ПРАВИТЕЛЬСТВО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 июля 2024 года N 456


О внесении изменений в постановление Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 29.09.2023 N 639 "Об утверждении государственной программы Кемеровской области - Кузбасса "Охрана, защита, воспроизводство и использование лесов Кузбасса"



Правительство Кемеровской области - Кузбасса постановляет:


1. Внести в постановление Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 29.09.2023 N 639 "Об утверждении государственной программы Кемеровской области - Кузбасса "Охрана, защита, воспроизводство и использование лесов Кузбасса" следующие изменения:


1.1. Пункт 4 изложить в следующей редакции:


"4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области - Кузбасса (по промышленности, транспорту и цифровизации) Старосвета Л.В.".


1.2. Государственную программу Кемеровской области - Кузбасса "Охрана, защита, воспроизводство и использование лесов Кузбасса", утвержденную постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области - Кузбасса".


3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области - Кузбасса (по промышленности, транспорту и цифровизации) Старосвета Л.В.



Первый заместитель Губернатора
Кемеровской области - Кузбасса -
председатель Правительства
Кемеровской области - Кузбасса
А.А.ПАНОВ



Приложение
к постановлению Правительства
Кемеровской области - Кузбасса
от 18 июля 2024 г. N 456



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА "ОХРАНА, ЗАЩИТА, ВОСПРОИЗВОДСТВО И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСОВ КУЗБАССА"



Стратегические приоритеты государственной программы Кемеровской области - Кузбасса "Охрана, защита, воспроизводство и использование лесов Кузбасса"



1. Оценка текущего состояния лесного хозяйства


Леса являются преобладающим элементом окружающей природной среды на территории Кемеровской области - Кузбасса. Своими размерами и разнообразием экологических и социально-экономических функций леса образуют основу всех природных комплексов Кемеровской области - Кузбасса. Леса определяют глобальную составляющую экологической безопасности населения Кемеровской области - Кузбасса и сопредельных территорий.


Лесное хозяйство является видом экономической деятельности, в рамках которой осуществляется система мероприятий, направленных на воспроизводство лесов, охрану их от пожаров, защиту от вредных организмов и иных негативных факторов, регулирование использования лесов и учет лесных ресурсов в целях удовлетворения потребностей экономики в древесине при сохранении экологических и социальных функций леса.


По данным государственного лесного реестра, по состоянию на 01.01.2024 общая площадь лесов на территории Кемеровской области - Кузбасса составляет 6 279,6 тыс. га (65,6% общей площади территории области). Лесистость - 59,4%.


В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.08.2014 N 367 "Об утверждении Перечня лесорастительных зон Российской Федерации и Перечня лесных районов Российской Федерации" леса, расположенные на территории Кемеровской области - Кузбасса, находятся в таежной, лесостепной и Южно-Сибирской горной лесорастительных зонах.


По состоянию на 01.01.2024 площадь лесов, расположенных на землях населенных пунктов на территории Кемеровской области - Кузбасса, составляет 39,5 тыс. га, на землях особо охраняемых природных территорий - 822,3 тыс. га, на землях обороны и безопасности - 29,1 тыс. га.


Площадь лесов, расположенных на землях лесного фонда, составляет 5 422,6 тыс. га (86,4% от общей площади лесов Кемеровской области - Кузбасса), из них: 5 404,1 тыс. га лесов, в отношении которых имеются материалы лесоустройства, и 18,5 тыс. га лесов, в отношении которых лесоустройство не проводилось.


Леса из состава земель лесного фонда, в отношении которых имеются материалы лесоустройства, распределяются по целевому назначению:


1. Защитные леса - 954,7 тыс. га (17,7%), в том числе леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, - 613,8 тыс. га; ценные леса - 336,6 тыс. га; леса, расположенные в водоохранных зонах, - 4,3 тыс. га.


2. Эксплуатационные леса - 4 449,4 тыс. га (82,3%).


Площадь покрытых лесной растительностью земель лесного фонда составляет 5 047,2 тыс. га, из них мягколиственные насаждения занимают 2 857,9 тыс. га (56,6%), хвойные насаждения - 2 177,2 тыс. га (43,1%), кустарники - 12,0 тыс. га (0,2%), прочие древесные породы - 0,1 тыс. га (0,1%).


Запас древесины в Кемеровской области - Кузбассе достигает 658,58 млн куб. м, в том числе по хвойным породам - 305,81 млн куб. м (46,4%), по лиственным породам - 352,52 млн куб. м (53,5%), по кустарникам - 0,25 млн куб. м (0,1%). Запас спелых и перестойных насаждений составляет 325,33 млн куб. м (49,4%).


Общий средний прирост древесины составляет 11,24 млн куб. м в год.


Запас на одном гектаре - 130,5 куб. м.


