Изложить прогноз социально-экономического развития Чувашской Республики на 2025 - 2027 годы, одобренный распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 июня 2024 г. N 644-р (с изменениями, внесенными распоряжениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 2 августа 2024 г. N 804-р, от 5 сентября 2024 г. N 933-р), в редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики
О.НИКОЛАЕВ
Одобрен
распоряжением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 28.06.2024 N 644-р
ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2025 - 2027 ГОДЫ
Прогноз социально-экономического развития Чувашской Республики на 2025 - 2027 годы (далее - прогноз) разработан исходя из задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 февраля 2024 г., утвержденного Президентом Российской Федерации 30 марта 2024 г. N Пр-616, перечня поручений по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, утвержденного Президентом Российской Федерации 18 февраля 2024 г. N Пр-295, положений Концепции технологического развития на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 г. N 1315-р, Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р, Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года, утвержденной Законом Чувашской Республики от 26 ноября 2020 г. N 102 (далее - Стратегия до 2035 года), Концепции устойчивого развития Чувашской Республики, утвержденной распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 марта 2023 г. N 231-р, государственных программ Чувашской Республики, современного состояния и тенденций социально-экономического развития Чувашской Республики с учетом трендов развития мировой и национальной экономики, действующей и перспективной системы мер государственной поддержки.
1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Чувашской Республики
Уровень социально-экономического развития Чувашской Республики в 2023 году характеризовался следующими показателями:
объем валового регионального продукта (далее также - ВРП) - 105,1 процента в сопоставимых ценах по экспертной оценке (по России объем валового внутреннего продукта - 103,6 процента);
индекс промышленного производства - 130,7 процента (по России - 104,1 процента);
индекс сельскохозяйственного производства - 100,5 процента (по России - 100,2 процента);
объем инвестиций в основной капитал - 113,2 процента (по России - 109.8 процента);
объем выполненных работ по виду деятельности "строительство" - 117,2 процента (по России - 107,9 процента);
объем ввода жилья - 91,8 процента (по России - 107,5 процента);
потребительская инфляция - 107,3 процента (по России - 107,4 процента);
оборот розничной торговли - 112,1 процента (по России - 108,0 процента), объем платных услуг населению - 106,8 процента (по России - 106,9 процента);
реальная заработная плата работников организаций - 114,8 процента (по России - 108,2 процента);
реальные располагаемые денежные доходы населения - 105,7 процента (по России - 105,8 процента);
уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) - 2,4 процента (по России - 3,2 процента).
В 2023 году параметры социально-экономического развития Чувашской Республики, такие как индекс промышленного производства, объем инвестиций в основной капитал, объем работ по виду деятельности "строительство", оборот розничной торговли, характеризовались опережающим ростом в сравнении с аналогичными параметрами по России, вследствие чего была обеспечена положительная динамика объема валового регионального продукта. Республика стабильно опережала сложившиеся по стране темпы роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы, в реальном выражении регионом также обеспечена положительная динамика индикатора. Уровень безработицы в регионе значительно ниже показателя, сложившегося в среднем по стране.
Уровень социально-экономического развития Чувашской Республики в январе - августе 2024 года характеризовался следующими показателями:
индекс промышленного производства - 117,6 процента (по России - 104,5 процента);
индекс сельскохозяйственного производства - 103,9 процента (по России - 100,9 процента) (первое полугодие 2024 года);
объем инвестиций в основной капитал - 82,0 процента (по России - 110.9 процента) (первое полугодие 2024 года);
объем выполненных работ по виду деятельности "строительство" - 66,5 процента (по России - 102,8 процента);
объем ввода жилья - 95,1 процента (по России - 101,6 процента);
потребительская инфляция - 104,9 процента (по России - 105,3 процента);
оборот розничной торговли - 112,6 процента (по России - 108,0 процента);
объем платных услуг населению - 105,0 процента (по России - 103,6 процента);
реальная заработная плата работников организаций - 111,4 процента (по России - 109,2 процента) (январь - июль 2024 года);
уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) - 2,2 процента (по России - 2,6 процента) (первое полугодие 2024 года).
