| |
Наименование Программы | Комплексная программа по улучшению демографической ситуации в Ямало-Ненецком автономном округе на 2014 - 2016 годы |
Основания для разработки | Послание Президента Российской Федерации Путина В.В. Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 года. Указ Президента Российской Федерации от 09 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года". Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации". Перечень поручений Президента Российской Федерации (от 17 марта 2013 года N Пр-539) по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 26 февраля 2013 года. Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 ноября 2006 года N 79-ЗАО "О семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в Ямало-Ненецком автономном округе". Распоряжение Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 сентября 2010 года N 227-РП "Об утверждении плана мероприятий по улучшению демографической ситуации в Ямало-Ненецком автономном округе на 2011 - 2015 годы" |
Государственный заказчик - координатор | департамент социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа |
Разработчик Программы | департамент социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа |
Цель Программы | поддержание демографической динамики, соответствующей по своим параметрам потребностям устойчивого экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа |
Задачи Программы | - снижение смертности и травматизма населения в первую очередь от предотвратимых причин, создание необходимых условий для предупреждения внешних причин смерти, совершенствование оказания медицинской помощи, профилактика заболеваний; - увеличение продолжительности жизни населения путем формирования здорового, активного образа жизни, организации отдыха, оздоровления, развития реабилитационных услуг; - стабилизация существующего уровня рождаемости и создание предпосылок для ее повышения до уровня, обеспечивающего простое замещение поколений родителей поколениями детей, создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи; - укрепление социального института семьи как наиболее гармоничной формы жизнедеятельности и самореализации личности, рождения и воспитания детей, сосуществования различных поколений, популяризация культурных и семейных ценностей, формирование ответственного родительства, профилактика семейного и детского неблагополучия; - формирование факторов, обусловливающих повышение результативности миграционного обмена, рационализация трудовой миграции с точки зрения потребностей социально-экономического развития |
Ответственные исполнители | департамент транспорта и дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа; департамент гражданской защиты и пожарной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа; департамент здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа; департамент внутренней политики Ямало-Ненецкого автономного округа; департамент молодежной политики и туризма Ямало-Ненецкого автономного округа; департамент по взаимодействию с федеральными органами государственной власти и мировой юстиции Ямало-Ненецкого автономного округа; департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа; департамент социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа; департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа; департамент культуры Ямало-Ненецкого автономного округа; департамент занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа; департамент международных и внешнеэкономических связей Ямало-Ненецкого автономного округа |
Соисполнители | департамент по взаимодействию с федеральными органами государственной власти и мировой юстиции Ямало-Ненецкого автономного округа; департамент по делам коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа; департамент по физической культуре и спорту Ямало-Ненецкого автономного округа; департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа; департамент молодежной политики и туризма Ямало-Ненецкого автономного округа; департамент социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа |
Этапы и сроки реализации Программы | 2014 - 2016 годы Программа реализуется без деления на этапы. 2016 год, подведение итогов Программы, определение стратегии демографического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на последующий период |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели эффективности Программы | - численность населения Ямало-Ненецкого автономного округа; - среднегодовая численность населения Ямало-Ненецкого автономного округа; - темпы роста (сокращения) численности населения; - суммарный коэффициент рождаемости; - коэффициент естественного прироста населения Ямало-Ненецкого автономного округа; - коэффициент смертности населения Ямало-Ненецкого автономного округа; - уровень младенческой смертности; - уровень материнской смертности; - количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий (коэффициент); - численность погибших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом (коэффициент); - ожидаемая продолжительность жизни; - доля детей и молодежи, охваченных различными формами организации отдыха, от общего количества детей и молодежи, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа; - доля инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию в Ямало-Ненецком автономном округе; |
