ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 мая 2014 года N 399-П

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ НА 2014 - 2016 ГОДЫ

(в редакции постановлений Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.08.2014 N 637-П, от 26.03.2015 N 269-П, от 01.04.2016 N 299-П, от 07.11.2016 N 1047-П)

В целях формирования единого межведомственного подхода к решению демографических проблем, возможности оценки эффективности комплекса мер, реализуемых различными ведомствами в области демографической политики, Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Комплексную программу по улучшению демографической ситуации в Ямало-Ненецком автономном округе на 2014 - 2016 годы.

2. Руководителям исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа представлять в департамент социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа информацию о ходе выполнения мероприятий по итогам 6 и 12 месяцев до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

3. Рекомендовать главам (главам местных администраций) городских округов и муниципальных районов в Ямало-Ненецком автономном округе:

3.1. разработать и утвердить планы мероприятий по реализации соответствующих мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации в муниципальном образовании;

3.2. представлять в департамент социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа информацию о ходе выполнения плана мероприятий по итогам 6 и 12 месяцев до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Бучкову Т.В.

Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Д.Н.КОБЫЛКИН






Утверждена
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 16 мая 2014 года N 399-П

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПО УЛУЧШЕНИЮ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ НА 2014 - 2016 ГОДЫ

  (в редакции постановлений Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.08.2014 N 637-П, от 26.03.2015 N 269-П, от 01.04.2016 N 299-П, от 07.11.2016 N 1047-П)

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

Комплексная программа по улучшению демографической ситуации в Ямало-Ненецком автономном округе на 2014 - 2016 годы

Основания для разработки

Послание Президента Российской Федерации Путина В.В. Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 года.
Указ Президента Российской Федерации от 09 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года".
Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации".
Перечень поручений Президента Российской Федерации (от 17 марта 2013 года N Пр-539) по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 26 февраля 2013 года.
Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 ноября 2006 года N 79-ЗАО "О семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в Ямало-Ненецком автономном округе".
Распоряжение Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 сентября 2010 года N 227-РП "Об утверждении плана мероприятий по улучшению демографической ситуации в Ямало-Ненецком автономном округе на 2011 - 2015 годы"

Государственный заказчик - координатор

департамент социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа

Разработчик Программы

департамент социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа

Цель Программы

поддержание демографической динамики, соответствующей по своим параметрам потребностям устойчивого экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа

Задачи Программы

- снижение смертности и травматизма населения в первую очередь от предотвратимых причин, создание необходимых условий для предупреждения внешних причин смерти, совершенствование оказания медицинской помощи, профилактика заболеваний;
- увеличение продолжительности жизни населения путем формирования здорового, активного образа жизни, организации отдыха, оздоровления, развития реабилитационных услуг;
- стабилизация существующего уровня рождаемости и создание предпосылок для ее повышения до уровня, обеспечивающего простое замещение поколений родителей поколениями детей, создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи;
- укрепление социального института семьи как наиболее гармоничной формы жизнедеятельности и самореализации личности, рождения и воспитания детей, сосуществования различных поколений, популяризация культурных и семейных ценностей, формирование ответственного родительства, профилактика семейного и детского неблагополучия;
- формирование факторов, обусловливающих повышение результативности миграционного обмена, рационализация трудовой миграции с точки зрения потребностей социально-экономического развития

Ответственные исполнители

департамент транспорта и дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа;
департамент гражданской защиты и пожарной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа;
департамент здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа;
департамент внутренней политики Ямало-Ненецкого автономного округа;
департамент молодежной политики и туризма Ямало-Ненецкого автономного округа;
департамент по взаимодействию с федеральными органами государственной власти и мировой юстиции Ямало-Ненецкого автономного округа;
департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа;
департамент социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа;
департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа;
департамент культуры Ямало-Ненецкого автономного округа;
департамент занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа;
департамент международных и внешнеэкономических связей Ямало-Ненецкого автономного округа

Соисполнители

департамент по взаимодействию с федеральными органами государственной власти и мировой юстиции Ямало-Ненецкого автономного округа;
департамент по делам коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа;
департамент по физической культуре и спорту Ямало-Ненецкого автономного округа;
департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа;
департамент молодежной политики и туризма Ямало-Ненецкого автономного округа;
департамент социальной защиты населения
Ямало-Ненецкого автономного округа

