ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 сентября 2014 года N 304
О КОМПЛЕКСНОМ ИНВЕСТИЦИОННОМ ПЛАНЕ МОДЕРНИЗАЦИИ Г. МАРИИНСКОГО ПОСАДА ДО 2020 ГОДА
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Кабинета Министров ЧР от 09.08.2017 N 303.
____________________________________________________________________
(в редакции Постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.08.2015 N 297, от 24.03.2016 N 97)
В целях устойчивого развития, модернизации и диверсификации экономики моногорода Мариинского Посада Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Одобрить прилагаемый Комплексный инвестиционный план модернизации г. Мариинского Посада до 2020 года (далее - Комплексный план).
2. Органам исполнительной власти Чувашской Республики принять активное участие в реализации мероприятий Комплексного плана.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики.
И.о. Председателя Кабинета Министров
Чувашской Республики
С.ПАВЛОВ
Одобрен
постановлением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 11.09.2014 N 304
(в редакции Постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.08.2015 N 297, от 24.03.2016 N 97)
Наименование | - | Комплексный инвестиционный план модернизации г. Мариинского Посада до 2020 года (далее - Комплексный план) |
Основание для разработки Комплексного плана | - | распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 17 февраля 2011 г. N 46-р о создании рабочих групп в целях решения проблем, связанных с модернизацией моногородов Чувашской Республики, вошедших в перечень моногородов Российской Федерации |
Основные разработчики Комплексного плана | - | администрация Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, органы исполнительной власти Чувашской Республики |
Цели и задачи Комплексного плана | - | цели: повышение качества жизни населения, создание полифункциональной структуры экономики города посредством ее диверсификации, обеспечения ухода от монопрофильности; создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, отраслей материального производства и социальной сферы и, как следствие, содействие решению проблемы занятости населения. Задачи: диверсификация рисков градообразующих предприятий за счет реструктуризации и модернизации существующих производственных мощностей, увеличения рентабельности, финансовой устойчивости, внедрения инновационных, ресурсосберегающих технологий, снижения энергоемкости продукции и повышения конкурентоспособности производства; создание благоприятного хозяйственного и инвестиционного климата для развития субъектов деятельности в сфере промышленности, сельскохозяйственных производств, малого предпринимательства путем создания индустриального (промышленного) парка; развитие малого предпринимательства, являющегося важным фактором повышения качества жизни населения, создания рабочих мест, способствование развитию конкуренции; формирование новых точек роста, развитие новых видов деятельности; снижение социальной напряженности благодаря обеспечению максимальной занятости населения (создание новых рабочих мест, содействие самозанятости), роста доходов населения и оказанию социальной поддержки малообеспеченным слоям населения; комплексное развитие общественной инфраструктуры (транспортной, дорожной, инженерной, коммуникационной); обеспечение прироста населения за счет создания благоприятных условий проживания, развития социальной сферы, инфраструктуры; развитие новых форм оказания государственных и муниципальных услуг, повышение доступности и качества муниципальных услуг в сферах образования, культуры, физической культуры и спорта и других социально значимых сферах |
(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.03.2016 N 97) | ||
Стратегические направления Комплексного плана | - | развитие и рост экономического потенциала г. Мариинского Посада, повышение конкурентоспособности предприятий путем создания новых производств, выпуска новых видов продукции, отвечающей современным требованиям, модернизации производственных мощностей на основе внедрения инновационных и ресурсосберегающих технологий; строительство и модернизация социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры; содействие развитию малого и среднего предпринимательства; последовательное повышение качества жизни населения; создание новых рабочих мест |
Срок и этапы реализации Комплексного плана | - | срок реализации - 2014 - 2020 годы: I этап - 2014 - 2015 годы; II этап - 2016 - 2017 годы; III этап - 2018 - 2020 годы |
Участники основных мероприятий Комплексного плана | - | субъекты деятельности в сфере промышленности, субъекты малого и среднего предпринимательства, организации сферы услуг и муниципальные учреждения г. Мариинского Посада |
(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.03.2016 N 97) | ||
Основные мероприятия, ключевые инвестиционные проекты Комплексного плана | - | создание индустриального (промышленного) парка; "Строительство очистных сооружений мощностью 1500 куб. метров в сутки с сетями водоотведения"; "Строительство насосной станции с артезианской скважиной с сетями водоснабжения"; "Строительство водонапорной башни с сетями водоснабжения"; "Строительство автомобильной дороги "Волга - Марпосад" - Коновалово в г. Мариинском Посаде Мариинско-Посадского района Чувашской Республики"; "Автомобильная дорога "Марпосад - Кушниково" в Мариинско-Посадском районе Чувашской Республики"; "Организация производства огнестойких силовых кабелей для импортозамещения"; "Строительство бетонного завода с грузовым причалом для выгрузки инертных материалов и прочих грузов в г. Мариинском Посаде"; "Создание производства натуральных фруктовых уксусов, натурального спиртового уксуса, выращивание хрена деревенского (ARMORACIA RUSTICANA) с последующей глубокой переработкой до товарной пищевой продукции"; "Строительство фермы по откорму крупного рогатого скота абердин-ангусской породы с убойным цехом в Мариинско-Посадском районе Чувашской Республики |
