В Российской Федерации деятельность по предотвращению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий приобрела общенациональную значимость, поднята на уровень государственной политики безопасности страны.
Для решения этой проблемы в Российской Федерации и в Волгоградской области проводится значительная работа по предотвращению чрезвычайных ситуаций.
Через территорию области проходят важные железнодорожные, автомобильные, водные и воздушные трассы. Общая протяженность железнодорожных путей составляет 1,6 тыс. километров, внутренних судоходных путей - 1,5 тыс. километров, автомобильных дорог - более 14 тыс. километров (83 процента дорог общего пользования имеют твердое покрытие). По территории области протекает 200 рек различной величины. Общая протяженность рек, протекающих по территории Волгоградской области, составляет 7981 километр.
По территории области проходит 4 нефтепровода общей протяженностью 1352 километра, 5 магистральных газопроводов протяженностью 1235 километров и 12 областных газопроводов общей протяженностью 1302 километра.
Пять городов Волгоградской области отнесены к степеням химической опасности, в том числе к I степени химической опасности - Волгоград, г. Волжский, г. Камышин; к III степени химической опасности - г. Михайловка, г. Урюпинск.
Кроме того, на территории Волгоградской области располагаются 905 потенциально опасных объектов и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, аварии на которых могут привести к возникновению техногенных чрезвычайных ситуаций на территории Волгоградской области, в том числе 1 класса - 8 объектов, 2 класса - 10 объектов, 3 класса - 40 объектов, 4 класса - 107 объектов, 5 класса - 740 объектов.
Среди опасных природных явлений имеют место паводки, сильные ветра, лесные пожары, снежные заносы, в отдельных районах регистрируется природно-очаговая заболеваемость. Таким образом, на территории Волгоградской области возможен значительный спектр чрезвычайных ситуаций как природного, так и техногенного характера.
Пожарная безопасность является одной из составляющих обеспечения национальной безопасности страны. Обеспечение требуемого уровня пожарной безопасности на объектах защиты создает условия для поддержания высокого уровня социально-экономического развития. Пожары наносят значительный материальный ущерб во всех отраслях народного хозяйства, приводят к травматизму и гибели людей.
В Российской Федерации в 2012 году зафиксировано 162510 пожаров, в результате которых погибли 11570 человек, в том числе 545 детей, травмировано 12166 человек, общие потери составили более 100 млрд. рублей (прямой материальный ущерб составил 13,9 млрд. рублей). Огнем было уничтожено более 1,87 млн. кв. метров жилья. По-прежнему большая доля пожаров приходится на жилой сектор (71 процент). Подразделениями пожарной охраны спасено более 88,4 тыс. человек и материальных ценностей на сумму свыше 41,6 млрд. рублей.
Наиболее важными и очевидными проблемами пожарной безопасности остаются недостаточная эффективность действий различных видов подразделений пожарной охраны и повышение эффективности превентивных противопожарных мероприятий и мер, принимаемых гражданами и собственниками объектов для охраны имущества от пожара.
Невыполнение отдельных мероприятий государственной программы по строительству и реконструкции пожарных депо в населенных пунктах, созданию подразделений противопожарной службы Волгоградской области, в связи с отсутствием необходимого финансирования приведет к риску невыполнения требований статьи 76 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Недостаточное финансирование мероприятий по приобретению средств обнаружения пожаров, новых образцов пожарной техники, специального оборудования приведет к снижению темпов роста уровня боеготовности подразделений пожарной охраны, снижению эффективности действий пожарных по спасению людей и оказанию им необходимой первой помощи.
Это в итоге приведет к росту числа погибших и травмированных при пожарах людей и увеличению материальных потерь.
Забота о жизни и здоровье граждан, сохранности имущества, обеспечении личной и общественной безопасности, а также необходимость противодействия угрозам техногенного, природного характера, актам терроризма требуют развития механизма быстрого реагирования на угрозы. Повышение безопасности и защищенности населения и критически важных объектов от указанных угроз является одной из важнейших задач для обеспечения национальной безопасности и стабильного социально-экономического развития Российской Федерации.
(абзац введен постановлением Правительства Волгоградской области от 29.08.2014 N 481-п)
В целях приема сообщений о преступлениях и иной информации о событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, обработка сообщений осуществляется в круглосуточном режиме штатными дежурными, их помощниками либо сотрудниками, назначенными на дежурство в установленном порядке.
(абзац введен постановлением Правительства Волгоградской области от 29.08.2014 N 481-п)
В связи с этим необходимо создание и поддержание условий для управления, функционирования и поддержки информационного обмена в системах гражданской обороны и территориальной подсистемы Волгоградской области единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
(абзац введен постановлением Правительства Волгоградской области от 29.08.2014 N 481-п)
Для оперативного реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации функционирует региональная система оповещения и информирования населения Волгоградской области, которая объединяет:
(абзац введен постановлением Правительства Волгоградской области от 29.08.2014 N 481-п)
региональную автоматизированную систему централизованного оповещения населения Волгоградской области (далее именуется - РАСЦО) для распространения сигналов оповещения и информации по сетям связи и каналам телевизионного вещания и радиовещания через телевизионные и радиовещательные передающие станции операторов связи и организации телерадиовещания, привлекаемые к обеспечению оповещения, с перехватом передатчиков радиовещания и передатчиков звукового сопровождения телевизионных программ для оповещения и информирования населения, оперативных дежурных органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при органах местного самоуправления;
(абзац введен постановлением Правительства Волгоградской области от 29.08.2014 N 481-п)
систему "Градиент-128", средства связи и каналы общегосударственной сети связи и ведомственные сети связи, сети вещания для оповещения и информирования комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Волгоградской области, органов исполнительной власти Волгоградской области, сил и средств территориальной подсистемы Волгоградской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты.
(абзац введен постановлением Правительства Волгоградской области от 29.08.2014 N 481-п)
Как показывает опыт предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, проведения учений и тренировок в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах эффективность совместных действий населения и персонала объектов по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций и защите от поражающих факторов источников опасности еще недостаточно высока.
(абзац введен постановлением Правительства Волгоградской области от 29.08.2014 N 481-п)
Функционирование системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в немалой степени зависит от уровня подготовки должностных лиц и специалистов, в обязанности которых входит решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнение мероприятий гражданской обороны и обеспечение пожарной безопасности.