В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Кабинет Министров Республики Адыгея постановляет:
1. Внести в постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 26 декабря 2019 года N 322 "О государственной программе Республики Адыгея "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2019, N 12; 2020, N 4, 10; 2021, N 4, 5, 7, 9, 12; 2022, N 5, 6, 7, 8, 11; 2023, N 4, 6, 8, 10, 11) изменение, изложив приложение в новой редакции согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Кабинета Министров
Республики Адыгея
А.КЕРАШЕВ
"Приложение
к постановлению
Кабинета Министров
Республики Адыгея
от 26 декабря 2019 г. N 322
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНЫМ И КОМФОРТНЫМ ЖИЛЬЕМ И КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ"
Одними из стратегических целей Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 26 декабря 2018 года N 286 "О Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года" (далее - Стратегия), являются высокий уровень самообеспечения основными видами строительных материалов высокого качества, конкурентоспособная строительная отрасль, обеспечивающая высокую доступность современного жилья, и эффективная отрасль жилищно-коммунального хозяйства, предоставляющая населению услуги высокого качества по доступным ценам.
В настоящее время в Республике Адыгея решаются стратегические инфраструктурные вопросы в сфере жилищного строительства, развития строительной индустрии и жилищно-коммунального хозяйства.
Удобное географическое положение, обусловленное близостью к крупным городам юга России, в сочетании с хорошей сетью автомобильных дорог и благоприятными климатическими условиями позволяет Республике Адыгея развивать сферы строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Общий совокупный объем ввода жилья на территории Республики Адыгея в период с 2017 года по 2023 год (включительно) составил 2285,5 миллиона квадратных метров, максимальный объем ввода зафиксирован в 2023 году и составил 0,564 миллиона квадратных метров.
По итогам 2023 года объем ввода жилья составил 0,564 миллиона квадратных метров, из которых многоквартирные дома - 0,181 миллиона квадратных метров, индивидуальное жилищное строительство - 0,383 миллиона квадратных метров. Достигнут показатель 1,13 квадратного метра введенного жилья на душу населения.
На территории Республики Адыгея преобладает индивидуальная жилищная застройка, объем построенного жилья индивидуальными застройщиками составил 67,9% от общего объема жилья, введенного в 2023 году, против 74,9% за соответствующий период 2022 года.
Также по Республике Адыгея средняя обеспеченность населения площадью жилья составляет 27,6 квадратных метра на человека.
Положительное влияние на развитие жилищного строительства оказали нормативно-правовые и организационные меры по развитию конкуренции и снижению административных процедур в сфере жилищного строительства.
Стимулирование спроса на жилье обеспечено развитием рынка ипотечного жилищного кредитования.
Одним из направлений улучшения жилищных условий граждан является ликвидация аварийного жилищного фонда Республики Адыгея. Указанное направление осуществляется в рамках реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья, реализуемых с привлечением средств публично-правовой компании "Фонд развития территорий".
За период 2019 - 2022 годов на территории Республики Адыгея ликвидирован весь аварийный жилищный фонд, признанный таковым в период с 1 января 2012 года по 1 января 2017 года, общей площадью 7701 квадратный метр. Переселено 418 человек из 191 жилого помещения.
На сегодняшний день на территории Республики Адыгея расположено 69 многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в период с 1 января 2017 года до 1 января 2022 года, общей площадью 36386,22 квадратных метра, в которых проживает 2248 человек.
Реализация мероприятий по снижению энергоемкости валового регионального продукта является одним из основных путей повышения эффективности использования бюджетных и иных финансовых средств, направляемых на развитие экономического потенциала Республики Адыгея и повышение темпов роста валового регионального продукта.
Сокращение энергоемкости валового регионального продукта Республики Адыгея обеспечивается за счет совместной реализации программ повышения эффективности источников тепловой и электрической энергии, сокращения потерь в сетях, энергосбережения в конечном потреблении, активного использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. Создание эффективной энергетической инфраструктуры позволит реализовать программы перспективного развития региона с существенным ростом валового регионального продукта без значительного увеличения энергопотребления.