(в ред. Постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.08.2015 N 297, от 24.03.2016 N 97) | ||
Ключевые целевые показатели Комплексного плана | - | диверсификация экономики с целью ухода от монопрофильности города с достижением следующих показателей: увеличение численности населения муниципального образования с 8778 человек в 2013 году до 8845 человек в 2020 году; снижение на 1,7 процентного пункта доли среднесписочной численности работающих на градообразующих предприятиях в среднесписочной численности работников всех организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования (с 21,2 процента в 2013 году до 19,5 процента в 2020 году); увеличение на 3,5 процентного пункта доли среднесписочной численности работников субъектов малого и среднего предпринимательства в совокупной численности экономически активного населения муниципального образования (с 36,8 процента в 2013 году до 40,3 процента в 2020 году); снижение на 0,2 процентного пункта уровня зарегистрированной безработицы в муниципальном образовании (с 0,8 процента в 2013 году до 0,6 процента в 2020 году); создание к концу 2020 года 1378 дополнительных постоянных рабочих мест; увеличение в 1,8 раза средней заработной платы работников организаций, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, муниципального образования (с 16955,8 рубля в 2013 году до 30483,0 рубля в 2020 году); увеличение в 2,4 раза объема отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг собственного производства обрабатывающих производств (с 447,7 млн. рублей в 2013 году до 1080,7 млн. рублей в 2020 году); уменьшение на 12,6 процентного пункта доли градообразующих предприятий в общегородском объеме отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг собственного производства (с 51,9 процента в 2013 году до 39,3 процента в 2020 году); увеличение на 13,3 процентного пункта доли малых предприятий в общегородском объеме отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг собственного производства (с 45,1 процента в 2013 году до 58,4 процента в 2020 году); увеличение на 15,9 процента количества малых предприятий в муниципальном образовании (с 77 единиц в 2013 году до 95 единиц в 2020 году); общий объем дополнительных поступлений от реализации инвестиционных проектов в бюджет г. Мариинского Посада к концу 2020 года 20,3 млн. рублей; объем привлеченных внебюджетных инвестиций к концу 2020 года 1143,7 млн. рублей; увеличение на 9,8 процентного пункта доли собственных доходов бюджета муниципального образования в общих доходах бюджета муниципального образования (с 53,8 процента в 2013 году до 63,6 процента в 2020 году) |
(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.08.2015 N 297) | ||
Механизм управления реализацией Комплексного плана | - | координация реализации Комплексного плана будет осуществляться Советом по модернизации и технологическому развитию экономики Чувашской Республики, образованным Указом Президента Чувашской Республики от 21 сентября 2010 г. N 133. Для обеспечения взаимодействия органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления г. Мариинского Посада при реализации мероприятий Комплексного плана предполагается: создать при главе администрации Мариинско-Посадского городского поселения Координационный совет по реализации Комплексного плана, в состав которого войдут представители администрации Мариинско-Посадского городского поселения и градообразующих предприятий; заключить соответствующие соглашения между органами исполнительной власти Чувашской Республики, органами местного самоуправления г. Мариинского Посада, градообразующими предприятиями и инициаторами мероприятий по реализации Комплексного плана. Заседания Координационного совета по реализации Комплексного плана предполагается проводить по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Информация о ходе реализации Комплексного плана будет размещаться на официальном сайте администрации Мариинско-Посадского городского поселения на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
Объемы и источники финансирования | - | общий объем финансирования Комплексного плана составляет 4088,181 млн. рублей, из них: средства федерального бюджета - 1700,607 млн. рублей (41,6 процента); средства республиканского бюджета Чувашской Республики - 290,272 млн. рублей (7,1 процента); средства бюджета г. Мариинского Посада - 60,808 млн. рублей (1,5 процента); средства внебюджетных источников - 2036,494 млн. рублей (49,8 процента). Объем финансирования подлежит уточнению при утверждении бюджетов соответствующих уровней на очередной финансовый год и плановый период. Отсутствие государственной поддержки из федерального бюджета приведет к затягиванию сроков реализации проектов Комплексного плана, который в этом случае будет скорректирован по срокам выполнения и источникам финансирования. |
(позиция в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.08.2015 N 297) |
Комплексный план представляет собой согласованный по задачам, ресурсам и срокам исполнения комплекс производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области экономического, социального и культурного развития г. Мариинского Посада.
