Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09 октября 2013 года N 474

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ НА 2014-2017 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Республики Дагестан от 13.12.2013 N 673.
____________________________________________________________________

(Изменения и дополнения:
постановления Правительства Республики Дагестан от 17.12.2013 N 688, НГР:RU05000201300734)

Правительство Республики Дагестан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Дагестан "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" (далее – Программа).

2. Министерству экономики и территориального развития Республики Дагестан и Министерству финансов Республики Дагестан при формировании проекта республиканского бюджета Республики Дагестан на соответствующий год и плановый период включать Программу в перечень программ, подлежащих финансовому обеспечению за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан.

3. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан представить в Правительство Республики Дагестан в установленном порядке предложения о внесении изменений в Закон Республики Дагестан от 17 декабря 2012 года N 94, НГР:RU05000201200459, "Об утверждении республиканской программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы".

Председатель Правительства

Республики Дагестан

А. Гамидов

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства Республики Дагестан от 9 октября 2013 г. N 474

Государственная программа Республики Дагестан "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года"

ПАСПОРТ государственной программы Республики Дагестан "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года"


Наименование Программы

-

государственная программа Республики Дагестан "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" (далее – Программа)

Основания для разработки Программы

-

Закон Республики Дагестан от 17 декабря  2012 года N 94 "Об утверждении республи-канской программы "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельско-хозяйственной продукции, сырья и продоволь-ствия на 2013-2020 годы", распоряжение Правительства Республики Дагестан от 23 июля 2013 г. N 217-р

Государственные заказчики Программы

-

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан;

 Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан;

 Министерство образования и науки Республики Дагестан;

 Министерство здравоохранения Республики Дагестан;

 Министерство культуры Республики Дагестан;

 Министерство по физической культуре и спорту Республики Дагестан

Государственный заказчик - координатор Программы

-

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан

Основной разработчик Программы

-

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан

Цели и задачи Программы

-

целями Программы являются:
 создание комфортных условий жизнедеятель-ности в сельской местно сти;

 стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем созда-ния благоприятных инфраструктурных усло-вий в сельской местности;

 содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе;

 активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общес-твенно значимых проектов;

 формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни;

 основными задачами Программы являются:
 удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье;

 повышение уровня комплексного обустрой-ства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры;

 поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий

Важнейшие целевые индикаторы и показатели
 Программы

-

ввод (приобретение) 466,2 тыс. кв. метров жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе 195,7 тыс. кв. метров для молодых семей и молодых специалистов;

 ввод в действие общеобразовательных учреждений на 2,1 тыс. ученических мест;

 ввод в действие 113 фельдшерско-акушерскихпунктов и (или) офисов врачей общей практики;

 ввод в действие 35 тыс. кв. метров плоскостных спортивных сооружений;

 ввод в действие учреждений культурно-досугового типа на 720 мест;

 ввод в действие 1000 км распределительных газовых сетей;

 увеличение уровня газификации жилых домов (квартир) сетевым газом в сельской местности до 62 процентов;

 ввод в действие 789,2 км локальных водопроводов;

 увеличение уровня обеспеченности сельского населения питьевой водой до 56 процентов;

 реализация проектов комплексного обустрой-ства площадок под компактную жилищную застройку в 11 населенных пунктах, располо-женных в сельской местности

Сроки и этапы реализации Программы

-

2014-2020 годы

Объемы и источники финансирования Программы

-

общий объем финансирования Программы
 составляет15248,9млнрублей (в ценах соответствующих лет), в том числе средства:
 федерального бюджета - 5235,8 млнрублей;

 республиканскогобюджета Республики Дагестан - 3810,9 млн рублей;

 местных бюджетов - 268,7млн рублей;

 внебюджетных источников - 6202,2 млн рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

-

повышение уровня социально-инженерного  обустройства в сельской местности, в том числе газом - до 62 процентов, водой – до  56 процентов;

 повышение общественной значимости развития сельских территорий в интересах Республики Дагестан и привлекательности  сельской местности для комфортного  проживания и приложения труда;

