Действующий

Об утверждении государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Рациональное природопользование и обеспечение экологической безопасности" (с изменениями на 16 мая 2024 года)



Приложение N 1
к государственной программе
Ямало-Ненецкого автономного округа
"Рациональное природопользование
и обеспечение экологической безопасности"



ХАРАКТЕРИСТИКА МЕРОПРИЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА "РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"

(в ред. постановлений Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.02.2022 N 185-П, от 23.06.2022 N 621-П, от 26.12.2022 N 1296-П, от 20.02.2023 N 132-П, от 10.04.2023 N 302-П, от 05.09.2023 N 704-П, от 28.12.2023 N 1009-П, от 07.03.2024 N 102-П, от 16.05.2024 N 241-П)

N п/п

Наименование комплекса процессных мероприятий, регионального проекта (проекта окружного значения, ведомственного проекта), ответственного исполнителя

Наименование мероприятия, характеристика (состав) мероприятия

Результат

1

2

3

4

1.

Направление 1 "Сокращение негативного воздействия на окружающую среду и мониторинг ее состояния"

2.

Комплекс процессных мероприятий 1 "Восстановление нарушенных территорий и осуществление наблюдений в зонах с различной антропогенной нагрузкой на территории Ямало-Ненецкого автономного округа".

Ответственный исполнитель:

департамент природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - ДПРиЭ ЯНАО, автономный округ)

1. Приведение нарушенных земель лесного фонда Российской Федерации, не предоставленных в пользование, в состояние, пригодное для дальнейшего использования в целях ведения лесного хозяйства.

В результате проведения натурных обследований на землях лесного фонда выявлены участки, на территории которых расположены брошенные отходы, представленные навалами строительного, бытового и древесного мусора (кабины (кузова) и детали автомашин, колеса, металлические бочки, холодильники, деревянные конструкции, электрические кабеля, изоляторы воздушных линий электропередач и составные части изолятора).

Выявленные участки расположены на землях лесного фонда в эксплуатационных и защитных лесах.

В целях осуществления мероприятий по очистке земель лесного фонда от брошенных отходов необходимо выполнение следующих видов работ:

- очистка территорий (сбор отходов) от брошенных отходов в виде навалов строительного, бытового и древесного мусора;

- зачистка территорий от мелкого мусора;

- погрузка отходов на автотранспорт;

- вывоз отходов и их передача специализированным организациям для обработки, утилизации, обезвреживания или размещения.

2. Предоставление субсидии муниципальным образованиям в автономном округе (далее - муниципальные образования) на уборку свалок на землях, распоряжение которыми осуществляют органы местного самоуправления.

В настоящее время в муниципальных образованиях остро стоит проблема многочисленных стихийных (незаконных) свалок коммунальных, бытовых, строительных и иных видов отходов, расположенных в границах земельных участков, распоряжение которыми осуществляют органы местного самоуправления муниципальных образований, в том числе и в границах населенных пунктов.

Основная масса таких свалок убирается силами органов местного самоуправления муниципальных образований в рамках работ по санитарной очистке территорий, а также в рамках субботников. В то же время существуют свалки, уборка которых представляется проблематичной исключительно силами органов местного самоуправления ввиду их большой площади, а также большого количества отходов, размещенных на данных свалках. В результате данные свалки продолжают существовать и пополняться отходами в течение нескольких лет, что приводит к значительному удорожанию работ по их уборке.

Следует отметить, что ежегодно в бесснежный период выявляются новые стихийные свалки, а уже существующие продолжают пополняться отходами.

Мероприятие направлено на уборку стихийных свалок на землях всех категорий, расположенных в границах муниципальных образований, за исключением земель лесного фонда.

3. Организация и обеспечение работ, направленных на улучшение экологического состояния территорий автономного округа.

