Сводная таблица рисков по элементам моногорода Ядрина
Элемент | Риски | Характеристика |
1 | 2 | 3 |
Население | риски миграции трудовой силы | отток кадров, прежде всего молодежи в возрасте до 30 лет с высшим образованием и высококвалифицированных работников, в крупные города. Таким образом произойдет не только уменьшение численности трудоспособного населения, но и значительное сокращение экономического потенциала |
риски платежеспособности населения | сокращение внешнего спроса на продукцию градообразующих предприятий города, как следствие - снижение заработной платы и высвобождение работников, что приведет к росту уровня безработицы. Снижение налоговых поступлений. Снижение спроса на услуги малого и среднего предпринимательства. Снижение уровня оплаты населением услуг жилищно-коммунального хозяйства | |
риски снижения качества жизни, человеческого капитала моногорода | сокращение численности постоянного населения. Преобладание числа умерших над родившимися. Увеличение числа безработных граждан и уровня безработицы. Снижение уровня среднемесячной заработной платы. Отсутствие современных культурно-досуговых объектов, благоустроенных центров и парков культуры и отдыха | |
Градообразующие предприятия и промышленность | инфраструктурные риски | неудовлетворительное техническое состояние объектов инфраструктуры сдерживает уровень диверсификации производства. Недостаточно развитая система транспортных коммуникаций приведет к увеличению себестоимости продукции градообразующих предприятий |
технологические риски | высокий уровень износа основных средств. Высокая энергоемкость производства. Ужесточение технических требований в связи с экологическими и прочими нормами | |
кадровые риски | отток квалифицированных специалистов за пределы города. Снижение уровня жизни работников вследствие оптимизации заработной платы. Старение кадров | |
потребительские риски | снижение спроса на продукцию градообразующих предприятий. Отток постоянных потребителей продукции к конкурентам из-за изменения потребительских предпочтений, несоблюдения сроков поставки | |
продуктовые риски | снижение платежеспособного спроса основных потребителей продукции. Снижение качества выпускаемой продукции в результате мер, направленных на снижение ее себестоимости. Недостаточный ассортимент выпускаемой продукции | |
риски собственников | смена собственников в результате потенциального банкротства может привести к остановке производственной деятельности предприятий | |
Местная промышленность и малое предпринимательство | рыночные риски | нестабильная работа градообразующих предприятий приведет к ликвидации организаций местной промышленности и малого предпринимательства |
инфраструктурные риски | рост тарифов и налогов, ограничение мощностей инфраструктуры и, как следствие, снижение рентабельности вплоть до убыточности | |
социальные риски | отток квалифицированных кадров за пределы города. Недостаточный объем знаний и идей у населения для открытия собственного дела. Рост преступности | |
потребительские риски | снижение платежеспособности населения | |
Инфраструктура | инфраструктурные риски | высокий износ объектов инфраструктуры. Износ оборудования объектов жилищно-коммунального хозяйства. Износ материально-технической базы организаций культуры, образования и здравоохранения. Недостаточное развитие инфраструктуры (транспортно-логистический комплекс) сдерживает развитие других отраслей экономики (транспорт, связь, бытовое обслуживание населения) |
финансовые риски | недостаток бюджетных средств на финансирование объектов инфраструктуры. Рост задолженности населения и предприятий за потребленные жилищно-коммунальные услуги | |
кадровые риски | старение кадров. Дефицит квалифицированных кадров. Отток молодежи, высококвалифицированных специалистов | |
социальные риски | сокращение численности постоянного населения. Увеличение числа безработных граждан и уровня безработицы. Снижение уровня заработной платы. Увеличение количества граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Повышение уровня подростковой преступности | |
Бюджет | риски собираемости налогов | зависимость от финансового состояния градообразующих предприятий. При ухудшении финансово-экономического состояния градообразующих предприятий и снижении их платежеспособности уменьшится поступление налоговых и неналоговых доходов в бюджет г. Ядрина |
Снижение уровня заработной платы. При снижении уровня заработной платы в организациях снизится поступление налога на доходы физических лиц в местный бюджет |
В целях увеличения налогового потенциала города проводится работа по мобилизации всех доходных источников бюджета, прежде всего налоговых, и совершенствованию налогового администрирования.
Налоги, поступающие в бюджет г. Ядрина, не обеспечивают необходимый объем расходов бюджета.
В этих условиях основными целями бюджетной политики г. Ядрина являются наращивание доходного потенциала путем совершенствования межбюджетных отношений, а также выявление резервов роста неналоговых поступлений, обеспечение сбалансированности и устойчивости, безусловного выполнения расходных обязательств бюджета, повышение эффективности и прозрачности управления финансами.
Основные направления совершенствования бюджетной политики Ядринского городского поселения:
создание условий для развития доходной базы;
повышение результативности и эффективности бюджетных расходов;
повышение обоснованности принятия дополнительных расходных обязательств;
проведение тарифной политики, способствующей созданию условий для безубыточной деятельности предприятий жилищно-коммунальной сферы, привлечению инвестиций для модернизации и реконструкции инженерных сооружений;
совершенствование системы муниципальных закупок, обеспечивающей рациональное и прозрачное использование бюджетных средств;
совершенствование управления муниципальной собственностью.
Получение единовременных доходов не должно быть единственной целью продажи муниципального имущества. В первую очередь она должна способствовать структурным изменениям, позволяющим рассчитывать на получение позитивного экономического, социального и бюджетного эффекта.