 привлечения внебюджетных средств -6,2 млрд рублей

Контроль за реализацией Программы

-

контроль за реализацией Программы осуществляется заместителем Председателя Правительства Республики Дагестан, курирующим вопросы агропромышленного комплекса

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Повышение уровня и качества жизни населе является основным принципомсоциально-экономического развития Республики Дагестан и требует пересмотра роли сельских территорий в осуществлении стратегических социально-экономических преобразований в республике, в том числе принятия мер по созданию предпосылок для устойчивого развития сельских территорий путем:

повышения уровня комфортности условий жизнедеятельности;

повышения доступности улучшения жилищных условий для сельского населения;

повышения престижности труда в сельской местности и формирования в обществе позитивного отношения к сельскому образу жизни;

улучшения демографической ситуации;

развития в сельской местности местного самоуправления и институтов гражданского общества.

В ходе экономических преобразований в аграрной сфере сформирован и планово наращивается производственный потенциал, дальнейшее эффективное развитие которого во многом зависит от стабильности комплексного развития сельских территорий, активизации человеческого фактора экономического роста. Наращивание социально-экономического потенциала сельских территорий, придание этому процессу устойчивости и необратимости является стратегической задачей государственной аграрной политики, что закреплено в Федеральном законе от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ"Оразвитии сельского хозяйства".

Повышение роли и конкурентоспособности республиканского аграрного сектора экономики во многом зависит от улучшения качественных характеристик трудовых ресурсов в сельской местности, повышения уровня и качества жизни на селе, более полного использования имеющихся трудовых ресурсов, привлечения и закрепления высококвалифицированных кадров.

Основными причинами исторически сложившейся неблагоприятной ситуации в комплексном развитии села являются остаточный принцип финансирования развития социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, высокий уровень затратности комплексного развития сельских территорий в связи с мелкодисперсным характером сельского расселения.

Сокращение и измельчение сельской поселенческой структуры, в частности в горных территориях республики, приводит к обезлюдению и запустению сельских территорий, выбытию из оборота продуктивных земель сельскохозяйственного назначения, что в итоге угрожает продовольственной безопасности Республики Дагестан.

Материальное положение преобладающей части сельского населения не позволяет использовать систему ипотечного кредитования жилищного строительства. Уровень благоустройства сельского жилищного фонда в 2-3 раза ниже городского уровня.

Не могут быть признаны удовлетворительными и темпы обеспечения жильем граждан, молодых семей и молодых специалистов, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Общеобразовательные учреждения в большинстве своем находятся в ветхом и аварийном состоянии.Медицинские учреждения, учреждения культурно-досугового типа территориально недоступны для большинства сельского населения.

Низкий уровень комфортности проживания в сельской местности влияет на миграционные настроения сельского населения, особенно молодежи. Соответственно, сокращается источник расширенного воспроизводства трудоресурсного потенциала аграрной отрасли.

С учетом объективных особенностей развития сельских территорий и имеющегося значительного разрыва в уровне и качестве жизни на селе по сравнению с городскими территориями достижение прогресса в изменении сложившейся ситуации возможно только на условиях использования программно-целевого метода, в том числе постановки задачи, определения путей ее решения с привлечением средств государственной поддержки на федеральном уровне.

Преимуществом целевого вариантаявляется кардинальное повышение уровня социально-инженерного обустройства сельских поселений на основе достижения высоких стандартов условий проживания, сопоставимых с городским уровнем.

К существенным рискам реализации этого сценария следует отнести значительную нагрузку на федеральный бюджет и республиканский бюджет Республики Дагестан, которая несопоставима с возможностями бюджетов всех уровней бюджетной системы ни в среднесрочной, ни в долгосрочной перспективе.

Показателем результативности использования программно-целевого метода являются позитивные изменения в комплексном развитии сельских территорий в ходе реализации республиканской целевой программы"Социальное развитие села до 2013 года" (далее - Программа социального развития села), республиканской программы "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы", утвержденнойЗаконом Республики Дагестан от 17декабря 2012 года N 94, которые создали определенные предпосылки для укрепления производственного и инфраструктурного потенциала сельских территорий, способствовали повышению занятости и доходов сельского населения, решению вопросов улучшения их жилищных условий и социальной среды обитания.

