Недействующий

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА И ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ" НА 2014- 2016 ГОДЫ

2. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы, в том числе основных проблем и прогноз её развития


В современном обществе информация становится все более важным фактором производства, движущей силой экономического развития, процветания общества и защиты его от кризисных ситуаций. Согласно Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 07.02.2008 N Пр-212, информационные технологии уже стали локомотивом социально-экономического развития многих стран мира, а обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации является одной из важнейших задач государств. Движение по пути информационного общества требует целенаправленной политики органов власти по формированию благоприятных условий для развития информационного общества и стимулированию использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ).

Выполнение мероприятий областной целевой программы Еврейской автономной области "Развитие информационного общества в Еврейской автономной области", утвержденной постановлением правительства области от 14 декабря 2010 г. N 509-пп "Об областной целевой программе "Развитие информационного общества в Еврейской автономной области" на 2011-2012 годы", обеспечило предпосылки для реализации государственной программы в части внедрения информационных технологий в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления области по предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронном виде. В соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" до 01.07.2012 создана региональная система межведомственного электронного взаимодействия Еврейской автономной области, включая создание сети передачи данных между всеми областными участниками системы межведомственного электронного взаимодействия.

Выполнены развитие и программная модернизация областного портала государственных и муниципальных услуг. В настоящее время на портале для получения в электронном виде доступно более 50 государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, формируемыми правительством области, и 8 типовых муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных образований области.

Обеспечена возможность получения универсальной электронной карты (УЭК) в качестве идентифицирующего физическое лицо документа. Создана региональная информационная система уполномоченного органа субъекта, произведено подключение к федеральной уполномоченной организации ОАО "Универсальная электронная карта" и налажено взаимодействие с другими участниками Единой платежно-сервисной системы "Универсальная электронная карта" для обеспечения выполнения всех бизнес-процессов, необходимых при изготовлении и выдаче универсальных электронных карт. В г. Биробиджане организован пункт приема заявлений и выдачи карт, начата выдача универсальных электронных карт населению.

Таким образом, по ряду направлений в сфере становления информационного общества и создания электронного правительства были достигнуты положительные результаты. Вместе с тем, в связи с отсутствием финансирования данного направления, в 2013 году остаются неразрешенными такие проблемы, требующие решения в рамках государственной программы:

а) процесс внедрения в Еврейской автономной области технологий электронного правительства и предоставления услуг населению и бизнесу в электронном виде по прежнему находится на стадии становления. Необходимо активизировать перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид. Существенным препятствием внедрения электронного правительства является отсутствие возможностей массового интерактивного взаимодействия граждан и организаций с органами государственной власти Еврейской автономной области при оказании последними государственных услуг, необходимость постоянной актуализации и тестирования сервисов межведомственного взаимодействия;

б)для достижения к 2015 году значение целевого показателя "доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна", в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг" не менее 90 процентов необходимо внедрить информационную систему АСИ МФЦ, ввести в эксплуатацию центр обработки данных (ЦОД)

в) существующий сегодня Официальный интернет-портал органов государственной власти Еврейской автономной области выполняет преимущественно информационную функцию и пока имеет небольшое количество инструментов интерактивного взаимодействия с населением и бизнесом. Необходимо провести его технологическую реорганизацию. Портальная система должна соответствовать современным нормативным требованиям, предъявляемым к защите информации, содержащейся в информационных системах общего пользования;

г) недостаточно развиты в области пока интеграционные информационные системы и регистры, позволяющие исключить дублирование ввода информации и обеспечить эффективное взаимодействие действующих и создаваемых информационных систем. Необходимы разработка и внедрение второй очереди информационной системы единого социального регистра Еврейской автономной области. Систему нужно расширить в части потокового информационного взаимодействия по обмену информацией с ПФР, ФСС, Минтрудом РФ, ФМС. интеграции с региональным порталом государственных услуг и системой исполнения услуг, автоматизировать процесс выдачи удостоверений (справок), предоставления социального обслуживания. При дальнейшем развитии проекта, с внедрением универсальной электронной карты и формированием сети инфокиосков для предоставления портальных услуг станет возможным значительную часть услуг социальной защиты оказывать в электронном виде;

д)в автоматизации бюджетного процесса не во всех сферах управления областными и муниципальными финансами применяются современные и эффективные способы удаленного взаимодействия участников бюджетного процесса, не решены вопросы исключения дублирования операций по многократному вводу и обработке данных; не проведена полная автоматизация процессов управления финансово-хозяйственной деятельности учреждений; не создан механизм реализации закрепленного в Бюджетном кодексе РФ принципа прозрачности бюджетных данных для широкого круга заинтересованных пользователей;

е) необходимо обеспечить информационную безопасность и защиту персональных данных в информационных системах органов исполнительной власти Еврейской автономной области и других элементах инфраструктуры электронного правительства.

Проблемы, препятствующие росту эффективности использования ИКТ для повышения качества жизни, развития экономической, социальной, культурной и духовной сфер жизни Еврейской автономной области, совершенствования системы государственного управления, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти Еврейской автономной области. Их устранение требует скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий всех органов государственной власти Еврейской автономной области.

Целесообразность решения проблемы программно-целевым методом подтверждается необходимостью выстраивания плана работ на долгосрочную перспективу, поскольку поставленные задачи связаны с развитием информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры, человеческого потенциала, деловой среды, стимулируют создание и использование ИКТ в Еврейской автономной области и не могут быть полностью реализованы в краткосрочном периоде, поскольку необходима разработка новых управленческих технологий, обеспечение качественного изменения нормативной правовой базы.

Реализация подпрограммы при решении задач развития и использования ИКТ в Еврейской автономной области позволит:

обеспечить целенаправленную реализацию государственной политики в сфере использования ИКТ в рамках формирования электронного правительства и реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации;

обеспечить концентрацию финансовых ресурсов, выделяемых из областного бюджета и привлекаемых из средств федерального бюджета и внебюджетных источников, при решении задач в области формирования информационного общества в Еврейской автономной области;

проводить единую техническую политику при решении задач в области формирования информационного общества в Еврейской автономной области;

повысить эффективность расходования бюджетных средств на развитие и использование ИКТ, в том числе за счет координации работ и ликвидации дублирования мероприятий, реализуемых в рамках различных программ и проектов.

На успешное выполнение подпрограммы и достижение поставленных цели и задач могут повлиять следующие внешние факторы и риски:

экономические риски, связанные с необходимыми значительными вложениями средств в развитие региональной сферы ИКТ, что ставит выполнение программы в зависимость от бюджетной обеспеченности Еврейской автономной области, общей экономической ситуации в стране;

организационные риски, связанные с проблемами управления сложными проектами в сфере ИКТ, требующими согласованной технической политики, что затруднительно при недостаточной штатной численности государственного заказчика - координатора программы. Минимизация организационных рисков связана главным образом с успешной реализацией координации выполнения мероприятий программы;

риски, связанные с необходимостью перестройки административных процессов, пассивным сопротивлением использованию органами государственной власти инфраструктуры электронного правительства и распространению современных информационных технологий;

технологические риски в решении сложных межведомственных задач.

Принятие общих мер по управлению рисками осуществляется ответственным исполнителем подпрограммы в процессе её реализации.

В основу подпрограммы заложена целостная модель формирования системы качественного предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнения государственных и муниципальных функций на территории Еврейской автономной области, включающая мероприятия по финансовому, материально-техническому, методическому и организационно-правовому обеспечению процесса повышения качества услуг и снижения административных барьеров.