ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июля 2014 года N 304
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Алтайского края от 18.04.2022 N 126, вступившего в силу в день официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 18.04.2022).
____________________________________________________________________
Руководствуясь стратегией социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года, утвержденной законом Алтайского края от 21.11.2012 N 86-ЗС,
постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития лесной отрасли Алтайского края на период до 2025 года.
2. Признать утратившим силу постановление Администрации Алтайского края от 19.02.2013 N 78 "Об утверждении Концепции развития лесной отрасли Алтайского края на период до 2020 года".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Лукьянова А.Н.
Губернатор
Алтайского края
А.Б.КАРЛИН
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
Стратегия развития лесной отрасли Алтайского края на период до 2025 года (далее - "Стратегия") разработана в соответствии с распоряжением Алтайского края от 06.09.2011 N 366-р "О порядке разработки отраслевой стратегии Алтайского края".
Стратегия обеспечивает системное решение проблем развития лесной отрасли Алтайского края на основе принятых базовых документов федерального и регионального уровней. Она опирается на положения следующих документов:
Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 N 1120-р;
государственная программа Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 318;
государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 328;
Основы государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.09.2013 N 1724-р;
Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 31.10.2008 N 248/482;
ведомственная целевая программа "Развитие лесов Алтайского края" на 2011 - 2015 годы, утвержденная постановлением Администрации края от 10.08.2010 N 354.
Отвечая долгосрочным приоритетам региональной экономики, определенным стратегией социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года, данная Стратегия призвана:
содействовать реализации целей социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года;
определять приоритетные направления развития лесной отрасли Алтайского края;
являться концептуальной основой для государственно-частного партнерства по вопросам развития лесной отрасли;
обеспечивать согласованность действий органов исполнительной власти и местного самоуправления по направлениям развития отрасли в долгосрочной перспективе;
являться основанием для разработки и корректировки нормативной правовой базы лесной отрасли на региональном уровне;
создавать необходимые условия для решения вопросов устойчивого управления лесами, формирования нового технологического уклада.
Стратегической целью развития лесной отрасли является создание условий, обеспечивающих устойчивое ведение лесного хозяйства, стабильное удовлетворение потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, соблюдение принципов непрерывного, многоцелевого, рационального и неистощительного использования лесов при своевременном и качественном их воспроизводстве, повышение доходов от использования лесных ресурсов, сохранение ресурсного, рекреационного, экологического потенциала и биологического разнообразия лесов.
Перспективой качественного улучшения состояния лесов должна стать глубокая химико-механическая и энергетическая переработка низкосортной и лиственной древесины и древесных отходов.
Леса России - один из важнейших возобновляемых природных ресурсов - составляют более четверти мировых запасов древесной биомассы и выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции.
Лесной комплекс Российской Федерации, в состав которого входит лесное хозяйство и лесопромышленные отрасли по заготовке и переработке древесины, занимает важное место в экономике страны. Вклад отрасли в ВВП страны, по данным Федерального агентства лесного хозяйства, составляет 1,7%, в валютной выручке - около 2%, в объеме мировой торговли - порядка 3%. В отрасли работает 1,1 млн человек. Освоение расчетной лесосеки по итогам 2013 года составляет 39,4%.
Влияние лесного сектора на развитие экономики Алтайского края также существенно, оно более значимо для региона, чем для всего Сибирского федерального округа в целом (таблица 1).
Таблица 1
Наименование показателя | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год |
Доля лесного комплекса в ВРП Алтайского края, % | 1,50 | 1,50 | 1,80 | 1,60 | 1,60 |
Доля лесного комплекса в ВРП СФО, % | 0,11 | 0,11 | 0,13 | 0,11 | 0,12 |
Доля лесной промышленности в общем объеме промышленного производства Алтайского края стабильна уже на протяжении последних пяти лет и составляет 2%. В отрасли работает около 9 тыс. человек. Уровень освоения расчетной лесосеки по итогам 2013 года составляет 39,4%.
Продукция лесного комплекса Алтайского края широко используется во многих отраслях промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, полиграфии, торговле, медицине. Имеющиеся запасы лесных ресурсов в Алтайском крае при эффективном их использовании не только позволят обеспечить текущие и перспективные внутренние потребности региона в древесине и продуктах ее переработки, но и значительно расширить экспорт продукции лесного комплекса в другие регионы страны и за рубеж.
С 1 января 2007 года со вступлением в силу Лесного кодекса Российской Федерации и передачей отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений субъектам Российской Федерации на территории Алтайского края была сформирована новая структура государственного управления лесами, обеспечивающая полноту реализации и выполнения функций с учетом природных и социально-экономических условий региона. В целях реализации переданных полномочий было создано управление лесами Алтайского края, являющееся уполномоченным органом исполнительной власти края в сфере лесных отношений, общей численностью 370 человек. В структуре управления образованы территориальные отделы обеспечения полномочий в области лесных отношений на территории 31 лесничества.
В соответствии с указом Губернатора Алтайского края от 21.10.2013 N 54 с 01.01.2014 управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, управление охотничьего хозяйства Алтайского края и управление лесами Алтайского края реорганизованы путем слияния в Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края.