Планируется выполнение следующих работ:

- по ликвидации негативного воздействия на окружающую среду прошлой экономической и (или) иной деятельности, в том числе проведение необходимых обследований, инженерных изысканий, разработка проектно-сметной документации, проведение работ по ликвидации в соответствии с проектной документацией, разработанной в установленном законодательством Российской Федерации порядке, приведение территорий населенных пунктов в состояние, пригодное для дальнейшего использования, приобретение оборудования, в том числе оказание (выполнение) услуг (работ), связанных с изготовлением, доставкой (транспортировкой), монтажом, установкой, наладкой (настройкой), проверкой работоспособности основных средств, установкой программного обеспечения;

- работ, направленных на восстановление земель, предоставление которых относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований, до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.

4. Проведение экологического мониторинга автономного округа.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится участие в осуществлении государственного экологического мониторинга с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации.

В связи с этим с 2010 года на территории автономного округа организованы работы по формированию территориальной системы экологического мониторинга, внедрена единая система показателей экологического мониторинга для своевременного выявления и предупреждения негативного влияния вредных факторов на окружающую среду и обеспечения экологической безопасности населения автономного округа.

В период с 2010 по 2019 годы были организованы наблюдения (комплексные исследования поверхностных вод, почвенного покрова, донных отложений, атмосферного воздуха, снежного покрова, растительности и животного мира) на 15 региональных полигонах экологического мониторинга, расположенных в характерных природных зонах, на ненарушенных, фоновых территориях автономного округа в Ямальском, Тазовском, Шурышкарском, Приуральском, Пуровском, Надымском и Красноселькупском районах.

По результатам регионального мониторинга в 2019 году было установлено, что фоновое состояние на региональных полигонах экологического мониторинга на протяжении всего периода наблюдений остается стабильным на уровне благополучного либо удовлетворительного состояния, признаков значимого ухудшения экологической ситуации на фоновых участках автономного округа не зафиксировано.

В свою очередь, в рамках локального экологического мониторинга было отмечено умеренное воздействие на компоненты окружающей среды, связанное с повышенным содержанием загрязняющих веществ в компонентах окружающей среды, а также выявлением значительного количества случаев их высокого и экстремально высокого загрязнения.

В этих условиях в целях обеспечения разработки и реализации эффективных природоохранных мер в 2019 году была разработана Программа развития системы экологического мониторинга автономного округа на 2020 - 2025 годы, предусматривающая оптимизацию существующей системы экологического мониторинга автономного округа, направленная на развитие регулярных наблюдений в зоне антропогенного воздействия и развития взаимодействия с недропользователями по вопросам выявления и ликвидации источников и факторов негативного воздействия.

В соответствии с вышеуказанной программой с 2020 года начаты наблюдения на региональных полигонах экологического мониторинга, расположенных в зоне воздействия основных групп разрабатываемых месторождений (Ноябрьская, Губкинская, Уренгойская, Мессояхская и Новопортовская), а также наблюдения за состоянием основных водных объектов Надым-Пур-Тазовского междуречья автономного округа, на участках с различной антропогенной нагрузкой.

В дальнейшем планируется продолжить данные наблюдения.

5. Предоставление субсидии межрегиональной общественной экосоциологической организации "Зеленая Арктика" на содержание и реализацию мероприятий по охране окружающей среды в сфере добровольческой (волонтерской) деятельности

1. Улучшится экологическая ситуация на землях лесного фонда.

2. Восстановятся нарушенные земельные участки, распоряжение которыми осуществляют органы местного самоуправления, в том числе и в границах населенных пунктов.

3. Снизится антропогенная нагрузка и улучшится экологическая ситуация на территории автономного округа.

4. Получение необходимой актуализированной экологической информации о состоянии окружающей среды автономного округа для обоснования и принятия управленческих решений по планированию хозяйственной деятельности и природоохранных мероприятий.

5. Привлечение эковолонтеров для решения экологических проблем на территории автономного округа

(в ред. постановлений Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.02.2022 N 185-П, от 23.06.2022

N 621-П, от 10.04.2023 N 302-П, от 05.09.2023 N 704-П, от 07.03.2024 N 102-П)

3.

Направление 2 "Сохранение и восстановление природной среды"

4.

Комплекс процессных мероприятий 2 "Сохранение видового состава и численности объектов животного мира, охотничьих и водных биологических ресурсов".

Ответственный исполнитель:

ДПРиЭ ЯНАО

1. Федеральный государственный охотничий контроль (надзор) и реализация межведомственного взаимодействия по охране водных биологических ресурсов.