Комплексный план разработан в соответствии с приоритетными направлениями, определенными Правительством Российской Федерации в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, в посланиях Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации и Главы Чувашской Республики М.В.Игнатьева Государственному Совету Чувашской Республики.
Приоритетами являются создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, комфортных условий жизнедеятельности населения, внедрение инноваций в технологические и организационные процессы, модернизация и диверсификация производства.
Город Мариинский Посад расположен на правом берегу реки Волги, в 55 км от столицы Чувашской Республики города Чебоксары и в 30 км от магистрали федерального значения "Москва - Казань". Город Мариинский Посад является промышленным и историко-культурным центром Мариинско-Посадского района Чувашской Республики. Площадь территории города составляет 1,034 тыс. га.
Сильные стороны | Слабые стороны |
1 | 2 |
Выгодное географическое положение на берегу р. Волга, приближенность к развитому промышленному комплексу гг. Чебоксары и Новочебоксарска, входит в состав Чебоксарской агломерации | Ограниченность минерально-сырьевых ресурсов города, отсутствие стратегических видов полезных ископаемых |
Благоприятные для проживания климатические условия | Значительный износ основных фондов в отраслях экономики и инженерной инфраструктуры |
Развитая автотранспортная сеть, возможность развития водного вида транспорта | Отсутствие системы логистики |
Наличие предпосылок для производства сельскохозяйственной продукции | Низкая загрузка производственных мощностей, отсутствие квалифицированных кадров |
Возможность развития туризма и рекреации | Слабая инновационная деятельность предприятий города |
Наличие свободных трудовых ресурсов (незанятого населения) | Миграция населения трудоспособного возраста |
Наличие свободных территорий (площадок, земельных участков) для жилищного и производственного строительства | Недостаточное количество объектов инфраструктуры |
Наличие инфраструктурного потенциала (газ, электричество, тепло, вода) для обеспечения развития отраслей экономики | Дефицит финансовых ресурсов для реализации проектов развития |
Ведущим сегментом экономики города является промышленность, в которой доля обрабатывающих производств в 2013 году составила 50,2 процента. К предприятиям обрабатывающей промышленности относятся закрытое акционерное общество "Марпосадкабель" (далее - ЗАО "Марпосадкабель") - производитель кабельной продукции и эмальпроводов; общество с ограниченной ответственностью "Хлебокомбинат Марпосадский" (далее - ООО "Хлебокомбинат Марпосадский") - производитель хлебобулочных изделий; общество с ограниченной ответственностью "Дриада" (далее - ООО "Дриада") - проектирование, изготовление и монтаж интерьерных лестниц и ограждений.
Градообразующими предприятиями города являются ООО "Хлебокомбинат Марпосадский" и филиал федерального государственного унитарного предприятия "Росспиртпром" "Спиртовой завод "Марпосадский" (далее - филиал ФГУП "Росспиртпром" "Спиртовой завод "Марпосадский").
Динамика показателей социально-экономического развития г. Мариинского Посада за 2009 - 2013 годы приведена в табл. 1.
