ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 сентября 2024 года N 325-п


Об адресной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2024 - 2030 годы

(с изменениями на 15 ноября 2024 года)

(в ред. постановлений Правительства ХМАО - Югры от 10.10.2024 N 359-п, от 15.11.2024 N 423-п)



В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", учитывая решение Общественного совета при Департаменте строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (протокол заседания от 30 августа 2024 года N 14), Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:


Утвердить прилагаемую адресную программу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2024 - 2030 годы.



Временно исполняющий обязанности
Губернатора Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Р.Н.КУХАРУК



Приложение
к постановлению
Правительства Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 1 сентября 2024 года N 325-п



АДРЕСНАЯ ПРОГРАММА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ПО ПЕРЕСЕЛЕНИЮ ГРАЖДАН ИЗ АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА НА 2024 - 2030 ГОДЫ

(в ред. постановлений Правительства ХМАО - Югры от 10.10.2024 N 359-п, от 15.11.2024 N 423-п)



1. Паспорт программы

Наименование программы

Адресная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2024 - 2030 годы (далее - программа)

Уполномоченный орган, ответственный за реализацию программы, главный распорядитель бюджетных средств

Департамент строительства и архитектуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ)

(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 15.11.2024 N 423-п)

Цель программы

создание комфортных и безопасных условий проживания жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Задачи программы

обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда;

переселение граждан в благоустроенные жилые помещения из жилищного фонда, расположенного на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, признанного с 1 января 2017 года до 1 января 2022 года в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации;

поэтапная ликвидация аварийного жилищного фонда;

обеспечение выполнения мероприятий программы в установленные сроки;

непрерывное планирование, заблаговременное проведение мероприятий, направленных на информирование граждан и согласование с ними способов и иных условий переселения из аварийного жилищного фонда

Перечень муниципальных образований - участников программы

1. Городские округа:

1.1. Когалым

1.2. Мегион (пгт. Высокий)

1.3. Нефтеюганск

1.4. Нижневартовск

1.5. Нягань

1.6. Пыть-Ях

1.7. Радужный

1.8. Сургут

1.9. Урай

1.10. Ханты-Мансийск

1.11. Югорск

2. Муниципальные районы (муниципальные образования в их составе):

2.1. Белоярский район (г. Белоярский, с.п. Верхнеказымский, с.п. Сосновка)

2.2. Березовский район (г.п. Березово, г.п. Игрим, с.п. Ванзетур, с.п. Приполярный, с.п. Саранпауль, с. Теги)

2.3. Кондинский район (г.п. Кондинское, г.п. Куминский, г.п. Междуреченский, г.п. Мортка, с.п. Болчары, с.п. Мулымья, п. Назарово, с.п. Половинка, п. Ягодный, с. Чантырья, с.п. Шугур);

2.4. Нефтеюганский район (г.п. Пойковский, с.п. Каркатеевы, с.п. Куть-Ях, с.п. Салым, с.п. Сингапай, с.п. Усть-Юган, п. Юганская Обь)

2.5. Нижневартовский район (г.п. Новоаганск, с.п. Покур)

2.6. Октябрьский район (г.п. Андра, г.п. Октябрьское, г.п. Приобье, г.п. Талинка, п. Большие Леуши, с. Большой Камень, с.п. Карымкары, с.п. Каменное, п. Кормужиханка, с.п. Малый Атлым, с. Пальяново, с.п. Перегребное, с.п. Сергино, с.п. Унъюган, с.п. Шеркалы, д. Чемаши)

2.7. Советский район (г. Советский, г.п. Агириш, г.п. Зеленоборск, г.п. Коммунистический, г.п. Малиновский, г.п. Пионерский, г.п. Таежный, с.п. Алябьевский, п. Юбилейный)

2.8. Сургутский район (г. Лянтор, г.п. Барсово, г.п. Белый Яр, г.п. Федоровский, с.п. Локосово, д. Сайгатина, с.п. Солнечный, с.п. Сытомино, с.п. Ульт-Ягун, с.п. Угут)

2.9. Ханты-Мансийский район (п. Бобровский, с.п. Горноправдинск, с.п. Кедровый, с.п. Кышик, с.п. Луговской, п. ПырьЯх, с.п. Согом, с. Троица)

Этапы и сроки реализации программы

2024 - 2030 годы, в том числе:

этап 2024 года - до 1 сентября 2025 года;

этап 2025 года - до 31 декабря 2026 года;

этап 2026 года - до 31 декабря 2027 года;

этап 2027 года - до 31 декабря 2028 года;

этап 2028 года - до 31 декабря 2029 года;

этап 2029 года - до 31 декабря 2030 года;

этап 2030 года - до 31 декабря 2031 года

Объемы и источники финансирования программы

прогнозный общий объем финансирования программы в 2024 - 2030 годах составляет 81 006 984,33917 тыс. руб., в том числе за счет средств:

публично-правовой компании "Фонд развития территорий" - 16 351 887,01151 тыс. руб.;

