Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 04 апреля 2014 года N 114-па

О внесении изменений в постановление Администрации Приморского края от 7 декабря 2012 года N 395-па "Об утверждении государственной программы Приморского края "Развитие образования Приморского края" на 2013-2017 годы"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2020 года на основании Постановления Администрации Приморского края от 16.12.2019 N 848-па.
____________________________________________________________________

г. Владивосток

На основании Устава Приморского края Администрация Приморского края


ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в государственную программу Приморского края "Развитие образования Приморского края" на 2013-2017 годы, утвержденную постановлением Администрации Приморского края от 7 декабря 2012 года N 395-па "Об утверждении государственной программы Приморского края "Развитие образования Приморского края" на 2013-2017 годы" (в редакции постановлений Администрации Приморского края от 16 мая 2013 года N 180-па, 27 сентября 2013 года N 358-па, 20 декабря 2013 года N 487-па) изменения, изложив ее в новой редакции (прилагается).

2. Департаменту информационной политики Приморского края опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации края.

И.о. Губернатора края -
Главы Администрации Приморского края
А.И. Костенко


Приложение

к постановлению

Администрации Приморского края

от 04 апреля 2014 года N 114-па

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Приморского края "Развитие образования Приморского края" на 2013-2017 годы

ПАСПОРТ государственной программы Приморского края "Развитие образования Приморского края" на 2013-2017 годы


Наименование
 государственной программы

государственная программа Приморского края "Развитие образования Приморского края" на 2013-2017 годы (далее - Программа)

Ответственный исполнитель
 государственной программы

департамент образования и науки Приморского края

Соисполнители
 государственной программы

департамент внутренней политики Приморского края;

 департамент по делам молодежи Приморского края

Структура государственной программы

подпрограммы:
 "Развитие системы дошкольного образования"
 "Развитие системы общего образования"
 "Развитие системы дополнительного образования, отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков Приморского края"
 "Развитие системы профессионального образования "
   отдельные мероприятия:
 руководство и управление в сфере установленных функций органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

 проведение венчурной ярмарки;

 региональный конкурс фундаментальных и гуманитарных научных исследований;

 обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями

Цели государственной программы

усиление вклада образования в социально-экономическое развитие Приморского края и удовлетворение потребностей населения Примор ского края в получении доступного и качественного образования всех ступеней для детей и молодежи;

 удовлетворение потребностей населения Приморского края в получении доступного и качественного образования всех ступеней для детей и молодежи, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Приморского края

Задачи государственной программы

достижение качества образования, соответствующего современным стандартам;

 модернизация общего и дошкольного образования, как института социального развития;

 создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации детей и молодежи;

 приведение структуры, объемов и качества профессионального образования в соответствие с потребностями инновационного развития экономики Приморского края

Целевые индикаторы и показатели государственной программы

степень удовлетворенности населения качеством предоставления образовательных услуг;

 обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных учреждениях;

 доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, не сдавших единый государственный экзамен,  в общей численности выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений (процентов);

 удельный вес численности выпускников профессиональных образовательных учреждений очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученным профессиям и специальностям, в общей их численности;

 удельный вес численности высококвалифицированных педагогических работников в общей численности квалифицированных педагогических работников в регионе в сфере образования и науки;

 удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве обследованных организаций сферы образования и науки;

 доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей образования и науки в валовом региональном продукте Приморского края.

Этапы и сроки реализации государственной Программы

Программа реализуется с 2013 по 2017 годы, в один этап

Объем и источники финансирования государственной программы

общий объем финансирования мероприятий Программы за счет средств краевого бюджета составляет 74150727,53 тыс. рублей (в текущих ценах каждого года), в том числе:
 2013 год - 13177734,10 тыс. рублей;

 2014 год - 16231683,80 тыс. рублей;

 2015 год - 14767140,80 тыс. рублей;

 2016 год - 14767140,80 тыс. рублей;

 2017 год - 15207028,03 тыс. рублей.
 Прогнозная оценка средств, привлекаемых  на реализацию целей государственной программы, составляет:
 средств федерального бюджета - 2065082,67 тыс. рублей, из них:
 субвенции из федерального бюджета - 50248,50 тыс. рублей;