В рамках мероприятия проводятся надзорные мероприятия по пресечению и выявлению нарушений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Ежегодно выполняется не менее 1000 рейдовых мероприятий в общедоступных охотничьих угодьях. Формируются межрайонные антибраконьерские группы.

Осуществляется межведомственное взаимодействие по охране водных биологических ресурсов на водных объектах автономного округа. Обеспечиваются меры по сопровождению маточного стада сиговых видов рыб на нерест.

2. Реализация мер по сохранению, регулированию использования и воспроизводству охотничьих ресурсов, объектов животного мира и среды их обитания.

В автономном округе проводятся мероприятия по ограничению использования отдельных видов объектов животного мира и охотничьих ресурсов. Основными механизмами являются разработка и утверждение лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов, ограничение сроков и запретов охоты на отдельные виды охотничьих ресурсов, ведение Красной книги автономного округа.

Проводятся биотехнические мероприятия в общедоступных угодьях. Ведется работа по акклиматизации и реакклиматизации отдельных видов животных.

Предоставление субсидии автономной некоммерческой организации "Арктический парк природы" на содержание и на разработку проектной документации на строительство природно-рекреационного парка и документации по планировке территории, на которой предполагается его размещение.

3. Организация государственного мониторинга охотничьих ресурсов, объектов животного мира и среды их обитания.

В рамках мониторинга осуществляется регулярный учет охотничьих ресурсов и объектов животного мира. Учет осуществляется в соответствии с передовым опытом и практикой, применяемой на территории Российской Федерации и за ее пределами.

4. Оказание государственных услуг в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов и использования животного мира.

Обеспечивается оказание физическим и юридическим лицам услуг в сфере охоты. Организована работа по выдаче охотничьих билетов, разрешений на добычу охотничьих ресурсов. Проводятся аукционы на право заключения охотхозяйственных соглашений.

5. Создание, функционирование и обеспечение выполнения задач особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) регионального значения и осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования ООПТ регионального значения.

В автономном округе создана и функционирует обширная сеть ООПТ. Ведутся работы по ее расширению и совершенствованию. Осуществляются контрольно-надзорные мероприятия по выявлению и пресечению нарушений установленного режима особой охраны ООПТ регионального значения. Особое внимание уделено развитию экологического туризма на ООПТ. Создаются объекты туристической инфраструктуры, разрабатываются и обустраиваются новые туристические маршруты.

6. Утратил силу. - Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.12.2022 N 1296-П.

7. Субсидия на иные цели для осуществления мероприятий, не связанных с выполнением государственного задания ГБУ "Дирекция особо охраняемых природных территорий регионального значения Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - ГБУ "Дирекция ООПТ ЯНАО"). Субсидия предоставляется в целях осуществления учреждением расходов, предусмотренных подпунктами 4.1 и 4.7 пункта 4 и пунктом 11 Порядка определения объема и условий предоставления государственным автономным и бюджетным учреждениям автономного округа субсидий на иные цели, утвержденного постановлением Правительства автономного округа от 20 октября 2020 года N 1226-П

к 2025 году:

- увеличатся квоты добычи лимитируемых видов охотничьих ресурсов до 5100 особей;

- общая площадь, занятая ООПТ регионального значения, увеличится до 6880 тыс. га.

Численность ключевых охотничьих видов стабильна.

Оснащение ГБУ "Дирекция ООПТ ЯНАО" основными средствами (оргтехника, транспортные средства) для повышения эффективности выполнения мероприятий по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, создание, функционирование и обеспечение выполнения задач ООПТ.

Выплаты среднемесячного заработка за период трудоустройства работникам, уволенным в связи с сокращением численности штата, в порядке, предусмотренном ст. 318 ТК РФ.

Создание Арктического парка природы на территории автономного округа создаст практическую основу для организации эколого-просветительской деятельности в сфере охраны природы. Кроме этого, проектируемые мощности природного парка позволят проводить реабилитационные мероприятия в отношении объектов животного мира, в том числе занесенных в Красную книгу Российской Федерации

(в ред. постановлений Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.12.2022 N 1296-П, от 20.02.2023

N 132-П, от 10.04.2023 N 302-П, от 05.09.2023 N 704-П, от 07.03.2024 N 102-П)

5.

Комплекс процессных мероприятий 3 "Сохранение, восстановление, охрана водных объектов и предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий".

Ответственный исполнитель:

ДПРиЭ ЯНАО

1. Осуществление мер по охране водных объектов в рамках исполнения переданных полномочий.

В соответствии с приказом Минприроды России от 22 октября 2020 года N 846 "Об утверждении Примерного перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации" осуществляются следующие мероприятия:

- установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками;

- мероприятия по определению местоположения береговых линий (границ водных объектов).

2. Восстановление и экологическая реабилитация водных объектов, восстановление их естественного потока, включая проектные работы.

Неудовлетворительное состояние русел рек в автономном округе, являющихся транспортными артериями, источниками питьевого водоснабжения, ценными рыбохозяйственными водоемами, обуславливает необходимость проведения дноуглубительных работ, расчистки русел водных объектов, восстановления гидрологического режима, очистки водоохранных зон, включая выполнение проектных работ.

Выполнение комплекса мероприятий позволит улучшить экологические условия проживания граждан вблизи водных объектов, предотвратить загрязнение и истощение водных объектов.

3. Осуществление мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в рамках исполнения переданных полномочий.

На территории автономного округа выполняются ледорезные работы по ослаблению прочности льда и ликвидации ледовых заторов.

Мероприятие превентивного характера, цель которого предотвратить затопление (подтопление) территорий населенных пунктов, входящих в реестр населенных пунктов, попадающих в зоны возможных затоплений (подтоплений), вызванных различными гидрологическими и гидродинамическими явлениями и процессами в автономном округе.

4. Обеспечение строительства (реконструкции) сооружений инженерной защиты и создания объектов берегоукрепления, включая проектные работы.

Разработка проектной документации строительства сооружений инженерной защиты, берегозащитных сооружений, направленных на защиту объектов инфраструктуры и населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях.

5. Предоставление субсидии муниципальным образованиям в автономном округе на расчистку участков водоохранных зон, расположенных в границах муниципальных образований, распоряжение которыми осуществляют органы местного самоуправления

1. К концу первого этапа реализации подпрограммы (2025 год) будут достигнуты следующие результаты:

- протяженность установленных (нанесенных на землеустроительные карты) водоохранных зон составит 9093,63 км;

- протяженность установленных (нанесенных на землеустроительные карты) береговых линий (границ водных объектов) составит 9813,65 км.

2. К 2025 году будет осуществлена очистка водоохранных зон водных объектов на площади 28,54 га.

3. Ежегодно протяженность ледорезных работ по ослаблению прочности льда на водных объектах р. Пур и р. Сыня составит 12,3 км.

4. Получена проектно-сметная документация на строительство берегозащитного сооружения, определяющая порядок строительства, тип сооружения и необходимые объемы финансовых ресурсов

(в ред. постановлений Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.12.2022 N 1296-П, от 10.04.2023

N 302-П, от 05.09.2023 N 704-П, от 07.03.2024 N 102-П)

6.

Комплекс процессных мероприятий 4 "Обеспечение охраны, защиты, воспроизводства и использования лесов".

Ответственный исполнитель:

ДПРиЭ ЯНАО

1. Осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, предупреждению мер пожарной безопасности в лесах, выполняемых окружным автономным учреждением "Леса Ямала", за счет субсидий, выделяемых на выполнение работ (оказание услуг) по госзаданию:

1.1. Охрана и защита лесов.

Противопожарное обустройство лесов (устройство и обновление противопожарных минерализованных полос, разрывов и других барьеров, благоустройство мест отдыха граждан), наземное патрулирование лесов.

Противопожарное обустройство выполняется на лесных участках, наиболее подверженных антропогенному воздействию (вблизи автомобильных и железных дорог, населенных пунктов, мест рекреационной нагрузки), а также на участках, отнесенных к 1 классу пожарной опасности по лесорастительным условиям, в целях предупреждения возникновения природных пожаров и минимизации рисков их перехода в леса или из лесов на иные категории земель.