Динамика показателей социально-экономического развития г. Мариинского Посада за 2009 - 2013 годы
Наименование показателя | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Объем отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг собственного производства организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства (обрабатывающие производства), млн. рублей | 320,1 | 364,9 | 415,7 | 486,2 | 502,4 |
Темп роста (снижения) в фактических ценах, процентов | 126,5 | 113,9 | 114,0 | 117,0 | 103,3 |
Наличие основных фондов (на начало года по полной учетной стоимости), млн. рублей | 1165,8 | 1142,5 | 645,4 | 1774,9 | 570,6 |
Степень износа основных фондов на начало года, процентов | 36,0 | 38,0 | 40,0 | 36,0 | 38,0 |
Доля убыточных предприятий в общем количестве предприятий, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, процентов | 42,9 | 42,9 | - | 66,7 | 33,3 |
Введено в действие жилых домов - всего, процентов к предыдущему году | 81,9 | 113,3 | 123,0 | 163,8 | 93,1 |
Инвестиции в основной капитал в действующих ценах, млн. рублей | 70,4 | 80,7 | 94,1 | 112,3 | 51,5 |
Темп роста инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах, процентов | 106,9 | 114,0 | 103,2 | 106,3 | 42,02 |
Индекс физического объема розничного товарооборота в сопоставимых ценах, процентов к соответствующему периоду предыдущего года | 104,9 | 116,8 | 132,1 | 110,3 | 130,0 |
Индекс физического объема платных услуг, оказанных населению, в сопоставимых ценах, процентов к соответствующему периоду предыдущего года | 95,4 | 135,6 | 140,4 | 123,0 | 131,3 |
Средний размер месячной пенсии, рублей | 5163 | 6415 | 7001,5 | 7778,1 | 8557,0 |
Прожиточный минимум на душу населения, рублей | 4215 | 5007 | 5247 | 5510 | 6049 |
Мировой финансово-экономический кризис негативно повлиял на экономику города, что привело к спаду объемов промышленного производства, высвобождению работников и прекращению деятельности градообразующего предприятия - филиала ФГУП "Росспиртпром" "Спиртовой завод "Марпосадский".
В связи с инициативой головного предприятия федерального государственного унитарного предприятия "Росспиртпром" приостановить деятельность данного предприятия производство профильной продукции начиная с августа 2010 года прекратилось. Из числа сокращенных работников (167 человек) филиала ФГУП "Росспиртпром" "Спиртовой завод "Марпосадский" в казенное учреждение Чувашской Республики "Центр занятости населения Мариинско-Посадского района" Государственной службы занятости населения Чувашской Республики (далее - КУ ЦЗН Мариинско-Посадского района Госслужбы занятости Чувашии) обратились 148 человек.
1.2.1. Демографическая ситуация
Численность населения в г. Мариинском Посаде на 1 января 2014 г. составила 8778 человек, в том числе горожан моложе трудоспособного возраста - 1607 человек (18,3 процента), трудоспособного возраста - 4973 человека (56,7 процента), старше трудоспособного возраста - 2198 человек (25,0 процента). Доля мужчин в общей численности населения составила 45,6 процента, женщин - 54,4 процента.
В г. Мариинском Посаде идет процесс сокращения численности населения трудоспособного возраста, его доля за 2009 - 2013 годы снизилась на 21,8 процента.
Демографическая ситуация в городе характеризуется снижением численности населения по причине его миграционной убыли при естественном приросте населения. Если на начало 2010 года численность жителей, постоянно проживающих в г. Мариинском Посаде, составляла 10186 человек, то на начало 2014 года - 8778 человек.
Главными причинами миграционного оттока экономически активного населения являются отсутствие работы и сокращение рабочих мест на основных предприятиях города, низкая заработная плата.
Происходит процесс старения населения города: снижается удельный вес населения трудоспособного возраста, растет число людей старше трудоспособного возраста.
Основные демографические показатели г. Мариинского Посада за 2009 - 2013 годы приведены в табл. 2.
Основные демографические показатели г. Мариинского Посада за 2009 - 2013 годы
Наименование показателя | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 |
Среднегодовая численность постоянного населения, человек | 10157 | 9068 | 9049 | 8956 | 8835 |
Темп роста (снижения) к предыдущему периоду, процентов | 100,2 | 89,3 | 99,8 | 99,0 | 98,6 |
Естественный прирост (убыль (-) населения на 1 тыс. населения, человек | -2,3 | -2,9 | -1,0 | -0,7 | -3,0 |
Миграционный прирост (убыль) населения на 10 тыс. населения, человек | 80,7 | 54,0 | -56,4 | -135,1 | -99,6 |
Уровень зарегистрированной безработицы, процентов | 3,5 | 3,69 | 2,0 | 1,23 | 0,8 |