Комплексная программа "Повышение эффективности управления государственными и муниципальными финансами Свердловской области на период до 2018 года" разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах" и определяет основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области в указанной сфере.
Разработка Программы обусловлена необходимостью выработки эффективных механизмов реализации на территории Свердловской области новых задач, определенных на долгосрочную перспективу нормативными правовыми актами федерального уровня, в том числе Программой повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 2593-р, повышения эффективности и результативности управления бюджетными средствами при достижении приоритетных целей социально-экономического развития Свердловской области.
На протяжении последних десяти лет в Свердловской области осуществляется планомерный процесс реформирования государственных финансов, основной целью которого является повышение эффективности бюджетных расходов.
В 2010 - 2012 годах развитие бюджетной системы Свердловской области осуществлялось в рамках Программы Правительства Свердловской области по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, одобренной Постановлением Правительства Свердловской области от 15.12.2010 N 1809-ПП "О Программе Правительства Свердловской области по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года" (далее - программа повышения эффективности бюджетных расходов).
Преобразования, проводимые в Свердловской области, позволили повысить качество управления средствами областного бюджета, в рамках которых:
1) осуществлен переход от годового к среднесрочному финансовому планированию, начиная с 2012 года областной бюджет утверждается сроком на три года;
2) областной бюджет на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденный Законом Свердловской области от 09 декабря 2013 года N 125-ОЗ "Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов", является первым бюджетом, составленным на основе утвержденных государственных программ Свердловской области, в которых определены объемы финансирования мероприятий, целевые показатели и способы достижения этих целевых показателей;
3) сформирована нормативная база и обеспечено практическое внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);
4) с 2014 года осуществлен переход к оплате фактически оказанных государственных услуг (выполненных работ) автономными и бюджетными учреждениями Свердловской области;
5) создана система управления объемами и качеством государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) за счет средств областного бюджета;
6) в рамках структурной реформы, проводимой в бюджетной сфере, продолжена оптимизация сети государственных учреждений Свердловской области;
7) ежегодно проводится мониторинг и оценка качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области;
8) проводится мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств областного бюджета - исполнительными органами государственной власти Свердловской области;
9) с целью обеспечения открытости и прозрачности бюджетной системы Свердловской области в эксплуатацию запущен портал "Открытый бюджет Свердловской области";
10) ведется постоянная работа по автоматизации бюджетного процесса.
В целом задачи программы повышения эффективности бюджетных расходов были решены, что обеспечило преемственность развития системы управления общественными финансами и создало качественно новую базу для разработки новой программы в данной сфере.
В то же время, несмотря на поступательное развитие в последние годы нормативного правового регулирования и методического обеспечения бюджетных правоотношений в сфере управления общественными финансами, сохраняется ряд следующих системных недостатков и нерешенных проблем:
1) отсутствие целостной системы стратегического планирования и, соответственно, слабая увязка между стратегическим и бюджетным планированием.
В настоящее время в Российской Федерации только начинает формироваться единый подход к государственному стратегическому планированию, обеспечению иерархии стратегических документов, а также процедуры обеспечения их координации. Так, принят Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации".
Указанный закон устанавливает правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования.
В Свердловской области отсутствует четкая взаимосвязь между документами стратегического и бюджетного планирования. Необходимо выстроить иерархию стратегических целей и задач исполнительных органов государственной власти Свердловской области, обеспечить их увязку с бюджетными ассигнованиями, предусмотренными на реализацию государственных программ Свердловской области;
2) недостаточность трехлетнего горизонта социально-экономического прогнозирования и бюджетного планирования, отсутствие нормативно-методического обеспечения и практики долгосрочного бюджетного планирования.
В настоящее время стратегическое планирование в Свердловской области остается слабо увязанным с бюджетным планированием, что не позволяет сформировать полноценный качественный бюджетный прогноз на долгосрочный период, ориентированный на достижение социально-экономических результатов.
В результате процессы стратегического планирования и формирования бюджета во многом являются разрозненными, в то время как стратегическое планирование ориентировано на создание условий для долгосрочного развития;
3) незавершенность формирования и ограниченность практики использования в качестве основного инструмента для достижения целей государственной (муниципальной) политики и основы для бюджетного планирования государственных (муниципальных) программ.
В настоящее время не до конца проработаны вопросы "встраивания" в государственные программы Свердловской области показателей и поручений, содержащихся в указах Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года, отраслевых "дорожных картах", а также вопросы соотношения государственных программ Свердловской области с отраслевыми, межотраслевыми и региональными документами стратегического планирования;
4) имеют место проблемы в сфере долговой политики.
Одна из основных проблем - значительный рост объема расходных обязательств Свердловской области темпами, опережающими темп роста собственных доходных источников, как следствие, рост дефицита областного бюджета;