Решение проблем модернизации и развития основных фондов жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области должно включать в себя как строительство новых объектов, так и мероприятия, направленные на удовлетворение потребности населения в жилищных и коммунальных услугах при сокращении расходов на их производство, включая повышение энергоэффективности действующих сооружений.
При этом в большинстве муниципальных образований в Свердловской области требуются значительные капитальные вложения в строительство или реконструкцию, оценочный объем которых составляет 272,5 млрд.рублей.
Фактически за период 2009-2011 годов на реализацию проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства бюджетам муниципальных образований в Свердловской области из областного бюджета в виде субсидий и иных межбюджетных трансфертов было выделено более 2429 млн.рублей, софинансирование из средств федерального и местных бюджетов составило более 2926 млн.рублей, в том числе на развитие инженерной инфраструктуры города Екатеринбурга было выделено 2215,4 млн.рублей в виде субсидий из федерального бюджета в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
Плановый объем затрат на 2012 год из всех источников финансирования на реализацию инвестиционных проектов строительства и реконструкции объектов жилищного и коммунального хозяйства, включенных в перечень мероприятий областной целевой программы "Развитие жилищного комплекса в Свердловской области" на 2011-2015 годы, составляет 407,1 млн.рублей.
Помимо привлечения бюджетных средств за последние три года в рамках реализации инвестиционных программ организаций, предоставляющих коммунальные услуги, в развитие инженерной инфраструктуры увеличилось поступление частных и заемных средств. Так, в 2011 году утвержденный объем финансирования 115 инвестиционных программ составил 2615,9 млн.рублей.
С учетом реализации инвестиционных программ организаций коммунального комплекса объем капитальных вложений в развитие и модернизацию жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области в период с 2009 по 2011 год составлял порядка 7 - 9 млрд.рублей ежегодно.
Однако следует отметить, что даже с учетом привлечения частных инвестиций фактически утвержденные на реализацию муниципальных программ развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства расходные обязательства не позволяют осуществить требуемый комплекс мероприятий.
При существующих объемах финансирования сроки реализации инвестиционных проектов увеличиваются на неоправданно длительное время, что не позволяет обеспечить приведение жилищно-коммунального хозяйства в соответствие с требованиями потребителей и действующего законодательства Российской Федерации и Свердловской области.
Кроме того, следует отметить, что существующие объемы ассигнований позволяют выполнять лишь отдельные проекты без учета комплексного развития инфраструктуры.
Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода будут:
1) отсутствие возможности привлечения средств федерального бюджета на развитие жилищно-коммунального хозяйства в Свердловской области;
2) отсутствие возможности у многих муниципальных образований в Свердловской области реализации инвестиционных проектов по развитию жилищно-коммунального хозяйства;
3) несоблюдение нормативных сроков реализации инвестиционных проектов;
4) отсутствие последовательности в осуществлении взаимоувязанных инвестиционных проектов;
5) неэффективное расходование бюджетных средств и проявление бессистемности в оказании государственной поддержки;
6) социальная напряженность.
С учетом изложенного, а также в целях комплексного подхода к решению вопросов развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области и увеличения объема финансовой помощи из областного бюджета местным бюджетам на софинансирование мероприятий аналогичных муниципальных целевых программ существует необходимость разработки новой областной целевой программы "Комплексная программа развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области" на 2012-2016 годы".
Для выбора оптимального сценария Программы при подготовке настоящей Концепции были рассмотрены две группы показателей:
1) охватываемый круг объектов по организационно-правовой форме собственности;
2) возможные источники и объемы финансового обеспечения реализации Программы.
В зависимости от охватываемого Программой круга объектов в настоящее время предлагаются два альтернативных варианта реализации Программы:
1) первый вариант предусматривает:
разработку Программы, в рамках которой будет оказываться финансовая поддержка муниципальным образованиям в Свердловской области для осуществления капитального строительства и модернизации объектов муниципальной собственности;
финансирование объектов государственной собственности Свердловской области в соответствии с перечнем объектов капитального строительства государственной собственности Свердловской области для реализации бюджетных инвестиций или отдельной программы;
финансирование объектов в рамках инвестиционных программ, реализуемых за счет внебюджетных источников;
2) второй вариант предусматривает финансирование объектов государственной собственности Свердловской области и объектов муниципальной собственности в рамках одной Программы. Кроме того, в Программе планируется учесть объемы финансирования, предусмотренные по инвестиционным программам, реализуемым за счет внебюджетных источников.
Вне зависимости от варианта решения проблемы реализация комплекса мероприятий по развитию и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области будет сопряжена со следующими рисками:
1) нормативные правовые риски. Реализация Программы во многом определяется совершенствованием нормативной правовой базы, регулирующей деятельность жилищных и коммунальных организаций. Несвоевременное принятие запланированных нормативных правовых актов на федеральном, областном и муниципальном уровнях может существенно снизить результативность Программы;