ЗАКОН
КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
от 18 сентября 1995 года N 15
О РЕФЕРЕНДУМАХ НА ТЕРРИТОРИИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
____________________________________________________________________
Утратил силу с 20 апреля 1999 года на основании Кодекса о референдумах в Костромской области.
____________________________________________________________________
(в ред. Законов от 24.09.1996 N 46, 04.11.1996 N 47)
Референдумы, проводимые на территории области, ставят целью осуществление непосредственного народовластия жителями Костромской области по важнейшим общественно-политическим, социальным, хозяйственным и иным проблемам, стоящим перед областью, муниципальными образованиями.
Областной (местный) референдум - голосование жителей области (ее муниципальных образований), обладающих активным избирательным правом по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни.
На областной и местные референдумы не могут выноситься вопросы об изменении статуса территорий, целостности области и муниципальных образований, о налогах, бюджете, чрезвычайных и срочных мерах по обеспечению общественного порядка, здоровья и безопасности населения.
Юридической основой референдумов являются:
- Конституция Российской Федерации,
- федеральное законодательство;
- областное законодательство.
Проведение референдумов на территории области основывается на следующих принципах:
- осуществления непосредственного народовластия;
- личного участия в референдумах граждан, обладающих активным избирательным правом;
- добровольности в осуществлении права на участие в референдумах;
- равного права на участие в референдумах всех граждан, проживающих на территории области;
- недопустимости контроля за волеизъявлением граждан, участвующих в референдумах;
- гласности при проведении референдумов.
Инициатива в проведении референдума на территории Костромской области принадлежит:
- депутатам областной Думы по решению не менее одной трети их общего числа;
- главе администрации области;
- органам местного самоуправления городов и районов;
- группе избирателей в количестве не менее трех процентов жителей области, обладающих избирательным правом и поставивших в установленном законом порядке свои подписи под требованием о проведении референдума;
- общественно-политическим движениям и партиям.
Инициатива в проведении местного референдума принадлежит:
- представительным органам местного самоуправления;
- населению муниципального образования.
Решение о проведении референдума принимает представительный орган области или самоуправления большинством голосов от общего числа депутатов, избранных в него.
Представительный орган обязан назначить референдум, если этого требуют в порядке народной инициативы не менее пяти процентов постоянно проживающих на данной территории жителей, обладающих избирательным правом и собравших подписи под своим требованием в установленном законом порядке.
Областная Дума, представительный орган местного самоуправления вправе принять следующие решения:
- о назначении референдума, дате проведения и мерах по его обеспечению;
- об отклонении требований о назначении референдума в случае нарушения инициаторами проведения референдума действующих нормативных правовых актов о проведении референдума;
- о принятии закона области, постановления, решения представительного органа по вопросу, предлагаемому в требовании о проведении референдума, без последующего его проведения.
Право сбора подписей под требованием о проведении референдума принадлежит инициативной группе референдума. Инициативная группа референдума создается на собрании граждан то месту работы, жительства, учебы, службы, а также соответствующими руководящими органами партий и общественных объединений, зарегистрированными в соответствии с законом, учредительными документами которых предусмотрено участие в выборах в органы государственной власти. Количество избирателей на данном собрании не может быть менее пятидесяти.
Создание инициативной группы референдума оформляется протоколом собрания избирателей или заседания руководящего органа партии, общественного объединения. В протоколе указываются наименование собрания (органа), дата проведения, количество участников, фамилия, имя, отчество председателя и секретаря собрания Решение должно содержать четкую формулировку вопроса, предлагаемого на референдум. Протокол подписывается председателем и секретарем собрания.
К протоколу должны быть приложены описок инициативной группы, письменное обязательство членов инициативной группы о соблюдении законодательства о референдуме.
Протокол вместе с приложениями для оформления регистрации инициативной группы представляется в областную Думу или в соответствующий представительный орган местного самоуправления по месту проведения собрания. Решение о регистрации должно быть принято не позднее чем в двухнедельный срок с момента поступления.
