РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 21 апреля 2014 года N 87-р
О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО БАНКА ДАННЫХ СЕМЕЙ И ДЕТЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
(в редакции распоряжения Заместителя Губернатора ХМАО - Югры от 01.09.2015 N 172-р)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения Заместителя Губернатора Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры от 10 сентября 2019 года N 450-р
____________________________________________________________________
Во исполнение Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", протокола заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 11 декабря 2012 года N 1:
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Управлению внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре применять утвержденное п. 1 настоящего распоряжения Положение о порядке формирования и ведения единого банка данных семей и детей, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, находящихся в социально опасном положении, при исполнении своих полномочий по реализации Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в части выявления, персонифицированного учета несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении.
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО БАНКА ДАННЫХ СЕМЕЙ И ДЕТЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
(в редакции распоряжения Заместителя Губернатора ХМАО - Югры от 01.09.2015 N 172-р)
Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральными законами от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 октября 2005 года N 74 "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав", постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 февраля 2001 года N 56-п "О комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", а также нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок сбора, хранения и использования сведений, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации являются сведениями конфиденциального характера, регулирует порядок формирования, ведения межведомственного банка данных о семьях и детях, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, находящихся в социально опасном положении (далее - банк данных) субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
2.1. Банк данных является одним из основных механизмов повышения эффективности профилактики социального неблагополучия семей, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Главными целями формирования банка данных являются:
выявление причин и условий, способствующих возникновению фактов семейного неблагополучия, а также безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и определение комплекса мероприятий по их устранению;
создание системы оперативного реагирования и взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по фактам социального неблагополучия семей, несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в замещающих семьях.
2.2. Формирование и ведение банка данных предполагает решение задач по созданию:
механизма оперативного выявления семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, обмена информацией между субъектами системы профилактики социального неблагополучия семей, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
единой межведомственной системы учета семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также оперативного взаимоинформирования о фактах социального неблагополучия семей с детьми, нарушении прав несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
единой системы учета замещающих семей (семей опекунов (попечителей), патронатных воспитателей, приемных семей), взявших на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также контроль за их социальным сопровождением;
системы скоординированных действий по осуществлению комплекса эффективных мероприятий, направленных на профилактику социального неблагополучия семей и преодоления ими трудной жизненной ситуации;
механизма согласования возможностей и разграничения компетенции организаций и учреждений по осуществлению социальной реабилитации семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по оказанию необходимой им помощи;
механизма комплексного решения проблем социального неблагополучия семей, создание условий для эффективной социальной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в замещающих семьях.
3.1. Единый банк данных формируется на основе сведений, представляемых органами, организациями и учреждениями системы профилактики социального неблагополучия семей, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДН), органами социальной защиты населения, опеки и попечительства, образования, здравоохранения, внутренних дел.
3.2. Принципы организации работы ведомств системы профилактики с банком данных:
конфиденциальность информации о семьях и несовершеннолетних;
межведомственная согласованность;
ответственность должностных лиц, обеспечивающих ведение программного комплекса, а также организацию работы с семьями и несовершеннолетними, в структуре банка данных;
достоверность и актуальность информации, вводимой в банк данных.
3.3. Основаниями для включения семьи и несовершеннолетнего в банк данных и проведения индивидуальной профилактической работы в отношении семей и детей являются:
социально-опасное положение семьи (семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют свои обязанности по их воспитанию, обучению и содержанию, либо отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними);
неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию;
постановка несовершеннолетних на внутришкольный учет;
безнадзорность и беспризорность несовершеннолетнего, бродяжничество или попрошайничество, пребывание в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации. В случаях первичной постановки на учет выявленных по причине безнадзорности несовершеннолетних, после принятия мер по улучшению ситуации со стороны должностных лиц системы профилактики категория "безнадзорный" с данных детей снимается, при этом ребенок остается в банке данных под категорией "находящийся в обстановке, не отвечающей требованиям воспитания и обучения";
абзац исключен. - Распоряжение Заместителя Губернатора ХМАО - Югры от 01.09.2015 N 172-р;
совершение несовершеннолетним антиобщественных действий, правонарушений и преступлений (в том числе обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с заключением под стражу);
употребление наркотических и других психоактивных веществ в немедицинских целях, злоупотребление спиртными напитками несовершеннолетними и (или) членами их семей;
совершение в отношении несовершеннолетних насилия;
помещение несовершеннолетних в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
наличие у одного из родителей психического расстройства, связанного с насилием в отношении ребенка (детей), в том числе с сексуальными перверсиями;
(абзац введен распоряжением Заместителя Губернатора ХМАО - Югры от 01.09.2015 N 172-р)
заключение психолога общеобразовательной организации, выявившего реакцию ребенка, свидетельствующую о совершении в отношении него противоправного деяния.
