Основные треки по направлению | Сроки оценки результативности и корректировки | |
Трек 1. Адресная поддержка школ с низкими образовательными результатами | ||
Цель: | 1. Идентификация общеобразовательных организаций с низкими результатами освоения обучающимися образовательной программы для осуществления адресной поддержки и методического сопровождения. 2. Создание в каждом муниципалитете условий, способствующих повышению качества образования в общеобразовательных организациях с низкими результатами освоения обучающимися образовательной программы | ежегодно |
Задачи: | - выявление школ с низкими результатами обучения на основе анализа результатов независимых оценочных процедур (ВПР, ГИА-9, ГИА-11); - включение школ с низкими образовательными результатами в федеральные, региональные проекты и муниципальные программы; - организационно-методическое сопровождение муниципальных систем образования по осуществлению адресной поддержки общеобразовательных организаций с низкими результатами освоения обучающимися образовательной программы; - развитие механизмов сетевого партнерства школ с низкими результатами обучения со школами - лидерами региональной и муниципальной системы образования; - определение динамики образовательных результатов в выявленных школах с низкими результатами обучения | ежегодно |
Обоснование цели и задач: | Федеральные тренды. Важным приоритетом российской государственной образовательной политики выступает обеспечение получения качественного образования для всех обучающихся <35>. Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" закреплено определение качества образования как "комплексной характеристики образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающей степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и/или потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы" <36>. С учетом вышесказанного, важнейшим направлением развития системы образования субъектов РФ является повышение качества образования, создание единого образовательного пространства, обеспечивающего равный доступ к качественному образованию детей независимо от места проживания, экономических и социальных условий жизни. Такое направление развития системы образования Пензенской области обусловлено необходимостью: - создания условий, обеспечивающих высокое качество общего образования как фактора поступательного социально-экономического развития региона и Российской Федерации; - обеспечения права обучающихся на получение качественного общего образования вне зависимости от места жительства и условий обучения; - достижения целей приоритетного национального проекта "Образование" <37>. В этой связи особого внимания требуют общеобразовательные организации, устойчиво демонстрирующие низкие результаты обучения. В соответствии с Методикой выявления общеобразовательных организаций, имеющих низкие результаты обучения, на основе комплексного анализа данных об образовательных организациях, в том числе данных о качестве образования <38>, под "низкими результатами" понимаются результаты оценочной процедуры, при которых не менее 30% от общего числа участников оценочной процедуры получили отметку "2" (ВПР) или не преодолели минимальный порог, предусмотренный спецификацией соответствующей оценочной процедуры (ГИА в формах ОГЭ, ЕГЭ). В перечень школ с "низкими результатами" включаются те, которые удовлетворяют как минимум одному из следующих критериев: 1. Общеобразовательные организации, в которых не менее чем по двум оценочным процедурам в предыдущем учебном году были зафиксированы низкие результаты. 2. Общеобразовательные организации, в которых хотя бы по одной оценочной процедуре в каждом из двух предыдущих учебных годов были зафиксированы низкие результаты. Анализ проводится по результатам следующих процедур: - ВПР по математике (5 класс); - ВПР по математике (6 класс); - ВПР по русскому языку (5 класс); - ВПР по русскому языку (6 класс); - ОГЭ по математике; - ОГЭ по русскому языку; - ЕГЭ по математике (базовой); - ЕГЭ по математике (профильной); - ЕГЭ по русскому языку. При анализе данных ОГЭ и ЕГЭ учитываются результаты участников, полученные до пересдач, при этом результаты выпускников прошлых лет не учитываются. Основой региональной системы работы с общеобразовательными организациями, демонстрирующими стабильно низкие результаты освоения обучающимися образовательной программы, выступает модель организации адресной работы со школами, реализуемая в рамках федерального проекта помощи школам с низкими образовательными результатами <39>, направленного на оказание методической и ресурсной поддержки конкретным школам, выявленным на основании специально разработанной методики <40>. Сопровождение опытных внешних специалистов муниципального, регионального и федерального уровня, формирование и реализация антикризисных программ развития, принятие мер и создание условий, направленных на выход школ в эффективный режим функционирования и развития - выступает залогом повышения качества образования в регионе. Указанные федеральные тренды учитываются в процессе развития региональной системы оценки качества образования Пензенской области. Региональная специфика и выявленные проблемы. Проведение регионального мониторинга и анализ данных об образовательных результатах обучающихся общеобразовательных организаций Пензенской области осуществляется в соответствии с требованиями правовых актов федерального уровня, а также положениями нормативных документов регионального уровня <41>. По результатам федеральных оценочных процедур (ГИА, ВПР) в 2019 г. регионе была выявлена 51 школа с низкими результатами обучения из 22 муниципалитетов Пензенской области (17% от общего числа общеобразовательных организаций региона, имеющих статус юридического лица), в 2021 г. - 38 школ из 19 муниципалитетов (12,7%); 12 из них вошли в число школ с низкими результатами обучения повторно. Причинами стабильно низких результатов освоения обучающимися образовательной программы выступают: неэффективное стратегическое управление, низкий уровень предметных компетенций педагогических работников, недостаточное материально-техническое обеспечение общеобразовательных организаций. Поэтому данные общеобразовательные организации нуждаются в адресной поддержке, осуществляемой путем организации целенаправленной работы на всех уровнях управленческой вертикали: школьном, муниципальном и региональном. В Пензенской области с 2019 г. осуществляется работа, направленная на оказание адресной помощи общеобразовательным организациям с низкими образовательными результатами. Нормативными основаниями для осуществления деятельности по данному направлению выступают: - приказ Министерства образования Пензенской области от 25.05.2020 N 229/01-07 "Об организации методической поддержки общеобразовательных организаций с низкими результатами обучения и/или, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях на территории Пензенской области"; - приказ Министерства образования Пензенской области от 19.03.2021 г. N 140/01-07 "О реализации проекта оказания адресной методической помощи "500+" в 2021 г."; - приказ Министерства образования Пензенской области от 19.03.2021 г. N 140/01-07 "Об утверждении регионального плана графика (дорожной карты) реализации в Пензенской области проекта адресной методической помощи образовательным организациям с низкими образовательными результатами ("500+")". - приказ Министерства образования Пензенской области от 16.12.2021 г. N 610/01-07 "О реализации регионального проекта "Равенство образовательных возможностей" в 2022 г."; - приказ Министерства образования Пензенской области от 16.12.2021 г. N 609/01-07 "О реализации проекта оказания адресной методической помощи 500+ в 2022 г."; - приказ Министерства образования Пензенской области от 21.01.2022 г. N 38/01-07 "Об утверждении регионального плана графика (дорожной карты) реализации в Пензенской области проекта адресной методической помощи образовательным организациям с низкими образовательными результатами ("500+")". В 2022 г. адресная методическая помощь на институциональном, муниципальном, региональном уровнях оказывается 53 общеобразовательным организациям региона. Среди них: 14 школ - участвуют в проекте "500+" в 2022 г., 17 школ - участвовали в проекте "500+" в 2021 г., 22 школы - участвуют в региональном проекте "Равенство образовательных возможностей". Включены в федеральные программы и проекты: "Цифровая образовательная среда" - 13 школ (25,5%), "Точки роста" - 13 школ (25,5%), однако это в полной мере не решает проблемы материально-технического оснащения данных общеобразовательных организаций. По результатам опроса участников образовательных отношений, проведенного в рамках проекта "500+" в 2022 г., в качестве факторов риска данных школ были отмечены: "качество и наличие учебных материалов", "качество интернет-соединения", "состояние классов и кабинетов". Важным аспектом деятельности по данному направлению в Пензенской области выступает организационно-методическое сопровождение муниципальных систем образования по осуществлению адресной поддержки общеобразовательных организаций с низкими результатами освоения обучающимися образовательной программы. В 22 муниципалитетах региона разработаны и реализуются мероприятия муниципальных дорожных карт (планов-графиков) проектов "500+", регионального проекта "Равенство