Наземное патрулирование лесов проводится в целях обнаружения лесных пожаров и прочих лесонарушений, а также для проведения противопожарной пропаганды среди населения.

Лесопатологическое обследование - обследование лесных участков, поврежденных лесными пожарами, на предмет их ослабленности, включающее определение категории состояния древостоя (здоровые, ослабленные или погибшие), в целях назначения санитарно-оздоровительных мероприятий (уборка неликвидной древесины, санитарные выборочные рубки, санитарные сплошные рубки).

Организация деятельности региональной диспетчерской службы лесного хозяйства - круглосуточные наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами с применением космических средств обнаружения (система ИСДМ-Рослесхоз), прием и передача сообщений о лесных пожарах и других нарушениях лесного законодательства, сбор и обобщение статистических данных.

Содержание лесопожарных групп - обеспечение готовности групп пожаротушения, оснащенных лесопожарной техникой и оборудованием для ликвидации возгораний, обнаруженных на территории, доступной наземным транспортом, а также оказания содействия в тушении лесных пожаров основным силам пожаротушения - ГКУ "Ямалспас".

Реализация мероприятий позволит обеспечить создание на территории автономного округа эффективной системы профилактики, обнаружения и тушения лесных пожаров, позволяющей свести к минимуму повреждение лесов, а также угрозу жизни и здоровью людей и перехода огня на населенные пункты, объектов экономики.

1.2. Воспроизводство лесов.

Проведение ухода за лесами (рубки ухода за молодняками - осветление и прочистка). Направлены на улучшение и формирование породного и качественного состава молодняков, на регулирование густоты лесных насаждений, на улучшение условий роста деревьев целевой или целевых древесных пород.

Отвод древостоя для рубок ухода за лесом. Подготовка лесосечного фонда для рубок ухода за лесом. Осуществляется подбор и оформление в натуре участков, на которых будут производиться рубки ухода.

2. Повышение эффективности предупреждения возникновения и распространения лесных пожаров, а также их тушения.

Для создания систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров, проведения противопожарного обустройства лесов, осуществления мониторинга пожарной опасности, а также организационного и технического обеспечения работ по тушению лесных пожаров в течение пожароопасного сезона исполнительными органами автономного округа регулярно принимаются соответствующие нормативные правовые акты.

Осуществляются мероприятия по охране лесов от пожаров на территории автономного округа, которые состоят из мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров.

Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:

- предупреждение лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разработку и утверждение сводных планов тушения лесных пожаров на период пожароопасного сезона, тушение лесных пожаров.

Мониторинг пожарной опасности в лесах включает наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами, организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, наблюдение за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств, оповещение населения о пожарной опасности в лесах.

Ежегодный сводный план тушения лесных пожаров на период пожароопасного сезона, утверждаемый Губернатором автономного округа, включает в себя перечень и состав лесопожарных формирований и их комплектацию специальной техникой, мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров, меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, транспортных средств и горюче-смазочных материалов.

Тушение лесного пожара предполагает обследование лесного пожара с использованием всех имеющихся средств и принятие решения, доставку людей и средств тушения к месту тушения лесного пожара и обратно, локализацию лесного пожара, ликвидацию лесного пожара, наблюдение (окарауливание) за локализованным лесным пожаром и его дотушивание.

Аншлаги, содержащие информацию о мерах пожарной безопасности в лесах, устанавливают в целях информирования лиц, пребывающих в лесах, о состоянии текущей пожарной опасности в лесах, возможных негативных воздействиях на природную среду, возможных угрозах их жизни и здоровью, регулирования посещения и передвижения людей в лесах, соблюдения правил пожарной безопасности лицами, пребывающими в лесах.

Шлагбаумы устанавливаются на дорогах (проезжих частях) лесного фонда автономного округа для последующего ограничения и запрета доступа граждан в леса в течение пожароопасного сезона в случае установления высокой пожарной опасности в лесах и введении соответствующих режимов на муниципальном и региональном уровнях.

3. Ведение государственного лесного реестра, кадастровые работы.

