ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июля 2014 года N 225
О КОМПЛЕКСНОМ ИНВЕСТИЦИОННОМ ПЛАНЕ МОДЕРНИЗАЦИИ Г. ЯДРИНА ДО 2020 ГОДА
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Кабинета Министров ЧР от 09.08.2017 N 303.
____________________________________________________________________
(в редакции Постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.08.2015 N 297, от 24.03.2016 N 97)
В целях устойчивого развития, модернизации и диверсификации экономики моногорода Ядрина Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Одобрить прилагаемый Комплексный инвестиционный план модернизации г. Ядрина до 2020 года (далее - Комплексный план).
2. Органам исполнительной власти Чувашской Республики принять активное участие в реализации мероприятий Комплексного плана.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики.
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики
И.МОТОРИН
Одобрен
постановлением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 01.07.2014 N 225
(в редакции Постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.08.2015 N 297, от 24.03.2016 N 97)
Наименование | - | Комплексный инвестиционный план модернизации г. Ядрина до 2020 года (далее - Комплексный план) |
Основание для разработки Комплексного плана | - | распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 17 февраля 2011 г. N 46-р о создании рабочих групп в целях решения проблем, связанных с модернизацией моногородов Чувашской Республики, вошедших в перечень моногородов Российской Федерации |
Основные разработчики Комплексного плана | - | администрация Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики, органы исполнительной власти Чувашской Республики |
Цели и задачи Комплексного плана | - | цели: обеспечение экономического роста и социальной стабильности г. Ядрина путем создания дополнительных рабочих мест, уменьшения зависимости города от колебаний конъюнктуры мировых рынков продукции, выпускаемой градообразующими предприятиями, путем перехода на выпуск конкурентоспособной продукции; создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, отраслей материального производства и социальной сферы и, как следствие, содействие решению проблемы занятости населения. Задачи: диверсификация рисков градообразующих предприятий за счет реструктуризации и модернизации существующих производственных мощностей, увеличения рентабельности, финансовой устойчивости, внедрения инновационных, ресурсосберегающих технологий, снижения энергоемкости продукции и повышения конкурентоспособности производства; создание благоприятного хозяйственного и инвестиционного климата для развития субъектов деятельности в сфере промышленности, сельскохозяйственных производств, малого предпринимательства путем создания индустриального (промышленного) парка; развитие малого предпринимательства, являющегося важным фактором повышения качества жизни населения, создания рабочих мест, способствование развитию конкуренции; формирование новых точек роста, развитие новых видов деятельности; снижение социальной напряженности благодаря обеспечению максимальной занятости населения (создание новых рабочих мест, содействие самозанятости), роста доходов населения и оказанию социальной поддержки малообеспеченным слоям населения; комплексное развитие общественной инфраструктуры (транспортной, дорожной, инженерной, коммуникационной); обеспечение прироста населения за счет создания благоприятных условий проживания, развития социальной сферы, инфраструктуры; развитие новых форм оказания государственных и муниципальных услуг, повышение доступности и качества муниципальных услуг в сферах образования, культуры, физической культуры и спорта и других социально значимых сферах |
(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.03.2016 N 97) | ||
Стратегические направления Комплексного плана | - | развитие и рост экономического потенциала г. Ядрина, повышение конкурентоспособности предприятий путем создания новых производств, выпуска новых видов продукции, отвечающей современным требованиям, модернизации производственных мощностей на основе внедрения инновационных и ресурсосберегающих технологий; строительство и модернизация социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры; содействие развитию малого и среднего предпринимательства; последовательное повышение качества жизни населения; создание новых рабочих мест |
Срок и этапы реализации Комплексного плана | - | срок реализации - 2014 - 2020 годы: I этап - 2014 - 2015 годы; II этап - 2016 - 2017 годы; III этап - 2018 - 2020 годы |
Участники основных мероприятий Комплексного плана | - | субъекты деятельности в сфере промышленности, субъекты малого и среднего предпринимательства, организации сферы услуг и муниципальные учреждения г. Ядрина |
(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.03.2016 N 97) | ||
Основные мероприятия, ключевые инвестиционные проекты Комплексного плана | - | "Строительство спортивно-оздоровительного комплекса с домом отдыха и туристической базой в с. Ильина Гора"; "Строительство туристической базы на берегу р. Сура"; "Строительство многоуровневого паркинга"; "Строительство придорожного комплекса"; "Строительство объектов придорожного сервиса на автодороге "Никольское - Ядрин - Калинино"; "Строительство туристической базы "Гостевой дворик"; "Строительство, реконструкция систем водоснабжения и уличной водопроводной сети г. Ядрина"; "Реконструкция сетей теплоснабжения"; "Строительство объездной автодороги в обход г. Ядрина"; "Реконструкция биологических очистных сооружений производительностью 4200 куб. м в сутки в г. Ядрине Чувашской Республики" |
