Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 декабря 2013 года N 389

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ ОТ 3 ОКТЯБРЯ 2012 Г. N  382 И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

Правительство Республики Марий Эл постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Республики Марий Эл от 3 октября 2012 г. N 382 "О государственной программе Республики Марий Эл "Содействие занятости населения на 2013 - 2020 годы" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 4 октября 2012 г., N 03102012040333; 28 мая 2013 г., N 27052013040173) следующее изменение:

государственную программу Республики Марий Эл "Содействие занятости населения на 2013 - 2020 годы", утвержденную указанным выше постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Республики Марий Эл от 2 августа 2012 г. N 291 "О республиканской целевой программе "Содействие занятости населения Республики Марий Эл на 2012 - 2020 годы" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 3 августа 2012 г., N 02082012040258), кроме пункта 4;

постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 ноября 2012 г. N 442 "О внесении изменения в постановление Правительства Республики Марий Эл от 2 августа 2012 г. N 291" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 4 декабря 2012 г., N 30112012040389);

пункт 2 раздела I постановления Правительства Республики Марий Эл от 15 апреля 2013 г. N 104 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 15 апреля 2013 г., N 15042013040112);


раздел I постановления Правительства Республики Марий Эл от 3 июля 2013 г. N 212 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 3 июля 2013 г., N 03072013040211);

постановление Правительства Республики Марий Эл от 16 октября 2013 г. N 320 "О Программе Республики Марий Эл по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 - 2020 годы" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 17 октября 2013 г., N 16102013040312);

постановление Правительства Республики Марий Эл от 21 ноября 2013 г. N 348 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Марий Эл от 2 августа 2012 г. N 291" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 22 ноября 2013 г., N 21112013040337).

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 г.

Председатель Правительства Республики Марий Эл Л. Маркелов


"УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства Республики Марий Эл от 3 октября 2012 г. N 382 (в редакции постановления Правительства Республики Марий Эл от 16 декабря 2013 г. N 389)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА 2013 - 2020 ГОДЫ"

ПАСПОРТ государственной программы Республики Марий Эл "Содействие занятости населения на 2013 - 2020 годы"


Ответственный исполнитель Государственной программы

-

Департамент государственной службы занятости населения Республики Марий Эл

Соисполнители Государственной программы

-

отсутствуют

Участники Государственной программы

-

государственные казенные учреждения Республики Марий Эл центры занятости населения;

 органы исполнительной власти Республики Марий Эл;

 администрации городских округов и муниципальных районов Республики Марий Эл (по согласованию);

 федеральное казенное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Марий Эл" (по согласованию);

 работодатели (по согласованию);
профсоюзы (по согласованию);
Управление Федеральной миграционной службы по Республике Марий Эл (по согласованию) (далее - УФМС России по Республике Марий Эл)

Подпрограммы Государственной программы

-

"Содействие занятости населения Республики Марий Эл";

 "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения в Республике Марий Эл, предусматривающие содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места";

 " Программа Республики Марий Эл по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом";

 "Обеспечение реализации государственной программы Республики Марий Эл "Содействие занятости населения на 2013 - 2020 годы"

Цели Государственной программы

-

содействие занятости населения;
обеспечение социальной поддержки безработных граждан в период поиска работы;
обеспечение потребности экономики в притоке квалифицированных и высококвалифицированных кадров

Задачи Государственной программы

-

поддержание стабильности на рынке труда;

 повышение уровня занятости населения, качества, конкурентоспособности и востребованности рабочей силы;
информирование граждан о ситуации на рынке труда, о предоставляемых услугах и возможностях трудоустройства населения;
сокращение дефицита трудовых ресурсов

Целевые индикаторы и показатели Государственной программы

-

показатели Государственной программы:
 уровень регистрируемой безработицы (на конец года);

 коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда (на конец года);

 показатели подпрограммы "Содействие занятости населения Республики Марий Эл" :
 содействие трудоустройству незанятых граждан, обратившихся в органы службы занятости населения;

 удельный вес трудоустройства граждан, обратившихся в поиске работы, в общей численности граждан, обратившихся в органы службы занятости населения;

 показатели подпрограммы "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения в Республике Марий Эл, предусматривающие содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места" :
 оборудование (оснащение) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов";

 трудоустройство незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места;

 показатели подпрограммы " Программа Республики Марий Эл по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом":
 количество соотечественников и членов их семей, прибывших и зарегистрированных УФМС России по Республике Марий Эл на территории Республики Марий Эл;