(абзац введен распоряжением Заместителя Губернатора ХМАО - Югры от 01.09.2015 N 172-р)
3.4. Факты, указанные в пункте 3.3 настоящего Положения, должны быть зафиксированы в одном из следующих документов:
заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
приговор, определение или постановление суда;
постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органов дознания или начальника органа внутренних дел;
распорядительные документы (приказ, договор) об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи (семьи опекунов (попечителей), патронатных воспитателей, приемные семьи);
документы, определенные статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики социального неблагополучия семей, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.
3.5. Постановка семьи и несовершеннолетнего на учет в банк данных осуществляется при наличии:
согласия одного из родителей (законного представителя) на обработку персональных данных своих детей, детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье, согласно приложению 1;
согласия родителей (законных представителей) на обработку своих персональных данных согласно приложению 2.
Внесение информации о других членах семьи старше 18 лет, проживающих совместно с несовершеннолетним и (или) имеющих влияние на несовершеннолетнего, способных оказать помощь в проведении индивидуальной профилактической работы с семьей и несовершеннолетним, осуществляется при наличии их согласия на обработку своих персональных данных согласно приложению 2.
Внесение информации о лицах, оказывающих помощь в работе с семьей и несовершеннолетним (наставниках не из числа специалистов ведомств системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних), осуществляется при наличии их согласия на обработку своих персональных данных согласно приложению 3.
В случае, если получение согласия родителей на обработку своих персональных данных и персональных данных своих детей, детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье, невозможно, но обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, постановка на учет и обработка персональных данных осуществляются без согласия субъекта персональных данных, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 9 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".
В случае отсутствия согласия на обработку персональных данных членов семьи, проживающих совместно с несовершеннолетним и (или) имеющих влияние на несовершеннолетнего, способных оказать помощь в проведении индивидуальной профилактической работы с семьей и несовершеннолетним, их персональные данные обезличиваются.
Решение о постановке на учет в банк данных семьи и несовершеннолетнего с целью защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных принимает территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Согласие родителей (законных представителей), других членов семьи старше 18 лет, лиц, оказывающих помощь в работе с семьей и несовершеннолетним, на использование своих персональных данных и персональных данных своих детей, детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье, получает инициатор постановки семьи и несовершеннолетнего на учет в территориальный банк данных.
Согласия субъектов на обработку персональных данных хранятся в органах, организациях или учреждениях системы профилактики, назначенных ответственными за разработку и реализацию программы реабилитации и адаптации семьи и детей, на заседании рабочей группой при территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - рабочая группа).
(в ред. распоряжения Заместителя Губернатора ХМАО - Югры от 01.09.2015 N 172-р)
3.6. При положительном решении о постановке на учет в банк данных семьи и детей материалы личного дела незамедлительно направляются в орган, организацию или учреждение системы профилактики, назначенное ответственным за разработку и реализацию программы реабилитации и адаптации семьи и детей на заседание рабочей группы.
(в ред. распоряжения Заместителя Губернатора ХМАО - Югры от 01.09.2015 N 172-р)
Постановка в банк данных семей и детей осуществляется в оперативном режиме путем ввода личного дела ребенка и членов его семьи назначенным ответственным ведомством системы профилактики на заседании рабочей группы.
(в ред. распоряжения Заместителя Губернатора ХМАО - Югры от 01.09.2015 N 172-р)
В течение 7 дней с момента постановки на учет семьи и несовершеннолетнего в банк данных территориальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав утверждается индивидуальная межведомственная программа реабилитации, социального сопровождения, включая необходимые мероприятия ведомств системы профилактики по отношению к семье и несовершеннолетнему, эффективность осуществления которых остается подконтрольной КДН, а также органам управления ведомств системы профилактики.
3.7. Исключение сведений о несовершеннолетних, семьях, находящихся в социально опасном положении, из муниципального банка данных, единого банка данных производится на основании постановления территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
3.8. Основаниями для снятия с учета семьи и несовершеннолетнего из банка данных являются:
устранение неблагоприятных факторов, являющихся основаниями для постановки семьи и несовершеннолетнего в банк данных;
перемена места жительства (переезд в другой субъект Российской Федерации, другое государство). Причиной снятия с учета из банка данных не является перемена места жительства в пределах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. При подтверждении перемены фактического места жительства в пределах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры необходимо передать личное дело семьи и несовершеннолетнего для ведомств системы профилактики, находящихся по новому месту жительства;