На территории каждого лесничества представителем Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края является лесничий, основными функциями которого являются организация и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства и использования лесов, осуществление федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах.
Лесохозяйственная деятельность в лесах края осуществляется лицами, использующими леса, и исполнителями работ по охране, защите и воспроизводству лесов на основании государственных контрактов. В крае насчитывается более 50 организаций лесной отрасли, образующих единый лесопромышленный комплекс региона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации для реализации мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов на 2009 - 2018 годы разработаны и утверждены Лесной план Алтайского края и лесохозяйственные регламенты 31 лесничества.
Алтайский край занимает южную часть Западной Сибири и включает в себя четыре природные зоны: степную, лесостепную, низкогорную тайгу Салаира и предгорную тайгу Алтая. Около 28% площади Алтайского края занимают лесные экосистемы, которые отличаются большим разнообразием по составу пород, продуктивности, строению, возрастной структуре.
Земли лесного фонда Российской Федерации, расположенные на территории Алтайского края, занимают 4433,3 тыс. га, что составляет 98,4% лесов края и 26,4% всех земель региона. Среднегодовой прирост насаждений составляет 9,3 млн куб. м, из которого на долю хвойных лесов приходится 3,6 млн куб. м, на долю лиственных - 5,7 млн куб. м. Средняя лесистость по краю составляет 23%.
Исходя из особенностей лесорастительных и экономических условий, интенсивности ведения лесного хозяйства, роли и значения лесов земли лесного фонда условно подразделяются на 4 лесохозяйственных района.
Уникальные ленточные боры. Леса, расположенные здесь, протянулись узкими длинными лентами с северо-востока на юго-запад, через всю Кулундинскую степь и две государственные лесные полосы. Территориально они разделены на 15 лесничеств.
Приобские леса. В район входят леса, расположенные вдоль правого берега реки Оби и ее притоков. Все леса Приобья отнесены к защитным. Территориально они разделены на 7 лесничеств.
Леса Салаирского кряжа. Район представлен осиново-березовыми и пихтовыми насаждениями по низкогорному Салаирскому кряжу и лесными колками в прилегающей лесостепи. Территориально эти леса разделены на 4 лесничества.
Предгорные леса. Район включает предгорья Алтайских гор. Территориально эти леса разделены на 5 лесничеств.
В сравнении с регионами Сибирского федерального округа Алтайский край небогат лесными ресурсами (таблица 2). Площадь лесов Алтайского края составляет всего 1,4% от лесов Сибирского федерального округа. Меньшая площадь лишь в Республике Алтай и Хакасии. Несмотря на это, лесной сектор играет существенную роль в экономике Алтайского края и имеет большое значение для социально-экономического развития более чем 50 муниципальных районов, а также обеспечивает развитие тесного сотрудничества региона со странами Азиатского региона и соседними субъектами Российской Федерации.
Площадь регионов России и степень покрытия лесом
Регион | Площадь, тыс. га | Запас древесины, млн куб. м | |||
общая | в т.ч. покрытые лесом | ||||
всего | хвойным | всего | хвойной | ||
Сибирский федеральный округ | 358250,9 | 268531,0 | 188756,1 | 32420,85 | 25655,57 |
Республика Алтай | 5060,6 | 3694,7 | 2825,1 | 706,28 | 602,86 |
Республика Бурятия | 27010 | 20500 | 15452 | 2002,5 | 1770,8 |
Республика Тыва | 10883 | 8071,3 | 7337,4 | 1145,5 | 1109,5 |
Республика Хакасия | 3647,6 | 2850,2 | 2020,8 | 443,4 | 363,3 |
Алтайский край | 4433,3 | 3742,5 | 1529,4 | 537,36 | 285,00 |
Забайкальский край | 32610 | 28272 | 19309 | 2594,6 | 2160,8 |
Красноярский край | 158726 | 105087 | 79909 | 11532 | 9660,5 |
Иркутская область | 69419 | 62772 | 45697 | 8806,5 | 7526 |
Кемеровская область | 5421,8 | 5110,8 | 2230,5 | 663,43 | 309,63 |
Новосибирская область | 6433 | 4575,7 | 1015,5 | 512,26 | 120,67 |
Омская область | 5926,6 | 4558,4 | 1101,4 | 622,76 | 140,6 |
Томская область | 28680 | 19303 | 10329 | 2853,8 | 1605,7 |
По итогам 2013 года в общей площади земель лесного фонда (4433,3 га) покрытая лесной растительностью площадь составляет 3742,5 тыс. га, нелесные земли - 502,6 тыс. га, не покрытые лесной растительностью земли - 87,5 тыс. га, фонд лесовосстановления - 100,7 тыс. га (рисунок 1*).
________________
* Рисунок 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
За последние пять лет общая площадь лесов изменялась в связи с ее уточнением при проведении кадастрового учета. Уменьшение покрытой лесом площади и увеличение фонда лесовосстановления происходило в 2010 и 2012 годах вследствие крупных лесных пожаров (таблица 3).
Динамика изменения общей площади лесов в разрезе категорий земель лесного фонда