В рамках вышеуказанных мероприятий осуществляется:

- внесение текущих изменений о состоянии лесов в государственный лесной реестр (ГЛР) и направление информации в Рослесхоз;

- образование лесных участков с последующей постановкой на кадастровый учет в целях их предоставления в пользование.

4. Обеспечение использования лесов.

Осуществление отвода и таксации лесосек. При отводе лесосек устанавливаются и обозначаются на местности их границы. Лесосеки отграничиваются в натуре деляночными столбами, прорубаются визиры с промером линий, измерением углов между ними и углов наклона, а также геодезической привязкой к квартальным просекам, таксационным визирам или другим постоянным ориентирам. Таксация лесосек проводится после их отвода.

При таксации лесосек производится натурное определение качественных характеристик лесных насаждений и объема древесины, подлежащей заготовке, проводится их материальная оценка с определением общего объема древесины, подлежащего заготовке, проводится учет жизнеспособного подроста и молодняка ценных пород, производится отбор и перечет семенников.

Лесосечный фонд формируется в целях использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.

5. Приобретение основных средств для ОАУ "Леса Ямала" (субсидия на иные цели для осуществления мероприятий, не связанных с выполнением госзадания). Субсидия предоставляется в целях осуществления учреждением расходов, предусмотренных подпунктом 4.1 пункта 4 Порядка определения объема и условий предоставления государственным автономным и бюджетным учреждениям автономного округа субсидий на иные цели, утвержденного постановлением Правительства автономного округа от 20 октября 2020 года N 1226-П.

6. Цифровизация лесного хозяйства:

- внедрение и поэтапный перевод информации в электронную форму;

- интеграция текущей деятельности в программный продукт АВЕРС: управление лесным фондом ПРОФ; ЛесИнфорг2 (LesInforg2);

- обеспечение геоинформационной поддержки при помощи Единой картографической системы автономного округа.

7. Проведение профилактики возникновения, локализации и ликвидации очагов вредных организмов.

Обследование лесных участков, поврежденных лесными пожарами, в целях назначения санитарно-оздоровительных мероприятий (уборка неликвидной древесины, санитарные выборочные рубки, санитарные сплошные рубки).

1. Создание на территории автономного округа эффективной системы профилактики, обнаружения и тушения лесных пожаров, позволяющей свести к минимуму повреждение лесов, возникновение катастрофических верховых лесных пожаров, полностью предотвратить гибель людей и повреждение огнем населенных пунктов, объектов экономики.

Проведение рубок ухода за молодняками на площади 50 га ежегодно.

2. Увеличение доли лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров до 79,5% к 2024 году.

Площадь лесных пожаров на землях лесного фонда до 29 114,74 га к 2024 году и до 27 295,07 га к 2025 году.

3. Доведение доли площади лесов, на которых проведена таксация лесов и в отношении которых осуществлено проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству в течение последних 10 лет, в площади лесов с интенсивным использованием лесов и ведением лесного хозяйства до 100% к 2024 году.

4. Обеспечение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины до 0,9%.

5. Оснащение ОАУ "Леса Ямала" основными средствами (лодки, лодочные моторы, оргтехника, транспортные средства) для повышения эффективности выполнения мероприятий по охране, защите, воспроизводству и использованию лесов.

6. Оптимизация процессов управления предоставления лесных участков и воспроизводства лесов.

(в ред. постановлений Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.06.2022 N 621-П, от 20.02.2023

N 132-П, от 10.04.2023 N 302-П, от 05.09.2023 N 704-П, от 28.12.2023 N 1009-П)

7.

Комплекс процессных мероприятий 5 "Регулирование отношений недропользования, повышение геологической изученности региона и обеспечение геологической информацией с целью рационального использования и воспроизводства природных ресурсов". Ответственный исполнитель:

ДПРиЭ ЯНАО

1. Обеспечение лицензирования, проведения экспертизы запасов и проектной документации по участкам недр местного значения.

2. Информационное обеспечение рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, в том числе:

- выполнение работ по модернизации функциональных направлений информационно-аналитической системы "Мониторинг недропользования";

- мониторинг состояния и изменения разведанных запасов углеводородов;

- анализ развития и освоения минерально-сырьевой базы автономного округа;

- актуализация сводных карт недропользования по территории автономного округа;

- обеспечение профилактики и контроля за состоянием противофонтанной безопасности на скважинах, пробуренных за счет средств окружного бюджета.

