1. Утвердить прилагаемую Концепцию устойчивого развития Чувашской Республики (далее - Концепция).
2. Исполнительным органам Чувашской Республики при разработке, актуализации и реализации документов стратегического планирования, управлении социально-экономическим развитием на региональном уровне учитывать принципы устойчивого развития.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления в Чувашской Республике при разработке, актуализации и реализации документов стратегического планирования, управлении социально-экономическим развитием на местном уровне учитывать принципы устойчивого развития.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики.
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики
О.НИКОЛАЕВ
КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
В современных условиях сохранение и обеспечение повышения конкурентоспособности региональной экономики предполагает масштабную трансформацию и внедрение механизмов устойчивого развития. Реалии значительно усложнили проблему обеспечения регионального развития: появились новые вызовы в области защиты здоровья человека, его развития, реализации экологической повестки, социума, развития экономики и общества в целом, что обусловливает возрастание внимания к внедрению действенных инструментов и механизмов обеспечения развития региона по устойчивому пути. Критически важным на данном этапе является создание условий для последовательного перехода к устойчивому региональному развитию <1>, что обеспечивает ответственное решение социально-экономических задач и проблем, связанных с сохранением благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в интересах нынешнего поколения без ущерба будущим поколениям на основе взаимодействия и сотрудничества государства, бизнеса и населения.
________________
<1> Устойчивое развитие - это такое развитие, при котором удовлетворение потребностей настоящего времени не подрывает способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. "Наше общее будущее" - доклад Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития, 1987 г., стр. 24, п. 27. https://www.un.org/ru/ga/pdf/brundtland.pdf.
С учетом глобальных вызовов ESG-трансформация, охватывающая три ключевые сферы: Environmental (Окружающая среда), Social (Социальная сфера), Governance (Государственное управление), выступает стратегическим выбором и неотъемлемым условием долгосрочной устойчивости, эффективности и конкурентоспособности экономики Чувашской Республики. Обозначенная структура дополняется категорией Prosperity (Экономическое развитие) в соответствии с концепцией устойчивого развития <2>.
________________
<2> Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 25 сентября 2015 г.) https://https://unctad.org/system/files/official-document/ares70d1_ru.pdf.
В условиях актуализации ESG-повестки эффективное управление и устойчивое экономическое развитие, социальная ответственность и экологический менеджмент рассматриваются как главные составляющие долгосрочной устойчивости региона. При этом развитие ESG-повестки на региональном уровне не только является важным вкладом субъекта в общенациональные усилия по достижению целей устойчивого развития, но и отражает его озабоченность в отношении создания условий для комфортной, устойчивой и успешной жизни нынешнего и будущих поколений.
Концепция устойчивого развития Чувашской Республики (далее - Концепция) базируется на эффективности использования ограниченных ресурсов региона, оценке рисков и возможностей, связанных с изменением климата, отношением к окружающей среде, решением социальных проблем и иных задач устойчивого развития, и будет определять экономическую и финансовую повестку Чувашии в ближайшем и отдаленном будущем.
Концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели и задачи, приоритетные направления и механизмы устойчивого развития Чувашской Республики в контексте ESG-повестки.
Концепция разработана исходя из задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области устойчивого развития (приложение N 1 к Концепции), Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года, утвержденной Законом Чувашской Республики от 26 ноября 2020 г. N 102, государственных программ Чувашской Республики.
Чувашская Республика разделяет приверженность международным целям, стандартам и принципам в области устойчивого развития, включая цели в области устойчивого развития ООН (UN Sustainable Development Goals), принципы Глобального договора ООН (Principlesofthe UN Global Compact).
Ориентация Чувашии на устойчивость развития и внедрение принципов ESG при условии результативного взаимодействия бизнеса, органов сферы публичного управления и населения будет способствовать:
внедрению комплексного подхода к решению задач и вопросов устойчивого развития, сбалансированному принятию решений во всех аспектах актуальных проблем регионального развития;
достижению целевых показателей социально-экономического развития региона, установленных нормативными документами;
повышению качества жизни населения региона и удовлетворению интересов его будущих поколений;
повышению привлекательности региона для населения, инвесторов и бизнеса, их вовлечению в повестку устойчивого развития;
внедрению практик и инструментов устойчивого развития, принципов циркулярной и зеленой экономики;
решению проблем адаптации региона к изменениям климата.