| - доля детей-инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, в общей численности детей-инвалидов, прошедших реабилитацию в Ямало-Ненецком автономном округе; - доля обучающихся в общеобразовательных организациях (от общей численности обучающихся в общеобразовательных организациях), которые получают качественное горячее питание; - удельный вес населения Ямало-Ненецкого автономного округа, систематически занимающегося физической культурой и спортом; - коэффициент рождаемости; - количество молодых семей, получивших государственную поддержку в улучшении жилищных условий; - количество семей, получивших государственную поддержку в улучшении жилищных условий, по всем категориям граждан, в том числе: дети-сироты и лица из их числа; реабилитированные граждане; граждане из числа коренных малочисленных народов Севера; многодетные семьи; индивидуальные застройщики; - доля детей от 3 до 7 лет, охваченных услугами дошкольного образования, от общей численности детей от 3 до 7 лет в Ямало-Ненецком автономном округе; - количество мест в дошкольных образовательных учреждениях; - уровень регистрируемой безработицы в среднем за год; |
| - коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда; - соотношение числа заключенных браков к числу разводов; - доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) организациях всех типов, от общего числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; - доля несовершеннолетних участников преступлений от численности детского населения в возрасте от 14 до 17 лет; - коэффициент миграционного прироста; - доля соотечественников, получивших положительное решение на въезд в Ямало-Ненецкий автономный округ; - численность соотечественников и членов их семей, переселившихся в Ямало-Ненецкий автономный округ; - численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом; - количество семей, граждан, имеющих трех и более детей, которым предоставлены социальные выплаты взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно |
(в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.04.2016 N 299-П)
|
Основные направления реализации мероприятий Программы | Программа состоит из четырех разделов, направленных на решение поставленных задач: I. Улучшение здоровья населения и снижение смертности: 1.1. Снижение смертности и травматизма населения, прежде всего граждан трудоспособного возраста, в том числе от внешних причин смерти, снижение материнской и младенческой смертности (снижение травматизма и смертности в результате дорожно-транспортных происшествий, при пожарах и иных чрезвычайных ситуациях, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, снижение смертности от болезней системы кровообращения и других наиболее распространенных причин смерти, профилактика и своевременное выявление социально значимых заболеваний, повышение качества оказания медицинской помощи, меры по охране здоровья детей и подростков, профилактика заболеваемости и инвалидности). 1.2. Укрепление здоровья населения, создание условий для формирования здорового образа жизни населения (пропаганда здорового образа жизни, создание условий для развития массового занятия физической культурой и спортом, внедрение программ по формированию здорового образа жизни, здорового питания и прочих, охрана здоровья пожилых людей, социальная поддержка инвалидов, обеспечение безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями, развитие реабилитационной помощи населению, развитие услуг санаторно-курортных организаций и оздоровительных учреждений). |
| II. Стимулирование рождаемости, укрепление института семьи, поддержка семьи, материнства и детства: 2.1. Повышение рождаемости, поддержка семей, имеющих детей (развитие системы государственной поддержки семей с детьми, проведение индексаций пособий, развитие инфраструктуры дошкольного образования, создание условий для повышения доступности жилья для семей с детьми). 2.2. Укрепление социального института семьи, развитие духовно-нравственных традиций семьи, семейного воспитания, популяризация семейных ценностей (возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, создание условий для всестороннего развития и воспитания детей, сохранение традиций и обычаев коренных малочисленных народов Севера, формирование ориентации населения на расширенное демографическое воспроизводство, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактика семейного и детского неблагополучия, формирование ответственного родительства). III. Совершенствование миграционной политики. IV. Информационное и информационно-аналитическое обеспечение проведения демографической политики |
Объемы и источники финансирования Программы | общий объем финансирования Программы на три года составит 60 931 464,4 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 19 980 388,2 тыс. рублей; 2015 год - 20 694 401,2 тыс. рублей; 2016 год - 20 256 675,0 тыс. рублей. Значительная часть расходов Программы предусмотрена в государственных программах Ямало-Ненецкого автономного округа, а также средствах, направленных на реализацию нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа. Таким образом, в Программе аккумулированы основные финансовые средства окружного бюджета, направляемые на цели демографического развития Ямало-Ненецкого автономного округа, без учета денежных средств, поступающих в окружной бюджет из федерального бюджета |
(в ред. постановлений Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.03.2015 N 269-П, от 01.04.2016 N 299-П)
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | реализация мероприятий Программы позволит: - увеличить численность населения; - увеличить суммарный коэффициент рождаемости; - увеличить ожидаемую продолжительность жизни населения; - увеличить коэффициент естественного прироста населения; - создать необходимые условия для сохранения и улучшения здоровья и качества жизни населения, снижения преждевременной, особенно предотвратимой смертности, травматизма и инвалидности; - создать необходимые социально-экономические предпосылки для перехода семей от среднедетного к многодетному типу репродуктивного поведения с ответственным отношением к родительству; - сформировать систему управления миграционными процессами |