(в редакции Законов Чеченской Республики от 23.04.2018 N 13-РЗ, от 26.07.2022 N 48-РЗ)
Принят
Парламентом Чеченской Республики
19 июня 2014 года
Настоящим Законом в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 77-ФЗ "О парламентском контроле" (далее - Федеральный закон "О парламентском контроле"), иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и на основе Конституции Чеченской Республики, Конституционного закона Чеченской Республики от 2 декабря 2008 года N 2-РКЗ "О Парламенте Чеченской Республики" (далее - Конституционный закон Чеченской Республики "О Парламенте Чеченской Республики") регулируются отношения, связанные с осуществлением Парламентом Чеченской Республики (далее - Парламент) полномочий по контролю за соблюдением Конституции Чеченской Республики, исполнением законов и иных нормативных правовых актов, принятых Парламентом Чеченской Республики, исполнением бюджета Чеченской Республики и бюджета Территориального государственного внебюджетного фонда Чеченской Республики, а также за соблюдением установленного порядка распоряжения государственной собственностью Чеченской Республики (далее - парламентский контроль).
(в ред. Закона Чеченской Республики от 26.07.2022 N 48-РЗ)
Основными целями парламентского контроля являются:
1) защита прав и свобод человека и гражданина;
2) укрепление законности и правопорядка;
3) выявление ключевых проблем в деятельности государственных органов Чеченской Республики и органов местного самоуправления, повышение эффективности системы государственного управления и привлечение внимания соответствующих государственных органов и органов местного самоуправления и их должностных лиц к выявленным в ходе осуществления парламентского контроля недостаткам в целях их устранения;
4) противодействие коррупции;
5) изучение практики применения законодательства, выработка предложений, направленных на его совершенствование и повышение эффективности его исполнения.
Парламентский контроль осуществляется на принципах, установленных статьей 3 Федерального закона "О парламентском контроле".
Парламент обеспечивает общедоступность информации о парламентском контроле для общества и средств массовой информации, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", за исключением информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Парламентский контроль осуществляется в рамках полномочий Парламента, установленных Конституцией Чеченской Республики и Конституционным законом Чеченской Республики "О Парламенте Чеченской Республики".
Осуществление парламентского контроля не подменяет осуществление правосудия, расследование преступлений, оперативно-розыскную деятельность, деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляемую в пределах их компетенции. Вмешательство субъектов парламентского контроля в осуществление указанной деятельности не допускается.
1. К субъектам парламентского контроля в Чеченской Республике относятся действующие в целях осуществления парламентского контроля:
1) Парламент;
2) комитеты и комиссии Парламента;
3) парламентская комиссия по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования;
4) депутаты Парламента.
2. Счетная палата Чеченской Республики участвует в осуществлении парламентского контроля в случаях, порядке и формах, предусмотренных настоящим Законом и Законом Чеченской Республики от 3 ноября 2011 года N 37-РЗ "О Счетной палате Чеченской Республики" (далее - Закон Чеченской Республики "О Счетной палате Чеченской Республики").
Парламентский контроль осуществляется в следующих формах:
1) рассмотрение Парламентом вопроса о выражении недоверия Главе Чеченской Республики в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством и Конституцией Чеченской Республики;
2) проведение Парламентом, комитетами Парламента, Счетной палатой Чеченской Республики мероприятий по осуществлению предварительного, текущего и последующего парламентского контроля в сфере бюджетных правоотношений;
3) заслушивание ежегодных отчетов о результатах деятельности Правительства Чеченской Республики и о ходе исполнения плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Чеченской Республики, сводного годового доклада о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Чеченской Республики, в том числе по вопросам, поставленным Парламентом;
(п. 3 в ред. Закона Чеченской Республики от 23.04.2018 N 13-РЗ)
4) заслушивание Парламентом ежегодного отчета Счетной палаты Чеченской Республики о результатах ее деятельности;
5) заслушивание ежегодного доклада Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике;
6) заслушивание ежегодного доклада Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Чеченской Республике;
7) направление Парламентом парламентских запросов;
8) направление запросов депутатов Парламента (далее - депутатский запрос);
9) заслушивание на заседаниях Парламента информации членов Правительства, руководителей и должностных лиц органов исполнительной власти, иных государственных органов, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чеченской Республики, ответов указанных должностных лиц на вопросы депутатов Парламента в рамках "правительственного часа", а также заслушивание информации указанных должностных лиц на заседаниях комитетов и комиссий Парламента;
10) заслушивание в целях получения информации по вопросам, носящим чрезвычайный характер, руководителей органов исполнительной власти Чеченской Республики, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Чеченской Республике, Избирательной комиссии Чеченской Республики, иных должностных лиц;
(п. 10 в ред. Закона Чеченской Республики от 23.04.2018 N 13-РЗ)
11) назначение на должности и освобождение от должностей Председателя Счетной палаты Чеченской Республики, заместителя Председателя Счетной палаты Чеченской Республики, аудиторов Счетной палаты Чеченской Республики;
12) осуществление Парламентом взаимодействия со Счетной палатой Чеченской Республики в случаях и формах, предусмотренных Законом Чеченской Республики "О Счетной палате Чеченской Республики";
13) осуществление Парламентом взаимодействия с Уполномоченным по правам человека в Чеченской Республике, Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Чеченской Республике, Избирательной комиссией Чеченской Республики, иными органами государственной власти, органами исполнительной власти Чеченской Республики и органами местного самоуправления в порядке и форме, определенных законодательством;
14) утратил силу. - Закон Чеченской Республики от 26.07.2022 N 48-РЗ;
15) заслушивание Парламентом информации о деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Чеченской Республике и органов местного самоуправления;
(п. 15 в ред. Закона Чеченской Республики от 26.07.2022 N 48-РЗ)
16) согласование назначения кандидатур для назначения на должности в случаях, предусмотренных федеральным и республиканским законодательством;
17) приглашение членов Правительства и иных должностных лиц на заседания комитетов и комиссий Парламента;
18) проведение парламентских слушаний;
19) проведение парламентских расследований.
Парламент в порядке, установленном законами Чеченской Республики, осуществляет контроль за обеспечением соблюдения Правительством и органами исполнительной власти Чеченской Республики установленных сроков принятия нормативных правовых актов, разработка и принятие которых предусмотрены законами Чеченской Республики, а также за полнотой регулирования соответствующих правоотношений в целях выявления соответствующих пробелов.
1. Парламент вправе приглашать членов Правительства и иных должностных лиц на заседания Парламента для ответов на вопросы депутатов Парламента.
2. На заседаниях Парламента может отводиться время для ответов членов Правительства и иных должностных лиц на вопросы депутатов Парламента. На заседание Парламента в рамках "правительственного часа" вместе с членами Правительства и иными должностными лицами может быть приглашен аудитор Счетной палаты Чеченской Республики, возглавляющий соответствующее направление деятельности Счетной палаты Чеченской Республики.
3. В ходе проведения "правительственного часа" могут обсуждаться вопросы эффективности использования средств республиканского бюджета по соответствующим направлениям, а также вопросы достижения целевых показателей, утвержденных государственными программами Чеченской Республики.
4. Комитеты и комиссии Парламента вправе приглашать министров и уполномоченных ими должностных лиц на заседания комитетов и комиссий Парламента.