В процессе разработки Концепции ее ключевые принципы и положения рассматривались общественностью при проведении стратегических сессий, мероприятий с участием представителей экспертного сообщества, предпринимательства, общественных организаций, органов власти Чувашской Республики.
Исполнительным органам Чувашской Республики и органам местного самоуправления в Чувашской Республике рекомендуется учитывать принципы устойчивого развития при разработке, актуализации и реализации документов стратегического планирования, управлении социально-экономическим развитием на региональном и местном уровнях.
Чувашская Республика характеризуется умеренными параметрами регионального развития, что подтверждают ее позиции в национальных рейтингах: рейтинге социально-экономического положения - 57 место (2021 год), рейтинге индекса конкурентоспособности - 51 место (2022 год). Значительно улучшились позиции региона в рейтинге эффективности управления (с 52 места в 2020 году поднялся на 39 место в 2021 году), поддержки экспортной деятельности (с 51 места в 2020 году - на 19 место в 2022 году), достигнут высший уровень качества осуществления оценки регулирующего воздействия. Чувашия сохраняет высокие позиции по ключевым факторам экономического развития: состоянию инвестиционного климата - 17 место (2022 год), инновационному развитию - 30 место (2021 год), эффективности реализации промышленной политики - 26 место (2021 год) и цифровой зрелости - 19 место (2021 год). Регион демонстрирует стабильность в финансовых рейтингах кредитоспособности и качества управления региональными финансами (приложение N 2 к Концепции).
Поддержание достойных позиций республики в экономическом развитии и управленческой деятельности позволяет последовательно улучшать параметры качества жизни населения (39 место в 2020 году и 34 место в 2021 году), по оценке Агентства стратегических инициатив, Чувашия вошла в топ-20 по качеству жизни (2022 год). Столица республики город Чебоксары входит в число лидеров по индексу качества городской среды - по итогам 2021 года 4 место по России, 1 место по Приволжскому федеральному округу (далее - ПФО).
Чувашия высоко позиционируется в экологических рейтингах: по итогам лета 2022 года - 9 место по стране и 1 место по ПФО в Национальном экологическом рейтинге; в 2022 году регион вошел в топ-10 зеленого рейтинга страны (4 место). Республика является одним из самых активных регионов - участников всероссийской акции "Вода России" - 26 место (2022 год), занимает 4 место по стране по эффективности ведения лесного хозяйства (2022 год). В рейтинге энергодостаточности регионов у Чувашии 29 место (2021 год), при этом 4 место - в рейтинге эффективности функционирования энергетической отрасли, регион входит в топ-15 регионов России с одним из самых высоких рейтингов в части реализации государственной политики в области энергосбережения - А+ (приложение N 2 к Концепции).
В ESG-рейтинге российских регионов Чувашия занимает итоговое 28 место (2021 год), в том числе 19 место по экологическому блоку, 35 место - по социальному, 45 место - по управленческому блоку. Город Чебоксары вошел в топ-15 ESG-рейтинга городов России (2 место по ПФО). В рэнкинге устойчивости развития и интеграции ESG-критериев в деятельность субъектов России НРА у региона 42 место (2022 год), в том числе 5 место по социальному блоку.
Управление охраной окружающей среды в Чувашской Республике ориентировано на создание экологически безопасных условий для проживания населения в рамках достижения целей и решения приоритетных задач национального проекта "Экология" (реализуются региональные проекты "Оздоровление Волги", "Сохранение лесов", "Чистая страна", "Чистая вода", "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" и "Сохранение уникальных водных объектов"), государственных программ Чувашской Республики "Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и обеспечение экологической безопасности", "Модернизация и развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства".
