ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 26 мая 2014 года N 273-ПП


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА"



В соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 03.07.2013 N 369-ПП "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Мурманской области" Правительство Мурманской области

постановляет:

внести в государственную программу Мурманской области "Развитие физической культуры и спорта", утвержденную постановлением Правительства Мурманской области от 30.09.2013 N 569-ПП, изменения и изложить ее в новой редакции согласно приложению.

Врио Губернатора
Мурманской области
М.В.КОВТУН



Приложение
к постановлению
Правительства Мурманской области
от 26 мая 2014 года N 273-ПП

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА"


Срок реализации государственной программы 2014 - 2020 годы.

Ответственный исполнитель государственной программы - Комитет по физической культуре и спорту Мурманской области.

Паспорт государственной программы Мурманской области "Развитие физической культуры и спорта"

Цель программы

-

Создание условий для максимальной вовлеченности населения Мурманской области в систематические занятия физической культурой и спортом

Задачи программы

-

1. Совершенствование системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях. 2. Повышение мотивации граждан к регулярным занятиям физической культурой и спортом и ведению здорового образа жизни. 3. Повышение уровня подготовленности спортсменов высокого класса. 4. Обеспечение населения региона качественной, доступной и безопасной спортивной инфраструктурой

Целевые показатели программы

-

1. Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения. 2. Количество спортивных сооружений (ед. на 100 тыс. населения).

Перечень подпрограмм

-

1. Развитие массового спорта. 2. Подготовка спортивного резерва. 3. Развитие спортивной инфраструктуры. 4. Обеспечение реализации государственной программы

Сроки и этапы реализации

-

Программа реализуется в один этап (2014 - 2020 годы)

Финансовое обеспечение программы

Всего по государственной программе 5259810,3 тыс. рублей, том числе: ОБ: 4485413,5 тыс. рублей, из них: 2014 г. - 842056,0 тыс. рублей, 2015 г. - 629798,8 тыс. рублей, 2016 г. - 548705,6 тыс. рублей, 2017 г. - 578834,6 тыс. рублей, 2018 г. - 703882,8 тыс. рублей, 2019 г. - 591384,4 тыс. рублей, 2020 г. - 600751,3 тыс. рублей. ФБ: 95764,2 тыс. рублей, из них: 2014 г. - 95764,2 тыс. рублей. МБ: 668632,6 тыс. рублей, из них: 2014 г. - 17855,2 тыс. рублей, 2015 г. - 40579,9 тыс. рублей, 2016 г. - 28668,5 тыс. рублей, 2017 г. - 137217,1 тыс. рублей, 2018 г. - 224311,9 тыс. рублей, 2019 г. - 110000,0 тыс. рублей, 2020 г. - 110000,0 тыс. рублей

Основные ожидаемые (планируемые) конечные результаты реализации программы

-

устойчивое развитие физической культуры и спорта, что характеризуется ростом количественных показателей и качественной оценкой изменений, происходящих в сфере физической культуры и спорта; достижение спортсменами Мурманской области высоких спортивных результатов на крупнейших всероссийских спортивных соревнованиях; привлечение к систематическим занятиям физической культурой и спортом и приобщение к здоровому образу жизни широких масс населения, что окажет положительное влияние на улучшение качества жизни граждан Мурманской области; увеличение доли граждан Мурманской области, систематически занимающихся физической культурой и спортом

Ответственный исполнитель программы

-

Комитет по физической культуре и спорту Мурманской области

Соисполнители программы

-

Министерство строительства и территориального развития Мурманской области


1. Общая характеристика развития сферы физической культуры и спорта в Мурманской области


Государственная программа Мурманской области "Развитие физической культуры и спорта" на 2014 - 2020 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Мурманской области, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 03.07.2013 N 369-ПП и распоряжением Правительства Мурманской области от 01.02.2013 N 30-РП "Об утверждении перечня первоочередных государственных программ Мурманской области".

Реализация стратегических целей регионального развития, а также целей и задач, закрепленных в Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года, предполагает создание условий для повышения уровня удовлетворения потребностей населения в занятиях физической культурой и спортом. Основополагающей задачей политики областных органов государственной власти является обеспечение права населения Мурманской области на свободный доступ к физической культуре и спорту как необходимого условия всестороннего воспитания личности, развития ее физических, интеллектуальных и нравственных способностей.

Физическая культура и спорт являются универсальным средством для решения указанных задач и неотъемлемой частью современного образа жизни, социального и культурно-нравственного развития общества.