 субсидии из федерального бюджета - 2010798,17 тыс. рублей;

 иные межбюджетные трансферты - 4036,0 тыс. рублей;

 средств бюджетов муниципальных образований Приморского края - 975885,44 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

доля детей в возрасте 1-6 лет, получающих услуги дошкольного образования, до 70 %;

 достижение обучающимися образовательных результатов по результатам успешной сдачи единого государственного экзамена как по основным предметам, так и по предметам по выбору, необходимых для получения профессионального образования, успешной социализации и работы в инновационной экономике Приморского края, до 75%;

 доля детей Приморского края, охваченных новыми формами отдыха и оздоровления с учетом использования природно-экологических особенностей региона, от общего количества детей школьного возраста, до 80%;

 доля детей, в том числе одаренных детей, детей,  с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, получающих услуги дополнительного образования, от общей численности детей школьного возраста, до 75%;

 увеличение количества выпускников профессиональных образовательных учреждений, трудоустроивш ихся по полученным профессиям и специальностям в первый год после окончания обучения, до 65%
 повышение качества жизни населения Приморского края путем реализации общенациональной политики, направленной  на успешную социализацию подрастающего поколения, развитие национальной инновационной системы как ключевого фактора роста конкурентоспособности образования Приморского края.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Программа определяет цели, задачи и направления развития образования в Приморском крае, финансовое обеспечение и механизмы реализации мероприятий, показатели их результативности.

Общая характеристика сферы реализации Программы


Сложившаяся система образования Приморского края включает в себя образовательные учреждения и организации 34 муниципальных образований Приморского края, среди которых два закрытых административно-территориальных образования Приморского края: Большой Камень и Фокино, 11 городских округов Приморского края и 23 муниципальных образования Приморского края, имеющих в своем составе городские и сельские, в том числе поселковые, поселения. Специфика региональной системы образования Приморского края определяется близостью к границе с Китайской Народной Республикой, наличием в Приморском крае городов-портов, расположенных на побережье Японского моря, вдоль восточных границ Российской Федерации: города Находка, Владивосток.

На территории Приморского края, по данным на 1 января 2012 года, функционирует 533 учреждения дошкольного образования (далее - ДОУ), 526 учреждений общего образования (далее - общеобразовательных учреждений) и 116 учреждений дополнительного образования (далее - УДО). Доля сельских образовательных учреждений среди учреждений дошкольного образования составляет 35,5%, среди учреждений общего образования 50,4% и 28,6% среди образовательных учреждений дополнительного образования детей. Таким образом, доля учреждений, расположенных в городской местности и поселках городского типа, преобладает. В системе образования Приморского края функционирует 13 негосударственных ДОУ и 14 негосударственных общеобразовательных учреждений, что составляет соответственно 0,9% и 2,6% от общего числа учреждений данного типа, и 34 вечерних общеобразовательных учреждения, то есть 6,4%. Из 496 дневных муниципальных общеобразовательных учреждений доля общеобразовательных учреждений с повышенным уровнем образования: лицеев, гимназий, общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предметов - составляет 8,3%.

Система образования представлена 63 образовательными учреждениями, то есть 10% от общего числа общеобразовательных учреждений, в том числе 29 специальными (коррекционными) образовательными учреждениями (школы, школы-интернаты), 2 школами-интернатами для детей-сирот, 28 детскими домами, 1 санаторной школой-интернатом, 1 специальной общеобразовательной школой закрытого типа, 2 общеобразовательными школами-интернатами. В государственных (краевых) учреждениях в 2012 году обучается 5831 воспитанник, из которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, составляют 46%, что говорит об актуальности проблемы работы с детьми данной категории в Приморском крае.

В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I - VIII видов обучается 3737 воспитанников, из них детей-инвалидов - 921, в том числе 147 обучаются на дому. Полностью удовлетворяются потребности населения Приморского края в устройстве детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата в специальные (коррекционные) образовательные учреждения.

Несмотря на уменьшение в последние годы числа детей школьного возраста, в учреждениях общего образования сохраняется двухсменная система работы, доля таких учреждений в Приморском крае составляет на сегодня 42,1%, а учеников, обучающихся во вторую смену, - 19,6%.

