ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 21 марта 2014 года N 134-рп
Внести в Думу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры прилагаемый отчет Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о результатах деятельности Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за 2013 год, в том числе по вопросам, поставленным Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА
ОТЧЕТ ГУБЕРНАТОРА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ О РЕЗУЛЬТАТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ЗА 2013 ГОД, В ТОМ ЧИСЛЕ ПО ВОПРОСАМ, ПОСТАВЛЕННЫМ ДУМОЙ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - автономный округ, Югра) в 2013 году, характеризуется сохранением устойчивости в социальной сфере и отраслях реального сектора экономики.
По предварительной оценке объем валового регионального продукта увеличился на 0,1%. По итогам года прирост инвестиций в сопоставимых ценах - 1,5%. Увеличены объемы производства сельского хозяйства на 0,6%, строительства жилья - на 2,2%. Увеличился оборот розничной торговли на 5,8%.
Позитивная динамика развития реального сектора экономики позволила улучшить показатели уровня и качества жизни населения автономного округа. На конец декабря 2013 года уровень зарегистрированной безработицы в 2,4 раза ниже, чем в стране.
Номинальная заработная плата в Югре увеличилась на 7,5% и составила 54,5 тыс. рублей, в реальном исчислении 101,1%.
По анализу ситуации в экономике, финансово-банковской и социальной сферах субъектов Российской Федерации, проведенному Министерством регионального развития Российской Федерации, по итогам января - декабря 2013 года Югра по сводному индексу социально-экономического развития заняла 4 место среди субъектов Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> http://www.minregion.ru/monitoring-evaluation/region_dev_monitor?locale=ru
Динамика показателей социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры <2>
--------------------------------
<2> Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | Российская Федерация 2013 <3> | |
Валовой региональный продукт, млрд. рублей | 1778,6 | 1971,9 | 2434,2 | 2558,1 <4> | 2675,94 | 66689,1 <5> |
Индекс физического объема ВРП, в процентах | 95,2 | 103,0 | 100,9 | 100,7 | 100,1 | 101,3 |
Структура ВРП в процентах | ||||||
Сельское хозяйство | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,4 | 0,4 | х |
Добыча полезных ископаемых | 63,4 | 63,0 | 67,2 | 66,4 | 64,8 | х |
Обрабатывающие производства | 2,7 | 2,9 | 1,9 | 2,0 | 2,0 | х |
Электроэнергетика | 2,9 | 3,3 | 3,2 | 3,2 | 3,5 | х |
Строительство | 6,1 | 5,5 | 5,5 | 5,6 | 5,7 | х |
Торговля | 4,8 | 4,5 | 3,9 | 4,1 | 4,5 | х |
Гостиницы, рестораны | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | х |
Транспорт и связь | 6,7 | 6,9 | 6,0 | 6,1 | 6,4 | х |
Финансовая деятельность | 0,1 | 0,1 | 0,0 | 0,1 | 0,1 | х |
Операции с недвижимым имуществом | 7,0 | 7,8 | 6,4 | 6,4 | 6,6 | х |
Государственное управление | 1,8 | 1,8 | 1,7 | 1,7 | 1,7 | х |
Образование | 1,3 | 1,2 | 1,3 | 1,3 | 1,4 | х |
Здравоохранение | 1,9 | 1,8 | 1,8 | 1,9 | 2,0 | х |
Предоставление прочих коммунальных услуг | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,4 | 0,5 | х |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, млрд. рублей | 1931,0 | 2173,8 | 2614,3 | 2913,4 | 3005,4 | 40193,3 |
Индекс промышленного производства, в процентах | 97,5 | 101,7 | 97,9 | 97,9 | 99,2 | 100,3 |
Инвестиции в основной капитал, млрд. рублей | 472,2 | 507,2 | 637,0 | 671,1 | 720,1 | 13255,5 |
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, в процентах | 95,7 | 108,8 | 117,2 | 105,4 | 101,5 | 99,8 |
Индекс потребительских цен на конец периода (декабрь к декабрю) | 110,0 | 107,8 | 105,3 | 104,8 | 106,2 | 106,5 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения, в процентах | 88,3 | 93,4 | 98,4 | 102,8 | 102,2 | 103,3 |
Реальная заработная плата, в процентах | 92,7 | 99,4 | 103,1 | 108,2 | 101,1 | 105,3 |
Оборот розничной торговли, млрд. рублей | 259,5 | 253,9 | 271,9 | 303,1 | 340,2 | 23668,4 |
Индекс физического объема оборота розничной торговли, в процентах | 80,0 | 90,9 | 102,3 | 108,8 | 105,8 | 103,9 |
Объем платных услуг населению, млрд. рублей | 62,6 | 65,3 | 73,1 | 77,2 | 83,0 | 6512,3 |
Индекс физического объема платных услуг населению, в процентах | 100,1 | 98,3 | 106,9 | 102,8 | 105,0 | 102,1 |
Поступление налогов и сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ, млрд. рублей | 817,2 | 1052,6 | 1489,7 | 1681,7 | 1707,7 | 11325,9 <6> |
Доля в процентах в консолидированном бюджете РФ | 13,0 | 13,7 | 15,3 | 15,3 | 15,1 | 100,0 |
--------------------------------
<3> Социально-экономическое положение России
<4> Оценка Департамента экономического развития автономного округа
<5> Оценочные данные Росстата по валовому внутреннему продукту
<6> Оценочные данные Росстата
В целях координации деятельности органов исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по реализации указов Президента Российской Федерации и обеспечения контроля за их выполнением при Губернаторе Югры создана Комиссия по вопросам социально-экономического развития и мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития, установленных указами Президента Российской Федерации (далее - Комиссия) <7>.
