ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 мая 2014 года N 170-п
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИЛОЖЕНИЕ К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ОТ 9 ФЕВРАЛЯ 2013 ГОДА N 37-П "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ (2013 - 2018 ГОДЫ)"
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры от 14 июня 2019 года N 191-п
____________________________________________________________________
Во исполнение пункта 3 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам бюджетов субъектов Российской Федерации от 4 декабря 2012 года N Пр-3411, подпункта 2 пункта 5 Перечня поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 27 декабря 2013 года N Пр-3086, учитывая методические рекомендации по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий (региональных "дорожных карт") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)", утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 января 2013 года N 21, руководствуясь письмом от 7 марта 2014 года N 12-0/10/П-1077, Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:
1. Внести в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 февраля 2013 года N 37-п "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (2013 - 2018 годы)" изменение, изложив его в следующей редакции:
"Приложение
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 9 февраля 2013 года N 37-п
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ (2013 - 2018 ГОДЫ)" (ДАЛЕЕ - "ДОРОЖНАЯ КАРТА")
I. Общее описание "дорожной карты"
1. Реализация "дорожной карты" призвана обеспечить доступность, повысить эффективность и качество предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания, повышение в 2017 году средней заработной платы социальных работников до 100% от средней заработной платы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее также - автономный округ).
Для достижения указанных целей предусмотрены мероприятия, направленные на структурные преобразования в целом по отрасли, в том числе мероприятия, направленные на повышение оплаты труда работников отрасли за счет интенсификации труда, оптимизации и реорганизации социальных служб, внедрения инновационных, малозатратных, стационарозамещающих технологий, введения дополнительных платных услуг населению, внедрения комплексного подхода в преобразовании учреждений, предоставляющих социальные услуги, оптимизации административно-управленческого персонала, ликвидации структурных подразделений учреждений, предоставляющих социальные услуги, маловостребованные населением, применение графика примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников государственных учреждений к средней заработной плате по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на период 2013 - 2018 годы (далее - "региональная линейка").
Номенклатура учреждений социального обслуживания в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре предусматривает учреждения всех типов и видов (нестационарные, полустационарные и стационарные), установленных Национальным стандартом социального обслуживания населения Российской Федерации.
На 1 января 2014 года система учреждений, находящихся в собственности автономного округа и ведении Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, включает 58 учреждений, из них:
1) 29 учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов:
геронтологический центр;
психоневрологический интернат;
3 дома-интерната для престарелых и инвалидов;
20 комплексных центров социального обслуживания населения;
социально-оздоровительный центр;
центр комплексной реабилитации ветеранов боевых действий;
2 комплексных социальных центра по оказанию помощи лицам без определенного места жительства и занятий;
2) 23 учреждения социального обслуживания семьи и детей:
2 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних;
центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
центр социальной адаптации;
7 центров социальной помощи семье и детям;
10 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями;
социально-оздоровительный центр;
детский дом-интернат для детей-инвалидов с физическими и умственными недостатками;
3) бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Методический центр развития социального обслуживания";
4) 5 образовательных казенных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре развернуты 620 стационарных койко-мест для постоянного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе.
Сформирована система социальной защиты граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе лиц, освободившихся из мест лишения свободы, лиц без определенного места жительства и занятий, несовершеннолетних "группы риска", направленная на создание оптимальной среды жизнедеятельности и интеграции в общество.
В учреждениях (отделениях) автономного округа для лиц без определенного места жительства функционируют 336 койко-мест.
Созданная сеть специальных домов для одиноких престарелых с комплексом служб социально-бытового, социально-медицинского, досугового назначения позволяет качественно улучшить их жилищные и социально-бытовые условия.
По состоянию на 1 января 2014 года в автономном округе:
159 койко-мест в 6 специальных домах для одиноких престарелых с адаптированной для них инфраструктурой, в том числе маломобильных;
283 койко-места в 276 социальных квартирах.
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре действуют 3 специализированных учреждения и 8 стационарных отделений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Учреждения расположены в 12 муниципальных образованиях автономного округа.
Общая мощность учреждений (отделений) социального обслуживания для несовершеннолетних составляет 556 койко-мест, в том числе:
стационарных отделений - 293 койко-места;
отделений дневного пребывания - 263 койко-места.
Действующая мощность учреждений удовлетворяет существующую потребность населения автономного округа в данном виде услуг, очередность на помещение несовершеннолетних в стационарные учреждения отсутствует.
В 2013 году в стационарные учреждения (отделения) социального обслуживания семьи и детей помещены 1094 ребенка, из них: 72% возвращены в родные семьи, 15,6% установлен статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (0,6% устроены в замещающие семьи, 15% направлены в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
В автономном округе действуют 5 кризисных отделений для женщин, оказавшихся в экстремальной ситуации (гг. Мегион, Нефтеюганск, Нижневартовск, Сургут), в том числе 1 отделение для несовершеннолетних матерей с детьми "Молодая мама" мощностью 10 койко-мест. Общая мощность отделений составляет 38 койко-мест.
В 2013 году в кризисные отделения помещены 146 женщин, 129 детей.
В автономном округе действуют 10 учреждений и 8 отделений для детей и подростков с ограниченными возможностями.
Мощность учреждений (отделений) составляет:
отделения дневного пребывания - 808 койко-мест;
стационарные отделения - 63 койко-места.
В среднем доля детей-инвалидов, получивших услуги в реабилитационных центрах, составляет 92% от общего числа детей-инвалидов, проживающих в автономном округе.
В 2013 году учреждениями обслужены 442 тыс. человек (27,7% от общей численности населения автономного округа).