По результатам проведения мероприятия осуществляется создание условий для решения вопросов, связанных с обеспечением рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, организационного обеспечения государственной системы лицензирования пользования участками недр местного значения на территории автономного округа, рационального и безопасного использование геологической среды.

3. Предоставление субсидии на уставную деятельность региональной общественной организации "Тюменский Региональный Совет ветеранов войны и труда предприятий Главтюменьгеологии имени Ю.Г. Эрвье".

4. Мероприятия, реализуемые за счет направления 3 "Обеспечение реализации государственной программы", связанные с ТЭК.

4.1. Предоставление земельных участков для проведения геологоразведочных работ (далее - ГГР).

Обеспечение предоставления в пользование предприятиям ТЭК земель лесного фонда для осуществления геологического изучения недр, разведки полезных ископаемых (проведение сейсморазведки, где планируется рубка лесных насаждений; проведение изыскательских работ, где не планируется рубка лесных насаждений, предприятию ТЭК (при отсутствии лицензии на недра); проведение изыскательских работ, где не планируется рубка лесных насаждений предприятию ТЭК (при наличии лицензии).

4.2. Для повышения операционной эффективности ТЭК:

4.2.1. обеспечение участия недропользователей в формировании территориальной системы мониторинга окружающей среды;

4.2.2. регулирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при получении компаниями ТЭК прогнозов неблагоприятных метеорологических условий;

4.2.3. обеспечение эффективности функционирования предприятий ТЭК (недропользователей) при использовании поверхностных водных объектов посредством сокращения сроков предоставления водных объектов в пользование;

4.2.4. обеспечение предоставления в пользование предприятиям ТЭК земель лесного фонда для добычи полезных ископаемых, а также для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов;

4.2.5. сокращение сроков регламентных процедур в рамках согласованных дорожных карт с предприятиями ТЭК.

4.3. Интенсификация добычи в Надымском, Тазовском и Пуровском районах.

4.3.1. Информационное взаимодействие с компаниями ТЭК в рамках мониторинга добычи и переработки углеводородного сырья.

4.3.2. Инициирование и участие в совместной работе Минэнерго России и Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) в проведении инвентаризации запасов углеводородного сырья.

4.3.3. Участие совместно с департаментом экономики автономного округа в рассмотрении заявок предприятий и организаций для включения в перечень приоритетных инвестиционных проектов для использования льготного режима налогообложения, в том числе по инвестиционным проектам, направленным на добычу трудноизвлекаемых запасов углеводородов.

5. Организация и проведение нефтегазового форума.

Основная традиционная цель форума - обмен опытом по ключевым направлениям производственно-хозяйственной деятельности в Арктике и обсуждение актуальных тем, таких как совершенствование технологий полного извлечения запасов из недр, проблемы и вызовы геологоразведки, восполнение ресурсной базы, ответственное освоение месторождений, российское оборудование для нефтегазовой отрасли, экологическая и производственная безопасность.

К работе на площадках форума привлекаются представители федеральных и региональных исполнительных органов власти, менеджеры российских нефтегазовых компаний, инвесторы, представители научных и проектных институтов и ассоциаций.

6. Оплата работ независимым (внештатным) экспертам за проведение экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод.

Ответственный исполнитель государственной программы предоставляет государственную услугу "Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки".

Согласно пункту 37 Правил проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, определения размера и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01 марта 2023 года N 335, для рассмотрения принятых документов и материалов уполномоченным экспертным органом создается экспертная комиссия. Состав экспертной комиссии формируется из внештатных экспертов и штатных работников уполномоченного экспертного органа и утверждается уполномоченным экспертным органом. Количество штатных работников уполномоченного экспертного органа в составе экспертной комиссии не может превышать 30 процентов общего числа ее членов. Состав экспертной комиссии утверждается для рассмотрения отдельно по каждым материалам, представленным на государственную экспертизу.

