Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 ноября 2015 года N 416-п



О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 408-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2014 - 2020 годах"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры от 5 октября 2018 года N 346-п

____________________________________________________________________


Руководствуясь постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 июля 2013 года N 247-п "О государственных и ведомственных целевых программах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 408-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2014 - 2020 годах" следующие изменения:

1.1. В заголовке, пункте 1 цифры "2014" заменить цифрами "2016".

1.2. В преамбуле слова "государственной программой Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2012 года N 2227-р" заменить словами "государственной программой Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 323".

1.3. Пункт 4 признать утратившим силу.

1.4. Приложение изложить в следующей редакции:

     "Приложение
     к постановлению Правительства
     Ханты-Мансийского
     автономного округа - Югры
     от 9 октября 2013 года N 408-п

Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2016-2020 годах"

(далее - государственная программа)

Паспорт государственной программы

Наименование государственной программы

Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2016-2020 годах

Дата утверждения государственной программы (наименование и номер соответствующего нормативного правового акта)

Ответственный исполнитель государственной программы

Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Соисполнители государственной программы

Департамент по недропользованию Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,

Департамент по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,

Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Цели государственной программы

1. Создание условий для увеличения объемов выпуска современных строительных материалов, изделий и конструкций для жилищного, промышленного строительства, объектов транспортной инфраструктуры на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также модернизации жилищного фонда.

2. Создание условий и механизмов для увеличения объемов жилищного строительства.

3. Формирование и развитие сектора жилья для целей коммерческого найма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре для улучшения жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

4. Создание условий, способствующих улучшению жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

5. Реализация единой государственной политики и нормативного правового регулирования, оказание государственных услуг в сфере строительства, архитектуры, градостроительной деятельности, жилищной сфере в части обеспечения отдельных категорий граждан жилыми помещениями, предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений, содействия развитию рынка недвижимости, в том числе развитию системы ипотечного кредитования.

Задачи государственной программы

1. Повышение эффективности научно-исследовательских и конструкторских работ и инновационной активности предприятий по производству строительных материалов.

2. Обеспечение воспроизводства местной минерально-сырьевой базы для производства основных видов строительных материалов.

3. Стимулирование развития предприятий промышленности строительных материалов.

4. Совершенствование градостроительной документации для обеспечения устойчивого развития территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

5. Стимулирование застройщиков на реализацию проектов жилищного строительства и органов местного самоуправления муниципальных образований на осуществление единой государственной политики в сфере строительства, градостроительной деятельности и жилищных отношений.

6. Реализация инвестиционных проектов по строительству и эксплуатации жилых домов для целей коммерческого найма.

7. Государственная поддержка на приобретение жилых помещений отдельным категориям граждан.

8. Повышение доступности ипотечных жилищных кредитов для населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

9. Организационное обеспечение деятельности Департамента строительства автономного округа и подведомственных ему учреждений.

10. Организационное обеспечение деятельности Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и подведомственного ей учреждения.

11. Стимулирование предприятий строительного комплекса на применение композитных материалов.

Подпрограммы или основные мероприятия

Подпрограмма I. "Содействие развитию предприятий промышленности строительных материалов и индустриального домостроения".

Подпрограмма II. "Содействие развитию градостроительной деятельности".

Подпрограмма III. "Содействие развитию жилищного строительства".

Подпрограмма IV. "Развитие сектора жилья для целей коммерческого найма".

Подпрограмма V. "Обеспечение мерами государственной поддержки по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан".

Подпрограмма VI. "Обеспечение реализации государственной программы".

Подпрограмма VII. "Содействие внедрению композитных материалов в строительной отрасли"

Целевые показатели государственной программы

1. Увеличение объема ввода жилья в год с 1115,8 тыс. кв. м до 1200,0 тыс. кв. м.

2. Увеличение доля жилья, соответствующего стандартам экономкласса, в общем объеме введенного жилья, с 62 процентов до 70 процентов.

3. Снижение коэффициента доступности жилья (количества лет, необходимых семье, состоящей из 3 человек, для приобретения стандартной квартиры общей площадью 54 кв. м с учетом среднего годового совокупного дохода семьи) с 2,2 до 1,8.

4. Превышение среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту (в рублях) над индексом потребительских цен с уровня 4,1 процентных пунктов до уровня не более 2,2 процентных пунктов.

5. Увеличение количества выдаваемых гражданам ипотечных жилищных кредитов в автономном округе с 15248 до 49250.

6. Увеличение доли многодетных семей, получивших меры государственной поддержки на улучшение жилищных условий, от общего числа многодетных семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, 6,54% до 31%.

7. Увеличение доли молодых семей, улучшивших жилищные условия в соответствии с государственной программой, в общем числе молодых семей, поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 3,14% до 20,29%.

8. Увеличение доли семей, обеспеченных жилыми помещениями от числа семей, желающих улучшить жилищные условия (отношение числа семей, которые приобрели или получили доступное и комфортное жилье в течение года, к числу семей, желающих улучшить свои жилищные условия) с 8,25% до 43,76%.

9. Сохранение доли муниципальных образований автономного округа с утвержденными документами территориального планирования и градостроительного зонирования от общего количества муниципальных образований автономного округа на уровне 100% с начала реализации государственной программы.

10. Увеличение доли предприятий строительной отрасли, применяющих композитные материалы, с 10 до 20%.

11. Уменьшение предельного количества процедур, необходимых для получения разрешения на строительство эталонного объекта капитального строительства непроизводственного назначения, с 15 до 11.

12. Уменьшение предельного срока прохождения всех процедур, необходимых для получения разрешения на строительство эталонного объекта капитального строительства непроизводственного назначения, с 130 до 40 дней.

13. Снижение средней стоимости 1 кв. метражилья на первичном рынке с учетом индекса-дефлятора на соответствующий год по виду экономической деятельности "строительство" к 2012 году на 20 процентов.

14. Увеличение удельного веса введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда составит с 3,5 процента до 4,2 процента.

15. Снижение удельного веса ветхого и аварийного жилья во всем жилищном фонде с 7,4 процента до 3,8 процента.

16. Увеличение общей площади жилых помещений, приходящейся в среднем на 1 жителя, с 19,9 кв. м до 22,6 кв. м.

17. Увеличение объема ввода жилья по стандартам эконом-класса с 0,69 млн. кв. м до 0,84 млн. кв. м.

18. Увеличение объема ввода жилья по стандартам эконом-класса к 2012 году с 23% до 49%.

19. Снижение средней стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья эконом-класса с 61122,0 до 48 897,6 рублей.

20. Средняя стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья эконом-класса, % к 2012 году, с 5% до 20 %.

Сроки реализации

государственной программы

2016 - 2020 годы

Финансовое обеспечение государственной программы

Общий объем финансирования государственной программы -100 034 377,9 тыс. рублей, в том числе:

2016 год -24 505 995,7 тыс. рублей,

2017 год - 25 702 578,7 тыс. рублей,

2018 год - 25 638 917,9 тыс. рублей,

2019 год - 12 270 500,8 тыс. рублей,

 2020 год - 11 916 384,8 тыс. рублей



Раздел 1. Краткая характеристика текущего состояния жилищной сферы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры


В ходе реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2014-2020 годах" в 2014 - 2015 годах созданы новые правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления, отработаны и усовершенствованы механизмы реализации.

За последние годы в Югре сформирована необходимая нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с развитием жилищного строительства, созданием условий для дальнейшего повышения уровня доступности жилья, формированием фонда арендного жилья коммерческого использования и нового жилищного фонда социального использования, созданием безопасных условий проживания для граждан, проживающих в приспособленных для проживания строениях, а также жилых домах, находящихся в зоне подтопления и зоне береговой линии, подверженной абразии, обеспечением мерами государственной поддержки на улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан.

Существенных сдвигов удалось добиться в вопросах ликвидации приспособленных для проживания строений (балков).

Так, на 1 ноября 2015 года количество приспособленных для проживания строений в Югре составило 6 766 единиц и по сравнению с 1 января 2012 года (9 998 единиц) снизилось на 3 232 единицы или 32,3%. Количество человек, проживающих в приспособленных для проживания строениях, уменьшилось по сравнению с 1 января 2012 года на 9 002 или 30% и составило 21 192 человека (на 1 января 2012 года - 30 194 человека).

В целях улучшения жилищных условий продолжена работа по формированию фонда арендного жилья. С участием ОАО "Ипотечное агентство Югры" построены и заселены 3 первых арендных дома в городах Нефтеюганск, Сургут, Ханты-Мансийск общей площадью 17 008,95 кв. м, включающих 354 меблированных квартиры. Жителями арендных домов стали учителя, врачи и другие работники бюджетной сферы.

Для привлечения инвесторов и формирования рынка доступного жилья с 1 января 2014 года проекты в области доступного арендного жилья освобождены от уплаты налога на имущество, льгота предоставляется инвесторам, которые не превышают официально установленную предельную стоимость найма.

Создана нормативная правовая база и условия для формирования нового вида жилищного фонда социального использования, предоставляемого гражданам по договорам найма.

Продолжает реализовываться ипотечное кредитование. В рейтинге регионов России по итогам января-августа 2015 года автономный округ занимает второе место по величине предоставленных кредитов на душу населения. Второе место принадлежит Югре среди субъектов Уральского федерального округа и по объему выданных ипотечных кредитов.

Низкая доля просроченной задолженности по ипотечным кредитам свидетельствует о высоком качестве заемщиков и привлекательности ипотечного рынка. В результате в автономном округе одна из самых высоких "ипотечная закредитованность" населения в стране, в рейтинге регионов автономный округ занимает второе место по остатку ссудной задолженности по предоставленным ипотечным кредитам на душу населения.

При этом существенно увеличилась доля заемщиков, имеющих возможность получения ипотечного кредита без государственной поддержки, - порядка 80% (до 2014 года доля таких граждан составляла 40%).

На сохранение определенных темпов ипотечного кредитования повлияли принятые Правительством Российской Федерации в этой области антикризисные меры.

Кроме того, в целях доступности ипотечного кредитования всем жителям Югры в соответствии с поручением Президента Российской Федерации сформированы специальные условия ипотечного кредитования.

Например, в целях поддержки отдельных категорий граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, но не имеют объективной возможности накопить средства на приобретение жилья на рыночных условиях, в 2014 году стартовал новый механизм накопительной ипотеки, позволяющий гражданам накапливать средства для приобретения жилья в собственность от 1 года до 6 лет, с привлечением государственной поддержки до 450 тысяч рублей.

С 2015 года расширен перечень участников, которые могут претендовать на компенсацию части процентной ставки по ипотечному кредиту за счет участников прежних жилищных программ, купивших жилье с господдержкой в виде компенсации процентной ставки, получающих возможность приобрести жилье большей площади и получить компенсацию по новому ипотечному кредиту при условии приобретения жилья в новостройке.

Общее число семей, улучшивших жилищные условий посредством различных видов государственной поддержки (субсидий, компенсаций, выплат) за последние 10 лет составило 94 562 семьи (в том числе в 2014 год и за 10 месяцев 2015 года - 9 127 семей) или 6% от численности населения Югры.

При этом, на 1 ноября 2015 года в качестве участников мероприятий по различным основаниям продолжают состоять 59 855 семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий либо улучшивших жилищные условия и ожидающих получение мер государственной поддержки как за счет средств бюджета автономного округа, так и за счет субвенций из федерального бюджета, из них:

34 965 молодых семей;

4 304 гражданина из числа коренных малочисленных народов;

22 536 участников подпрограммы "Ипотечное жилищное кредитование" (из них 17 516 являются участниками иных мероприятий государственной программы);

183 гражданина, до 1995 года вселившихся в помещения, находящиеся в строениях, расположенных в границах населенных пунктов автономного округа (в том числе в случаях, когда указанные строения расположены на земельных участках, относящихся к производственным зонам, зонам инженерной и транспортной инфраструктур, за исключением строений, установленных на земельных участках, относящихся к частным домовладениям, а также на садовых, огородных и дачных участках) и не отнесенных в соответствии с положениями статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям, проживающих в этих помещениях в настоящее время, а также членов семей указанных граждан, проживающих совместно с ними в настоящее время, при условии отсутствия у таких граждан и членов их семей жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности или занимаемых ими на основании договоров социального найма на территории Российской Федерации;

1 745 граждан, состоящих на учете в органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

3 646 - работников, осуществляющих иную деятельность в органах государственной власти автономного округа, работников государственных учреждений автономного округа, иных органов, денежное содержание которых осуществляется за счет средств бюджета автономного округа (включая учителей, врачей, молодых инженеров), а также сотрудников и работников органов внутренних дел автономного округа, Государственной противопожарной службы по автономному округу, вставших на учет по улучшению жилищных условий до 1 марта 2005 года по месту службы и уволенных до 31 декабря 2011 года по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющих стаж службы в учреждениях автономного округа не менее 10 лет;

28 молодых ученых, осуществляющих научную деятельность на территории автономного округа;

6 716 граждан, выезжающих из автономного округа;

3 265 ветеранов и инвалидов боевых действий, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов;

14 ветеранов Великой Отечественной войны.

Сохраняется высокая потребность в жилых помещениях, предоставляемых по социальному найму. Период ожидания в очереди на получение такого жилья составляет более 10 лет. По состоянию на 1 января 2013 года на учете состояло 46 396 семей, на 1 января 2014 года - 43 894 семьи, на 1 января 2015 года - 41 475 семей, из них 27 490 или 66% состоят на учете 10 лет и более.

Указанные причины, в том числе, породили одну из главных социальных проблем автономного округа - недостаточный (ниже среднего по стране) уровень обеспеченности населения жильем:

Показатель, кв. м на человека

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

Россия

22,0

22,4

22,6

23,0

23,4

23,4

23,7

Югра

18,2

18,5

18,9

19,0

19,2

19,5

19,9

          

Общая площадь жилищного фонда в автономном округе на 1 января 2015 года - 32,1 млн. кв. м. Общая площадь жилых помещений, приходящихся в среднем на 1 жителя Югры, на 1 января 2015 года составила 19,9 кв. м. Доля ветхого и аварийного жилья в общем объеме жилищного фонда на 1 января 2015 года - 7,4 % от общей площади обслуживаемого жилищного фонда.

При этом по сведениям органов государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним ежегодно осуществляются сделки с недвижимостью, в которые вовлечено порядка 5,3 % жилых домов и квартир, находящихся в частной собственности, что является существенным показателем развития рынка жилья.

Доля сделок, совершенных физическими лицами без привлечения ипотечных кредитов и займов в автономном округе, увеличилась с 64,8% (2011 год) до 79,6% (9 месяцев 2015 года).

Однако далеко не каждая семья может позволить себе покупку собственной квартиры или дома без помощи кредитных организаций, поскольку невысокий уровень дохода не позволяет решить квартирный вопрос полностью за счет собственных средств.

Ипотечное кредитование продолжает оставаться одним из основных способов решения жилищного вопроса и является на сегодняшний день доминирующим источником финансирования приобретения жилья.

С 2006 года с целью увеличения объемов строительства жилья, его доступности, а также доступности ипотечного кредитования в Югре оказывается государственная поддержка при ипотечном жилищном кредитовании граждан.

Своего исторического максимума ипотечный рынок достиг в 2013 году, когда в автономном округе было выдано 16,5 тысяч ипотечных кредитов в объеме 40,7 млрд. рублей. В целом высокие темпы ипотечного кредитования наблюдались в автономном округе с 2011 года с незначительным снижением в 2014 году: в 2011 году выдано 16 тыс. ипотечных кредитов, 2012 году - 15,3 тыс. ипотечных кредитов, 2013 году - 16,5 тыс. ипотечных кредитов, 2014 году - 15,2 тыс. ипотечных кредитов.

2014 - 2015 годы стали для ипотечного кредитования не типичными.

В 2014 году наблюдалась нестабильность экономики, при которой инвестиционная активность вследствие девальвации рубля, высоких темпов ввода жилья, а также неопределенности дальнейшего развития ситуации на рынке жилья и ипотечного кредитования после резкого падения курса рубля и повышения ключевой ставки в декабре 2014 года поддерживали высокий спрос на ипотечные кредиты, несмотря на то, что ряд участников приостановил в декабре 2014 года выдачу ипотечных кредитов или установил высокие ставки по ним.

Начало 2015 года охарактеризовалось замедлением темпов роста рынков ипотечных кредитов, основные причины которых - рост ставок по ипотеке и ужесточение требований банков к заемщикам: вырос размер минимального первоначального взноса, исчезла возможность получения кредита по минимальному пакету документов.

Принятие антикризисных мер с возмещением отдельным банкам недополученных доходов по выданным ипотечным кредитам (займам) позволило переломить ситуацию с апреля 2015 года.

По данным Центрального Банка Российской Федерации за период с января по август 2015 года количество заключенных ипотечных кредитов в Югре составило 7 483 ед.

По сравнению с аналогичным периодом 2014 года количество выданных ипотечных кредитов уменьшилось на 18,8% (с 9 218 до 7 483), объем выданных кредитов снизился на 27,7% (с 21,9 млрд. рублей до 15,8 млрд. рублей), что ниже среднероссийских показателей (36,2% и 39,1% соответственно).

На рынке жилья по-прежнему отмечается как общий, так и структурный дисбаланс спроса и предложения.

Индекс цен на рынке жилья, рассчитываемый Росстатом в отношении всех типов квартир, составил:

Показатель, %

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

Россия

"Первичный" рынок

96,5

98,3

105,7

110,5

104,8

103,6

"Вторичный" рынок

94,6

98,4

108,3

115,2

105,7

105,1

Югра

"Первичный" рынок

99,1

100,1

101,9

104,6

104,0

108,6

"Вторичный" рынок

89,5

99,6

104,5

109,3

100,5

109,2

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»