 доля соотечественников, занятых трудовой деятельностью, включая открывших собственный бизнес, в числе соотечественников и членов их семей трудоспособного возраста, прибывших на территорию муниципального образования в Республике Марий Эл;

 доля охвата участников подпрограммы и членов их семей единовременной финансовой помощью на бытовое обустройство в общем числе участников подпрограммы и членов их семей, прибывших на территорию муниципального образования в Республике Марий Эл;

 доля расходов средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на реализацию предусмотренных подпрограммой мероприятий, связанных с предоставлением социальной поддержки участникам подпрограммы и членам их семей, в общем размере расходов республиканского бюджета Республики Марий Эл на реализацию мероприятий, предусмотренных подпрограммой;

 показатели подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы Республики Марий Эл "Содействие занятости населения на 2013 - 2020 годы":
 уровень повышения квалификации работников службы занятости населения;

 доля административных зданий, арендуемых у частных организаций и не обеспечивающих стандарт комфортности оказания государственных услуг;

 доля помещений, арендуемых у частных организаций, для размещения автотранспортных средств;

 коэффициент автоматизированных рабочих мест с использованием программного комплекса "Катарсис" (версия 8)

Этапы и сроки Государственной программы

-

2013 - 2020 годы:
 первый этап 2013 - 2014 годы
 второй этап 2015 - 2020 годы

Объемы финансирования Государственной программы

-

общий объем финансирования в 2013 - 2020 годах составляет 2 346 804,4 тыс. рублей, в том числе:
 2013 год - 299 924,5 тыс. рублей
 2014 год - 279 874,2 тыс. рублей
 2015 год - 274 679,0 тыс. рублей
 2016 год - 270 433,5 тыс. рублей
 2017 год - 312 056,8тыс. рублей
 2018 год - 310 107,8 тыс. рублей
 2019 год - 297 668,8 тыс. рублей
 2020 год - 302 059,8 тыс. рублей;

 из них за счет средств, предоставленных в виде субвенции и субсидии из федерального бюджета, (при условии выделения средств) -1 300 389,0 тыс. рублей, в том числе:
 2013 год - 165 628,5  тыс. рублей
 2014 год - 159 148,9  тыс. рублей
 2015 год - 160 910,6  тыс. рублей
 2016 год - 157 378,2  тыс. рублей
 2017 год - 164 330,7  тыс. рублей
 2018 год - 164 330,7  тыс. рублей
 2019 год - 164 330,7  тыс. рублей
 2020 год - 164 330,7  тыс. рублей;

 за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл - 1 046 415,4 тыс. рублей, в том числе:
 2013 год - 134 296,0 тыс. рублей
 2014 год - 120 725,3 тыс. рублей
 2015 год - 113 768,4 тыс. рублей
 2016 год - 113 055,3 тыс. рублей
 2017 год - 147 726,1 тыс. рублей
 2018 год - 145 777,1 тыс. рублей
 2019 год - 133 338,1 тыс. рублей
 2020 год - 137 729,1 тыс. рублей.
 Объемы финансирования Государственной программы из республиканского бюджета Республики Марий Эл и федерального бюджета подлежат ежегодному уточнению при формировании бюджетов на очередной финансовый год и на плановый период исходя из их возможностей

Ожидаемые результаты реализации Государственной программы

-

содействие трудоустройству в 2013 - 2020 годах на постоянную и временную работу 269,3 тыс. человек, из них содействие трудоустройству 51,3 тыс. незанятых граждан, обратившихся в органы службы занятости населения;

 оказание услуг по профессиональной ориентации, психологической поддержке и профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию в 2013 - 2020 годах 110,7 тыс. человек;

 осуществление социальных выплат с 2013 по 2020 год 38,7 тыс. граждан, признанных в установленном порядке безработными;

 повышение удельного веса трудоустройства граждан, обратившихся в поиске работы, в общей численности граждан, обратившихся в органы службы занятости населения к 2020 году, до 58,0 процента;

 снижение уровня регистрируемой безработицы к концу 2020 года до 0,8 процента, коэффициента напряженности - до 0,6 незанятого гражданина в расчете на одно вакантное место

I. Общая характеристика сферы реализации государственной программы Республики Марий Эл "Содействие занятости населения на 2013 - 2020 годы"


В 2011 и 2012 годах государственная политика в области содействия занятости населения реализовывалась в рамках постоянно действующих программ содействия занятости населения, а также программ дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в Республике Марий Эл, позволивших стабилизировать ситуацию на рынке труда и снизить социальную напряженность в обществе.

Участниками мероприятий активной политики занятости - получателями государственных услуг в области содействия занятости населения с 2011 по 2012 год стали 149,6 тыс. человек.