Динамика индикаторов состояния окружающей среды и эффективности использования ресурсов в Чувашской Республике характеризуется рядом устойчивых позитивных трендов развития (приложение N 3 к Концепции), что является следствием проводимой в регионе природоохранной деятельности и экологической политики.
Обеспеченность качественной питьевой водой
Прирост мощности очистных сооружений, обеспечивающих нормативную очистку сточных вод (в рамках регионального проекта "Оздоровление Волги" в 2021 - 2022 годах выполнены работы по строительству (реконструкции) на четырех объектах), реализация мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов водоснабжения и водоотведения в рамках федерального проекта "Чистая вода" и соответствующего регионального проекта способствовали повышению доли населения, обеспеченного качественной питьевой водой (2021 год - 45 место по России). Для Чувашской Республики по-прежнему характерны относительно низкая обеспеченность централизованными источниками водоснабжения, несоответствие качества воды в ряде коммунальных водопроводов гигиеническим нормам, несоответствие эффективности очистки большинства канализационных сооружений нормативным требованиям.
Охрана атмосферного воздуха
При росте доли выброшенных в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников в Чувашии стабильна доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ, при этом показатель отстает от среднего по России. В Чувашской Республике предпринимаются системные меры по снижению уровня выбросов в атмосферу: формируется заправочная инфраструктура компримированного природного газа (метана) (уже введены в эксплуатацию три автомобильные газонаполнительные компрессорные станции, переоборудовано 118 транспортных средств); сделан акцент на функционировании экологически чистого вида транспорта - электротранспорта (вводятся новые маршруты троллейбусов, республика в составе пилотных регионов по созданию зарядной инфраструктуры для электротранспортных средств - планируется разместить 164 станции быстрой зарядки электромобилей).
Отходы производства и потребления
При доведении почти до 100% доли населения, охваченного услугой по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), отмечено снижение к 2022 году эффективности обращения с ТКО. В целях разрешения сложившейся ситуации разработана концепция развития системы обращения с ТКО, которая предусматривает создание трех современных мусоросортировочных комплексов к 2025 году, скорректирована территориальная схема обращения с отходами производства и потребления, предусматривающая ввод новых мощностей по обработке и утилизации отходов. В регионе создан кластер рециклинга сырья и отходов, объединивший производителей изделий с использованием вторичного сырья, что позволит в перспективе завершить создание замкнутого цикла обращения вторичных ресурсов.
Защита и воспроизводство лесов
Плановое значение ключевого показателя проекта "Сохранение лесов" - отношения площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений - в 2021 году перевыполнено в регионе в два раза. Более чем в два раза снижен объем незаконной рубки лесных насаждений, доведена до 100% доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток. В регионе ведутся работы по запуску проекта цифровой трансформации "Региональная система управления лесным комплексом", который направлен на повышение эффективности мероприятий по контролю за состоянием лесного комплекса, в том числе по учету лесоматериалов, выделяемых для собственных нужд граждан, обеспечит снижение теневого оборота древесины, затрат бюджета на лесоустройство, перевод в электронный вид данных о лесозаготовке, лесовосстановлении и защите леса.
Энергопотребление и энергоэффективность
При росте потребления электроэнергии Чувашия, как и большинство субъектов Российской Федерации, является энергодефицитным регионом. Республика занимает 29 место в рейтинге энергодостаточности регионов России (2021 год), 11 место в рейтинге реализации государственной политики в области энергоэффективности (2021 год). В 2023 году планируется полная консолидация муниципальных объектов электросетевого хозяйства региона, переданных по концессионным соглашениям, что позволит в конечном счете обеспечить сдерживание роста тарифов на электрическую энергию для конечных потребителей. В республике реализуется проект по внедрению информационной системы единой диспетчерской службы управления электрическими сетями "Цифровые электрические сети", который направлен на повышение надежности, энергетической и экономической эффективности и безопасности региона с целью оптимизации капитальных и эксплуатационных затрат, связанных с процессами электроснабжения.
Экологическая культура