бюджета автономного округа - 57 583 231,44105 тыс. руб.;

бюджетов муниципальных образований автономного округа - 7 071 865,88661 тыс. руб.;

иных источников финансирования - 0,00 тыс. руб.;

из них:

этап 2024 года - 8 692 692,73917 тыс. руб., в том числе за счет средств:

публично-правовой компании "Фонд развития территорий" - 728 309,41151 тыс. руб. (в том числе 332 727,00983 тыс. рублей, подлежащие зачету);

бюджета автономного округа - 7 113 514,74105 тыс. руб. (в том числе 506 169,94105 тыс. рублей, подлежащие зачету);

бюджетов муниципальных образований автономного округа - 850 868,58661 тыс. руб. (в том числе 77 088,18186 тыс. рублей, подлежащие зачету).

этап 2025 года - 13 496 781,40 тыс. руб., в том числе за счет средств:

публично-правовой компании "Фонд развития территорий" - 1 865 360,50 тыс. руб.;

бюджета автономного округа - 10 506 284,90 тыс. руб.;

бюджетов муниципальных образований автономного округа - 1 125 136,00 тыс. руб.;

иных источников финансирования - 0,00 тыс. руб.;

этап 2026 года - 14 496 379,50 руб., в том числе за счет средств:

публично-правовой компании "Фонд развития территорий" - 2 717 555,60 тыс. руб.;

бюджета автономного округа - 10 547 876,80 тыс. руб.;

бюджетов муниципальных образований автономного округа - 1 230 947,10 тыс. руб.;

иных источников финансирования - 0,00 тыс. руб.;

этап 2027 года - 13 929 273,90 тыс. руб., в том числе за счет средств:

публично-правовой компании "Фонд развития территорий" - 2 717 555,60 тыс. руб.;

бюджета автономного округа - 9 974 977,70 тыс. руб.;

бюджетов муниципальных образований автономного округа - 1 236 740,60 тыс. руб.;

иных источников финансирования - 0,00 тыс. руб.;

этап 2028 года - 13 444 170,60 тыс. руб., в том числе за счет средств:

публично-правовой компании "Фонд развития территорий" - 3 542 375,20 тыс. руб.;

бюджета автономного округа - 8 711 273,90 тыс. руб.;

бюджетов муниципальных образований автономного округа - 1 190 521,50 тыс. руб.;

иных источников финансирования - 0,00 тыс. руб.;

этап 2029 года - 8 480 546,50 тыс. руб., в том числе за счет средств:

публично-правовой компании "Фонд развития территорий" - 2 312 618,60 тыс. руб.;

бюджета автономного округа - 5 454 937,20 тыс. руб.;

бюджетов муниципальных образований автономного округа - 712 990,70 тыс. руб.;

иных источников финансирования - 0,00 тыс. руб.;

этап 2030 года - 8 467 139,70 тыс. руб., в том числе за счет средств:

публично-правовой компании "Фонд развития территорий" - 2 468 112,10 тыс. руб.;

бюджета автономного округа - 5 274 366,20 тыс. руб.;

бюджетов муниципальных образований автономного округа - 724 661,40 тыс. руб.;

иных источников финансирования - 0,00 тыс. руб.

(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 15.11.2024 N 423-п)

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

переселение в 2024 - 2030 годах 38181 человека из 1759 многоквартирных жилых домов, признанных с 1 января 2017 года до 1 января 2022 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, общей площадью, подлежащей расселению, 688 683,84 кв. метра, в том числе 36 100 жителей из 1622 многоквартирных домов площадью расселения 651 820,15 кв. метра по мероприятиям, реализуемым при финансовой поддержке за счет средств публично-правовой компании "Фонд развития территорий"



2. Характеристика текущего состояния жилищного фонда на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры


Одним из приоритетов государственной политики Российской Федерации является повышение качества жизни граждан.


Важнейшим направлением в данной сфере выступает переселение граждан из аварийного жилищного фонда.


Программа разработана с целью обеспечения расселения многоквартирных домов, признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации в период с 1 января 2017 года до 1 января 2022 года.


Значения понятий "аварийный жилищный фонд", "переселение граждан из аварийного жилищного фонда", используемых в программе, соответствуют значениям, указанным в Федеральном законе от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ).


Жилищный фонд автономного округа, по данным Федеральной службы государственной статистики, по состоянию на 1 января 2024 года составил 38 086,25 тыс. кв. метра общей площади, в том числе общая площадь многоквартирных домов 32 377,17 тыс. кв. метра, удельный вес общей площади жилых помещений в многоквартирных домах в общем объеме жилищного фонда составляет 85 процентов.


Государственный жилищный фонд насчитывает 409,6 тыс. кв. метра, муниципальный - 2 561,47 тыс. кв. метров.


Общая площадь непригодного для проживания аварийного жилищного фонда на 1 января 2024 года составляет 1 150,26 тыс. кв. метров, из них признанные аварийными в связи с физическим износом в процессе эксплуатации - 1 143, 63 тыс. кв. метров.