В январе - августе 2024 года параметры социально-экономического развития Чувашской Республики, такие как индекс промышленного производства, индекс сельского хозяйства, оборот розничной торговли, объем платных услуг населению, характеризовались опережающим ростом в сравнении с аналогичными параметрами по России. В 2024 году сохранен тренд роста среднемесячной номинальной заработной платы по Чувашской Республике темпами, опережающими среднероссийские, это касается и реальной заработной платы. Сохраняется низкий уровень безработицы при росте реальных денежных доходов населения.
2. Характеристика условий социально-экономического развития Чувашской Республики на среднесрочный период
В 2025 - 2027 годах траектория развития Чувашской Республики как субъекта Российской Федерации в значительной степени будет определяться результативностью реализации мер по переходу к долгосрочному экономическому росту путем структурной трансформации региональной экономики в рамках решения ряда приоритетных задач, определенных Президентом Российской Федерации в качестве следующих национальных целей:
"Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи" - достижение будет обеспечиваться в рамках мероприятий, направленных на обеспечение народосбережения, защиту материнства и детства, решение жилищных проблем, формирование условий для увеличения продолжительности жизни, повышение доходов уязвимых групп граждан и сокращение степени неравенства по доходам населения;
"Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности" - предполагает комплекс мероприятий, направленных на продвижение и защиту традиционных российских духовных ценностей, создание системы профессионального развития педагогических работников и поддержку талантливой молодежи;
"Комфортная и безопасная среда для жизни" - предусмотрены мероприятия по повышению доступности жилья, региональной инфраструктуры, в том числе увеличение точек экономического роста в рамках формирования опорных населенных пунктов;
"Экологическое благополучие" - предполагает формирование экономики замкнутого цикла, поэтапное снижение выбросов опасных веществ в окружающую среду;
"Устойчивая и динамичная экономика" - отражает приоритеты экономического развития, включающие увеличение инвестиций в основной капитал, реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, повышение производительности труда, рост производства продукции агропромышленного комплекса (далее - АПК), повышение туристической привлекательности территорий.
Комплекс системных мероприятий ориентирован на реализацию национальных целей в области технологического лидерства и цифровой трансформации, экономики и социальной сферы.
Основные показатели прогноза разработаны в двух вариантах - базовом и консервативном. Базовый вариант описывает наиболее вероятный сценарий развития региональной экономики. Консервативный вариант основан на предпосылках ухудшения внешнеэкономической ситуации и усиления санкционного давления.
Базовый вариант прогноза рассматривается как основной. При разработке проекта республиканского бюджета Чувашской Республики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов используется базовый вариант прогноза.
3. Оценка факторов и ограничений социально-экономического развития Чувашской Республики на среднесрочный период
Социально-экономическое развитие Чувашской Республики осуществляется в условиях внешней санкционной политики и ответных экономических мер Российской Федерации. Вследствие введения торговых, технологических, финансовых ограничений со стороны ряда государств ключевые изменения коснулись отраслевой структуры экономики, технологий, логистических маршрутов, производственных связей, рынков сбыта, объемов производства, ценообразования, подходов к распределению рабочей силы.
К основным факторам и ограничениям (рискам) развития региональной экономики на среднесрочный период относятся:
усиление действующего санкционного режима;
замедление мировой экономики, что создает риски для развития видов экономической деятельности, ориентированных на экспорт;
жесткая конкуренция на внутренних и мировых рынках технологий, обусловливающая трудности выхода на эти рынки с инновационной продукцией;
колебания мировых цен на нефть, объема ее потребления;
ослабление рубля и рост инфляции на фоне углубления геополитического кризиса;
ужесточение денежно-кредитной политики, что отразится на инвестиционной активности, снижении объема привлекаемых частных инвестиций;
отрицательные демографические процессы, обусловленные прежде всего естественной убылью населения;