Ключевые целевые показатели Комплексного плана | - | диверсификация экономики с целью ухода от монопрофильности города с достижением следующих показателей: увеличение численности населения муниципального образования с 8766 человек в 2013 году до 8807 человек в 2020 году; снижение на 2,0 процентного пункта доли среднесписочной численности работающих на градообразующих предприятиях в среднесписочной численности работников всех организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования (с 22,3 процента в 2013 году до 20,3 процента в 2020 году); увеличение на 2,7 процентного пункта доли среднесписочной численности работников субъектов малого и среднего предпринимательства в совокупной численности экономически активного населения муниципального образования (с 29,0 процента в 2013 году до 31,7 процента в 2020 году); снижение на 0,62 процентного пункта уровня зарегистрированной безработицы в муниципальном образовании (с 1,02 процента в 2013 году до 0,40 процента в 2020 году); создание к концу 2020 года 1593 дополнительных постоянных рабочих мест; увеличение в 1,6 раза средней заработной платы работников организаций, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, муниципального образования (с 18216 рублей в 2013 году до 31250 рублей в 2020 году); увеличение в 1,5 раза объема отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг собственного производства обрабатывающих производств (с 1,5 млрд. рублей в 2013 году до 2,3 млрд. рублей в 2020 году); уменьшение на 4,8 процентного пункта доли градообразующих предприятий в общегородском объеме отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг собственного производства (с 73,2 процента в 2013 году до 68,4 процента в 2020 году); увеличение на 4,4 процентного пункта доли малых предприятий в общегородском объеме отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг собственного производства (с 12,8 процента в 2013 году до 17,2 процента в 2020 году); увеличение на 11,0 процента количества малых предприятий в муниципальном образовании (с 95 единиц в 2013 году до 105 единиц в 2020 году); общий объем дополнительных поступлений от реализации инвестиционных проектов в бюджет г. Ядрина к концу 2020 года составит 23,4 млн. рублей; объем привлеченных внебюджетных инвестиций к концу 2020 года составит 2363,0 млн. рублей; увеличение на 8,0 процентного пункта доли собственных доходов бюджета муниципального образования в общих доходах бюджета муниципального образования (с 57,0 процента в 2013 году до 65,0 процента в 2020 году) |
(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.08.2015 N 297) | ||
Механизм управления реализацией Комплексного плана | - | координация реализации Комплексного плана будет осуществляться Советом по модернизации и технологическому развитию экономики Чувашской Республики, образованным Указом Президента Чувашской Республики от 21 сентября 2010 г. N 133. Для обеспечения взаимодействия органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления г. Ядрина при реализации мероприятий Комплексного плана предполагается: создать при главе администрации Ядринского городского поселения Координационный совет по реализации Комплексного плана, в состав которого войдут представители администрации Ядринского городского поселения и градообразующих предприятий; заключить соответствующие соглашения между органами исполнительной власти Чувашской Республики, органами местного самоуправления г. Ядрина, градообразующими предприятиями и инициаторами мероприятий по реализации Комплексного плана. Заседания Координационного совета по реализации Комплексного плана предполагается проводить по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Информация о ходе реализации Комплексного плана будет размещаться на официальном сайте администрации Ядринского городского поселения на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
Объемы и источники финансирования | - | общий объем финансирования Комплексного плана составляет 2672,815 млн. рублей, из них: средства федерального бюджета - 804,581 млн. рублей (30,4 процента); средства республиканского бюджета Чувашской Республики - 270,562 млн. рублей (10,2 процента); средства бюджета г. Ядрина - 65,573 млн. рублей (2,5 процента); средства внебюджетных источников - 1503,099 млн. рублей (56,9 процента). Объем финансирования подлежит уточнению при утверждении бюджетов соответствующих уровней на очередной финансовый год и плановый период. Отсутствие государственной поддержки из федерального бюджета приведет к затягиванию сроков реализации проектов Комплексного плана, который в этом случае будет скорректирован по срокам выполнения и источникам финансирования. |
(позиция в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.08.2015 N 297) |
Комплексный план представляет собой согласованный по задачам, ресурсам и срокам исполнения комплекс производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области экономического, социального и культурного развития г. Ядрина.