Расчетная лесосека с 01.01.2024 в Кемеровской области - Кузбассе составляет 9 545,5 тыс. куб. м, в том числе по хвойному хозяйству - 2 602,6 тыс. куб. м.


Спрос на древесные ресурсы в Кемеровской области - Кузбассе определяется в основном уровнем развития и финансовой стабильностью организаций лесоперерабатывающей промышленности.


Объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 га земель лесного фонда по состоянию на 01.01.2024 составил 234,7 руб., что выше аналогичного периода 2022 года на 1,4%.


Доходы от использования лесов в бюджет Российской Федерации и бюджет Кемеровской области - Кузбасса в 2023 году составили 1 272 570,5 тыс. руб.


В Кемеровской области - Кузбассе активно развиваются социальные и культурные аспекты лесных отношений через организацию лесного просвещения, пропаганды, движения школьных лесничеств, акций и мероприятий по посадке леса, очистке, восполнению, обустройству лесных массивов.


Исполнительным органом Кемеровской области - Кузбасса, проводящим государственную политику в сфере лесных отношений на территории Кемеровской области - Кузбасса, является Департамент лесного комплекса Кузбасса (далее - ДЛК Кузбасса), полномочия которого определены Положением о Департаменте лесного комплекса Кузбасса, утвержденным постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 02.04.2020 N 195 "О Департаменте лесного комплекса Кузбасса".


Основным направлением деятельности ДЛК Кузбасса в области лесных отношений является осуществление переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации.


Организуя использование лесов в границах земель лесного фонда, ДЛК Кузбасса:


предоставляет лесные участки, расположенные в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 18.1 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации), безвозмездное пользование;


заключает договоры купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда;


осуществляет подготовку, организацию и проведение торгов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, аукционов на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений;


устанавливает сервитуты, публичные сервитуты в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда;


выдает разрешения:


на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, установления сервитута, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений, строительство объектов капитального строительства;


на строительство в случае осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на землях лесного фонда, которые допускаются к строительству на них при использовании лесов для осуществления рекреационной деятельности, в соответствии с лесным законодательством (в случае утверждения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов);


на использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с осуществлением геологического изучения недр, разведкой и добычей полезных ископаемых;


на размещение объектов, перечень которых установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов";


на использование лесов для проведения инженерных изысканий для линейных объектов; капитального или текущего ремонта линейного объекта; строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;


на ввод объектов в эксплуатацию в случае осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на землях лесного фонда, которые допускаются к строительству на них при использовании лесов для осуществления рекреационной деятельности, в соответствии с лесным законодательством;


устанавливает коэффициент для определения расходов на обеспечение проведения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, применяемый при расчете платы по договору купли-продажи лесных насаждений, заключаемому с субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с частью 4 статьи 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации.


Создание условий для рационального и эффективного осуществления лесопользования, сохранения экологического, ресурсного и рекреационного потенциала лесов является основной целью в развитии лесного хозяйства.


Сдерживающим фактором предоставления лесных участков в аренду является устаревшее и неактуальное в данный момент лесоустройство на землях лесного фонда. В настоящее время проведение мероприятий по лесоустройству в лесах, расположенных на землях лесного фонда, осуществляется федеральным государственным бюджетным учреждением "Рослесинфорг" (далее - ФГБУ "Рослесинфорг"), подведомственным уполномоченному федеральному органу исполнительной власти (Рослесхозу).


Наличие у ФГБУ "Рослесинфорг" исключительных прав по проведению работ по лесоустройству при ограниченном финансировании и недостаточном количестве таксаторов существенно повышает стоимость этих работ и увеличивает сроки их выполнения.


На сегодняшний момент более 80% земель лесного фонда региона имеют давность лесоустройства более 10 лет, а в некоторых лесничествах она достигает 25 - 30 лет, что связано с отсутствием целевого бюджетного финансирования проведения лесоустроительных работ. Данные о количественных и качественных характеристиках лесных участков являются условно достоверными, что существенно затрудняет эффективное использование лесов.


В целях реализации увеличивающихся потребностей в древесине, рекреационных услугах и прочих видах использования лесов, предоставляемых в аренду, на ДЛК Кузбасса возлагаются полномочия по проектированию лесных участков под каждого потенциального арендатора. Отсутствие таких проектов лесных участков делает невозможным передачу лесов в аренду и организацию проведения лесных аукционов на право заключения договоров аренды в связи с превышением сроков давности материалов лесоустройства (более 10 лет) и отсутствием финансирования на проектирование.


На ДЛК Кузбасса возложены полномочия по осуществлению федерального государственного лесного контроля (надзора) и лесной охраны с целью обеспечения соблюдения лесного законодательства в интересах государства и граждан.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»