Этапы и сроки реализации Программы

2014 - 2016 годы
Программа реализуется без деления на этапы.
2016 год, подведение итогов Программы, определение стратегии демографического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на последующий период

Важнейшие целевые индикаторы и показатели эффективности Программы

- численность населения Ямало-Ненецкого автономного округа;
- среднегодовая численность населения Ямало-Ненецкого автономного округа;
- темпы роста (сокращения) численности населения;
- суммарный коэффициент рождаемости;
- коэффициент естественного прироста населения Ямало-Ненецкого автономного округа;
- коэффициент смертности населения Ямало-Ненецкого автономного округа;
- уровень младенческой смертности;
- уровень материнской смертности;
- количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий (коэффициент);
- численность погибших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом (коэффициент);
- ожидаемая продолжительность жизни;
- доля детей и молодежи, охваченных различными формами организации отдыха, от общего количества детей и молодежи, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа;
- доля инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию в Ямало-Ненецком автономном округе;

- доля детей-инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, в общей численности детей-инвалидов, прошедших реабилитацию в Ямало-Ненецком автономном округе;
- доля обучающихся в общеобразовательных организациях (от общей численности обучающихся в общеобразовательных организациях), которые получают качественное горячее питание;
- удельный вес населения Ямало-Ненецкого автономного округа, систематически занимающегося физической культурой и спортом;
- коэффициент рождаемости;
- количество молодых семей, получивших государственную поддержку в улучшении жилищных условий;
- количество семей, получивших государственную поддержку в улучшении жилищных условий, по всем категориям граждан, в том числе: дети-сироты и лица из их числа; реабилитированные граждане; граждане из числа коренных малочисленных народов Севера; многодетные семьи; индивидуальные застройщики;
- доля детей от 3 до 7 лет, охваченных услугами дошкольного образования, от общей численности детей от 3 до 7 лет в Ямало-Ненецком автономном округе;
- количество мест в дошкольных образовательных учреждениях;
- уровень регистрируемой безработицы в среднем за год;

- коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда;
- соотношение числа заключенных браков к числу разводов;
- доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) организациях всех типов, от общего числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
- доля несовершеннолетних участников преступлений от численности детского населения в возрасте от 14 до 17 лет;
- коэффициент миграционного прироста;
- доля соотечественников, получивших положительное решение на въезд в Ямало-Ненецкий автономный округ;
- численность соотечественников и членов их семей, переселившихся в Ямало-Ненецкий автономный округ;
- численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом;
- количество семей, граждан, имеющих трех и более детей, которым предоставлены социальные выплаты взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно

(в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.04.2016 N 299-П)

Основные направления реализации мероприятий Программы

Программа состоит из четырех разделов, направленных на решение поставленных задач:
I. Улучшение здоровья населения и снижение смертности:
1.1. Снижение смертности и травматизма населения, прежде всего граждан трудоспособного возраста, в том числе от внешних причин смерти, снижение материнской и младенческой смертности (снижение травматизма и смертности в результате дорожно-транспортных происшествий, при пожарах и иных чрезвычайных ситуациях, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, снижение смертности от болезней системы кровообращения и других наиболее распространенных причин смерти, профилактика и своевременное выявление социально значимых заболеваний, повышение качества оказания медицинской помощи, меры по охране здоровья детей и подростков, профилактика заболеваемости и инвалидности).
1.2. Укрепление здоровья населения, создание условий для формирования здорового образа жизни населения (пропаганда здорового образа жизни, создание условий для развития массового занятия физической культурой и спортом, внедрение программ по формированию здорового образа жизни, здорового питания и прочих, охрана здоровья пожилых людей, социальная поддержка инвалидов, обеспечение безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями, развитие реабилитационной помощи населению, развитие услуг санаторно-курортных организаций и оздоровительных учреждений).

II. Стимулирование рождаемости, укрепление института семьи, поддержка семьи, материнства и детства:
2.1. Повышение рождаемости, поддержка семей, имеющих детей (развитие системы государственной поддержки семей с детьми, проведение индексаций пособий, развитие инфраструктуры дошкольного образования, создание условий для повышения доступности жилья для семей с детьми).
2.2. Укрепление социального института семьи, развитие духовно-нравственных традиций семьи, семейного воспитания, популяризация семейных ценностей (возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, создание условий для всестороннего развития и воспитания детей, сохранение традиций и обычаев коренных малочисленных народов Севера, формирование ориентации населения на расширенное демографическое воспроизводство, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактика семейного и детского неблагополучия, формирование ответственного родительства).
III. Совершенствование миграционной политики.
IV. Информационное и информационно-аналитическое обеспечение проведения демографической политики

Объемы и источники финансирования Программы

общий объем финансирования Программы на три года составит 60 931 464,4 тыс. рублей,
в том числе по годам:
2014 год - 19 980 388,2 тыс. рублей;
2015 год - 20 694 401,2 тыс. рублей;
2016 год - 20 256 675,0 тыс. рублей.
Значительная часть расходов Программы предусмотрена в государственных программах Ямало-Ненецкого автономного округа, а также средствах, направленных на реализацию нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа. Таким образом, в Программе аккумулированы основные финансовые средства окружного бюджета, направляемые на цели демографического развития Ямало-Ненецкого автономного округа, без учета денежных средств, поступающих в окружной бюджет из федерального бюджета

(в ред. постановлений Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.03.2015 N 269-П, от 01.04.2016 N 299-П)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

реализация мероприятий Программы позволит:
- увеличить численность населения;
- увеличить суммарный коэффициент рождаемости;
- увеличить ожидаемую продолжительность жизни населения;
- увеличить коэффициент естественного прироста населения;
- создать необходимые условия для сохранения и улучшения здоровья и качества жизни населения, снижения преждевременной, особенно предотвратимой смертности, травматизма и инвалидности;
- создать необходимые социально-экономические предпосылки для перехода семей от среднедетного к многодетному типу репродуктивного поведения с ответственным отношением к родительству;
- сформировать систему управления миграционными процессами


 I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Последствия демографического спада 90-х годов в Российской Федерации представляют собой одну из серьезных угроз национальной безопасности России.

Именно поэтому Правительством Российской Федерации уделяется особое внимание вопросам демографического развития.

В Послании Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 года Президент Российской Федерации Путин В.В. подчеркнул, что впервые с 1991 года в Российской Федерации зафиксирован естественный прирост населения, при этом акцентировав внимание на необходимость особых усилий для того, чтобы позитивный демографический поворот в России был необратим.

Численность населения Российской Федерации на 01 января 2014 года выросла к аналогичному периоду прошлого года на 310,0 тыс. человек. Рост численности населения России регистрировался в 1995 году по сравнению с 1994 годом и через 14 лет, начиная с 2010 года, тенденция увеличения численности населения сохраняется.

Демографическая обстановка в России формируется за счет миграционного прироста. В целом в стране на протяжении нескольких лет регистрируется депопуляция населения, впервые в 2013 году данная ситуация стала меняться.

Демографическая ситуация в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ) является относительно благополучной по сравнению с другими субъектами Российской Федерации, что говорит об эффективной социально направленной политике, проводимой в автономном округе.

Демографическая обстановка в автономном округе формируется под влиянием тенденций увеличения абсолютной численности населения, прежде всего, за счет естественного прироста.

Однако в настоящее время в активный репродуктивный возраст входят малочисленные контингенты, родившиеся в 1990-е годы. Вследствие этого численность женщин в активном детородном возрасте начнет довольно быстро уменьшаться.

Кроме того, автономный округ во многих аспектах является чрезвычайно специфичным регионом с экстремальными климатогеографическими условиями, низкой плотностью населения (0,7 на 1 кв. км), сложной транспортной схемой, наличием труднодоступных, малочисленных поселков с населением, находящимся в длительной изоляции (расстояния до районного центра от 50 до 400 км); отсутствием дорог, особенно в сельских территориях, особенностями образа жизни проживающих на территории автономного округа коренных и малочисленных народов Севера, ведущих кочевой образ жизни.

Сохранение и развитие человеческого потенциала отнесено к приоритетным задачам Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 года, кроме того, к ключевым внутренним рискам ее реализации, наряду с другими, выступает демографическая ситуация.

