Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 ноября 2013 года N 846

О внесении изменения в постановление Правительства Калининградской области от 22 декабря 2010 года N 946

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2015 года на основании Постановления Правительства Калининградской области от 29.12.2014 N 925.
____________________________________________________________________



В соответствии со статьей 18 Уставного закона Калининградской области "О Правительстве Калининградской области" Правительство Калининградской области постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Калининградской области от 22 декабря 2010 года N 946 "О целевой программе Калининградской области "Защита побережья Балтийского моря, Калининградского и Куршского заливов в пределах Калининградской области на 2011 - 2020 годы" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Калининградской области от 07 ноября 2011 года N 840, от 28 августа 2012 года N 671, от 04 февраля 2013 года N 39, от 31 мая 2013 года N 377) следующее изменение:

приложение изложить в редакции согласно приложению.

2. Постановление вступает в силу со дня подписания и подлежит официальному опубликованию.

     Губернатор
     Калининградской области Н.Н. Цуканов

    Приложение
     к постановлению Правительства
     Калининградской области
     от 18 ноября 2013 года N 846

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА Калининградской области "Защита побережья Балтийского моря, Калининградского и Куршского заливов в пределах Калининградской области на 2011 - 2020 годы"

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1. Паспорт целевой программы Калининградской области "Защита побережья Балтийского моря, Калининградского и Куршского заливов в пределах Калининградской области на 2011-2020 годы"


1. Наименование программы:

целевая программа Калининградской области "Защита побережья Балтийского моря, Калининградского и Куршского заливов в пределах Калининградской области на 2011 - 2020 годы" (далее – Программа).

2. Основания для разработки Программы:

1) Федеральный закон от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";

2) Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений";

3) Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте";

4) свод правил по проектированию морских берегозащитных сооружений (СП 32-103-97).

3. Государственные заказчики Программы:

1) Министерство строительства Калининградской области в части полномочий, не отнесенных к компетенции государственного казенного учреждения Калининградской области "Балтберегозащита";

2) государственное казенное учреждение Калининградской области "Балтберегозащита" по осуществлению мероприятий по безопасной эксплуатации находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии берегозащитных гидротехнических сооружений и проведению системных мониторинговых исследований берега Балтийского моря и берегозащитных сооружений в пределах Калининградской области, указанных в таблице 6 настоящей Программы, при размещении заказов для государственных нужд Калининградской области в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

4. Субъект бюджетного планирования Программы, ответственный за исполнение Программы:

Министерство строительства Калининградской области.

5. Разработчики Программы:

Министерство строительства Калининградской области, государственное казенное учреждение Калининградской области "Балтберегозащита", научно-экспертный совет по вопросам защиты побережья Балтийского моря, Куршского и Калининградского заливов в пределах Калининградской области.

6. Исполнители основных мероприятий Программы:

Министерство строительства Калининградской области, государственное казенное учреждение Калининградской области "Балтберегозащита", предприятия и иные организации, выбираемые в соответствии с требованиями действующего законодательства.

7. Стратегическая цель Программы:

увеличение эффективности системы защиты побережья Калининградской области от негативного воздействия вод с 16,5% до 48%.

8. Тактические задачи Программы:

1) капитальный ремонт и реконструкция существующих берегозащитных сооружений, обеспечение их безопасной эксплуатации и восстановление искусственных пляжей;

2) разработка современного природного обоснования берегозащиты и проведение мониторинга побережья Калининградской области;

3) разработка генеральной схемы берегозащитных и противооползневых сооружений на период до 2020 года с перспективой до 2030 года;

4) разработка и корректировка проектной документации по строительству и реконструкции берегозащитных сооружений;

5) совершенствование нормативно-правовой базы по регулированию деятельности на побережье Калининградской области и по трансграничному сотрудничеству в прибрежной зоне Юго-Восточной Балтики.

9. Сроки и этапы реализации Программы:

сроки реализации Программы: 2011 - 2020 годы.

Программа реализуется в один этап.

