ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июля 2014 года N 312
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Алтайского края от 22.07.2020 N 316, вступившего в силу в день официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 23.07.2020).
____________________________________________________________________
В соответствии с законом Алтайского края от 04.09.2013 N 46-ЗС "О государственной поддержке инновационной деятельности в Алтайском крае", в целях повышения эффективности инновационной системы Алтайского края, укрепления взаимосвязи ее компонентов, активизации инновационных процессов в экономике и социальной сфере
постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития инновационной системы Алтайского края на период до 2020 года (далее - "Концепция").
2. Главному управлению экономики и инвестиций Алтайского края совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Алтайского края разработать план мероприятий ("дорожную карту") по реализации Концепции.
3. Органам исполнительной власти Алтайского края учитывать положения Концепции при разработке стратегических и программных документов и внесении в них изменений.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края, начальника Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края Щетинина М.П.
Губернатор
Алтайского края
А.Б.КАРЛИН
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
В настоящее время решение проблемы эффективности функционирования экономики России тесно связано с ускоренным развитием инновационной сферы и созданием национальной инновационной системы.
Ключевым документом, определяющим долгосрочную политику российского государства в сфере инноваций, является Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 2227-р, разработанная на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
За последние несколько лет государство создало законодательный и организационный каркас национальной инновационной системы (далее - НИС). Функционируют структуры, ответственные за предоставление предпосевных и посевных инвестиций, венчурного финансирования, сформирована правовая база инновационного центра "Сколково". В значительной мере облегчено применение в коммерческих целях разработок, созданных на базе государственных научных структур и вузов. Структура НИС содержит блоки, генерирующие знания и занимающиеся подготовкой инновационных кадров; создающие инновационную инфраструктуру; производящие инновационный продукт и проводящие государственную политику.
Тем не менее, очевидно, что важные составные элементы инновационных процессов на уровне страны становятся более тесно связанными с регионами, поскольку именно они являются местом экономического взаимодействия и инновационной деятельности. Эффективное сочетание потенциала собственных инновационных решений и возможностей федеральных институтов могут обеспечить выход региона на новый уровень экономического развития.
Концепция развития инновационной системы Алтайского края на период до 2020 года (далее - "Концепция") описывает основные этапы создания и ключевые элементы инновационной системы, выявляет основные тенденции и сдерживающие факторы ее развития, определяет ключевые направления развития и целевые индикаторы инновационной деятельности в Алтайском крае.
Концепция разработана на основе и в развитие Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 2227-р, Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", законов Алтайского края от 21.11.2012 N 86-ЗС "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года", от 04.09.2013 N 46-ЗС "О государственной поддержке инновационной деятельности в Алтайском крае".
Концепция призвана стать комплексным целевым рекомендательно-индикативным ориентиром для участия органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, отдельных граждан в развитии и функционировании инновационной сферы деятельности.
В Концепции применяются термины и понятия, определенные законом Алтайского края от 04.09.2013 N 46-ЗС "О государственной поддержке инновационной деятельности в Алтайском крае".