--------------------------------
<7> Распоряжение Губернатора автономного округа от 28 сентября 2012 года N 591-рг
Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры утвержден комплексный план своих действий по достижению целевых показателей социально-экономического развития, установленных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 - 602, 606 на 2012 - 2020 годы <8>.
--------------------------------
<8> Распоряжение Губернатора автономного округа от 04.07.2012 N 424-рг "О мерах по реализации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре некоторых Указов Президента Российской Федерации"
Утверждены Основные приоритеты социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2030 года и Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Мансийского автономного округа - Югры на период до 2030 года, являющиеся основными документами среднесрочной и долгосрочной экономической политики Правительства автономного округа.
Разработано и принято 14 "дорожных карт", мероприятия которых влияют на решение задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации. Технология разработки "дорожных карт" и оценки их результатов стала во многом новаторской, показала эффективность современных подходов к управлению и реализации проектов. Общество, предприниматели, органы государственной власти совместно определяли конкретные шаги для повышения уровня социальной удовлетворенности населения, уровня достатка, улучшения делового климата, сокращения числа административных процедур и разрешений, снижения издержек бизнеса.
Разработана система мониторинга целевых показателей, установленных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, и определен перечень показателей, обеспечивающих долгосрочную макроэкономическую стабильность. На этом этапе возрастает роль информационно-аналитического обеспечения, мониторинга практических результатов.
Новая экономика требует новых методов изучения и способов исследования. Обследования, проводимые международной Организацией экономического сотрудничества и развития 34 стран участников (далее ОЭСР) признаны в экономическом сообществе действенным источником альтернативной информации о поведении экономической системы. В целом преимущество по сравнению с возможностями традиционной статистики заключается в более оперативном выявлении изменений деловых тенденций.
Применяя различные методы оценки практических результатов по решению задач, поставленных Президентом Российской Федерации в программных указах, есть возможность объективно, полномасштабно охарактеризовать работу Правительства автономного округа.
Основным инструментом, обеспечивающим реализацию государственной политики в области социально-экономического развития, являются целевые программы автономного округа. В связи с этим в них были закреплены плановые значения на каждый год действия целевых программ и целевые значения в соответствии со сроками, установленными указами Президента Российской Федерации.
С 2013 года на официальном сайте исполнительных органов государственной власти автономного округа организована система общественного контроля, обсуждения мероприятий, направленных на достижение целевых показателей, размещение информации о ходе исполнения поручений, содержащихся в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, http://www.depeconom.admhmao.ru/wps/portal/ecr/home/ukaz_pr/.
Полная информация о принятых Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2013 году мерах по обеспечению исполнения указов Президента Российской Федерации, направленных на решение задач по совершенствованию социальной политики, а также маркеры достижения результатов в виде статистических и альтернативных индикаторов ОЭСР, представлены в соответствующих разделах этого отчета.
Автономный округ вступил в очередной этап социально-экономического развития с основным стратегическим документом Стратегия развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года (далее Стратегия Югры - 2030).
Стратегия - 2030 разрабатывалась с учетом положений:
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;
Стратегии социально-экономического развития Уральского Федерального округа на период до 2020 года;
итогового доклада о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года "Стратегия - 2020: Новая модель роста - новая социальная политика";
указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года;
других документов стратегического планирования Российской Федерации.
В целях получения мнения граждан, общественности, экспертного сообщества, членов общественной палаты Югры, молодежного парламента был инициирован общественный этап разработки Стратегии Югры - 2030.
На расширенном заседании Правительства автономного округа 22 марта 2013 года с участием глав муниципальных образований, представителей общественных организаций, экономистов, депутатов, политологов Стратегия Югры - 2030 была утверждена.
Стратегия развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры выстроена с первоочередной ориентацией на повышение качества и уровня жизни населения. Приоритетной стратегической задачей является развитие и качественная трансформация образования, здравоохранения, культуры, молодежной политики, услуг, транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства.
В целях реализации Стратегии Югры - 2030 был утвержден план - четыре "дорожные карты", которые охватывают приоритетные сферы экономики и социальной сферы. Каждая дорожная карта имеет целевые показатели, мероприятия, сроки исполнения и ответственных исполнителей - исполнительные органы государственной власти.