Цели государственной политики в сфере физической культуры и спорта определены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-Р и предусматривающей создание условий для ведения гражданами здорового образа жизни, развития массового спорта и повышения конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене.

Реализация поставленных целей и задач способствует развитию человеческого потенциала, укреплению здоровья нации и успешному выступлению спортивных сборных команд Российской Федерации на международных спортивных соревнованиях высокого уровня.

Показатели эффективности развития физической культуры и спорта установлены в федеральной программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2006 N 7, а также в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 N 1101-Р.

Состояние современного общества требует возрождения физической культуры и спорта как одного из направлений ориентации общества на здоровый образ жизни, сохранения здоровья и работоспособности как основы материального благополучия.

Согласно данным ежегодного федерального государственного статистического наблюдения по форме 1-ФК "Сведения о физической культуре и спорте" по итогам 2012 года удельный вес населения Мурманской области, систематически занимающегося физической культурой и спортом, от общей численности населения области составляет 12,0 % (93776 человек).

По результатам сравнительного анализа, за последние три года наблюдается положительная динамика изменения данного показателя (2010 г. - 11,1 %; 2011 г. - 11,4 %, 2012 г. - 12,0 %).

В процессе развития физической культуры и спорта особое внимание уделяется вовлечению в физкультурное движение детей и подростков.

В Мурманской области функционируют 49 учреждений дополнительного образования детей в сфере физической культуры. Из них 12 имеют статус школ олимпийского резерва и 37 - детско-юношеские спортивные школы.

На базе данных учреждений работают 539 штатных тренеров-преподавателей, проводятся учебно-тренировочные занятия по 52 видам спорта, что по сравнению с 2011 годом больше на 5 единиц.

Количество занимающихся в учреждениях дополнительного образования детей составляет 25027 человек.

В настоящее время сеть спортивных сооружений Мурманской области составляет 1004 единицы, в том числе 7 стадионов на 1500 мест и более, 3 Дворца спорта с искусственным льдом, 365 спортивных залов, 35 плавательных бассейнов, 215 плоскостных сооружений (площадки, футбольные поля и др.).

В целом уровень обеспечения спортивными сооружениями на территории Мурманской области в процентном отношении к утвержденному всероссийскому показателю составляет:

- бассейнами - 13,2 %;

- спортивными залами - 35,9 %;

- плоскостные сооружения - 32,3 %.

Несмотря на трудности с финансированием, Правительством Мурманской области проводится работа по укреплению материально-технической базы в регионе: состоялось открытие футбольных полей с искусственным покрытием в 2009 году в г. Апатиты, в 2010 году на центральном стадионе города Мурманска, в 2012 году в городе Полярные Зори. В городе Полярном открыт физкультурно-оздоровительный комплекс "Каскад".

Кроме того, ведется строительство крытых катков с искусственным льдом в городах Мончегорске и Апатиты, легкоатлетического манежа в городе Мурманске, плавательного бассейна в городе Кандалакше, реконструкция спорткомплекса "Долина Уюта" в городе Мурманске.

Между Минспортом России и Мурманской областью в 2012 году заключено соглашение о сотрудничестве и взаимодействии. Предметом соглашений являются вопросы развития массового спорта, спорта высших достижений, системы подготовки спортивного резерва и спортивной инфраструктуры. Определен перечень спортивных объектов, планируемых к строительству в 2013 - 2015 годах в Мурманской области, финансирование которых будет осуществляться из федерального и регионального бюджетов.

Для оптимизации системы подготовки спортивного резерва и повышения качества подготовки спортсменов высокого класса приказом Минспорта России от 14 февраля 2014 года N 83 утвержден перечень базовых олимпийских и паралимпийских видов спорта, развиваемых в субъектах Российской Федерации в целях повышения качества подготовки резерва спортивных сборных команд Российской Федерации. В Мурманской области определены 5 базовых видов спорта: лыжные гонки, биатлон, горнолыжный спорт, фристайл, конькобежный спорт.

В 2007 - 2012 годах сформирована современная нормативная правовая база физической культуры и спорта. Принят Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", а также Закон Мурманской области от 27.12.2010 N 1297-01-ЗМО "О физической культуре и спорте".

К числу приоритетных направлений развития физической культуры и спорта в Мурманской области в целом относятся:

- вовлечение граждан в регулярные занятия физической культурой и спортом, прежде всего детей и молодежи;

- повышение доступности объектов спорта, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

- подготовка спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации.