Ежегодно на территории Республики Адыгея образуется порядка 150 тысяч тонн твердых коммунальных отходов, из которых на захоронение направляется более 90%. Большая часть твердых коммунальных отходов представлена пищевыми отходами, далее по убыванию: макулатура, полимеры, стекло, лом и прочие виды твердых коммунальных отходов.
Согласно Стратегии одним из глобальных стратегических вызовов является развитие "зеленой" экономики - экономики с низкими выбросами углеродных соединений, эффективно использующей ресурсы и отвечающей интересам всего общества (снижение масштабов негативного влияния на природную среду, а также повышение конкурентоспособности развитых экономик за счет сокращения зависимости от углеводородного сырья и его доли в стоимости конечного продукта). Для ее обеспечения необходим переход на использование низкоуглеродных и безуглеродных источников топлива.
В Республике Адыгея развивается использование газомоторного топлива, при этом на низком уровне находится использование электрического автомобильного транспорта. По мнению аналитиков в данной сфере, толчком для развития использования электрического автомобильного транспорта может стать развитие зарядной инфраструктуры.
Прогнозируется увеличение потока туристов в Республику Адыгея, использующих электромобили, а также увеличение объектов туристской индустрии, использующих транспортные средства на электрической тяге.
По результатам проведенного анализа сформирована потребность Республики Адыгея в создании регулирующих, инвестиционных, инфраструктурных и технологических условий для развития зарядной инфраструктуры для электрического автомобильного транспорта и увеличении используемого и производимого на территории Республики Адыгея электрического автомобильного транспорта, что, в свою очередь, позволит повысить уровень углеродной нейтральности в Республике Адыгея.
Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Республики Адыгея "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами" (далее - государственная программа) определены в следующих документах:
1) в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 309);
2) в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года N 207-р (с последующими изменениями);
3) в Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 года N 3268-р (с последующими изменениями);
4) в Стратегии.
Приоритетами государственной политики в сфере реализации государственной программы являются:
1) приоритет в жилищной сфере - создание условий для роста предложений на рынке жилья, соответствующего потребностям различных групп населения, а также для повышения доступности жилья для всех категорий граждан Российской Федерации, в том числе:
а) формирование эффективных рынков земельных участков, обеспеченных градостроительной документацией;
б) обеспечение участков массового жилищного строительства инженерной, коммунальной и транспортной инфраструктурой, вовлечение в жилищное строительство неиспользуемых или используемых неэффективно земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
в) развитие строительного комплекса и производства строительных материалов, изделий и конструкций с применением инновационных, в том числе энергосберегающих, технологий;
г) содействие внедрению инновационных технологий в сфере жилищного строительства, развитию отечественного производства строительных материалов, изделий и конструкций;
д) содействие комплексному развитию территорий;
е) стимулирование малоэтажной застройки;
ж) применение механизма финансирования строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования, с использованием средств Фонда национального благосостояния, а также бюджетных кредитов (на возвратной основе) в целях реализации проектов по строительству, реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры;
з) содействие в развитии государственно-частного партнерства;
и) повышение доступности ипотечных жилищных кредитов;
к) развитие рынка арендного жилья (коммерческого и некоммерческого использования);
2) приоритет в жилищно-коммунальной сфере - обеспечение соответствия объема комфортного жилищного фонда потребностям населения и формирование комфортной городской среды, в том числе:
а) создание условий, обеспечивающих снижение износа жилищного фонда, в том числе ликвидацию в среднесрочной перспективе аварийного жилья;
б) содействие в организации собственников жилья для эффективного управления многоквартирными домами путем совершенствования нормативно-правовой и методологической базы управления многоквартирными домами;
в) модернизация жилищно-коммунальной сферы, совершенствование тарифной политики и развитие механизмов государственно-частного партнерства в сфере предоставления коммунальных услуг;
г) создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100% и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в 2 раза;
д) ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде.