В целях приведения нормативного правового акта Правительства Ростовской области в соответствие с Областным законом от 14.12.2023 N 58-ЗС "Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов", а также в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 26.06.2023 N 461 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ростовской области" Правительство Ростовской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Ростовской области от 17.10.2018 N 650 "Об утверждении государственной программы Ростовской области "Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами населения Ростовской области" изменение, изложив приложение N 1 к нему в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области Сорокина И.Н.
Губернатор
Ростовской области
В.Ю.ГОЛУБЕВ
Постановление вносит
министерство жилищно-
коммунального хозяйства
Ростовской области
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВЕННЫМИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ НАСЕЛЕНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Государственная программа Ростовской области "Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами населения Ростовской области" (далее также - государственная программа) определяет цели и основные приоритеты в сфере жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области.
Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных составляющих экономики, охватывающих многоотраслевой производственно-технический комплекс, обеспечивающих население жизненно важными услугами, определяющими качество жизни населения, в том числе такие как жилищные условия и коммунальное обслуживание.
Важными компонентами улучшения качества жизни граждан являются, в том числе, повышение качества жилищно-коммунальных услуг, своевременное обновление и обеспечение жилищного фонда необходимой инфраструктурой.
Система теплоснабжения Ростовской области состоит из 646 локальных систем теплоснабжения и 82 обслуживающих предприятий. Общая протяженность тепловых сетей составляет около 4,7 тыс. километров.
В системах водоснабжения и водоотведения действует около 480 насосных станций водопровода, около 90 очистных сооружений водопровода, около 230 канализационных насосных станций, более 40 очистных сооружений канализации. Протяженность сетей водоснабжения, по данным Федеральной службы государственной статистики, составляет около 23,7 тыс. километров, сетей водоотведения - около 5,2 тыс. километров.
Актуальной остается проблема ветшания объектов коммунального хозяйства. Более 46 процентов линейных объектов нуждаются в обновлении, ежегодно около 7 процентов сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения признаются аварийными, при этом обновляется не более 1,2 процента.
В большинстве населенных пунктов региона (за исключением г. Ростова-на-Дону, где уже осуществлен полный переход к обеззараживанию воды гипохлоритом натрия и ультрафиолетом) по-прежнему применяются устаревшие технологии очистки и обеззараживания питьевой воды, в частности, в качестве обеззараживающего реагента преимущественно используется жидкий хлор, характеризующийся высоким уровнем токсичности.
На территории Ростовской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства заключено 75 концессионных соглашений, из них: 50 концессионных соглашений в сфере водоснабжения и водоотведения, 25 концессионных соглашений в сфере теплоснабжения.
Несмотря развитие государственно - частного партнерства сохраняется низкая инвестиционная привлекательность сферы ЖКХ, которая в целом обусловлена, в первую очередь, высокой капиталоемкостью модернизации коммунальной инфраструктуры, долгим сроком окупаемости вложений, ограниченным сроком долгосрочных тарифов, а также высокими рисками.
Для ускорения роста инвестиций в сферу ЖКХ в России на федеральном уровне проводится работа по совершенствованию нормативной базы, направленной на создание институциональных условий для привлечения частных инвестиций в ЖКХ. В частности, совершенствуется концессионная нормативная база - на сегодняшний день принято более 30 соответствующих нормативных правовых актов. Кроме того, законодательство Российской Федерации о концессионных соглашениях усовершенствовано таким образом, что все концессионные соглашения должны предусматривать целевые показатели для инвесторов. Таким образом, передача коммунальных объектов в концессию позволит решить сразу 2 глобальные задачи - обеспечить население качественными коммунальными услугами, не повышая их стоимость, и реализовать экономический потенциал коммунальной сферы.
Развитие жилищной сферы является приоритетным направлением социально-экономического развития Ростовской области.
В Ростовской области, согласно данным статистической отчетности по форме N 22-ЖКХ (реформа) "Сведения о структурных преобразованиях и организационных мероприятиях в сфере жилищно-коммунального хозяйства" (далее - 22-ЖКХ), насчитывается более 20 тыс. многоквартирных домов общей площадью около 61 млн кв. метров. В региональную программу капитального ремонта включено 18,6 тыс. многоквартирных домов общей площадью 60,2 млн кв. метров, в которых проживают 1,9 млн человек.
Важную роль в улучшении жилищных условий населения играет своевременность и масштабность проведения капитального ремонта многоквартирных домов.
В структуре жилищного фонда существенный объем занимает жилье, нуждающееся в ремонте крыш и фасадов, замене лифтового оборудования, отработавшего нормативный срок службы, усилении грунтов оснований фундаментов и несущих конструкций, замене внутридомовых инженерных коммуникаций.
Более 30 процентов жилищного фонда Ростовской области составляют многоквартирные дома, построенные во второй половине прошлого века, имеющие значительный процент физического износа и требующие капитального ремонта. В 1990-е годы вопросом капитального ремонта многоквартирных домов в полной мере не занимались вследствие высокой капиталоемкости восстановления и отсутствия политической воли, необходимой для решения данного вопроса.
Одной из актуальных тенденций развития ЖКХ является повышение информированности населения в правовых вопросах управления многоквартирными домами в целях принятия грамотных управленческих решений.
Основными приоритетами и целями государственной политики Ростовской области в жилищно-коммунальной сфере являются:
повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению;
повышение эксплуатационной надежности объектов водопроводно-канализационного хозяйства и теплоэнергетики;
снижение аварийности на объектах жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области;
снижение уровня потерь при производстве, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов;
снижение уровня износа коммунальной инфраструктуры Ростовской области;
увеличение количества социально значимых объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области;
обеспечение государственной поддержки муниципальных образований в Ростовской области в части содержания объектов коммунальной инфраструктуры;
улучшение технического состояния многоквартирных домов, в том числе посредством проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Ростовской области.
Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению Ростовской области, в том числе путем увеличения доли населения Ростовской области, обеспеченного качественными жилищно-коммунальными услугами до 60 процентов к 2030 году, является целью государственной программы, которая определена, в том числе, с учетом положений стратегических документов.
Начиная с 2018 года, привлечение средств из федерального бюджета осуществляется в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710.
Кроме того, основные направления государственной программы реализуются в соответствии с:
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;
Стратегией социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2011 N 1538-р;
Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 26.12.2018 N 864;
Региональным проектом "Чистая вода (Ростовская область)", утвержденным Советом по проектному управлению при Губернаторе Ростовской области.
Для достижения цели государственной программы поставлены следующие основные задачи государственного управления:
повышение качества питьевой воды посредством модернизации систем водоснабжения с использованием перспективных технологий водоподготовки, включая технологии, разработанные организациями оборонно-промышленного комплекса;
повышение эксплуатационной надежности и увеличение количества социально значимых объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области;
улучшение условий проживания граждан в многоквартирных домах на территории Ростовской области;
повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг и управления многоквартирными домами на территории Ростовской области;
повышение уровня доступности жилищно-коммунальных услуг для населения Ростовской области.
Данные задачи планируется достичь посредством реализации мероприятий по: