых форм хозяйствования в общем объеме производства продукции сельского хозяйства, негативные тенденции характерны и для данного сектора экономики. На начало 2011 года сокращение поголовья крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств Орловской области по сравнению с 1991 годом составило 80,6%, при этом в хозяйствах населения -44,1%, в К(Ф)Х поголовье возросло с 0,2 тыс. гол. до 5,4 тыс. гол. По численности коров тенденция аналогичная: во всех категориях хозяйств поголовье коров сократилось на 77,5%, в хозяйствах населения - на 65,6%. Положительной динамикой характеризуется ситуация по поголовью свиней: за анализируемый период при общем сокращении поголовья свиней во всех категориях хозяйств Орловской области на 30,3% в хозяйствах населения поголовье уменьшилось на 12%, в К(Ф)Х численность свиней возросла с 0,1 тыс. гол. до 12,3 тыс. гол.

Важную роль малые формы хозяйствования играют в решении социальных проблем села, обеспечении занятости, устойчивого развития сельских территорий и поддержании доходов населения. Они способствуют сохранению территориального расселения и сельского образа жизни, народных традиций, культурного разнообразия страны. В перспективе социально-экономическая роль К(Ф)Х и ЛПХ усилится, особенно в наполнении региональных агропродовольственных рынков, в производстве экологически чистой и безопасной продукции.

Вместе с тем производственный и социальный потенциал малых форм хозяйствования на селе используется недостаточно эффективно. Об этом, в частности, убедительно свидетельствует тот факт, что на 1 января 2011 года (по данным Орелстата) на 100 хозяйств населения в Орловской области приходится всего 9 гол. коров, 40 гол. свиней, 18 гол. овец и 6 гол. коз.

В сложившихся социально-экономических условиях при инерционном сценарии развития и текущем уровне государственной поддержки в 2012-2015 годах количество К(Ф)Х и площадь земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в их пользовании, будет неуклонно снижаться. Недостаточный уровень государственной поддержки малых форм хозяйствования ведет к сдерживанию внедрения новых технологий производства, переработки и хранения

сельскохозяйственной продукции, результатом чего является низкий уровень производительности труда и конкурентоспособности продукции.

Малые формы хозяйствования испытывают ряд существенных правовых, экономических и социальных проблем:

отсутствие достаточной и эффективной правовой базы, регулирующей развитие индивидуального и семейного сельскохозяйственного производства;

острый дефицит финансово-кредитных ресурсов в силу недостаточной доступности рынка коммерческого кредита, незначительного развития сельской кредитной кооперации; неналаженность эффективной системы материально-технического и производственного обслуживания, проблемы со снабжением качественным семенным материалом, племенным скотом, кормами, удобрениями и ядохимикатами, сбытом произведенной продукции;

отсутствие актуальной доступной информации о рыночной конъюнктуре и потенциальных партнерах, консультационных услуг правового, экономического и технологического характера.

Все вышеперечисленное в совокупности свидетельствует об актуальности вопросов определения новых путей и стратегии развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе в целях создания благоприятных экономических условий для повышения эффективности их деятельности, выравнивания конкурентной среды в агробизнесе.

Решение обозначенных проблем целесообразно осуществлять программно-целевым методом посредством выработки системы программных мер, ориентированных на достижение установленной цели. Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексное решение и урегулирование наиболее проблемных вопросов в сфере малого предпринимательства в сельской местности на основе:

а) определения целей, задач, состава и структуры мероприятий и ожидаемых конечных результатов;

б) концентрации материальных, финансовых и трудовых ресурсов на реализацию мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам Программы;

в) повышения эффективности государственного управления в сфере малого предпринимательства в АПК и результативности использования бюджетных ресурсов.

Осуществление единичных и разрозненных мер государственной поддержки малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе, возможно, обеспечит кратковременный и нестабильный положительный эффект, который не ликвидирует имеющиеся негативные факторы и будет нивелирован в долгосрочной перспективе. При этом произойдет неэффективное и нецелесообразное расходование бюджетных средств.

Без использования программно-целевого метода высока вероятность несоответствия заявляемых цели и задач преобразований результатам, достигаемым в процессе их реализации. Это является следствием собственной интерпретации цели и задач каждым из активно действующих субъектов. Таким образом, при отсутствии Программы, являющейся одним из основных инструментов реализации региональной политики в сфере развития малых форм хозяйствования в АПК, невозможен полный охват широкого круга участников и контроль за достижением запланированных целевых показателей, существующие противоречия не будут устранены, а задачи по развитию малых форм хозяйствования в АПК не будут решены.