Группы продленного дня открыты в 27% общеобразовательных учреждений. Охват учащихся группами продленного дня составляет в среднем - 1%.

На территории Приморского края работает 116 учреждений дополнительного образования (в них занимается 108346 человек), охват дополнительным образованием детей составляет в Приморском крае в среднем 60,5%. Имеет место разница по муниципальным образованиям Приморского края. Наибольшую долю среди них составляют детские музыкальные, художественные, хореографические школы и школы искусств (62 учреждения), спортивные школы (49 учреждений дополнительного образования и 16 детско-юношеских спортивных клубов и школ), далее по численности идут учреждения, работающие по всем видам деятельности (45 учреждений), 8 учреждений составляют художественные школы, 5 - военно-патриотические и спортивно-технические, 4 - с эколого-биологической направленностью, по 2 с технической и туристско-краеведческой направленностью. Наибольшая доля детей Приморского края (55%) занимается в учреждениях, работающих по всем видам образования, а также в спортивных школах (40%), 16% школьников посещает детские музыкальные, художественные, хореографические школы и школы искусств. Эти показатели определяют на сегодня возможности системы дополнительного образования детей в Приморском крае. При этом в постсоветский период развития значительно сократилось дополнительное образование в области детского технического творчества.

В 2011 году в муниципальных и государственных учреждениях общего, дошкольного, дополнительного образования детей и для детей, оставшихся без попечения родителей, трудилось 22783 педагогических работника, это на 3% меньше, чем в 2010 году. Из них в системе общего образования Приморского края количество работников сократилось на 5,5%, в остальных учреждениях сокращение кадров ниже - до 1%.

Между тем потребность в педагогических кадрах за последние три года выросла и составляет 928 человек, то есть 3,2%. Доля учителей в возрасте от 25 до 30 лет составляет 8,05%, а учителей пенсионного возраста - 25,6%. Ежегодно обновление кадров за счет прихода в учреждения образования молодых специалистов составляет 0,7%. Привлечение кадров для работы на село продолжает оставаться актуальной проблемой. Число учителей, не имеющих высшего профессионального образования, также пока остается высоким и составляет 24,5%, в основном это учителя начальных классов, воспитатели ДОУ и педагоги дополнительного образования. Основной состав работающих (92%) составляют женщины. В учреждениях Приморского края трудятся около 90% аттестованных работников образования, из них первую или высшую квалификационные категории имеют 73%.

Развитие региональной системы образования Приморского края осуществлялось в соответствии с общими направлениями развития системы образования Российской Федерации, обозначенными в федеральной целевой программе развития образования (далее - ФЦПРО) и содержащимися в Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа".

Развитие системы дошкольного образования Приморского края было направлено на создание условий для максимального удовлетворения индивидуальных потребностей детей и их родителей. Созданная система дошкольного образования Приморского края ориентирована на детей с различным уровнем умственного и физического развития. Большая часть учреждений - это детские сады общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития - 36,9%. Центры развития ребенка в Приморском крае составляют 27,4%. Доля детских садов, реализующих действующий стандарт дошкольного образования, 25,4%. Кроме того, в Приморском крае действуют 1 детский сад для детей раннего возраста (0,2%), 5 - компенсирующего вида (1%), 38 - комбинированного вида (7,4%), 9 - присмотра и оздоровления (1,7%).

В Приморском крае функционирует 82 образовательных учреждения, имеющие 201 специализированную группу компенсирующей (коррекционной) и 51 - оздоровительной направленности для детей с нарушением слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, нарушением интеллекта, задержкой психического развития.

В детских садах Приморского края реализуются все разновидности комплексных и парциальных образовательных программ, представленных в системе дошкольного образования Российской Федерации. Наибольшее распространение в практике работы педагогических коллективов получили комплексные программы "Воспитание и обучение в детском саду", "Радуга", "Детство", "Сообщество", "Школа 2100".