Вместе с тем для достижения целей государственной политики в сфере физической культуры и спорта к 2020 году необходимо увеличить число граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в том числе среди учащихся и студентов, и повысить значение данного показателя для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Одновременно требуется обеспечить успешное развитие спорта высших достижений.

Для решения поставленных задач необходимо повысить эффективность использования ресурсов в сфере физической культуры и спорта, способствовать раскрытию ее социально-экономического потенциала.

Физическая культура и спорт относятся к числу наиболее динамично развивающихся и рентабельных отраслей мировой экономики. Индустрия спорта позволяет эффективно продвигать услуги, технологии и товары. Благодаря этому обеспечивается создание новых рабочих мест, поступление инвестиций, проведение инфраструктурных преобразований. Физическая культура и спорт влияют на решение таких фундаментальных социальных и экономических задач, как повышение качества жизни граждан, стимулирование потребительской и деловой активности, производительности труда, внедрение инновационных форм производства. В Мурманской области развитие физической культуры и спорта осуществляется преимущественно за счет регионального бюджета. Участие бизнеса, особенно малого и среднего, в данном процессе носит ограниченный характер, что оказывает сдерживающее воздействие на развитие рыночных отношений в сфере физической культуры и спорта и не позволяет в полном объеме реагировать на изменения структуры и динамики спроса на физкультурно-оздоровительные услуги. Это снижает доступность спортивной инфраструктуры для различных возрастных и социальных групп населения и общую эффективность мер государственной поддержки физической культуры и массового спорта.

В связи с этим необходимо экономически стимулировать организации, осуществляющие основную деятельность в сфере физической культуры и спорта, и тем самым способствовать повышению конкуренции на рынке физкультурно-оздоровительных услуг и окупаемости инвестиций в спорте и развитию государственно-частного партнерства.

В ведущих в спортивном отношении странах привлечение населения к физической активности осуществляется в основном путем создания спортивных клубов. Это универсальный механизм, позволяющий предоставлять качественные физкультурно-оздоровительные услуги по месту жительства, учебы и работы граждан.

Для привлечения граждан к регулярным занятиям физической культурой и спортом следует также разработать комплекс дополнительных мер по развитию детско-юношеского, школьного и студенческого спорта, обеспечить дальнейшее совершенствование системы организации и проведения спортивных соревнований.

Для сохранения положительной динамики и устойчивого развития физической культуры и спорта в ближайшие годы также необходимо:

- обеспечить сохранение темпов строительства и реконструкции объектов спорта с учетом потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

- создать условия для подготовки спортивных сборных команд по олимпийским и паралимпийским видам спорта на территории Мурманской области;

- повысить привлекательность физической культуры и спорта как сферы профессиональной деятельности, принять дополнительные меры по совершенствованию системы оплаты труда и социальной защиты спортсменов, квалифицированных тренеров и тренеров-преподавателей;

- повысить эффективность пропаганды физической культуры и спорта, включая производство и распространение информационно-просветительских программ, подготовленных с участием телерадиокомпаний.

Реализация Программы позволит решать указанные проблемы и добиться роста основных показателей развития физической культуры и спорта в Мурманской области при максимально эффективном управлении государственными финансами.

2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы, описание основных целей и задач государственной программы, прогноз развития сферы реализации государственной программы


К приоритетным направлениям реализации Программы относятся:

- развитие физической культуры и массового спорта;

- развитие спорта высших достижений;

- подготовка спортивного резерва;

- развитие спортивной инфраструктуры;

- повышение эффективности управления развитием отрасли физической культуры и спорта.

В рамках направления "Развитие физической культуры и массового спорта" предстоит обеспечить:

- совершенствование соответствующей нормативной правовой базы;

- совершенствование системы физического воспитания различных категорий и групп населения и организации проведения массовых физкультурных мероприятий;

- реализацию комплекса мер по развитию студенческого спорта;

- повышение эффективности пропаганды физической культуры и спорта, включая меры по популяризации нравственных ценностей спорта и олимпизма в средствах массовой информации.

В рамках направления "Развитие спорта высших достижений" предстоит обеспечить:

- совершенствование соответствующей нормативной правовой базы;

- совершенствование системы подготовки спортсменов высокого класса;

- совершенствование системы отбора и подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Мурманской области, преимущественно по олимпийским, паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»