ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 апреля 2014 года N 153
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ ОТ 20 НОЯБРЯ 2012 Г. N 429
Правительство Республики Марий Эл
постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Республики Марий Эл от 20 ноября 2012 года N 429 "Об утверждении государственной программы Республики Марий Эл "Управление государственными финансами и государственным долгом Республики Марий Эл на 2013 - 2020 годы" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 21 ноября 2012 г., N 20112012040376; 22 апреля 2013 г., N 19042013040130) следующие изменения:
а) в наименовании и пункте 1 слова "2013 - 2020 годы" заменить словами "2014 - 2020 годы";
б) государственную программу Республики Марий Эл "Управление государственными финансами и государственным долгом Республики Марий Эл на 2013 - 2020 годы", утвержденную указанным выше постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.
Председатель Правительства
Республики Марий Эл
Л.МАРКЕЛОВ
"Утверждена
постановлением
Правительства
Республики Марий Эл
от 20 ноября 2012 года N 429
(в редакции постановления
Правительства
Республики Марий Эл
от 10 апреля 2014 года N 153)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ "УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ И ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"
Паспорт государственной программы Республики Марий Эл "Управление государственными финансами и государственным долгом Республики Марий Эл на 2014 - 2020 годы"
Ответственный исполнитель Государственной программы | - | Министерство финансов Республики Марий Эл (далее - Минфин Республики Марий Эл) |
Соисполнители Государственной программы | - | отсутствуют |
Участники Государственной программы | - | Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл (далее - Минэкономразвития Республики Марий Эл) |
Подпрограммы Государственной программы | - | "Совершенствование бюджетной политики и эффективное использование бюджетного потенциала Республики Марий Эл"; |
"Повышение эффективности бюджетных расходов Республики Марий Эл" | ||
Цели Государственной программы | - | повышение бюджетного потенциала, устойчивости и сбалансированности системы государственных финансов в Республике Марий Эл; |
оптимизация долговой нагрузки на республиканский бюджет Республики Марий Эл | ||
Задачи Государственной программы | - | совершенствование бюджетного процесса, внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в управление общественными финансами, повышение качества и социальной направленности бюджетного планирования, развитие программно-целевых принципов формирования бюджета; |
повышение эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, обеспечение ориентации бюджетных расходов на достижение конечных социально-экономических результатов, открытости и доступности информации об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл; | ||
развитие межбюджетных отношений, содействие повышению уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований в Республике Марий Эл; | ||
проведение ответственной долговой политики, сохранение репутации добросовестного заемщика, обеспечение своевременного исполнения долговых обязательств Республики Марий Эл; | ||
оптимизация структуры и объема государственного долга Республики Марий Эл, расходов на его обслуживание, осуществление заимствований в пределах ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, эффективное использование рыночных механизмов заимствований | ||
Целевые индикаторы и показатели Государственной программы | - | доля расходов республиканского бюджета Республики Марий Эл, сформированная в виде государственных программ; |
долговая нагрузка на республиканский бюджет Республики Марий Эл; | ||
объем просроченной задолженности по долговым обязательствам Республики Марий Эл | ||
Этапы и сроки реализации Государственной программы | - | 2014 - 2020 годы без разделения на этапы |
Объемы финансирования Государственной программы | - | общий объем финансирования за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл составляет 22 477 997,8 тыс. рублей, в том числе: |
2014 год - 2 819 265,9 тыс. рублей | ||
2015 год - 2 941 256,5 тыс. рублей | ||
2016 год - 3 343 626,2 тыс. рублей | ||
2017 год - 3 343 462,3 тыс. рублей | ||
2018 год - 3 343 462,3 тыс. рублей | ||
2019 год - 3 343 462,3 тыс. рублей | ||
2020 год - 3 343 462,3 тыс. рублей. | ||
Объемы бюджетных ассигнований уточняются ежегодно при формировании республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год и на плановый период | ||
Ожидаемые результаты реализации Государственной программы | - | обеспечение сбалансированности и устойчивости республиканского бюджета Республики Марий Эл, его формирование на основе программно-целевого подхода, эффективной системы управления государственными финансами в качестве одного из ключевых механизмов динамичного социально-экономического развития и повышения качества жизни населения Республики Марий Эл; |
повышение бюджетного потенциала Республики Марий Эл как за счет роста собственной доходной базы республиканского бюджета Республики Марий Эл, так и за счет эффективного осуществления бюджетных расходов с нацеленностью их на достижение конечного социально-экономического результата; | ||
усовершенствование и оказание финансовой поддержки в рамках межбюджетных отношений бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов, направленной на выравнивание и повышение их бюджетной обеспеченности; | ||
снижение долговой нагрузки на республиканский бюджет Республики Марий Эл при неуклонном исполнении долговых обязательств; | ||
оптимизация государственного сектора экономики Республики Марий Эл и обеспечение его эффективного функционирования |
I. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы
Современное состояние и развитие системы управления государственными финансами в Республике Марий Эл характеризуется проведением ответственной и прозрачной бюджетной политики, исполнением в полном объеме принятых бюджетных обязательств, концентрацией бюджетных инвестиций на реализацию приоритетных инвестиционных проектов и программ, направленностью бюджетных расходов на оптимизацию бюджетной сферы, ее эффективное функционирование и повышение качества оказываемых государственных услуг.
Бюджетный потенциал Республики Марий Эл в последние годы существенно возрос. В республиканский бюджет Республики Марий Эл за 2012 год поступило доходов 19 111,3 млн. рублей, план выполнен на 95,5 процента к годовым назначениям. По сравнению с 2011 годом в республиканский бюджет Республики Марий Эл поступило доходов на 681,6 млн. рублей, или на 3,7 процента больше.
Объем республиканского бюджета Республики Марий Эл от налоговых и неналоговых платежей за период с 2001 по 2012 год вырос в 16,1 раза. В 2001 году налоговые и неналоговые доходы республиканского бюджета Республики Марий Эл составили 600 млн. рублей, в 2012 году - 9 657,9 млн. рублей. В 2012 году поступления в республиканский бюджет Республики Марий Эл от налогов, сборов и платежей превысили уровень 2011 года на 13,4 процента.
Расходы республиканского бюджета Республики Марий Эл за 2012 год произведены в размере 20 940,7 млн. рублей, что составило 95,7 процента годовых назначений, республиканский бюджет исполнен с дефицитом в сумме 1 829,4 млн. рублей.
Данные об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл по доходам за 2012 год в сравнении с 2011 годом приведены в таблице N 1.
Таблица N 1
Наименование показателя | 2011 год, млн. рублей | 2012 год, млн. рублей | Темп роста, процентов |
Налоговые доходы | 8 245,8 | 9 280,3 | 112,5 |
Неналоговые доходы | 274,1 | 377,6 | 137,8 |
Налоговые и неналоговые доходы - всего | 8 519,9 | 9 657,9 | 113,4 |
Безвозмездные поступления | 9 909,8 | 9 453,4 | 95,4 |
Итого доходов | 18 429,7 | 19 111,3 | 103,7 |
По состоянию на 1 января 2014 г. консолидированный бюджет Республики Марий Эл исполнен по доходам в сумме 24 952,9 млн. рублей, или на 97,9 процента к годовым бюджетным назначениям, налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Республики Марий Эл составили 13 850,9 млн. рублей, или 96,7 процента к годовым бюджетным назначениям. Расходы консолидированного бюджета Республики Марий Эл составили 26 701,9 млн. рублей, или 96,5 процента к годовым бюджетным назначениям. Дефицит консолидированного бюджета Республики Марий Эл составил 1 749,0 млн. рублей.
Начиная с 2004 года в Российской Федерации на всех уровнях бюджетной системы идет активный процесс реформирования общественного сектора экономики. Если на начальном этапе реформ основной целью являлось четкое соблюдение бюджетного законодательства, разграничение расходных обязательств между уровнями бюджетной системы и сокращение объема нефинансируемых мандатов, то после вступления в силу Бюджетного кодекса Российской Федерации и принятия ряда ключевых федеральных законов, определивших сферу полномочий и ответственности органов власти всех уровней, реформы были направлены на повышение эффективности функционирования государственного и муниципального сектора. Целью дальнейшего реформирования бюджетной системы стало создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики.
Однако, несмотря на длительный процесс реформирования бюджетного сектора, внедрение методов бюджетирования, ориентированного на результат, осталось во многом формальным как на федеральном, так и на региональном уровнях.
В результате реформирования сферы государственных финансов в Республике Марий Эл:
обеспечена четкая законодательная регламентация процесса формирования и исполнения республиканского бюджета Республики Марий Эл, осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств;
осуществлен переход от годового к среднесрочному формированию республиканского бюджета Республики Марий Эл на трехлетний период;
законодательно закреплены правила налогового регулирования, перечень республиканских налогов, их ставки, порядок и условия предоставления налоговых льгот;
произведено разграничение полномочий и расходных обязательств Республики Марий Эл и муниципальных образований, сформированы на новой основе межбюджетные отношения, законодательно утверждена методика распределения дотаций из республиканского бюджета Республики Марий Эл на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований, основанная на объективных критериях оценки бюджетной обеспеченности и налогового потенциала муниципальных образований;
обеспечено ведение постоянного мониторинга соблюдения муниципальными районами и городскими округами республики требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и качества управления бюджетами.
На современном этапе основными направлениями дальнейшего реформирования сферы государственных финансов и совершенствования бюджетной политики являются:
развитие программно-целевых принципов бюджетного планирования в рамках государственных программ Республики Марий Эл, бюджетирования, ориентированного на достижение результата;
отработка финансовых механизмов обеспечения выполнения государственных заданий государственными учреждениями Республики Марий Эл, повышение качества оказания государственных услуг;
расширение применения современных информационно-коммуникационных технологий для формирования и совершенствования интегрированной системы управления государственными финансами в Республике Марий Эл.
Обеспечение реформирования сферы государственных финансов и совершенствования бюджетной политики тесно связано с реализацией положений Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Закон создал условия и стимулы для повышения эффективности использования учреждениями кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов, гибкости и оперативности управленческих решений, а также повышения самостоятельности государственных учреждений.
Во исполнение вышеуказанного Федерального закона в целях формирования в республике законодательных основ для работы по совершенствованию правового положения республиканских учреждений принят Закон Республики Марий Эл от 3 августа 2010 года N 33-З "О внесении изменений в Закон Республики Марий Эл "О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл" в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" и ряд нормативных правовых актов, направленных на обеспечение функционирования республиканских учреждений в новых условиях.
В системе управления государственными финансами одним из ключевых инструментов является долговая политика. Для обеспечения сбалансированности и устойчивости республиканского бюджета Республики Марий Эл, минимизации рисков невыполнения принятых обязательств при его исполнении необходимо эффективное управление государственным долгом Республики Марий Эл.
В рамках долговой политики Республики Марий Эл вырабатывается и реализуется стратегия управления государственными заимствованиями Республики Марий Эл в целях поддержания объема долга на экономически безопасном уровне, минимизации стоимости его обслуживания и равномерного распределения во времени связанных с долгом платежей.
Основной целью управления долгом является обеспечение исполнения расходных обязательств Республики Марий Эл в полном объеме по более низкой стоимости на среднесрочную и долгосрочную перспективу. В бюджетном процессе качество и эффективность управления государственным долгом непосредственно влияют на исполнение расходной части бюджета.
Привлечение заемных финансовых средств в Республике Марий Эл осуществляется в целях погашения долговых обязательств и финансирования дефицита бюджета, имеющего инвестиционную направленность. Заемные средства способствовали расширению ресурсной базы для активного развития общественной инфраструктуры (строительства и реконструкции объектов культуры и спорта, коммунального хозяйства, жилищного и дорожного строительства, здравоохранения).
В основном за счет заимствований обеспечивается сбалансированность бюджета. В качестве инструментов заимствований применяются государственные ценные бумаги республики, кредиты кредитных и международных финансовых организаций и бюджетные кредиты из федерального бюджета.
За прошедшие годы накоплен опыт успешного использования рыночных инструментов заимствований: от внебиржевого размещения государственных облигаций республика перешла к биржевому способу их размещения. Государственные облигации 2012 года выпуска были размещены на ММВБ в запланированном объеме, погашение данного выпуска облигаций осуществляется амортизационными частями в 2013 - 2015 годах.