Комплексный план разработан в соответствии с приоритетными направлениями, определенными Правительством Российской Федерации в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, посланиями Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации и Главы Чувашской Республики М.В.Игнатьева Государственному Совету Чувашской Республики.
Приоритетами являются создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, комфортных условий жизнедеятельности населения, внедрение инноваций в технологические и организационные процессы.
Город Ядрин расположен на берегу реки Суры, в 59 км от железнодорожной станции города Шумерли и в 8 км от федеральной автомагистрали М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа (77 км по автодороге), в 60 км к юго-западу от столицы Чувашской Республики города Чебоксары. Город Ядрин является центром Ядринского района Чувашской Республики. Площадь территории города 586 га.
Сильные стороны | Слабые стороны |
1 | 2 |
Благоприятные для проживания климатические условия | Недостаточное развитие инфраструктуры жизнеобеспечения города |
Наличие удобных транспортных связей (автодороги) | Отсутствие системы логистики |
Развитое малое и среднее предпринимательство | Недостаточная инновационная активность |
Наличие свободных трудовых ресурсов (незанятого населения) | Низкий демографический потенциал |
Наличие профессиональных образовательных организаций для подготовки кадров рабочих специальностей | Миграция населения трудоспособного возраста |
Наличие свободных территорий (площадок, земельных участков) для жилищного и производственного строительства | Дефицит финансовых ресурсов для реализации проектов развития |
Наличие инфраструктурного потенциала (газ, электричество, тепло, вода) для развития отраслей экономики | Высокий износ и недостаточное количество объектов инфраструктуры. Необходимость реконструкции очистных сооружений и канализационного коллектора |
Основным сегментом экономики города является промышленность, в которой доля обрабатывающих производств составляет 94,5 процента. В структуре обрабатывающих производств на долю производства пищевых продуктов приходится 79,4 процента объема отгруженных товаров, выполненных работ и услуг, производимых на территории муниципального образования, металлургического производства и производства готовых металлических изделий - 9,5 процента, производства прочих неметаллических минеральных продуктов - 8,0 процента, текстильного и швейного производства - 3,1 процента. Основными градообразующими предприятиями города являются открытое акционерное общество "Ядринмолоко" (далее - ОАО "Ядринмолоко") и общество с ограниченной ответственностью "Ядринский мясокомбинат Чувашпотребсоюза" (далее - ООО "Ядринский мясокомбинат Чувашпотребсоюза").
Динамика показателей социально-экономического развития г. Ядрина за 2009 - 2013 годы приведена в табл. 1.
Динамика показателей социально-экономического развития г. Ядрина за 2009 - 2013 годы
Наименование показателя | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Объем отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг собственного производства организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства (обрабатывающие производства), млн. рублей | 896,6 | 904,8 | 989,4 | 1212,6 | 1408,4 |
Индекс физического объема, процентов | 86,4 | 101,8 | 110,9 | 117 | 112,9 |
Наличие основных фондов (на начало года по полной учетной стоимости), млн. рублей | 10,2 | 10,0 | 10,2 | 10,5 | 10,8 |
Степень износа основных фондов на начало года, процентов | 44,6 | 44,0 | 46,0 | 47,7 | 50,1 |
Доля убыточных предприятий в общем количестве предприятий, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, процентов | 20,0 | 18,2 | 12,5 | 0,0 | 20,0 |
Введено в действие жилых домов - всего, процентов к предыдущему году | 67,8 | 49,0 | 85,5 | 95,7 | 19,5 |
Инвестиции в основной капитал в действующих ценах, млн. рублей | 443,4 | 633,1 | 1715,2 | 1836,0 | 824,0 |
Темп роста инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах, процентов | 78,35 | 142,78 | 270,92 | 107,04 | 44,9 |
Индекс физического объема розничного товарооборота в сопоставимых ценах, процентов к соответствующему периоду предыдущего года | 90,5 | 103,1 | 98,9 | 108,0 | 95,5 |
Индекс физического объема платных услуг, оказанных населению, в сопоставимых ценах, процентов к соответствующему периоду предыдущего года | 111,6 | 106,7 | 112,6 | 110,6 | 103,4 |
Средний размер месячной пенсии, рублей | 5163 | 6326 | 6886 | 7618 | 8332 |
Прожиточный минимум на душу населения, рублей | 4215 | 5007 | 5247 | 5510 | 6049 |
Глобальный экономический кризис оказал значительное негативное влияние на экономику города, что обусловлено сильной зависимостью города от традиционных отраслей. Вновь остро встал вопрос о низкой степени диверсификации экономики города, от которой напрямую зависят доходы организаций и бюджета г. Ядрина.
