Управление сферой развития пространственных данных затрагивает интересы неограниченного круга лиц, в том числе органов государственной власти Астраханской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, физических и юридических лиц (далее - заинтересованные лица).
Национальная система пространственных данных включает в себя данные об объектах недвижимости, пространственные данные, сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и государственной кадастровой оценке.
В целях обеспечения дальнейшего совершенствования и развития системы инфраструктуры пространственных данных требуется реализация мероприятий, направленных на сохранение и развитие полученных результатов, в том числе с использованием возможностей национальной системы управления данными, а также на основе технологий искусственного интеллекта.
По оценке экспертов, деятельность в сфере земельных и имущественных отношений, развития инфраструктуры пространственных данных задействована в формировании широкого круга отраслей экономики, таких как строительство и управление недвижимостью, добыча полезных ископаемых, государственное управление, финансовая, налоговая и страховая деятельность, природопользование, сельское и лесное хозяйство.
Реализация указанных мероприятий в настоящее время носит разрозненный характер и предусмотрена в нескольких программных направлениях деятельности различных органов государственной власти Астраханской области.
При этом в настоящее время в сфере земельных и имущественных отношений, развития инфраструктуры пространственных данных существует ряд определенных проблем, а именно:
- ограниченное использование современных российских геоинформационных технологий, высокопроизводительной обработки пространственных данных, искусственного интеллекта для повышения эффективности цифровизации этой сферы;
- отсутствие отечественной геоплатформы, объединяющей сведения, содержащиеся в ведомственных и региональных информационных ресурсах, реестрах и базах данных.
Разрозненность информации об объектах недвижимости, пространственных данных, несогласованность форматов и отсутствие механизмов интеграции данных приводят к низкой эффективности использования объектов недвижимости, земельных ресурсов, управления отдельными территориями, ограничению данных о неиспользуемых земельных ресурсах для вовлечения их в хозяйственный оборот, недостаточному распространению цифровых сервисов для заинтересованных лиц, неэффективному расходованию бюджетных средств в связи с необходимостью сбора одних и тех же данных, рискам при принятии управленческих решений и осуществлении инвестиционной деятельности.
Существующие услуги и сервисы по предоставлению пространственных данных строятся органами публичной власти и хозяйствующими субъектами на основе различных, в том числе иностранных, цифровых картографических продуктов, что в условиях современных реалий создает потенциальную угрозу национальной безопасности. А система сбора информации об объектах недвижимости, пространственных данных не обеспечивает в полной мере достоверность и сопоставимость сведений.
Таким образом, в первую очередь требуется создание механизма консолидации всех сведений и материалов, используемых при реализации мероприятий по созданию и внедрению цифрового отечественного геопространственного обеспечения, интегрированного с муниципальными и региональными информационными системами. Развитие национальной системы пространственных данных станет неотъемлемой частью и инструментом пространственного развития территорий субъектов Российской Федерации, в том числе Астраханской области.
Законодательную основу, регулирующую отношения в сфере национальной системы пространственных данных, составляют следующие нормативные правовые акты:
- Земельный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 18.12.1997 N 152-ФЗ "О наименованиях географических объектов";