образовательных возможностей". Дорожные карты содержат основную информацию об инструментах, при помощи которых оказывается поддержка школам, демонстрирующим низкие образовательные результаты обучающихся. Органы управления образованием муниципальных районов и городских округов и муниципальные методические службы включают в свою работу организационные и методические мероприятия, направленные на адресное сопровождение школ, вовлекают в работу школы - лидеры, используют ресурсы и возможности федеральных и региональных проектов, определяют муниципальные индикативные показатели достижения результатов проводимых мероприятий. Однако, анализ реализации муниципальных дорожных карт по итогам 2021 г. выявил проблемы сопровождения школ с низкими образовательными результатами по вопросам: - проектирования муниципальных дорожных карт (формальный подход); - проведения в муниципалитетах мониторингов динамики образовательных результатов обучающихся (отсутствие анализа данных мониторинга, рекомендаций и решений по его итогам); - качества проведения методических мероприятий и их освещения в информационном пространстве муниципалитета; - исполнения мероприятий муниципальной дорожной карты в полном объеме. Ведущими факторами, определившими выявленные проблемы, стали: - недостаточное организационно-методическое сопровождение школ, обусловленное ограничениями, вызванными сложной эпидемиологической ситуацией; - бессистемность работы со школами по обеспечению положительной динамики образовательных результатов обучающихся; - недостаточная работа по синхронизации усилий и организации взаимодействия между специалистами муниципальных методических служб, кураторами общеобразовательных организаций и управленческими командами школ на уровне муниципального района/городского округа. В Пензенской области разработаны региональные дорожные карты (планы-графики) реализации проектов "500+" и "Равенство образовательных возможностей", в соответствии с которыми одним из направлений работы стало осуществление сетевого партнерства образовательных организаций со школами - лидерами региональной и муниципальной системы образования. Необходимо отметить, что 53 школы (т.е. 100% из числа демонстрирующих низкие образовательные результаты) заключили договор о сотрудничестве со школами - наставниками. Проблемными вопросами остаются: отсутствие материального стимулирования работы кураторов общеобразовательных организаций с низкими результатами обучения в рамках проекта "Равенство образовательных возможностей", организация стажировок для управленческих команд данных школ, в том числе - по вопросам разработки и реализации антирисковых программ развития общеобразовательных организаций, внедрения эффективных управленческих технологий в практику работы школ с низкими результатами обучения. Для определения эффективности принятых мер по повышению качества образования в регионе необходимо изучение динамики образовательных результатов в выявленных школах с низкими результатами обучения. Так, по итогам 2021 г., из 51 школы, принимавшей участие в проекте "500+" и региональном проекте "Равенство образовательных возможностей", только 12 общеобразовательных организаций повторно вошли в данные проекты, в 39 школах (76,5%) наблюдается позитивная динамика образовательных результатов обучающихся. Тем не менее, в данном направлении необходима постоянная целенаправленная работа, сочетающаяся с мониторингом и принятием управленческих решений по его результатам на школьном, муниципальном и региональном уровнях. Вывод о целесообразности постановки цели и задач. Таким образом, постановка целей и задач по идентификации общеобразовательных организаций с низкими результатами освоения обучающимися образовательной программы, созданию в каждом муниципалитете региона условий для повышения качества образования, оказания школам адресной помощи, обусловлены федеральными трендами, а также особенностями развития региональной системы образования | ежегодно |
Трек 2. Организация работы со школами, функционирующими в зоне риска снижения образовательных результатов | ||
Цель: | Повышение качества образования в школах, функционирующих в зоне риска снижения образовательных результатов, за счет выявления и устранения факторов риска и ресурсных дефицитов общеобразовательных организаций | ежегодно |
