Недействующий

Об утверждении комплексной программы Свердловской области "Развитие автотуристского кластера "Самоцветное кольцо Урала" до 2018 года" (утратило силу с 23.03.2018 на основании постановления Правительства Свердловской области от 22.03.2018 N 151-ПП)

Раздел 1. Характеристика проблем, на решение которых направлена реализация комплексной программы


Качественный анализ инфраструктуры сферы туризма и гостеприимства выявляет ряд проблем, факторов, существенным образом сдерживающих развитие туризма на территории Свердловской области:

1) недостаточная плотность сети автомобильных дорог, высокий удельный вес автомобильных дорог, транспортно-эксплуатационное состояние которых не соответствует нормативным требованиям.

Площадь Свердловской области составляет 194,8 тыс. кв. км, что соответствует общей площади, занимаемой Швейцарией (41,3 тыс. кв. км), Чехией (78,9 тыс. кв. км) и Австрией (83,9 тыс. кв. км). В этих условиях плотность автомобильных дорог и их технические характеристики имеют первоочередное значение для формирования внутреннего туристского потока, создавая условия быстроты, безопасности и комфорта перемещения.

Несмотря на достаточно внушительную протяженность региональной сети автомобильных дорог (свыше 11 тыс. км), плотность автомобильных дорог с твердым покрытием составляет 42,6 км на тысячу квадратных километров, что делает труднодоступными туристские ресурсы, расположенные в северной и восточной частях области. На фоне растущей автомобилизации населения Свердловской области (5 - 7 процентов в год) актуальной становится задача реконструкции автомобильных дорог с повышением их пропускной способности, особенно в зонах концентрации населения Свердловской области (города с численностью населения от 70 - 100 тыс. человек и прилегающие территории);

2) отсутствие достаточной придорожной инфраструктуры (объектов сервиса, автозаправочных станций, кемпингов, мини-маркетов, кафе), знаков туристской навигации (в том числе на английском языке), условий оперативного реагирования на возникновение чрезвычайных ситуаций (обеспеченность маршрутов движения мобильной и интернет-связью, возможностью оперативного реагирования служб Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций России по Свердловской области);

3) недостаточное развитие объектов обеспечивающей инфраструктуры, в том числе инженерно-технических объектов и сооружений, обеспечивающих нормальное функционирование объектов автотуристского кластера "Самоцветное кольцо Урала" (автодорожные подъезды, источники и линии тепло-, водо-, газо- снабжения; линии водоотведения, водоочистные сооружения, берегоукрепительные работы);

4) недостаточная представленность туристских объектов проактивной направленности.

Несмотря на то, что перечень расположенных на территории области туристских объектов превышает тысячу позиций, туристские объекты проактивной направленности представлены минимально. В области нет этнокультурных агропромышленных парков. Большинство музейных экспозиций также носит пассивную направленность. Возможности проведения интерактивных мероприятий с участием туристов поддерживаются деятельностью энтузиастов туристского и музейного сообществ - по частной инициативе появляются интерактивные программы в музеях (село Коптелово, село Мироново, поселок Висим), создаются контактные зоопарки (поселок Висим, город Красноуфимск, город Ирбит), популяризируются места бытования народных промыслов (деревни Верхние Таволги и Нижние Таволги);

5) несоответствие коллективных средств размещения объемам и направлениям формируемых туристских потоков.

Большинство коллективных средств размещения сконцентрированы в крупных городах (Екатеринбург, Нижний Тагил), что не соответствует основным географическим направлениям внутриобластного туристского потока. Согласно данным, представленным администрациями муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в 2012 году общий объем регистрируемого туристского потока (с учетом посещения объектов показа, коллективных средств размещения, событийных мероприятий) на территорию области (без учета города Екатеринбурга) составил порядка 1,6 млн. человек, из которых более 65 процентов составили посетители объектов показа и музеев, и только 13 процентов - гости коллективных средств размещения;

6) минимальная готовность персонала, занятого в сфере социально-культурного сервиса и туризма, предоставлять качественные услуги, соответствующие международным и российским стандартам.

В сфере туризма Свердловской области трудится более 10 тыс. человек. Вместе со смежными отраслями сектор внутреннего туризма дает более 40 тыс. рабочих мест, формируя около 1,5 процента валового регионального продукта Свердловской области.

Однако около 2/3 всего занятого населения в сфере туризма сконцентрировано преимущественно в городах Екатеринбург и Нижний Тагил. Областные города, являющиеся точками притяжения туристских потоков, испытывают острый дефицит кадров, владеющих навыками предоставления туристских услуг в соответствии с международными стандартами;

7) отсутствие многоступенчатой (комплексной) системы профессиональной подготовки.

Система профессионального образования в сфере социально-культурного сервиса и туризма представлена более чем 7 высшими учебными заведениями Свердловской области.

В области отсутствует целостная система профессионального образования: практически нет специализированных учреждений профессионального образования, обеспечивающих подготовку среднего персонала гостиниц, гидов-экскурсоводов, владеющих специальными региональными знаниями и одновременно - иностранными языками; отсутствует специализированная система послевузовского (корпоративного) профессионального образования.

Решение этих проблем в условиях всей Свердловской области потребует значительных временных и финансовых ресурсов. В условиях их ограниченности было принято решение сконцентрировать имеющиеся ресурсы на наиболее перспективных территориях развития туризма.

В результате проведенного с участием туристского и бизнес-сообщества анализа была признана целесообразность формирования на территории Свердловской области туристского маршрута "Самоцветное кольцо Урала" в формате автотуристского кластера. При этом под самим понятием "кластер" понимается сконцентрированная на определенной территории группа взаимосвязанных туристских ресурсов и объектов туристской индустрии, взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга при создании комплексного туристского продукта территории. В свою очередь, кластерный подход является стратегическим направлением развития туризма в Свердловской области. Развитие автотуристского кластера "Самоцветное кольцо Урала" предусмотрено проектом стратегии развития внутреннего и въездного туризма в Свердловской области до 2030 года, а также соответствует общим направлениям развития туризма в Российской Федерации, утвержденным Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.05.2014 N 941-р "Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года").

Автотуристский кластер "Самоцветное кольцо Урала" позволит объединить предприятия и организации, предоставляющие туристские и сопутствующие услуги, взаимно дополняющие друг друга и обеспечивающие цивилизованные условия для автотуристов. Элементы сети автотуристского кластера планируется располагать на наиболее загруженных региональных автодорогах и в местах, приближенных к центрам притяжения туристов - историко-культурным центрам, природным заповедникам и иным туристско-ориентированным местам и объектам показа. Сетевое построение автотуристского кластера "Самоцветное кольцо Урала" позволит создать удобную базу для организации маршрутов автотуристов, а также обеспечить единый высокий стандарт услуг.

Кольцевой маршрут является наиболее рационально организованным и востребованным туристским продуктом, так как предполагает насыщенность, новизну, отсутствие дублирования.

Кластерный подход позволяет решать ряд актуальных для Свердловской области задач:

концентрация ресурсов, инвестиций и организационных усилий;

обеспечение разнообразия совокупного туристского продукта Свердловской области - в результате территории не конкурируют между собой, а развивают собственную туристскую специализацию;

решение проблемы позиционирования, что очень важно в условиях возрастающей конкуренции на рынке туристских дестинаций.

Нормальное функционирование кластера как целостного туристского маршрута обеспечивается объектами "поддерживающей инфраструктуры" - предприятиями, обеспечивающими деятельность туристских и инфраструктурных объектов (туристские фирмы, транспортные организации, образовательные учреждения, консалтинговые и рекламные агентства).

Все объекты кластера связываются внутренними коммуникациями, единой маркетинговой и рекламной политикой, включаются в единые туристские маршруты, что позволяет увеличить общий туристский поток и тем самым повысить доходность туристского бизнеса в пределах всего кластера.

Детальный анализ размещения туристских ресурсов, инфраструктурной и автодорожной обеспеченности показал целесообразность формирования кольцевого маршрута автотуристского кластера "Самоцветное кольцо Урала" в пределах более 13 муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области: муниципальное образование "город Екатеринбург", городской округ Верхняя Пышма, Невьянский городской округ, город Нижний Тагил, Горноуральский городской округ, Муниципальное образование Алапаевское, Муниципальное образование город Алапаевск, Муниципальное образование город Ирбит, Ирбитское муниципальное образование, Туринский городской округ, Тавдинский городской округ, Талицкий городской округ, Артемовский городской округ, Режевской городской округ, Малышевский городской округ, Березовский городской округ, Арамильский городской округ.

На территориях, расположенных по маршруту автотуристского кластера "Самоцветное кольцо Урала":