В Концепции используются следующие сокращения:
НИС - национальная инновационная система;
РИС - региональная инновационная система;
ФЦП - федеральная целевая программа;
ВЦП - ведомственная целевая программа;
ОЭЗ - особая экономическая зона;
ФУ - федеральный университет;
ОПК - оборонно-промышленный комплекс;
ЦКП - центр коллективного пользования;
ЦТТ - центр трансфера технологий;
НП - некоммерческое партнерство;
НО - некоммерческая организация;
Минобрнауки России - Министерство образования и науки Российской Федерации;
Минэкономразвития России - Министерство регионального развития Российской Федерации;
Роспатент - Федеральная служба по интеллектуальной собственности;
РФФИ - ФГБУ "Российский фонд фундаментальных исследований";
РГНФ - ФГБУ "Российский гуманитарный научный фонд";
РНФ - фонд "Российский научный фонд";
ФПИ - фонд "Фонд перспективных исследований";
филиал Фонда содействия - представительство ФГБУ "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" - Алтайский региональный фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;
РФТР - ФГАУ "Российский фонд технологического развития";
Алтайский гарантийный фонд - НО "Алтайский гарантийный фонд";
Алтайский фонд микрозаймов - НО "Алтайский фонд микрозаймов";
Региональный инвестиционный фонд - фонд "Региональный инвестиционный фонд Алтайского края";
Фонд "Сколково" - НО "Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий";
РВК - ОАО "Российская венчурная компания";
РОСНАНО - ОАО "РОСНАНО";
АЦКР - КГБУ "Алтайский центр кластерного развития";
АБФК - НП "Алтайский биофармацевтический кластер";
АЛТЭК - НП "Алтайский кластер энергомашиностроения и энергоэффективных технологий";
АЛТАКАМ - НП "Алтайский кластер аграрного машиностроения";
Внешэкономбанк - государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности";
НИИ СО РАН - научно-исследовательский институт Сибирского отделения Российской академии наук;
Алтайское отделение ВОИР - Алтайская краевая общественная организация Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов;
МРЦН - НО Ассоциация "Межрегиональный центр наноиндустрии";
ЦПТИ - Центр поддержки технологий и инноваций КГБУ "Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я.Шишкова".
Алтайский край обладает многопрофильным научным потенциалом, ориентированным на потребности ОПК, химической промышленности, машиностроения и агропромышленного комплекса. Различными видами научной, проектной и изыскательской деятельности занимаются около 3 тысяч человек в 40 научно-исследовательских организациях, в числе которых академические учреждения, исследовательские подразделения высшей школы, проектно-конструкторские структуры промышленных предприятий.
Приоритетные региональные исследования сосредоточены в области создания новых материалов, живых систем, информационных, химических, энергосберегающих технологий. Особая роль в обеспечении модернизации, усиления экономической базы региона и его выхода на инновационную траекторию отводится малому бизнесу. По удельному весу малых предприятий, осуществляющих затраты на технологические инновации, край занимает первое место в России.
Анализ тенденций и факторов развития экономики региона за период 2006 - 2013 годов свидетельствует о том, что инновации постепенно становятся наиболее важной составляющей экономического роста.
Все более явной и востребованной становится инновационная функция высшего образования и повышение роли образовательных учреждений высшего профессионального образования в инновационном процессе, что позволяет позиционировать регион как ведущий на евразийском пространстве центр, осуществляющий подготовку кадров более чем по 200 специальностям; в вузах края разработан и реализуется ряд стратегических программ, получивших федеральную поддержку и направленных на подготовку специалистов для инновационной экономики.
Наука постепенно переориентируется на потребности экономики, в ее развитии отмечаются изменения, связанные с повышением доли предпринимательского сектора как в выполнении, так и в финансировании исследований (73% в структуре объема работ, выполненных научными организациями в 2012 году), наблюдается увеличение масштабов поисковых исследований, объемов прикладных работ в университетах. Научно-исследовательский сектор региона демонстрирует положительную динамику ключевых показателей. Практически в три раза за период с 2006 года выросли затраты на научные исследования (1847 млн рублей по итогам 2013 года) и объем выполненных научных исследований и разработок, существенно улучшилась материальная база научных организаций (среднегодовая стоимость основных средств в сравнении с 2008 годом увеличилась в 4 раза и в 2012 году составила 7,3 млрд рублей).
Наблюдается активизация инновационных процессов всех секторов экономики, в том числе традиционных; развитие новых видов экономической деятельности (производство композитов, наноматериалов, биотехнологии); рост инвестиций в научные исследования и разработки (в 2,8 раза к уровню 2006 года; 3575 млн рублей по итогам 2012 года); опережающая динамика развития высокотехнологичных отраслей промышленности и сферы услуг (фармацевтики, образования, здравоохранения, информационно-коммуникационных технологий).
