ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 марта 2023 года N 335

О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение



В соответствии с частями восьмой и десятой статьи 29 Закона Российской Федерации "О недрах" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, определения размера и порядка взимания платы за ее проведение.

2. Заявления на проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, поданные до вступления в силу Правил, утвержденных настоящим постановлением, в Федеральное агентство по недропользованию или исполнительные органы соответствующего субъекта Российской Федерации, подлежат рассмотрению в порядке, действовавшем на дату их подачи.

3. Пункт 697 перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467 "Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 2, ст.471), исключить.

4. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации и отдельные положения актов Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2023 г. и действует до 31 августа 2029 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

     

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 марта 2023 года N 335

     

Правила проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, определения размера и порядка взимания платы за ее проведение

     

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр (далее - государственная экспертиза), определения размера и взимания платы за ее проведение.

2. Государственная экспертиза проводится в целях создания условий для рационального использования недр, определения платежей за пользование недрами, установления границ участков недр, предоставляемых в пользование, составления и ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых (далее - государственный баланс) и государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, территориальных балансов запасов полезных ископаемых и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых.

3. Государственная экспертиза может проводиться в течение геологического изучения недр при условии представления на государственную экспертизу документов и материалов, позволяющих дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых и подземных вод, их промышленного значения, горнотехнических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.

4. Добыча полезных ископаемых и подземных вод разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов, за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 куб. метров в сутки, а также за исключением добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых в процессе разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.

Предоставление участков недр в пользование для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации о таких участках недр.

5. Результаты проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод оформляются в виде заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, которое является основанием для постановки запасов полезных ископаемых и подземных вод на государственный баланс и их списания с государственного баланса.

Результаты проведения государственной экспертизы геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр оформляются в виде заключения государственной экспертизы геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр.

6. Государственная экспертиза проводится по заявлению:

а) пользователей недр - в отношении участков недр, предоставленных в пользование;

б) государственных учреждений, находящихся в ведении Федерального агентства по недропользованию или его территориального органа, - в отношении участков недр, за исключением участков недр, предоставленных в пользование.

7. Государственная экспертиза проводится за счет средств заявителя.

8. Организация проведения государственной экспертизы осуществляется Федеральным агентством по недропользованию и его территориальными органами, а в части участков недр местного значения и запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 куб. метров в сутки, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

9. Организация проведения государственной экспертизы осуществляется Федеральным агентством по недропользованию или его территориальными органами с учетом критериев отнесения объектов государственной экспертизы к компетенции Федерального агентства по недропользованию или его территориальных органов, определяемых Федеральным агентством по недропользованию по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

10. Результаты проведения государственной экспертизы (заключение государственной экспертизы, а также сведения о заявителе, об объекте государственной экспертизы, реквизиты утвержденного протокола об утверждении государственной экспертизы Федерального агентства по недропользованию или его территориального органа, экспертного органа, уполномоченного исполнительным органом соответствующего субъекта Российской Федерации, указанного в пункте 34 настоящих Правил (далее - уполномоченный экспертный орган), учитываются и подтверждаются путем их внесения в реестр заключений государственной экспертизы, который ведется Федеральным агентством по недропользованию, его территориальными органами, уполномоченным экспертным органом в федеральной государственной информационной системе "Автоматизированная система лицензирования недропользования".

Порядок ведения реестра заключений государственной экспертизы определяется Федеральным агентством по недропользованию по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

11. Заключения государственной экспертизы, утвержденные Федеральным агентством по недропользованию, его территориальным органом или уполномоченным экспертным органом могут быть обжалованы в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

II. Объекты государственной экспертизы

12. Объектами государственной экспертизы являются:

запасы полезных ископаемых и подземных вод (за исключением запасов подземных вод на участках недр, предоставляемых для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 куб. метров в сутки, а также за исключением добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых в процессе разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых);

геологическая информация о предоставляемых в пользование участках недр, а также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

13. Государственная экспертиза осуществляется путем проведения анализа документов и материалов по:

а) подсчету запасов полезных ископаемых и подземных вод всех вовлекаемых в освоение и разрабатываемых месторождений вне зависимости от вида, количества, качества и направления использования полезных ископаемых;

б) технико-экономическому обоснованию кондиций для подсчета запасов полезных ископаемых в недрах, коэффициентов извлечения нефти, газа и газового конденсата;

в) оперативному изменению состояния запасов полезных ископаемых и подземных вод по результатам геолого-разведочных работ и переоценки этих запасов;

г) геологической информации об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

д) подсчету запасов полезных ископаемых и подземных вод выявленных месторождений полезных ископаемых;

е) выбору места размещения в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, при разработке технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или по совмещенной лицензии при разработке технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведке и добыче таких полезных ископаемых, и вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей;

ж) списанию запасов полезных ископаемых и подземных вод с государственного баланса.