Выполнение в 2011 - 2013 годах мероприятий Комплексной программы по улучшению демографической ситуации в автономном округе позволило создать условия, позволяющие обеспечить благоприятную демографическую обстановку.

Основные акценты были сделаны на внедрение программ здорового образа жизни, реализацию специальных мер по содействию занятости женщин, имеющих детей, а также на создание условий для комфортной жизнедеятельности семей, воспитывающих детей, и реализацию мероприятий по увеличению "детности" семей.

В настоящее время для стабилизации и преодоления демографического спада в автономном округе необходимо продолжить работу по улучшению демографической ситуации с учетом современного положения и смещения акцентов политики в сторону повышения престижа многодетных семей путем создания необходимых для этого условий.

Несмотря на достаточно хорошие результаты комплексной работы по реализации основных направлений демографической политики в автономном округе за период 2011 - 2013 годов, остается ряд негативных демографических тенденций, требующих комплексного решения.

Численность населения автономного округа на 01 января 2013 года составила 541,6 тыс. человек, что на 0,9% и на 3,2% выше уровня соответствующих дат 2012 года (536,6 тыс. человек) и 2011 года (524,9 тыс. человек). Численность населения автономного округа с 2010 по 2012 годы увеличилась на 16,7 тыс. человек. Однако по предварительным данным территориального органа государственной статистики численность населения автономного округа на 01 января 2014 года составила 539,6 тыс. человек, что ниже уровня соответствующей даты 2013 года на 0,4%.

Возрастная структура населения автономного округа характеризуется невысоким удельным весом лиц старше трудоспособного возраста. На 01 января 2013 года этот показатель составил 8,3% от общей численности населения. Численность несовершеннолетних детей в автономном округе составляет 22,1% от общей численности населения, что почти в 3 раза превышает численность лиц старше трудоспособного возраста. Каждый четвертый житель автономного округа - ребенок. Это один из самых высоких показателей в Уральском федеральном округе и Российской Федерации. Данный факт определяет высокую актуальность вопросов, связанных с защитой прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в автономном округе.

Лица трудоспособного возраста в автономном округе составляют 69,6% от общей численности населения. Численность мужского и женского населения автономного округа примерно одинакова, мужское население автономного округа составляет 50,5%, женское - 49,5%.

Городское население, составляющее 83,8%, компактно проживает в 8 относительно крупных городах, оставшиеся 16,2% - сельские жители, проживают на обширной территории в 80 сельских населенных пунктах, в 30 из которых менее 100 жителей.

Среди коренных и малочисленных народов Севера, проживающих на территории автономного округа, 17 тыс. человек ведут кочевой образ жизни. В тундре вместе с родителями проживают более 4 000 детей, из них до года - более 500. Эта категория жителей автономного округа требует особого внимания и расширенного перечня мер для поддержки их жизнедеятельности и благосостояния.

Рождаемость на Ямале в среднем превышает смертность в 3 раза, в целом по стране уровень смертности превышает уровень рождаемости.

Коэффициент рождаемости на 1 000 населения в автономном округе в 2013 году составил 16,4°/00 и превысил на 23,3% аналогичный общероссийский показатель. Динамика роста показателя в сравнении с 2011 годом составила 5,1% (15,6°/00), по отношению к 2012 году зарегистрировано снижение на 2,4% (16,8°/00).

Широкая популяризация семейных ценностей и позитивного опыта семейной жизни, всесторонняя поддержка и предоставление различных мер социальной помощи позитивно сказались не только на росте рождаемости в целом, но и на численности рождений вторых и последующих детей.

Удельный вес рождений первых детей в семье в 2013 году составил 39,9%, вторых - 38,4%, третьих - 15,3%, четвертых и последующих - 6,4%. Удельный вес вторых и последующих детей от общего числа родившихся составил 60,1%, причем в автономном округе наблюдается стабильная динамика роста повторных рождений. В 2012 году данный показатель составлял 59,4% от общего числа родившихся, в 2011 году - 56,2%, в 2010 году - 54,8%.