Участниками программ дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Марий Эл, в 2011 - 2012 годы стали 4,2 тыс. человек.

Основное влияние на ситуацию в сфере занятости населения и на рынке труда Республики Марий Эл оказывает ситуация в реальном секторе экономики.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл (далее - Маристат), численность занятого населения в 2012 году составляла 342,4 тыс. человек, уровень занятости населения - 64,1 процента.

Общая численность безработных в республике, рассчитанная по методологии Международной организации труда (МОТ), по отношению к 2011 году уменьшилась с 37,3 до 23,8 тыс. человек, а уровень общей безработицы - с 9,97 до 6,5 процента. Сократился разрыв между общей и регистрируемой безработицей с 6,6 до 5,2 раза.

В 2012 году в органы службы занятости населения по вопросу трудоустройства обратились почти 18,0 тыс. человек, в том числе 14,1 тыс. незанятых трудовой деятельностью граждан, из которых 10,7 тыс. человек признаны безработными. Сняты с учета 12,4 тыс. человек, из них 5,4 тыс. человек нашли работу (доходное занятие). Кроме этого, 1,5 тыс. незанятых граждан были трудоустроены в течение первых десяти дней до признания безработными, что на 62 процента больше, чем в 2011 году. На период летних каникул и в свободное от учебы время трудоустроены 3,2 тыс. подростков.

В ходе реализации программ содействия занятости населения в 2012 году на регистрируемом рынке труда произошли следующие позитивные изменения.

Численность безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости населения, сократилась с 5292 до 3635 человек, уровень регистрируемой безработицы снизился с 1,4 до 0,97 процента, коэффициент напряженности уменьшился с 1,6 до 0,6 незанятого гражданина в расчете на одну заявленную вакансию.

По данным Маристата, в январе - июле 2013 г. продолжился рост основных показателей социально-экономического развития и достигнуты положительные результаты развития основных видов экономической деятельности.

По данным обследования населения по проблемам занятости, численность занятого населения в июле 2013 г. составила 351,3 тыс. человек. Уровень занятости населения за указанный период составил 65,7 процента, увеличившись к январю 2013 г. на 7 процентов.

Общая численность безработных по методологии МОТ в республике в июле 2013 г. по отношению к январю 2013 г. уменьшилась на 3,3 тыс. человек и составила 18,3 тыс. человек. Уровень общей безработицы снизился с 6,4 до 5,1 процента от численности экономически активного населения.

За 7 месяцев 2013 года за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости населения обратились 10,9 тыс. человек, что составляет 93 процента к соответствующему периоду прошлого года, официальный статус безработного получили 5,5 тыс. человек (на 19,1 процента меньше, чем в соответствующем периоде 2012 года).

По состоянию на 1 августа 2013 г. на учете в органах службы занятости населения в качестве безработных граждан состояли 3 479 человек, что на 156 человек меньше по сравнению с численностью безработных граждан на 1 января 2013 г. За этот период уровень регистрируемой безработицы по отношению к численности экономически активного населения снизился с 0,97 до 0,95 процента (справочно: по Российской Федерации - 1,2 процента).

В девяти муниципальных образованиях уровень регистрируемой безработицы был ниже среднего по республике.

В январе-июле 2013 г. в республиканский банк вакансий поступили заявки на укомплектование 17,9 тыс. рабочих мест. По состоянию на 1 августа 2013 г. потребность в работниках, заявленная работодателями, составила 7 406 единиц (увеличение по отношению к началу года на 16,8 процента).

Коэффициент напряженности на рынке труда (численность незанятых граждан, состоящих на учете в органах службы занятости населения, в расчете на одну заявленную вакансию) снизился с 0,6 единицы на 1 января 2013 г. до 0,5 единицы на 1 августа 2013 г. (по Российской Федерации - 0,6).

В то же время на регистрируемом рынке труда республики сохраняется дифференциация уровня безработицы, его значение колеблется от 0,65 процента в Медведевском районе до 5,38 процента в Юринском районе.

Коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда находится в диапазоне от 0,3 в г. Йошкар-Ола до 17,8 незанятого гражданина в расчете на одно вакантное место в Юринском районе.

Проблемой, осложняющей трудоустройство, является несоответствие контингента безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости населения, требованиям работодателей. В структуре вакантных мест преобладают рабочие профессии (73,6 процента), большинство из которых предполагает использование в основном мужского труда.

На фоне увеличения общего числа свободных рабочих мест наблюдается их существенное различие по сферам экономической деятельности.