10. Объемы и источники финансирования по годам:

общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 596 000 тыс. рублей (239 000 тыс. рублей + 357 000* тыс. рублей), в том числе по годам:

2011 год - 11 000 тыс. рублей;

 2012 год - 26 000 тыс. рублей;

 2013 год - 14 000 тыс. рублей;

 2014 год - 16 000 тыс. рублей;

 2015 год - 19 000 тыс. рублей;

 2016 год - 22 000 тыс. рублей + 17 000* тыс. рублей;

 2017 год - 26 000 тыс. рублей + 90 000* тыс. рублей;

 2018 год - 30 000 тыс. рублей + 65 000* тыс. рублей;

 2019 год - 35 000 тыс. рублей + 75 000* тыс. рублей;

 2020 год - 40 000 тыс. рублей + 110 000* тыс. рублей.

* - Указанные расходы могут быть предусмотрены при корректировке предельных объемов бюджетных ассигнований в рамках государственной программы Калининградской области "Окружающая среда".

11. Непосредственные результаты реализации Программы:

1) снижение до 10% износа существующих берегозащитных гидротехнических сооружений;

2) составление и утверждение деклараций безопасности на берегозащитные гидротехнические сооружения в соответствии с таблицей 6 настоящей Программы;

3) страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на берегозащитных гидротехнических сооружениях в соответствии с таблицей 6 настоящей Программы;

4) ликвидация трех разрушенных и не подлежащих восстановлению берегозащитных сооружений;

5) увеличение мониторинговой сети до 290 реперов (пунктов мониторинга);

6) получение полных данных о состоянии всех берегозащитных сооружений, 145 километров морского побережья и прибрежной части дна Балтийского моря;

7) получение актуализированных данных о ветре, волнении, течениях, наличии наносов и их перемещении в прибрежной зоне в районах интенсивного воздействия моря на берег;

8) разработка и корректировка проектной документации по строительству 8 новых берегозащитных сооружений;

9) разработка проектной документации по реконструкции и капитальному ремонту 4 берегозащитных сооружений;

10) модернизация информационной прогнозной автоматизированной системы береговой зоны (далее - ИПАС);

11) разработка интерактивного природного обоснования для выполнения проектных и строительных работ по защите побережья Калининградской области в составе ИПАС;

12) разработка интерактивной генеральной схемы берегозащитных и противооползневых сооружений для Калининградской области на период до 2020 года с перспективой до 2030 года в составе ИПАС;

13) подготовка научно-обоснованных предложений для проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих регулирование деятельности на побережье Калининградской области;

14) разработка методик и документов в сфере деятельности на побережье Калининградской области и оценки трансграничных потоков наносов Юго-Восточной Балтики.

12. Ожидаемые результаты реализации Программы:

1) увеличение эффективности системы защиты побережья Калининградской области от негативного воздействия вод с 16,5% до 48%;

2) ликвидация всех аварийных участков берега (100%), на которых возможно возникновение чрезвычайной ситуации;

3) снижение скорости среднего отступания берега с -1 до -0,3 метра в год;

4) увеличение ширины пляжей до 70 м в курортных населенных пунктах побережья (Светлогорск, Зеленоградск, Пионерский, Янтарный) общей протяженностью более 16,7 км;

5) повышение туристско-рекреационной привлекательности курортных населенных пунктов и улучшение экологического состояния побережья Калининградской области.

13. Система организации контроля за исполнением Программы:

контроль за исполнением Программы осуществляется в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

Глава 2. Содержание проблемы, обоснование необходимости программной разработки


14. Побережье Калининградской области имеет значительный рекреационный потенциал. На нем располагаются курорты федерального значения (Светлогорск - Отрадное и Зеленоградск), приморские курортные населенные пункты, а также особо охраняемые природные территории, в том числе Национальный парк "Куршская коса". Протяженность морской береговой линии Калининградской области составляет 147 км. Из них 39 км - абразионный берег (на Самбийском полуострове) и 108 км - аккумулятивно-размываемый.

15. Материал, теряемый абразионным берегом, в значительной степени идет на формирование Куршской и Балтийской кос. В прибрежной зоне действует сложная система течений, чутко реагирующих на силу ветра, угол его подхода к линии берега и морфологические особенности подводного берегового склона. Берега сложены в основном рыхлыми и легко размываемыми породами и чувствительны к волновому воздействию. Наиболее активный размыв берегов и мощные донные подвижки наносов происходят в период кратковременных (1-2 суток), но интенсивных штормов, а в более длительные периоды между штормами резкие изменения рельефа берега постепенно нивелируются.