Инициативной группе в течение трех дней после регистрации выдается свидетельство о регистрации, а ее членам соответствующие удостоверения.
Отказ в регистрации инициативной группы не допускается, за исключением нарушения при ее создании действующего законодательства, настоящего закона.
При отсутствии решения о регистрации инициативной группы в течение двух недель со дня представления документов она считается зарегистрированной.
Общее количество создаваемых инициативных групп по каждому референдуму не ограничивается. По решению трех и более инициативных групп может создаваться координационный совет референдума.
Отказ в регистрации инициативной группы может быть обжалован в судебном порядке.
Инициативная группа референдума получает право беспрепятственного сбора подписей на подписных листах с требованием о проведении референдума с момента получения свидетельства о ее регистрации.
Срок сбора подписей не может превышать трех месяцев для проведения областного и одного месяца для проведения местного референдумов со дня выдачи свидетельства о регистрации первой из созданных по данному референдуму инициативных групп.
В случае, если в течение этого срока необходимое количество подписей не было собрано, дальнейший сбор подписей прекращается Инициатива о проведении референдума по данному вопросу может быть рассмотрена не ранее чем по истечении одного года.
Листы для сбора подписей граждан под требованием о проведении референдума (подписные листы) должны содержать следующие положения:
а) формулировку вопроса (вопросов), предлагаемых на референдум,
б) наименование инициативной группы, выдвигающей требование о проведении референдума, с указанием всех ее членов.
Подписные листы изготавливаются по форме, установленной в приложении N 1 к настоящему закону.
Гражданин, поддержавший требование о проведении референдума, заполняет соответствующие графы в подписном листе, указывая фамилию, имя, отчество, дату рождения, место жительства, номер и серию паспорта или заменяющего его документа, дату подписания. Подпись с требованием о проведении референдума гражданин вправе поставить только один раз.
Подписные листы должны быть заверены председателем и одним из членов инициативной группы. На каждом подписном листе наряду с заверяющими подписями производится запись об общем числе подписей граждан в подписном листе.
По окончании сбора подписей инициативная группа составляет итоговый протокол, в котором указывается дата и место регистрации инициативной группы, количество собранных подписей, наименование органа местного самоуправления, которому передаются подписные листы и протокол.
Требование о проведении референдума, итоговый протокол и подписные листы передаются в областную Думу или представительный орган местного самоуправления. Областная Дума или орган местного самоуправления рассматривают представленные материалы и принимают по ним решение в течение месяца со дня поступления требования о референдуме. Требование должно содержать четкую формулировку вопроса, предлагаемого на референдум.
Принятое решение в трехдневный срок публикуется в средствах массовой информации.
Контроль за достоверностью подписных листов, протоколов и иной документации при подготовке и проведении референдума возлагается на областную Думу или соответствующий представительный орган местного самоуправления. Они обеспечивают регистрацию и сохранность всей документации и при необходимости вправе проводить ее проверку, включая проверку достоверности оформления подписных листов.
При обнаружении в подписных листах двух и более подписей одного гражданина его подписи не учитываются.
День референдума назначается в следующие сроки:
- при проведении областного референдума за шестьдесят дней;
- местных референдумов за тридцать дней.
День референдума назначается областной Думой или представительным органом местного самоуправления. Он может быть изменен данным органом, если в течение двух ближайших месяцев предусмотрено проведение другого референдума или выборов.
Органы государственной власти области и местного самоуправления гарантируют всем гражданам, партиям, объединениям, профсоюзам и другим общественным организациям право беспрепятственной агитации "за" и "против" предложения о проведении референдума, "за" или "против" вопроса, выносимого на референдум.
Подготовка и проведение референдума осуществляется открыто и гласно. Все решения о предстоящем референдуме, формулировка вопроса, выносимого на его разрешение, публикуются в средствах массовой информации в течение семи дней после их принятия.