ЗАКОН

НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

от 19 сентября 2014 года N 75-ОЗ

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА "ОБ УЧАСТИИ ЖИТЕЛЕЙ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА"


Принят
Собранием депутатов
Ненецкого автономного округа
(Постановление от 11 сентября 2014 года N 226-сд)

 Статья 1


Внести в закон Ненецкого автономного округа от 6 января 2005 года N 525-ОЗ "Об участии жителей Ненецкого автономного округа в охране общественного порядка" (в редакции закона округа от 29 июня 2012 года N 57-ОЗ) следующие изменения:

1) преамбулу дополнить словами "(полиции) и иным правоохранительным органам";

2) в статье 1:

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

"1. Правовую основу участия граждан в охране общественного порядка составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 2 апреля 2014 года N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" (далее - Федеральный закон), другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Ненецкого автономного округа, муниципальные нормативные правовые акты.";

б) в части 2 слова "законности, добровольности, гуманизма, уважения личности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина" заменить словами "добровольности, законности, приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина, права каждого на самозащиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещенными законом, взаимодействия с органами внутренних дел (полицией), иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления";

3) дополнить статьей 1.1 следующего содержания:

"Статья 1.1. Основные понятия, используемые в настоящем законе

Для целей настоящего закона применяются основные понятия, установленные в Федеральном законе.";

4) в статье 2:

а) пункт "в" изложить в следующей редакции:

"в) оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка;";

б) дополнить пунктом "г" следующего содержания:

"г) решение иных вопросов, отнесенных федеральным и окружным законодательством к полномочиям органов государственной власти округа.";

5) в статье 3:

а) пункт "а" изложить в следующей редакции:

"а) создание условий для деятельности народных дружин;";

б) пункт "б" изложить в следующей редакции:

"б) согласование планов работ народных дружин, места и времени проведения мероприятий по охране общественного порядка, количества привлекаемых к участию в охране общественного порядка народных дружинников;";

в) пункт "в" изложить в следующей редакции:

"в) оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка;";

г) пункт "д" изложить в следующей редакции:

"д) определение совместно с народными дружинами, органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами порядка взаимодействия народных дружин с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами;";

д) пункт "е" признать утратившим силу;

е) пункт "ж" после слова "транспорте" дополнить словами "в пределах территории муниципального образования";

ж) в пункте "к" слова "и технических средств" заменить словами ", технических и иных материальных средств";

з) пункт "л" признать утратившим силу;

6) в статье 7:

а) пункт "а" части 1 изложить в следующей редакции:

"а) общественные объединения правоохранительной направленности;";

б) часть 2 изложить в следующей редакции:

"2. Общественные объединения правоохранительной направленности могут участвовать в охране общественного порядка по месту их создания только после внесения в региональный реестр.";

в) часть 3 изложить в следующей редакции:

"3. Народные дружины представляют собой добровольные формирования граждан, создаваемые для участия в охране общественного порядка. Деятельность народных дружин регулируется Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим законом и иными нормативными правовыми актами Ненецкого автономного округа, муниципальными нормативными правовыми актами, а также уставом народной дружины.";

7) статью 8 изложить в следующей редакции:

"Статья 8. Ограничения, связанные с участием граждан в охране общественного порядка

1. Граждане, участвующие в охране общественного порядка, не вправе выдавать себя за сотрудников органов внутренних дел (полиции) или иных правоохранительных органов, а также осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции этих органов.

2. Участие граждан в мероприятиях по охране общественного порядка, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью, не допускается.";

8) статью 9 изложить в следующей редакции:

"Статья 9. Создание народных дружин

1. Народные дружины создаются по инициативе граждан Российской Федерации, изъявивших желание участвовать в охране общественного порядка, в форме общественной организации с уведомлением органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

2. Границы территории, на которой может быть создана народная дружина, устанавливаются представительным органом соответствующего муниципального образования. При этом на одной территории, как правило, может быть создана только одна народная дружина.

3. Народные дружины могут участвовать в охране общественного порядка только после внесения их в региональный реестр.

4. Порядок создания, реорганизации и (или) ликвидации народных дружин определяется Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" с учетом положений Федерального закона.

5. Создание народных дружин при политических партиях, религиозных объединениях, а также создание и деятельность политических партий и религиозных объединений в народных дружинах запрещены.

6. Прием в народные дружины и исключение из них осуществляются в порядке, установленном в статье 14 Федерального закона.";

9) статью 10 изложить в следующей редакции:

"Статья 10. Руководство деятельностью народных дружин

1. Руководство деятельностью народных дружин осуществляют командиры народных дружин, избранные членами народных дружин по согласованию с органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

2. В целях взаимодействия и координации деятельности народных дружин органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления могут создаваться координирующие органы (штабы), порядок создания и деятельности которых определяется законами Ненецкого автономного округа.";

10) статью 11 изложить в следующей редакции:

"Статья 11. Деятельность народных дружин

Основными направлениями деятельности народных дружин являются:

1) содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка;

2) участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины;

3) участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций;

4) распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.";

11) в статье 12:

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

"1. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка обязаны:

1) знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны общественного порядка;

2) при объявлении сбора народной дружины прибывать к месту сбора в установленном порядке;

3) соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;

4) принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений;

5) выполнять требования уполномоченных сотрудников органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов, не противоречащие законодательству Российской Федерации;

6) оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков;

7) иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение установленного образца.";

б) часть 2 изложить в следующей редакции:

"2. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка имеют право:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния;

2) принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции;

3) оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" обязанностей в сфере охраны общественного порядка;

4) применять физическую силу в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом;

5) осуществлять иные права, предусмотренные Федеральным законом, другими федеральными законами.";

в) часть 4 изложить в следующей редакции:

"4. Народные дружинники проходят подготовку по основным направлениям деятельности народных дружин, к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, по оказанию первой помощи в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.";

12) абзац второй статьи 14 изложить в следующей редакции:

"Народным дружинникам и внештатным сотрудникам полиции по месту работы предоставляется ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до десяти календарных дней.";

13) часть 3 статьи 15 признать утратившей силу;

14) статью 16 изложить в следующей редакции:

"Статья 16. Удостоверение и отличительная символика народных дружинников

1. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка должны иметь при себе удостоверение народного дружинника, а также использовать отличительную символику народного дружинника.

К элементам отличительной символики народной дружины относятся: нарукавная повязка, нагрудный знак народного дружинника.

2. Гражданину, принятому в народную дружину, выдается удостоверение дружинника установленного образца, подтверждающее его правовой статус, а также отличительная символика народного дружинника. Образец удостоверения народного дружинника и его описание устанавливаются Приложением 1 к настоящему закону. Образцы отличительной символики народного дружинника и их описание устанавливаются Приложением 2 к настоящему закону.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»