Наряду с этим в Приморском крае остается актуальной проблема общедоступности дошкольного образования, нехватка мест для детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Дошкольное образование получает на сегодня 62,1% детей дошкольного возраста. В городах и районах Приморского края процент охвата детей в возрасте до 7 лет дошкольным образованием колеблется от 37,3% до 84,8%. Наиболее благоприятно ситуация складывается в 11 муниципальных образованиях Приморского края, где этот показатель выше среднекраевого. В городах: Арсеньеве - 82,3%, Большом Камне - 80,7%, Спасске - Дальнем и Дальнегорске - 77,9%, Артеме - 68,6%, Находке - 64%, и Уссурийске - 63,5%; муниципальных районах: Пожарском - 84,8%, Кавалеровском - 69,4%, Черниговском - 65,6%, Надеждинском - 63,8% и Октябрьском - 63%. В четырех районах Приморского края, относящихся преимущественно к сельской местности, образовательные учреждения, реализующие программу дошкольного образования, посещают менее 45% детей дошкольного возраста (г. Дальнереченск, Ханкайский, Спасский, Яковлевский районы). В целях увеличения показателей охвата детей дошкольным образованием проводятся меры по увеличению мощности сети детских садов, обеспечению выплаты компенсации части родительской платы за содержание ребенка в дошкольном учреждении и др.

Для улучшения положения в области дошкольного образования во всех муниципальных образованиях Приморского края действуют муниципальные целевые программы развития дошкольного образования, в рамках которых решаются приоритетные проблемы развития дошкольного образования.

Так, для обеспечения наиболее полного охвата детей дошкольным образованием в Приморском крае ведется работа по развитию вариативных форм дошкольного образования. В образовательных учреждениях Приморского края открываются группы кратковременного пребывания детей, создаются группы по присмотру и уходу за детьми; оказывается содействие гражданам, желающим заняться индивидуальным предпринимательством по оказанию услуг дошкольного образования и (или) услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста. Решению проблемы нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях Приморского края способствует открытие дополнительных дошкольных групп в действующих ДОУ, на базе общеобразовательных учреждений и в учреждениях дополнительного образования. Продолжается работа по возвращению зданий детских садов, использующихся не по целевому назначению; государственные (ведомственные) ДОУ принимаются в муниципальную собственность, проводится реконструкция зданий муниципальной собственности для использования под детские сады, строятся новые дошкольные образовательные учреждения.

Несмотря на принимаемые меры, вновь введенных мест недостаточно для того, чтобы удовлетворить все потребности населения Приморского края. Основную часть не определенных в детские сады составляют дети в возрасте до 3-х лет, в том числе значительная доля детей до 1 года, родители которых подают заявления для определения детей в детские сады заблаговременно из-за дефицита мест. В двух муниципальных образованиях края: Арсеньевском городском округе и Анучинском муниципальном районе очередь в детские сады отсутствует. Наиболее остро стоит проблема нехватки мест в ДОУ в городах: Владивостоке, Лесозаводске, Дальнереченске, Яковлевском, Михайловском, Ольгинском, Ханкайском, Шкотовском, Красноармейском и Октябрьском муниципальных районах.

Начиная с 2009 года количество детей, состоящих на учете для определения в ДОУ, возросло на 30% и, по прогнозам департамента образования и науки Приморского края, эта тенденция будет в ближайшие 3 - 5 лет иметь устойчивый характер. Между тем потребность очередников в получении мест в ДОУ ежегодно удовлетворяется в среднем лишь на 47%, несмотря на то, что данные показатели ежегодно наращиваются с динамикой, примерно, в 6%.

Выход из создавшегося положения может быть осуществлен только в результате строительства и открытия новых детских садов. Так, в период до 2015 года предполагается ввести в строй 21 детский сад, что даст дополнительно около 4 тыс. мест и позволит снизить потребность в местах для детей в учреждениях дошкольного образования.

Основные направления деятельности в системе общего образования в предыдущие годы способствовали обеспечению в Приморском крае государственных гарантий на доступное бесплатное начальное, основное, среднее (полное) общее образование, реализацию государственной политики в сфере общего образования, обеспечению организационных и методических условий по ведению образовательного процесса с предпрофильной и профильной подготовкой в рамках государственного стандарта общего образования, обеспечению условий для поддержки и развития одаренных детей.

В результате реализации мер по развитию системы общего образования Приморского края ежегодно стало снижаться число детей, не посещающих школы. За пять лет эта цифра уменьшилась более чем в два раза - до 0,13%, на 2,3% стало меньше занятий, пропущенных учащимися без уважительных причин. Сократилось количество незамещенных уроков до 17%. Средний показатель числа учащихся, обучающихся на "4" и "5", составляет 41%: более 50% в начальной школе, 33,3% в основной и 34% в старшей.

За прошедший период произошел переход к новым формам государственной аттестации учащихся 9, 11 классов общеобразовательных школ: государственная итоговая аттестация (далее - ГИА) и единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ).

В Приморском крае разработана оптимальная организационно-технологическая схема проведения ЕГЭ, учитывающая транспортную доступность и географическое расположение учреждений края. Государственная (итоговая) аттестация девятиклассников (ГИА-9) проходит в образовательных учреждениях всех муниципальных образований Приморского края. Успешно проходит государственную аттестацию об основном общем образовании 99 % выпускников 9-х классов муниципальных общеобразовательных учреждений. Количество выпускников, получивших аттестаты об основном общем образовании с отличием, составляет около 2%. Доля учащихся, получивших неудовлетворительные оценки по русскому языку и математике, составляет за последние три года в среднем 9%.

Среди выпускников успешно проходит аттестацию от 94 до 97% учащихся общеобразовательных школ. По большинству предметов наблюдается положительная динамика улучшения результатов ЕГЭ. Однако результаты сдачи ЕГЭ по предметам естественнонаучного цикла (физике, химии, биологии), а также по математике остаются пока ниже, чем средние по Российской Федерации, что потребует проведения дополнительной работы по устранению причин низких результатов в последующий период.

Удовлетворенность уровнем преподавания, содержанием образования, школьной инфраструктурой подтвердили 75,1% старшеклассников и 67,5% родителей обучающихся; удовлетворены организацией образовательного процесса в школе 78% педагогов.

За последние годы произошло изменение сети общеобразовательных учреждений: так, только в 2010 году произошла реорганизация 16 школ, а в 2011 году - 33 школ.

В отдельных населенных пунктах проведена работа по формированию сети базовых школ и их структурных подразделений с целью создания условий для получения учащимися качественного образования. В базовые школы 32 муниципальных образований осуществляется подвоз учащихся на школьных автобусах (около 6% школьников).

В последующие годы предполагается решение проблемы повышения доступности качественного образования для учащихся сельских, в том числе малокомплектных, школ с помощью дистанционного обучения. В этих целях уже начата работа по созданию центров дистанционного обучения: в 2012 году открыто 10 таких центров и в последующие годы планируется их число увеличить до 20, что позволит решить проблему доступности качественного образования для всех категорий детей, в том числе для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

В целях расширения доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в системе специального (коррекционного) образования в Приморском крае увеличивается количество разнообразных интегрированных форм их обучения.

Основными направлениями развития системы образования в Приморском крае для детей-инвалидов являются:

психолого-медико-педагогическое сопровождение;

разработка нормативов организации учебного и реабилитационного процессов;

интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья;

дистанционное образование детей-инвалидов.

В образовательных учреждениях I, II видов для глухих и слабослышащих детей имеется стационарная слуховая аппаратура индивидуального и коллективного пользования, функционируют слуховые кабинеты для индивидуальной работы, все воспитанники обеспечены индивидуальными слуховыми аппаратами.

В коррекционных учреждениях III, IV видов для слепых и слабовидящих работают кабинеты охраны зрения, проводится реабилитационное лечение нарушений зрения с использованием специального офтальмологического оборудования. В коррекционной школе-интернате VI вида (для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата) в девяти медицинских кабинетах осуществляется комплексное реабилитационное лечение воспитанников без прерывания их участия в образовательном процессе.

В коррекционной школе для детей с задержкой психического развития содержание образования определяется образовательной программой VII вида, разрабатываемой с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников. В учреждении работает служба психолого-педагогического сопровождения обучающихся. Психолого-педагогическая коррекция нарушенных функций позволяет вывести ребенка с проблемами в развитии на такой уровень психофизического развития, который дает ему возможность максимально рано влиться в общеобразовательную среду. В коррекционных образовательных учреждениях VIII вида в мастерских осуществляется профессионально-трудовое обучение по более чем 10 профилям (специальностям), в том числе ведется подготовка воспитанников к индивидуальной трудовой деятельности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»