На сегодняшний день основным факторов ухудшения социально-экономического положения моногорода Ядрина является прекращение с мая 2010 года деятельности филиала федерального государственного унитарного предприятия "Росспиртпром" "Спиртовой завод "Ядринский" (далее - филиал ФГУП "Росспиртпром" "Спиртовой завод "Ядринский"). В связи с инициативой головного предприятия федерального государственного унитарного предприятия "Росспиртпром" приостановить деятельность данного предприятия производство профильной продукции начиная с мая 2010 года прекратилось. Из числа сокращенных работников (200 человек) филиала ФГУП "Росспиртпром" "Спиртовой завод "Ядринский" в казенное учреждение Чувашской Республики "Центр занятости населения Ядринского района" Государственной службы занятости населения Чувашской Республики (далее - КУ ЦЗН Ядринского района Госслужбы занятости Чувашии) обратились 162 человека.
В апреле 2014 года открытым акционерным обществом "Росспиртпром" принято решение о переименовании филиала "Спиртовой завод "Ядринский" в обособленное структурное подразделение "Ядрин".
Передача объектов недвижимого имущества филиала ФГУП "Росспиртпром" "Спиртовой завод "Ядринский" в уставной капитал открытого акционерного общества "Росспиртпром" завершена.
Для возобновления производственной деятельности на площадке обособленного структурного подразделения "Ядрин" в настоящее время необходимо осуществить выкуп технологического оборудования для производства спирта. В рамках инвестиционной программы открытым акционерным обществом "Росспиртпром" планируется строительство цеха по переработке барды, объемы инвестиций составят не менее 200 млн. рублей.
Несмотря на трудности исполнения бюджета, заработная плата в бюджетной сфере выплачивалась своевременно, сохранены социальные выплаты. Ситуация с безработицей не стала критической благодаря своевременным мерам социальной поддержки безработных граждан.
1.2.1. Демографическая ситуация
Численность населения в г. Ядрине на 1 января 2014 г. составила 8766 человек, в том числе горожан моложе трудоспособного возраста - 1951 человек (22,3%), трудоспособного возраста - 4935 человек (56,3%), старше трудоспособного возраста - 1880 человек (21,4%). Доля мужчин в общей численности населения составила 43,6 процента, женщин - 56,4 процента.
В г. Ядрине идет процесс сокращения численности населения трудоспособного возраста, его доля за 2009 - 2012 годы снизилась на 6,8 процента.
Демографическая ситуация в городе характеризуется снижением численности населения по причине его миграционной убыли при естественном приросте населения. Если на начало 2009 года численность жителей, постоянно проживающих в г. Ядрине, составляла 9,8 тыс. человек, то на начало 2014 года - 8,8 тыс. человек.
Главными причинами миграционного оттока экономически активного населения являются отсутствие работы и сокращение рабочих мест на крупных предприятиях города, низкая заработная плата.
Происходит процесс старения населения города: снижается удельный вес населения трудоспособного возраста и растет число людей старше трудоспособного возраста.
Основные демографические показатели г. Ядрина за 2009 - 2013 годы приведены в табл. 2.
Основные демографические показатели г. Ядрина за 2009 - 2013 годы
Наименование показателя | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 |
Среднегодовая численность постоянного населения, тыс. человек | 9,82 | 9,62 | 9,37 | 9,10 | 8,87 |
Темп роста (снижения) к предыдущему периоду, процентов | 98,8 | 99,0 | 97,4 | 97,2 | 97,5 |
Естественный прирост (убыль (-) населения на 1 тыс. населения, человек | 3,2 | -1,5 | 1,9 | 2,3 | 3,2 |
Миграционный прирост (убыль) населения на 10 тыс. населения, человек | -137,9 | -207,9 | -328,9 | -283,5 | -276,1 |
Уровень зарегистрированной безработицы, процентов | 2,9 | 1,59 | 1,18 | 0,46 | 1,02 |