Количество аварийных жилых зданий (домов) - 3 501, из них признанные аварийными в связи с физическим износов в процессе эксплуатации - 3 485 домов.


Удельный вес аварийного жилищного фонда во всем жилищном фонде по состоянию на 1 января 2024 года составляет 3,5 процента.


В аварийном жилищном фонде проживают 61 852 человека, в том числе в домах, признанных аварийными в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, - 61 519 человек.


По данным, размещенным в информационной системе публично-правовой компании "Фонд развития территорий" "АИС "Реформа ЖКХ" (далее - Фонд, АИС Фонда), по состоянию на 27 августа 2024 года в список аварийных многоквартирных жилых домов, признанных аварийными с 1 января 2017 года до 1 января 2022 года, включено 1759 многоквартирных домов общей площадью 688 683,84 кв. метров, в которых проживает 38 181 югорчанин.


Реестр жилищного фонда, сформированный в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 июля 2015 года N 536/пр "Об утверждении Методических рекомендаций по порядку формирования и ведения реестров многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными" (далее - Методические рекомендации), представлен в приложении 1 к программе.



3. Меры, принимаемые для обеспечения полноты и достоверности сведений об аварийном жилищном фонде


Полнота и достоверность сведений об аварийных многоквартирных домах поддерживается регулярным сбором данных о количестве жилых помещений в аварийных многоквартирных домах, подлежащих расселению, их общей площади, количестве жителей, подлежащих переселению, о заявленных гражданами способах решения жилищного вопроса и своевременного предоставления уточненных сведений об аварийных многоквартирных домах уполномоченному органу для ее корректировки.


Органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа рекомендуется обеспечивать формирование и ведение в АИС Фонда реестра многоквартирных домов, признанных аварийными, в соответствии с Методическими рекомендациями.


На основании сведений, внесенных органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в АИС Фонда, формируются сведения об аварийном жилищном фонде, в том числе перечень многоквартирных домов, признанных в период с 1 января 2017 года до 1 января 2022 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.


Департамент строительства и архитектуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент) в целях проверки полноты и достоверности внесенных органами местного самоуправления муниципальных образований в АИС Фонда сведений об аварийном жилищном фонде осуществляет проверку достоверности представленных органами местного самоуправления сведений об аварийном жилищном фонде путем проведения выборочной выездной проверки аварийных многоквартирных домов, сведения о которых представлены органами местного самоуправления автономного округа, а также проверку документов, на основании которых было принято решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.


(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 15.11.2024 N 423-п)



4. Формирование программы и критерии очередности участия в программе муниципальных образований автономного округа


В соответствии с частью 2 статьи 20.15 Федерального закона N 185-ФЗ, пунктом 3.1.1 методических рекомендаций по формированию субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 11 ноября 2021 года N 817/пр, программа включает в себя перечень многоквартирных домов, которые признаны с 1 января 2017 года до 1 января 2022 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.


Программа сформирована с учетом предложений о выбранных способах реализации программы, поступивших в Департамент от органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, полученных в результате проведенной оценки рынка жилья, стоимости 1 квадратного метра приобретения и строительства жилых помещений, свободного муниципального жилищного фонда.


Очередность участия муниципальных образований автономного округа в этапах программы определяется исходя из оценки наличия свободного муниципального жилищного фонда, сформированных земельных участков под строительство многоквартирных домов и объема строящихся многоквартирных домов с жилыми помещениями для продажи на рынке жилья.


Критериями первоочередности расселения домов являются:


дата признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;


наличие угрозы обрушения многоквартирного дома;


завершение расселения дома, начатого до утверждения программы;


судебные решения.


Муниципальным образованиям автономного округа - участникам программы рекомендуется разработать с учетом требований методических рекомендаций по формированию субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 11 ноября 2021 года N 817/пр, и принять муниципальные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее - муниципальные программы).



5. Характеристики проектируемых (строящихся) и приобретаемых жилых помещений, которые будут предоставлены гражданам при реализации программы


Перечень характеристик проектируемых (строящихся) и приобретаемых жилых помещений, которые будут предоставлены гражданам при реализации программы, приведен в приложении 5 к программе.


(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 15.11.2024 N 423-п)


Приемку приобретенных жилых помещений, предоставляемых гражданам при переселении их из аварийного жилищного фонда, осуществляют комиссии с участием представителей заинтересованной общественности.



6. Механизм реализации программы


Механизм реализации программы предполагает оказание организационной и финансовой поддержки муниципальным образованиям автономного округа на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.


В соответствии с программой осуществляется:


разработка нормативных правовых актов и реализация организационных механизмов переселения граждан из аварийного жилищного фонда;


формирование и защита заявок автономного округа на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда;


реализация механизмов переселения из аварийного жилищного фонда, предусмотренных программой;


проведение конкурсных процедур по приобретению жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, либо по строительству таких домов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»