АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2014 года N 176-а
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 08.10.2013 N 393-А
В соответствии с Законом Костромской области от 19 декабря 2013 года N 476-5-ЗКО "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", постановлением администрации Костромской области от 28 января 2014 года N 2-а "О порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Костромской области"
администрация Костромской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление администрации Костромской области от 8 октября 2013 года N 393-а "Об утверждении государственной программы Костромской области "Гармонизация межэтнических, межконфессиональных отношений и этнокультурное развитие народов в Костромской области на 2014-2020 годы" следующие изменения:
1) в преамбуле слова "от 27 ноября 2012 года N 473-а "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Костромской области" заменить словами "от 28 января 2014 года N 2-а "О порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Костромской области";
2) изложить государственную программу Костромской области "гармонизация межэтнических, межконфессиональных отношений и этнокультурное развитие народов в Костромской области на 2014 - 2020 годы" (приложение) в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Исполняющий обязанности губернатора области | А. Анохин |
Приложение
к постановлению администрации
Костромской области
от "28" апреля 2014 г. N 176-а
Государственная программа Костромской области "Гармонизация межэтнических, межконфессиональных отношений и этнокультурное развитие народов в Костромской области на 2014-2020 годы"
Раздел I. Паспорт государственной программы Костромской области "Гармонизация межэтнических, межконфессиональных отношений и этнокультурное развитие народов в Костромской области на 2014-2020 годы" (далее - Программа)
1. Ответственный исполнитель Программы | Управление по вопросам внутренней политики администрации Костромской области |
2. Соисполнители Программы | 1) департамент культуры Костромской области; |
3. Подпрограммы Программы | 1) "Гармонизация межэтнических, межконфессиональных отношений в Костромской области"; |
4.Программно-целевые инструменты Программы | Отсутствуют |
5. Цель Программы | Укрепление единства российской нации на территории Костромской области |
6. Задачи Программы | 1) содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межэтнических, межконфессиональных отношений в Костромской области; |
7. Этапы и сроки реализации Программы | 2014-2020 годы. Этапы реализации Программы не предусмотрены |
8. Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы - 46 956,8 тыс. рублей, в том числе: |
9. Конечные результаты реализации Программы | 1) доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, достигнет 65 процентов; |
Раздел II. Общая характеристика текущего состояния сферы межэтнических, межконфессиональных отношений и этнокультурного развития народов в Костромской области
10. Костромская область является субъектом Российской Федерации с полиэтническим составом населения, обладая при этом этнической (русской) и религиозной (православной) доминантами.
Перепись населения 2010 года показала многонациональность нашего региона. На территории Костромской области в 2010 году проживало население 114 национальностей.
Из числа граждан, указавших национальную принадлежность, 96,6 процентов составляют русские (в 2002 году — 96,3 процента); около 1 процента - украинцы (в 2002 году - 1,1процента); 2,5 процента - другие национальности (в 2002 году — 2,5 процентов). Не указали национальную принадлежность более 23 тыс. человек.
В 2010 году владение русским языком указали 647,6 тыс. человек (97 процентов из числа ответивших на этот вопрос), в 2002 году - 732,2 тыс. человек (98,2 процентов). Среди других языков распространено владение английским, украинским, немецким, французским, армянским, азербайджанским, белорусским, молдавским и цыганским языками.
Из общей численности населения, ответившего на вопрос о родном языке, 90,6 процентов назвали родным язык своей национальности. Двумя языками владеют 5,8 процента населения из числа переписанного.
Численность граждан Российской Федерации в Костромской области в 2010 году составила 646,5 тыс. человек (99,8 процентов из числа лиц, указавших гражданство), около 1,2 тыс. человек из числа лиц, указавших гражданство, имеют гражданство других государств и более 500 человек - лица без гражданства. Из общей численности граждан Российской Федерации в Костромской области 138 человек имеют два гражданства.
В Костромской области созданы и активно действуют 23 национальных общественных объединения, из них 7 - национально-культурные автономии.
Большинство национальных общественных организаций областного уровня.
Официально зарегистрированные национальные общественные объединения также действуют и на территории городского округа город Кострома, Костромского муниципального района, муниципального района город Нерехта и Нерехтский район (местная еврейская национально-культурная автономия Караваевского сельского поселения, местная немецкая национально-культурная автономия города Костромы, Нерехтская районная армянская национально-культурная автономия).
11. По состоянию на 1 января 2013 года на территории Костромской области зарегистрированы и действуют 178 религиозных организаций и 30 религиозных групп, принадлежащих к 13 религиозным объединениям, в том числе:
144 - Русской Православной церкви Костромской епархии (Московский Патриархат), в т.ч. 11 монастырей, 5 братств;
5 - Русской Православной Старообрядческой церкви Костромской и Ярославской старообрядческой епархии;
3 - мусульманские религиозные организации, входящие в состав Духовного управления мусульман Европейской части России;
1 - еврейская религиозная организация ортодоксального толка;
4 - религиозные организации Церкви Евангельские христиане - баптисты;
9 - религиозных организаций Христиане веры евангельской-пятидесятники;
4 - религиозные организации Христиане веры евангельской;
1 - религиозная организация евангельских христиан;
3 - религиозные организации Адвентистов Седьмого Дня;
1 - община евангелическо-лютеранской церкви;
3 - религиозные организации Свидетелей Иеговы;
1 - религиозная организация Создание Кришны (вайшнавы).
Из всех зарегистрированных организаций 44, или 25 процентов, действуют на территории областного центра.
70 процентов муниципальных образований моноконфессиональны, т.е. на их территории действуют только приходы Русской Православной церкви.
12. На совершенствование взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества по вопросам реализации государственной национальной политики на территории региона направлена деятельность Совета по делам национальностей, религий и казачества при администрации Костромской области. Заседания Совета по делам национальностей, религий и казачества при администрации Костромской области проводятся ежеквартально.
Администрацией Костромской области совместно с заинтересованными органами государственной власти, национальными общественными объединениями и религиозными организациями ежегодно формируется и реализуется комплексный план действий по гармонизации межнациональных отношений.
По вопросам реализации национальной политики, содействия социальной и культурной адаптации мигрантов на систематической основе проводятся конференции, семинары, круглые столы. Так, в сентябре 2012 года был проведен семинар для журналистского сообщества по вопросам освещения этнических проблем в средствах массовой информации, в июле 2013 года в Общественной палате Костромской области состоялось заседание круглого стола по теме "О ходе реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года в Костромской области: трудовые мигранты" и т.д.
В целях знакомства с культурой, традициями и обычаями народов, проживающих на территории Костромской области, ежегодно проводится фестиваль национальных культур "Наш дом - Кострома".
Администрация Костромской области на постоянной основе оказывает организационную, информационную и методическую поддержку национальным общественным объединениям, религиозным организациям в проведении национальных, религиозных праздников и мероприятий.
В целях использования инфраструктуры национальных общественных объедений в решении вопросов по этнокультурному развитию народов и гармонизации межэтнических отношений, социальной и культурной адаптации мигрантов администрацией Костромской области ежегодно проводится конкурс социально ориентированных некоммерческих организаций на право получения субсидий на реализацию социально значимых проектов и программ. В 2012 году оказана финансовая поддержка национальным общественным объединениям в размере 778 тысяч 375 рублей, в 2013 году - 1 миллиона 27 тысяч 869 рублей.
13. Ключевыми проблемами в сфере состояния межэтнических и межконфессиональных отношений в Костромской области являются:
слабое общероссийское гражданское самосознание (общероссийская гражданская идентичность) при все большей значимости этнической и религиозной самоидентификации;
рост числа внешних трудовых мигрантов и их низкая социокультурная адаптация к условиям принимающего сообщества;
недостаточная координация как на региональном, так и на местном уровне использования ресурсов в целях достижения гармонизации межэтнических, межконфессиональных отношений, этнокультурного развития народов Костромской области;
этнополитический и религиозно-политический радикализм и экстремизм;
рост националистических настроений в среде различных этнических общностей;
усиление негативного влияния внутренней миграции на состояние межэтнических и межрелигиозных отношений в регионе.
На фоне возникающих проблем становится актуальной цель укрепления гражданского и духовного единства российской нации.
Для эффективного решения указанных задач необходимы целенаправленные системные государственные меры, поэтому для реализации государственной национальной политики и обеспечения устойчивого этнокультурного развития необходимо применение программно-целевого метода.
Сфера укрепления единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений, этнокультурного развития и взаимодействия с общественными объединениями, созданными с целью сохранения и развития этнических традиций и языков народов России, нуждается в применении программно-целевого метода в связи со сложностью и многообразием решаемых задач.
Программа предполагает переход от ситуативной и бессистемной поддержки отдельных мероприятий к проектно-целевому финансированию проектов и комплексов мероприятий в сфере государственной национальной политики.
Системной задачей является этнокультурное развитие народов Костромской области. Осуществить это возможно только с использованием программно-целевого подхода, в противном случае меры поддержки этнокультурного многообразия ограничиваются отдельными мероприятиями несистемного характера с ростом рисков.
Решение этнокультурных проблем в условиях этнического многообразия региона требует системного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений и других субъектов этнокультурной деятельности, что обусловливает необходимость применения программных методов.
Практическая сторона реализации мер в сфере государственной национальной политики требует повышения роли общественных институтов, в том числе национально-культурных и религиозных организаций. Необходимо активное вовлечение национально-культурных и религиозных организаций в реализацию Программы.
В связи с тем, что заявленные в Программе задачи поддаются эффективному решению только в комплексе и с применением системного подхода, целесообразным представляется использование программно-целевого метода, который позволяет целостно учитывать и решать весь комплекс проблем.
Основными показателями развития сферы межэтнических, межконфессиональных отношений и этнокультурного развития народов в Костромской области являются:
доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений;
уровень толерантного отношения к представителям другой национальности;
уровень этнокультурного развития народов в Костромской области.
Раздел III. Приоритеты государственной политики в сфере межэтнических, межконфессиональных отношений и этнокультурного развития народов в Костромской области
14. Программа базируется на положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р "О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" (далее - Концепция долгосрочного развития), Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 20125 года", федеральной целевой программы "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 года N 718 "О федеральной целевой программе "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)", которыми определены следующие цели реализации государственной национальной политики:
1) упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
2) сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России;
3) гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений;