Действующий

Об утверждении государственной программы Ненецкого автономного округа "Модернизация жилищно-коммунального хозяйства Ненецкого автономного округа" (с изменениями на 22 октября 2024 года)



Приложение 1
к государственной программе
Ненецкого автономного округа
"Модернизация жилищно-
коммунального хозяйства
Ненецкого автономного округа"



ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, НА ТЕРРИТОРИИ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА"

(в ред. постановления администрации Ненецкого автономного округа от 22.10.2024 N 245-п)



1. С 1 января 2016 года в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ), к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО).


Изменениями в Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ предусмотрена принципиально новая система обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, определен статус регионального оператора по обращению с отходами, который осуществляет свою деятельность в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, разработка и утверждение которых отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации.


Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.11.2011 N 2074-р утверждена Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года, согласно которой стратегическими целями социального характера является улучшение среды проживания, включая ее элементы, такие как коммунальный комфорт и благоустройство, цели экономического характера, способствующие стимулированию процессов модернизации производства, ориентированных на снижение энергоемкости и материалоемкости, а также сокращение и вторичное использование отходов, разработка и внедрение новых эффективных технологий производства электрической и тепловой энергий, сопряженных с экологически безопасной утилизацией отходов этих производств, а также сдерживание объемов антропогенной эмиссии парниковых газов на основе создания технологических платформ. Таким образом, для достижения указанных целей стратегического развития жилищной сферы и коммунального хозяйства возникает необходимость создания и модернизации инфраструктуры накопления, сбора, обезвреживания, транспортирования, захоронения и утилизации отходов, в том числе ТКО.


2. Постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 08.04.2019 N 95-п утверждена Схема территориального планирования Ненецкого автономного округа, в соответствии с которой определены основные источники загрязнения территорий Ненецкого автономного округа и предусмотрены направления деятельности, способствующие рациональному обращению с промышленными отходами и ТКО, в том числе по организации санитарной очистки территорий населенных пунктов, рекультивации территорий и ликвидации несанкционированных свалок, организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО.


Ненецкий автономный округ имеет ряд отличительных особенностей по сравнению с другими регионами Российской Федерации:


низкая плотность населения - 0,2 чел. на 1 кв. км;


72,4% населения проживает в административном центре округа в г. Нарьян-Маре и в п. Искателей;


только 1 населенный пункт из 43 населенных пунктов имеет постоянное наземное сообщение с административным центром округа;


наличие населенных пунктов с локальным проживанием коренных малочисленных народов.


На территории Ненецкого автономного округа отсутствуют полигоны захоронения ТКО, обустроенные в соответствии с требованиями федерального законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. При этом в силу климатогеографических особенностей, характеризующихся обилием озер и малых рек, существенно ограничивающих активное развитие транспортной инфраструктуры, в округе отсутствует региональная сеть автомобильных дорог и круглогодичное наземное сообщение с другими регионами.


Данные аспекты сказываются и на состоянии сферы обращения с ТКО. При решении проблемы обращения с отходами в отдаленных малочисленных населенных пунктах необходимо учитывать отсутствие постоянной транспортной доступности и мест, подходящих для размещения полигонов захоронения отходов.


В территориальной схеме обращения с отходами на территории Ненецкого автономного округа на период 2016 - 2030 годов, утвержденной приказом Департамента природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа от 11.10.2016 N 74-пр (далее - территориальная схема обращения с отходами), не предусмотрены существующие объекты захоронения отходов, транспортирование отходов для захоронения в другие субъекты Российской Федерации территориальной схемой также не предусмотрено.


В настоящее время на территории Ненецкого автономного округа имеется один объект размещения отходов - открытая площадка с грунтовым покрытием (ГРОРО N 83-00011-Х-00625-310715), которая используется для хранения отходов и расположена на расстоянии 1,8 км к югу от г. Нарьян-Мара.