Коэффициент смертности на 1 000 населения в автономном округе в 2013 году составил 5,1°/00, что ниже общероссийского показателя в 2,6 раза. Уже более десятилетия уровень общей смертности в автономном округе характеризуется невысоким показателем и динамикой незначительного, но продолжающегося снижения. Снижение коэффициента смертности населения в сравнении с 2012 и 2011 годами составило 5,6% (5,4°/00), а в сравнении с 2010 годом - 7,3% (5,5°/00).

Показатель ожидаемой продолжительности предстоящей жизни интегрально отражает множество самых разнообразных факторов, начиная от эффективности системы здравоохранения, экологических условий проживания, заканчивая стереотипами поведения и психологическим самочувствием населения. Благоприятная демографическая ситуация отразилась на ожидаемой средней продолжительности жизни, которая составила в 2012 году 72,0 и выросла за последние пять лет на 2%.

Во многом положительные характеристики демографического развития региона связаны со значительными расходами автономного округа на социальные нужды.

Вместе с тем в автономном округе существует ряд негативных демографических тенденций, характерных как в целом для демографической ситуации в стране, так и имеющих свои специфические особенности.

Отличительной чертой автономного округа от других субъектов Российской Федерации является наличие кочующего населения. Эта категория населения определяют высокую смертность детей, что значительно влияет на показатель младенческой смертности в целом по автономному округу.

Так, непосредственно в тундре без оказания медицинской помощи умерло детей первого года жизни:

2010 год - 39 детей, или 39,0% от числа умерших в целом по автономному округу;

2011 год - 19, или 22,4%;

2012 год - 21, или 23,6%.

Общий коэффициент младенческой смертности в автономном округе на 1 000 родившихся имеет тенденцию к снижению. Так, по сравнению с 2012 годом снижение составило 1,0%, по сравнению с 2011 годом - 2,8%, по сравнению с 2010 годом - 15,5%. Однако данный показатель превышает среднероссийский на 26,8%.

Общая заболеваемость населения автономного округа на протяжении последних лет стабильно превышает общероссийские показатели на 1,2%. Структура заболеваемости населения автономного округа типична для северных территорий, обусловлена климатическими условиями и спецификой жизненного уклада населения.

Показатель общей заболеваемости населения автономного округа за последние пять лет имеет стабильное значение с двухпроцентным ростом, а в 2012 году в сравнении с 2011 годом произошло снижение на 3%, показатель составил 2 007,2 на 1 000 населения (2 069,0 - 2011 год), причем уровень общей заболеваемости населения снизился во всех возрастных группах населения.

Так, у детей в возрасте 0 - 14 лет по итогам 2012 года показатель общей заболеваемости составил 2 946,0 на 1 000 детского населения и снизился по отношению к 2011 году на 2,3% (3 016,7 - 2011 год).

У подростков 15 - 17 лет в 2012 году по сравнению с 2011 годом показатель общей заболеваемости снизился на 2,7% и составил 2 527,8 на 1 000 соответствующего населения.

Наметившиеся позитивные тенденции в состоянии здоровья детского и взрослого населения автономного округа во многом связаны с устойчивым развитием и совершенствованием системы здравоохранения и социальной политики в целом, эффективной реализацией программных мероприятий в сфере охраны здоровья населения, существенным обновлением медицинского оборудования, расширением объема профилактических мероприятий.

Тем не менее, складывающиеся тенденции требуют дальнейших шагов по оптимизации медицинского обеспечения в профилактическом направлении, ранней диагностики заболеваний и их своевременной коррекции.

Одной из негативных демографических тенденций является стабильный рост численности инвалидов в автономном округе. С 2011 по 2013 годы число инвалидов увеличилось на 3,2%, в общей численности населения автономного округа их доля составляет 2,9%.

Рост числа детей-инвалидов с 2011 по 2013 годы составил 10,5%, в общей численности детского населения автономного округа их доля составляет 1,4%.

По данным Главного бюро медико-социальной экспертизы в автономном округе на протяжении многих лет среди причин, лежащих в основе как первичной, так и повторной инвалидности среди детей, в первую тройку входят болезни нервной системы, психические расстройства и врожденные аномалии. По уровню первичной инвалидности по классам и группам болезней среди взрослого населения в тройку лидирующих заболеваний входят болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования, болезни костно-мышечной системы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»