14. Документы и материалы, указанные в пункте 13 настоящих Правил (далее - документы и материалы), подготавливаются на основании геологической информации о недрах, представленной в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации (в отношении участков недр местного значения), с указанием в документах и материалах реестровых номеров документов в федеральной государственной информационной системе "Единый фонд геологической информации о недрах" в соответствии со статьей 27_1 Закона Российской Федерации "О недрах".

Представленные на государственную экспертизу документы и материалы должны содержать данные, позволяющие производить их анализ без личного участия лиц, осуществлявших подготовку таких материалов.

Требования к составу и правилам оформления документов и материалов, в том числе в электронном виде, определяются Федеральным агентством по недропользованию по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

III. Организация проведения государственной экспертизы (за исключением участков недр местного значения, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 куб. метров в сутки)

15. Для проведения государственной экспертизы заявитель направляет в Федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган:

заявление на проведение государственной экспертизы (далее - заявление);

документы и материалы, прилагаемые к заявлению, подготовленные в соответствии с требованиями, указанными в пункте 14 настоящих Правил.

Форма заявления на проведение государственной экспертизы определяется Федеральным агентством по недропользованию по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

16. Заявление и прилагаемые к нему документы и материалы представляются для проведения государственной экспертизы в электронном виде.

Заявление и прилагаемые к нему документы и материалы представляются с использованием портала недропользователей и геологических организаций "Личный кабинет недропользователя" на официальном сайте Федерального агентства по недропользованию в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее соответственно - личный кабинет недропользователя, сеть "Интернет") либо посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) в форме электронных документов, подписанных электронной подписью заявителя или уполномоченного представителя заявителя в соответствии с требованиями Федерального закона "Об электронной подписи".

Документы и материалы, оформление которых осуществляется в электронном виде с соблюдением требований к форматам файлов, в том числе с использованием информационных сервисов, размещенных на официальном сайте Федерального агентства по недропользованию в сети "Интернет", подлежат представлению в установленных форматах.

Заявитель в заявлении вправе дополнительно запросить получение заключения государственной экспертизы на бумажном носителе.

17. В состав документов и материалов, направляемых для проведения государственной экспертизы, осуществляемой путем проведения анализа материалов по технико-экономическому обоснованию коэффициентов извлечения нефти, газа и газового конденсата, включается один из следующих технических проектов разработки месторождения углеводородного сырья или изменения к нему:

а) проект пробной эксплуатации месторождения (залежи);

б) технологическая схема разработки месторождения;

в) технологический проект разработки месторождения.

18. Проведение государственной экспертизы осуществляется федеральным бюджетным учреждением "Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых" (далее - уполномоченное учреждение).

19. Заявление и прилагаемые к нему документы и материалы регистрируются посредством личного кабинета недропользователя либо единого портала автоматически. Получение необходимых дополнительных документов, находящихся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов осуществляется посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

20. Проверка соответствия заявления и прилагаемых к нему документов и материалов требованиям, установленным пунктами 15-17 настоящих Правил, проводится уполномоченным учреждением не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации заявления и прилагаемых к нему документов и материалов.

В случае подачи заявления и прилагаемых к нему документов и материалов с нарушением требований, предусмотренных пунктами 15-17 настоящих Правил, уполномоченное учреждение в указанный срок подготавливает и направляет в Федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган проект уведомления Федерального агентства по недропользованию или его территориального органа об отказе в проведении государственной экспертизы.

Федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган направляют заявителю уведомление об отказе в проведении государственной экспертизы не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем получения проекта уведомления об отказе в проведении государственной экспертизы от уполномоченного учреждения.

21. В целях проведения государственной экспертизы уполномоченное учреждение в течение 3 рабочих дней с даты окончания проверки соответствия заявления и прилагаемых к нему документов и материалов требованиям, установленным пунктами 15-17 настоящих Правил, создает экспертную комиссию. Состав экспертной комиссии формируется из внештатных экспертов и штатных работников уполномоченного учреждения. Количество штатных работников уполномоченного учреждения в составе экспертной комиссии не может превышать 30 процентов общего числа ее членов.

Экспертом может быть лицо, имеющее высшее образование, стаж работы в сфере недропользования не менее 5 лет, обладающее научными и (или) практическими познаниями по вопросу недропользования, к рассмотрению которого в ходе государственной экспертизы указанное лицо привлекается.

В экспертную комиссию не могут быть включены специалисты, являющиеся представителями заявителя и (или) лицами, принимавшими участие в работах по подготовке представленных материалов, а также граждане, с которыми заявителем заключены трудовые или гражданско-правовые договоры, и представители юридического лица, с которым заявителем заключены такие договоры.

Количество привлекаемых внештатных экспертов обуславливается сложностью рассматриваемых документов и материалов.

Оплата труда внештатных экспертов осуществляется уполномоченным учреждением на договорной основе за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых в установленном порядке на обеспечение его деятельности.

22. Срок проведения государственной экспертизы не должен превышать следующие сроки, за исключением случая, указанного в пункте 24 настоящих Правил:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»