В банке данных ведущие позиции занимают вакансии по видам экономической деятельности: обрабатывающие производства - 24,9 процента, торговля - 11,9 процента, здравоохранение - 11,5 процента, образование - 10,9 процента, операции с недвижимым имуществом - 10,4 процента, сельское и лесное хозяйство - 7,3 процента, строительство - 6,4 процента, государственное управление, транспорт и связь - по 3,3 процента, производство и распределение электроэнергии - 1,75 процента, финансовая деятельность - 0,7 процента.

Остается низкой конкурентоспособность на рынке труда республики отдельных категорий граждан (молодежь без практического опыта работы, инвалиды, женщины, имеющие малолетних детей и детей-инвалидов), обусловленная ужесточением требований работодателей к принимаемым на работу гражданам.

В связи с применением некоторыми работодателями практики введения режимов неполной занятости работников с целью сохранения кадрового потенциала часть работников будет испытывать необходимость в поиске вариантов эффективной вторичной занятости.

Таким образом, потребность в услугах в области содействия занятости населения в республике будет расти, чему будет способствовать не только безвозмездное оказание услуг, но и развитие базы сведений о вакантных рабочих местах, широкий спектр оказываемых услуг, развитие системы предоставления услуг в электронном виде, возможность получения гарантированной социальной поддержки в период вынужденной безработицы.

Прогнозируемый экономический рост в республике обеспечит решение основных социальных задач: создание новых рабочих мест, рост заработной платы и в целом доходов населения.

При сохранении наметившихся положительных тенденций в экономической ситуации прогнозируется снижение численности безработных граждан, рассчитанной по методологии МОТ, с 6,49 процента в 2012 году до среднего уровня в 2020 году - 5,3 процента.

Исходя из прогнозируемой общей численности безработных, численность зарегистрированных безработных к 2020 году стабилизируется на отметке 3,0 тыс. человек при уровне безработицы 0,8 процента от численности экономически активного населения.

II. Приоритеты, цели и задачи государственной политики в сфере реализации Государственной программы


Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы определены в соответствии с основными мероприятиями по реализации Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл, утвержденными постановлением Правительства Республики Марий Эл от 28 апреля 2009 г. N 102 "О мероприятиях по реализации Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл".

Приоритетные направления деятельности в области развития рынка труда в 2013 - 2020 годах - создание условий для обеспечения экономики республики высокопрофессиональными кадрами, повышение эффективности их использования, реализация прав граждан на защиту от безработицы, в том числе:

развитие и модернизация всех уровней и форм профессионального образования, ориентированного на спрос инновационной экономики и потребности современного рынка труда, повышение конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, развитие кадрового потенциала организаций, эффективное трудоустройство молодых специалистов, преодоление структурной и длительной безработицы;

создание условий, способствующих расширению предложения рабочей силы на рынке труда, в том числе за счет развития гибких форм занятости, ориентированных на стимулирование использования трудового потенциала работников старшего возраста, инвалидов, женщин, имеющих малолетних детей, а также за счет совершенствования механизма квотирования рабочих мест для инвалидов и внедрения механизма стимулирования работодателей к приему на работу граждан, имеющих ограничения к трудовой деятельности;

повышение мобильности рабочей силы;

повышение качества оказания государственных услуг в сфере занятости населения;

развитие и совершенствование мер по содействию самозанятости и предпринимательской инициативы безработных граждан.

Целями Государственной программы являются содействие занятости населения, обеспечение социальной поддержки безработных граждан в период поиска работы, обеспечение потребности экономики в притоке квалифицированных и высококвалифицированных кадров.

Для достижения целей Государственной программы предполагается решение следующих задач:

поддержание стабильности на рынке труда, повышение уровня занятости населения, качества, конкурентоспособности и востребованности рабочей силы;

информирование граждан о ситуации на рынке труда, о предоставляемых услугах и возможностях трудоустройства населения;

сокращение дефицита трудовых ресурсов.

III. Сроки и этапы реализации Государственной программы, целевые показатели (индикаторы)


Государственная программа реализуется в 2013 - 2020 годах в два этапа: первый этап 2013 - 2014 годы; второй этап 2015 - 2020 годы.

Основными показателями (индикаторами) достижения поставленных целей и решения задач Государственной программы являются:

уровень регистрируемой безработицы (на конец года);

коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда (на конец года).

Сведения о показателях (индикаторах) Государственной программы, подпрограмм и их значениях приводятся в приложении N 1 к Государственной программе.

Состав показателей (индикаторов) Государственной программы определен исходя из принципа необходимости и достаточности информации.