За годы реализации Программы социального развития села с 2003-2012 годовпроложено около160кмводопровода,построены2 участковыебольницы, поликлиника на 150 посещений,28 фельдшерско-акушерских пунктов, школа-интернат на 200 ученических мест в СПК "Согратль", школа в с.Наскент на 504 ученических места, улучшеныжилищные условия 3,1 тыс. сельских семей, в том числе 960 молодых семей и молодых специалистов.

В результате реализации программных мероприятий значительно улучшилось инженерное обустройство жилищного фонда - уровень газификации увеличился с 34,5 процента до 52,5 процента, уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой – с 36,8процента до 51,8 процента.

Государственная поддержка в 2003-2013 годах стимулировала привлечение средств внебюджетных источников финансирования в объеме 3077,0 млн рублей.

Положительный опыт реализации Программы социального развития села подтверждает необходимость решения проблем, сложившихся на сельских территориях, путем использования программно-целевого метода.

Целесообразность использования программно-целевого метода для решения задачи по устойчивому развитию сельских территорий подкреплена:

взаимосвязью целевых установок устойчивого развития сельских территорий с приоритетами социально-экономического развития Республики Дагестан в части повышения уровня и качества жизни на селе, создания социальных основ для экономического роста аграрного и других секторов экономики;

долгосрочным характером социальных проблем сельских территорий, требующим системного подхода к их решению;

высоким уровнем затратности решения накопившихся проблем села, требующим привлечения средств государственной поддержки.

В связи с этим устойчивое развитие сельских территорий включено в число приоритетных направлений развития экономики республики.

2. Основные цели и задачи Программы


Программа является инструментом реализации государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий, направления которой нацеленына повышение уровня и качества жизни сельского населения, замедление процессов депопуляции и стабилизации численности сельского населения, создание благоприятных условий для выполнения селом его производственной и других общенациональных функций и задач территориального развития.

Основными целями Программы являются:

создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности;

стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности;

содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе;

активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов;

формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни.

Достижение целей Программы будет осуществляться с учетом следующих подходов:

комплексное планирование развития сельских территорий и размещение объектов социальной и инженерной инфраструктуры в соответствии с документами территориального планирования (схемами территориального планирования муниципальных районов и генеральными планами поселений и городских округов);

обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которых осуществляются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса;

использование механизмов государственно-частного партнерства и привлечение средств внебюджетных источников для финансирования мероприятий Программы, включая средства населения и организаций.

Реализацию Программы предполагается осуществлять в один этап.

Для достижения вышеуказанных целей предусматривается решение следующих задач:

в области создания комфортных условий жизнедеятельности - повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры и удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье;

в области стимулирования инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности и содействия созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе - концентрация ресурсов, направляемых на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которых осуществляется развитие агропромышленного комплекса;

в области формирования позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни - поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий путем проведения отдельных мероприятий республиканского значения (конкурсов, спортивных соревнований).

Обоснованием необходимости решения поставленных задач в сфере устойчивого развития сельских территорий для достижения целей Программы является:

низкий уровень обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности;

низкий уровень развития рынка жилья в сельской местности и доступности для сельского населения решения проблемы по улучшению жилищных условий;

непривлекательность сельской местности как среды обитания и рост миграционных настроений, в том числе среди сельской молодежи;

низкий уровень социальной активности сельского населения, не способствующий формированию активной гражданской позиции;

отсутствие в обществе понимания значимости и перспектив развития сельских территорий.

Целевые индикаторы и показатели Программы приведены в приложенииN 1.

3. Мероприятия Программы


Перечень мероприятий Программы приведен в приложении N 2 и сформирован в соответствии с основными направлениями концепции Программы с учетом анализа современного состояния и прогнозов развития сельских территорий, итогов реализации Программы социального развития села, а также с учетом комплексного подхода к решению социально-экономических проблем развития сельских территорий на основе принципов проектного финансирования и комплексного планирования развития сельских территорий на основании документов территориального планирования.

Программа включает следующие мероприятия:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»