В структуре промышленности отмечаются сдвиги в сторону видов деятельности, характеризующихся коротким жизненным циклом продукции (производство пищевых продуктов), и снижение доли тех, где цикл длиннее, и доминируют исследования и инновации, связанные с технологическими процессами, а не с продуктами (металлургия, производство транспортных средств и другие); лидерами по объемам отгруженной инновационной продукции в крае становятся производители пищевых продуктов (в 2012 году 46% в структуре отгруженной инновационной продукции против 13% в 2006 году), химии и электрооборудования.
Растет число передовых производственных технологий, используемых организациями края (1959 единиц по итогам 2013 года). Из общего количества используемых технологий практически 90% приобретено за пределами региона. Вместе с тем, технологии, разработанные в регионе, востребованы не только в России, но и в странах ближнего зарубежья. По количеству проданных технологий и программных средств среди регионов Сибирского федерального округа Алтайский край в 2012 году занимал 2 место (организациями края продана 71 разработка против 1 в 2008 году), уступая лишь Томской области, а по доле инновационной продукции в объеме экспорта промышленных предприятий регион лидирует в Сибири.
Объем бюджетных инвестиций, направленных в инновационный сектор бизнеса, вырос в 3,3 раза; более чем в 70 раз увеличена поддержка научных коллективов (в сравнении с 2006 годом). Активизируется участие научных коллективов края в федеральных целевых программах и конкурсах Минобрнауки России на выполнение научно-исследовательских работ, развитие кооперации науки и бизнеса, создание инновационной инфраструктуры. Расширяются и диверсифицируются региональные институты развития инноваций, развивается инновационная инфраструктура.
Позиции края как региона со значительным научно-техническим и инновационным потенциалом подтверждаются экспертными оценками ведущих рейтинговых агентств страны. В рейтинге инновационной активности регионов, составленном Национальной ассоциацией инноваций и развития информационных технологий в 2013 году, Алтайский край улучшил свои позиции, поднявшись на 8-е место.
Структурные и институциональные изменения в развитии экономики Алтайского края осуществлялись в рамках создания РИС. Впервые понятие РИС как совокупности субъектов инновационной деятельности, инновационной инфраструктуры, а также органов государственной власти Алтайского края, обеспечивающих реализацию государственной инновационной политики, определено законом Алтайского края от 14 сентября 2006 года N 95-ЗС "Об инновационной деятельности в Алтайском крае".
1. Организационный этап (2006 - 2007 годы). Создание основ инновационного сектора экономики Алтайского края, формирование правового поля, создание управленческих структур и совещательных органов.
Отдельное направление инновациям в региональной политике было отведено в 2006 году с принятием закона "Об инновационной деятельности в Алтайском крае". Одновременно с разработкой закона происходило реформирование органов исполнительной власти края: регулирующим и координирующим центром системы стало Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края, в составе которого образовано управление по науке и инновационной политике.
Особое внимание уделялось вовлечению научной общественности и бизнеса в процесс реализации государственной научно-технической и инновационной политики. Для этих целей в 2007 году образован совещательный орган - Координационный совет Алтайского края по инновационной деятельности.
В 2007 году кардинально изменены принципы поддержки научных исследований. В основу положена двухступенчатая процедура выбора проектов, используемая на федеральном уровне. Предусмотрена увязка научных исследований с приоритетами социально-экономического развития Алтайского края. Активизировано сотрудничество с государственными научными фондами России, сформированы экспертные советы. В период с 2006 по 2013 год поддержано 306 проектов на общую сумму 72 млн рублей, в том числе 222 проекта совместных региональных конкурсов РФФИ и РГНФ. Выполнение работ на паритетных условиях позволило привлечь более 30 млн рублей средств федерального бюджета.
2. Внедрение кластерного подхода (2008 - 2010 годы). Новая технология управления заложена в основу формирования региональной инновационной системы с 2008 года, в настоящее время успешно развиваются кластеры в сфере биофармацевтики, аграрного машиностроения, энергомашиностроения и энергоэффективных технологий. Всего в кластеры объединено 96 предприятий и организаций.