16. Интенсивное разрушение берегов обусловлено дефицитом песка прибрежной зоне, и этим объясняется слабое развитие песчаных пляжей. На дне моря широко распространена валунно-глыбовая отмостка, где рыхлые осадки отсутствуют. Песчаные накопления прослеживаются узкой полосой вдоль берега и выстилают подводный береговой склон в пределах бухт и вогнутостей берега. Интенсивность разрушения усиливается из-за гидрогеологического строения побережья, в частности, чередования песчаных и глинистых прослоев в породах и многочисленных выходов грунтовых вод.

17. Постоянному разрушению подвержено 73,3 км морского берега. Отдельно выделяются восемь аварийных участков берега, где имеется непосредственная угроза возникновения чрезвычайных ситуаций. Всего 12,1 км берега находятся под постоянной защитой существующих берегоукрепительных сооружений (стен, опоясок, променадов, искусственных авандюн). Сооружения, стоящие на балансе государственного казенного учреждения Калининградской области "Балтберегозащита", защищают от разрушения коренные берега городов-курортов и приморских населенных пунктов.

18. Под воздействием негативных природных процессов происходит безвозвратная потеря ценных приморских территорий, исчезновение песчаных пляжей, что препятствует развитию хозяйственной деятельности на побережье и снижает туристическую и рекреационную привлекательность Калининградской области. Увеличение масштабной застройки на побережье и безответственная человеческая деятельность ведет к возрастанию негативной антропогенной нагрузки на береговую полосу. Штормовое воздействие волн на дно и берег приводит к локальным размывам авандюны (до -5-7 метров) на Балтийской и Куршской косах, а также к полному размыву пляжей в курортных населенных пунктах Приморье, Лесное, Отрадное и городах Светлогорске, Пионерском и Зеленоградске. Состояние морского побережья Калининградской области на отдельных участках, на которых в непосредственной близости к морю располагаются населенные пункты и объекты инфраструктуры (поселок Коса на Балтийской косе, западная часть г. Зеленоградска, корневая часть Куршской косы), охарактеризовано как аварийное.

19. Существующие гидротехнические сооружения, многие из которых находятся в аварийном состоянии, не обеспечивают эффективной защиты соответствующих участков берега. От надежности гидротехнических сооружений зависит безопасность населенных пунктов, хозяйственных структур и окружающей природной среды, находящихся в зоне действия этих сооружений. За многолетний срок эксплуатации без проведения необходимых ремонтных работ большинство берегозащитных сооружений (13 из 17) получили значительные повреждения (до 80%), находятся в неудовлетворительном техническом состоянии и не соответствуют техническим паспортам, а половина из них находится в предаварийном и аварийном состоянии. При штормовых явлениях в зоне действия берегозащитных гидротехнических сооружений, находящихся в аварийном и предаварийном состоянии, могут возникать чрезвычайные ситуации с разрушением инфраструктуры, природных и хозяйственных комплексов, а также чрезвычайные ситуации с затоплением территорий населенных пунктов (город Зеленоградск, поселок Лесное на Куршской косе).

20. В действующей нормативно-правовой базе Калининградской области, опирающейся на градостроительный, земельный, водный кодексы и другие нормативно-правовые акты, не достаточно урегулированы вопросы деятельности на побережье Калининградской области, так как отсутствуют:

1) регламентирующие положения, учитывающие процессы развития берегов;

2) положения, определяющие полномочия выдачи специальных технических условий при строительстве в береговой зоне.

21. Проблема также заключается в несоответствии проводимых берегозащитных мероприятий одновременно предупреждению чрезвычайных ситуаций и активному развитию туристско-рекреационного комплекса на побережье Калининградской области.

22. К основным причинам возникновения данной проблемы относятся:

1) недостаточный объем финансирования ремонтно-восстановительных работ на берегозащитных сооружениях и работ по ликвидации аварийных ситуаций на побережье;

2) отсутствие необходимого природного (научного) обоснования проектов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»