1. Оформлены, зарегистрированы и выданы лицензии на пользование недрами, содержащими общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды.

2. В целях информационного обеспечения:

- выполнены работы по модернизации функциональных направлений информационно-аналитической системы "Мониторинг недропользования";

- сформирован сводный территориальный баланс запасов нефти, газа и газового конденсата автономного округа по состоянию на отчетную дату;

- сформированы анализ развития и освоения минерально-сырьевой базы автономного округа и прогноз основных технологических, производственных и экономических показателей разработки, уровней добычи углеводородов на период до 2035 года;

- получена (по состоянию на отчетную дату) пространственная информация по направлениям: недропользование, геологоразведочные работы, геологические данные, объекты транспортной и нефтегазовой инфраструктуры;

- проведены работы по профилактике и контролю за состоянием противофонтанной безопасности на законсервированных и ликвидированных скважинах, построенных за счет средств окружного бюджета и не расположенных на участках распределенного фонда недр.

3. Результатом предоставления субсидии является оказание материальной поддержки членам общественной организации и родственным лицам членов общественной организации в соответствующем финансовом году.

4. Предоставлены предприятиям ТЭК земли лесного фонда для ГРР.

5. Автоматизация процесса предоставления государственных услуг за счет программного обеспечения.

6. Сокращение сроков предоставления земель лесного фонда в пользование.

7. Обеспечены организация и проведение нефтегазового форума.

8. Обеспечено предоставление государственной услуги "Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.

(в ред. постановлений Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.06.2022 N 621-П, от 20.02.2023

N 132-П, от 10.04.2023 N 302-П, от 05.09.2023 N 704-П, от 07.03.2024 N 102-П)

8.

Региональный проект "Сохранение лесов". Ответственный исполнитель:

ДПРиЭ ЯНАО

Для достижения показателей регионального проекта "Сохранение лесов" реализуются следующие мероприятия:

GA.1. Приобретение специализированной техники, инвентаря и оборудования для проведения комплекса мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению.

Обеспечение оснащения государственных учреждений специализированной техникой и оборудованием преимущественно отечественного производства.

GA.2. Приобретение специализированной лесопожарной техники, инвентаря и оборудования для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров.

Эффективная работа наземной противопожарной группировки возможна только в случае ее обеспечения необходимой современной специализированной лесопожарной техникой, оборудованием и снаряжением.

Основная цель - это профилактика предупреждения возгораний в лесах, обнаружение пожаров на ранней стадии и их оперативная ликвидация. Специализированная техника позволит оперативно принять меры по недопущению распространения лесных пожаров на значительные территории, а также произвести передислокацию сил и средств пожаротушения на место тушения лесных пожаров, сокращая тем самым время их ликвидации.

В связи с этим осуществляется закупка техники и оборудования, пригодных для патрулирования лесных участков, оперативной доставки сил наземной группировки к месту обнаружения и ликвидации лесного пожара.

GA.3. Увеличение площади лесовосстановления.

Выполнение лесовосстановления за счет субсидий, выделяемых на выполнение работ (оказание услуг) окружному автономному учреждению "Леса Ямала".

Выполнение лесовосстановления лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, в интересах которых осуществляется перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе без принятия решения о переводе земельных участков из состава земель лесного фонда в земли иных категорий (компенсационное лесовосстановление и лесоразведение)

Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений к 2024 году составит 100%.

Результаты реализации регионального проекта:

- увеличена площадь лесовосстановления, повышено качество и эффективность работ по лесовосстановлению на лесных участках, не переданных в аренду;

- оснащены специализированные учреждения органов государственной власти субъектов Российской Федерации лесопожарной техникой для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров;

- оснащены учреждения, выполняющие мероприятия по воспроизводству лесов специализированной техникой для проведения комплекса мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению

(в ред. постановлений Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.04.2023 N 302-П, от 05.09.2023

N 704-П)

9.

Региональный проект "Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы".

Ответственный исполнитель:

ДПРиЭ ЯНАО

приобретение отечественных беспилотных авиационных систем

приобретены беспилотные авиационные системы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений

(п. 9 введен постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 07.03.2024 N 102-П;

в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.05.2024 N 241-П)