В соответствии с проведенной в 2011 - 2013 годах оптимизацией действующая сеть учреждений сократилась с 72 до 58, в том числе:
в 2011 году реорганизованы путем присоединения 6 учреждений, ликвидированы - 2 учреждения;
в 2012 году реорганизованы путем присоединения 2 учреждения;
в 2013 году реорганизованы путем присоединения 16 учреждений.
В результате проведенной оптимизации в 2011 - 2013 годах произведено сокращение работников государственных учреждений на 560,5 штатных единиц, в том числе в 2013 году - на 430,5 штатных единиц, из них:
255 единиц - в результате реорганизации учреждений путем их присоединения;
123 единицы - в связи с передачей ряда обеспечивающих функций и услуг сторонним организациям, включая транспортное обслуживание, предоставление услуг по питанию в полустационарных и нестационарных условиях, предоставление услуг по уборке производственных помещений и прилегающих территорий. Мероприятия по аутсорсингу проведены в учреждениях, расположенных в крупных городских округах, имеющих развитую инфраструктуру предприятий транспортного обслуживания и предоставления клининговых услуг (гг. Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск, Ханты-Мансийск, Нягань);
52,5 единицы - в связи с сокращением административно-управленческого персонала учреждений социального обслуживания.
2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения в автономном округе, обусловлены следующими обстоятельствами.
2.1. В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре проживают 1590,7 тыс. человек. За последнее десятилетие численность лиц пенсионного возраста в автономном округе увеличилась в 2,1 раза и составляет 317967 человек (19,9% населения). По прогнозу к 2020 году в автономном округе будут проживать 346590 пенсионеров по старости (21,6% населения автономного округа). Одно из закономерных последствий старения как социально-демографического процесса - рост потребности в социальных услугах, влияющий на развитие системы социального обслуживания населения.
Обеспеченность граждан местами в стационарных учреждениях социального обслуживания составляет 82%.
По состоянию на 1 января 2014 года очередность на получение места в домах-интернатах общего типа - 4 человека, что составляет 0,36% от общего числа граждан пожилого возраста и инвалидов, получивших услуги в стационарных учреждениях социального обслуживания (1086 человек). Срок ожидания помещения в дом-интернат составляет менее 6 месяцев, тем не менее, резервы стационарных учреждений общего типа исчерпаны, круглогодичная занятость койко-мест не дает возможности размещения граждан на кратковременное пребывание.
По состоянию на 1 января 2014 года очередность на помещение в психоневрологические интернаты составляет 231 человек, или 21,2% от числа получивших социальные услуги в стационарных учреждениях социального обслуживания (1086 человек).
В автономном округе ежегодно увеличивается спрос на предоставление гражданам пожилого возраста и инвалидам социальных и социально-медицинских услуг на дому. За последние три года количество обслуживаемых на дому граждан увеличилось на 12% и составило в 2013 году 5826 человек. Ежегодно растет мощность специализированных отделений социального и социально-медицинского обслуживания на дому. Количество социальных работников, занятых предоставлением надомных социальных услуг, составляет 432,25 штатных единиц, медицинских работников - 155 штатных единиц.
Очередность на получение социальных услуг на дому отсутствует. Ресурсы данной сферы используются максимально.
В 2012 - 2013 гг. интенсифицирован труд работников учреждений социального обслуживания путем введения инновационных форм и методов работы:
применение бригадного метода обслуживания на дому;
увеличение числа обслуживаемых граждан из расчета на 1 социального работника не менее 10 граждан, проживающих в городской местности, и не менее 5 граждан, проживающих в сельской местности или городском секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства (постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 февраля 2013 года N 55-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 января 2005 года N 18-п "Об организации социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов").
Осуществлен комплекс мероприятий по рационализации труда социальных работников, включая:
оказание социальных услуг с учетом индивидуальной оценки нуждаемости граждан пожилого возраста и инвалидов;
индивидуальное социальное сопровождение граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
С июля 2013 года в учреждениях автономного округа внедряется технология социального сопровождения граждан пожилого возраста и инвалидов, находящихся в трудной жизненной ситуации. Метод работы заключается в решении различных проблем на основе межведомственного взаимодействия (органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации различных форм собственности, юридические и физические лица и т.д.).
По состоянию на 1 января 2014 года персональное социальное сопровождение осуществляется в отношении 216 человек (граждане пожилого возраста и инвалиды - 134 человека, лица без определенного места жительства - 52 человека, лица, освободившиеся из мест лишения свободы, - 30 человек). В связи с разрешением трудной жизненной ситуации 50 человек сняты с социального сопровождения.
С 2013 года в 18 учреждениях социального обслуживания, осуществляющих реабилитацию детей-инвалидов, действует "Служба домашнего визитирования". Услуги предоставляются детям-инвалидам, которые в силу тяжести заболевания, тяжелых форм патологий не могут посещать учреждение социального обслуживания. В состав службы входят специалисты по социальной работе, психологи, логопеды, дефектологи, медицинские работники. Специалисты оказывают услуги с периодичностью 2 - 3 раза в неделю в течение трех - шести месяцев, при необходимости - до 1 года.
В 2013 году численность детей-инвалидов с тяжелыми формами патологий, получивших услуги службы домашнего визитирования, составляет 560 детей (в 2012 году - 552 ребенка).
2.2. Для удовлетворения потребностей отдельных категорий граждан в социальных услугах, отвечающих современным требованиям, необходима модернизация и развитие системы социального обслуживания населения, ее адаптация к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям, в том числе путем решения кадровых проблем.