Задачи: | - выявление школ, функционирующих в зоне риска снижения образовательных результатов, на основе анализа контекстных данных общеобразовательных организаций Пензенской области; - мониторинг выявленных ресурсных дефицитов в общеобразовательных организациях; - принятие мер, направленных на минимизацию выявленных факторов риска, устранение ресурсных дефицитов; - оказание адресной методической помощи, направленной на повышение профессиональных компетенций педагогов и управленческих команд школ в вопросах профилактики снижения образовательных результатов и перевода школ в эффективный режим работы; - мониторинг образовательных результатов в школах, функционирующих в условиях рисков снижения образовательных результатов | ежегодно |
Обоснование цели и задач: | Федеральные тренды. Снижение разрыва в качестве образования между школами, обеспечение равного доступа к нему для всех детей - важнейший вектор развития современного образования в Российской Федерации. Данные приоритеты российской государственной образовательной политики находят отражение в рамках реализации национального проекта "Образование" <42> (федеральные проекты "Современная школа", "Цифровая образовательная среда"). За счет мероприятий данного проекта в каждом регионе России обеспечивается развитие системы образования по ряду ключевых направлений, в числе которых: - развитие инфраструктуры образования - строительство школ, обновление материально-технической базы образовательных организаций и оснащение их современным оборудованием (в том числе, создание центров "Точка роста", детских технопарков "Кванториум", центров цифрового образования детей "IT-КУБ"); - профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров - реализация программ повышения квалификации, методическая поддержка и сопровождение педагогических работников и управленческих кадров системы образования, развитие навыков работы учителей в современной образовательной среде <43>. Данные мероприятия направлены, в том числе, на преодоление, корректировку сложных социальных условий, в которых функционирует ряд образовательных организаций, способствуют снижению разрывов в качестве образования между школами. Однако реализации данных мер будет недостаточно без целенаправленной работы на региональном уровне по выявлению и поддержке школ, функционирующих в зоне риска снижения образовательных результатов. Региональная специфика и выявленные проблемы. В Пензенской области, как и в целом по России, большое внимание уделяется обеспечению равенства образовательных возможностей обучающихся вне зависимости от социального, экономического и культурного уровня их семей, места проживания и обучения <44>. В системе образования региона с 2019 г. реализуется проект "Равенство образовательных возможностей". В рамках проекта осуществляются: идентификация школ, функционирующих в сложных социальных условиях; выявление причин, которые могут спровоцировать появление низких образовательных результатов обучающихся школ; формирование механизмов финансовой и методической поддержки школ, механизмов осуществления мониторинга результативности принимаемых мер. Среди причин, которые могут спровоцировать появление низких образовательных результатов обучающихся школ региона, выделяются следующие: удаленность от регионального центра, дефицит педагогических кадров, дефицит базовой инфраструктуры (устойчивого доступа в сеть Интернет и достаточного количества компьютерной техники). По результатам мониторинга, проведенного в регионе в 2021 - 2022 гг., был проведен анализ указанных контекстных данных обо всех общеобразовательных организациях региона, который позволил выявить школы, функционирующие в зоне риска снижения образовательных результатов, т.е. характеризующиеся низкими величинами индексов социального благополучия по следующим позициям: - 101 школа (33,7%) - по характеристике географического положения; - 63 школы (21,0%) - по характеристикам материально-технической базы; - 61 школа (20,3%) - по уровню обеспечения педагогическими кадрами; - 61 школа (20,3%) - по характеристикам контингента обучающихся. В целом 77 школ (25,7% всех общеобразовательных организаций региона, имеющих статус юридического лица) имеют величину показателя совокупного индекса социального благополучия менее 60% (т.е., в интервале от 42,0% до 59,8%). Из них - 21 школа с низкими результатами обучения. Учитывая, что общее количество школ с низкими результатами обучения за последние годы в регионе составляет 51, можно сделать вывод, что для 41,2% из них низкие образовательные результаты сочетаются со сложным социальным контекстом функционирования. Выявленные школы нуждаются в системной работе по снижению влияния конкретных негативных факторов. В рамках проекта "Цифровая образовательная среда" в 2020 - 2022 гг. 211 общеобразовательных организаций региона получили современное оборудование. В 2020 г. "Точками роста" - центрами цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного образования, стали 35 сельских школ. В 2021 г. оснащена современным интерактивным, компьютерным и учебным оборудованием еще 21 школа. На профессиональное развитие педагогов, повышение мастерства в вопросах профилактики снижения образовательных результатов, направлены курсы повышения квалификации для руководящих и педагогических кадров, постоянно действующие семинары, консультации для специалистов муниципальных органов управления образованием, руководителей и учителей школ, функционирующих в зоне риска снижения образовательных результатов. Без поддержки со стороны региональных и муниципальных органов управления образованием, факторы риска могут оказать существенное влияние на качество подготовки обучающихся региона, привести к увеличению количества школ, демонстрирующих стабильно низкие результаты. Вывод о целесообразности постановки цели и задач. Таким образом, выявление и устранение факторов риска и ресурсных дефицитов общеобразовательных организаций, разработка регионального и муниципального комплексов мер для школ, функционирующих в зоне риска снижения образовательных результатов - выступают важнейшими составляющими работы, направленной на повышение качества образования в регионе | ежегодно |
Трек 3. Профилактика учебной неуспешности в общеобразовательных организациях региона | ||
Цель: | Создание условий для успешного освоения образовательных программ слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися за счет реализации внутришкольной системы профилактики учебной неуспешности во всех общеобразовательных организациях Пензенской области | ежегодно |
Задачи: | - оказание методической поддержки общеобразовательным организациям на региональном и муниципальном уровнях по вопросам развития внутришкольных систем профилактики учебной неуспешности; - совершенствование профессиональных компетенций педагогических команд школ в вопросах повышения эффективности работы с отдельными обучающимися, нуждающимися в индивидуализации образовательных маршрутов и дополнительных занятиях; - мониторинг организации профилактики учебной неуспешности в общеобразовательных организациях региона; - выявление и организация трансляции лучших школьных педагогических и управленческих практик, направленных на профилактику учебной неуспешности | ежегодно |
Обоснование цели и задач: | Федеральные тренды. В современных условиях развития общества качество образования является стратегическим приоритетом для Российской Федерации <45>, соответственно, вопросы профилактики учебной неуспешности обучающихся выступают ведущими векторами развития российской системы образования. Повышение качества образования может быть достигнуто только в результате согласованных действий на всех уровнях управления образованием: федеральном, региональном, муниципальном, а также на уровне образовательных организаций. С 10.09.2021 г. в России начата апробация методических рекомендаций по работе с обучающимися, испытывающими трудности при изучении учебных предметов. В апробации приняли участие 250 общеобразовательных организаций 60 субъектов Российской Федерации. В 2021 г., по заданию Министерства просвещения РФ, ФГБНУ "Институт стратегии развития образования Российской академии образования" провел педагогическую диагностику трудностей освоения основных образовательных программ. Было получено и проанализировано более 3,5 тысяч работ учеников 2, 4, 6 и 8 классов общеобразовательных организаций. Педагогическая диагностика проводилась с целью установления трудностей, которые испытывают обучающиеся при изучении предметов начальной школы (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир) и предметов основной школы (русский язык, литература, иностранный язык, обществознание, география). На основе результатов проведенной диагностики были разработаны методические рекомендации по работе с обучающимися, испытывающими трудности при изучении учебных предметов <46>. Данные рекомендации должны быть использованы педагогами общеобразовательных организаций регионов для осуществления индивидуально-дифференцированной работы по предупреждению и устранению трудностей в обучении с учетом особенностей конкретных учебных коллективов, уровня обученности и развития школьников. Также важными трендами федерального уровня выступают: необходимость создания внутришкольной системы профилактики учебной неуспешности в каждой общеобразовательной организации и разработка индивидуальных образовательных маршрутов для слабоуспевающих детей. Создание условий для успешного освоения образовательных программ слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися за счет реализации внутришкольной системы профилактики учебной неуспешности во всех общеобразовательных организациях региона позволит предупредить риски учебной неуспешности и повысить качество образования в целом. Региональная специфика и выявленные проблемы. Для повышения качества подготовки обучающихся в школах Пензенской области, наряду с решением вопросов по улучшению материально-технической базы, корректировке рабочих программ предметов и курсов, сопровождению обучающихся, показывающих низкие результаты, необходимо продолжать выстраивать систему методического сопровождения школ, направленного на развитие профессиональных компетенций педагогических и управленческих работников, осуществлять регулярный мониторинг организации профилактики учебной неуспешности в общеобразовательных организациях региона. Важным направлением деятельности в рамках развития региональной системы оценки качества образования выступает мониторинг по вопросам организации профилактики учебной неуспешности в общеобразовательных организациях региона. Согласно результатам мониторинга, проведенного в 2021 - 2022 гг., более половины общеобразовательных организаций Пензенской области (до 60,0%) проводят активную работу по профилактике учебной неуспешности, однако существует ряд проблем по данному направлению, требующих дополнительной работы: - в 117 общеобразовательных организациях региона (39,0%) - отсутствуют внутришкольные программы антирисковых мер профилактики учебной неуспешности; - в 125 общеобразовательных организациях региона (41,7%) - не разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты для слабоуспевающих и неуспевающих обучающихся; - в 115 общеобразовательных организациях региона (38,3%) - не организуются дополнительные занятия для слабоуспевающих и неуспевающих обучающихся с целью ликвидации отставания по учебной программе. Также необходимо отметить, что в 50 общеобразовательных организациях региона (16,7%) - не ведется работа по устранению и профилактике учебной неуспешности. Актуальной проблемой для Пензенской области остается работа, направленная на выявление и трансляцию лучших школьных педагогических и управленческих практик, направленных на профилактику учебной неуспешности. Вывод о целесообразности постановки цели и задач. Таким образом, создание условий для успешного освоения образовательных программ слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися во всех общеобразовательных организациях Пензенской области - выступает важным направлением работы по повышению качества образования в регионе | ежегодно |
________________
<35> Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant.ru/71937200/.
<36> Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), ст. 2. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
<37> Паспорт национального проекта "Образование" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308/.
<38> Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный институт оценки качества образования". Официальный сайт. Методика выявления общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся, на основе комплексного анализа данных об образовательных организациях, в том числе данных о качестве образования (Редакция 2022 г.). URL: ФИОКО - Научно-методические материалы (fioco.ru).
<39> Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный институт оценки качества образования". Официальный сайт. О проекте адресной помощи школам с низкими образовательными результатами. URL: ФИОКО - О проекте (fioco.ru).
<40> Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный институт оценки качества образования". Официальный сайт. Методика оказания адресной методической помощи общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся". URL: ФИОКО - Методика адресной помощи ШНОР (500+) (fioco.ru).
<41> Закон Пензенской области от 04.07.2013 N 2413-ЗПО "Об образовании в Пензенской области" (принят Законодательным Собранием Пензенской области 28.06.2013). URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?base=RLAW021&n=69320&req=doc#VqPIKATSaJnSylvp; Постановление Правительства Пензенской области от 30.10.2013 N 804-пП "Об утверждении государственной программы Пензенской области "Развитие образования в Пензенской области" (с последующими изменениями). URL: https://docs.cntd.ru/document/424055908.
<42> Паспорт национального проекта "Образование" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308/.
<43> Министерство просвещения РФ. Официальный сайт. Национальный проект "Образование". URL: https://edu.gov.ru/national-project/about/.
<44> Закон Пензенской области от 04.07.2013 N 2413-ЗПО "Об образовании в Пензенской области" (принят Законодательным Собранием Пензенской области 28.06.2013). URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?base=RLAW021&n=69320&req=doc#VqPIKATSaJnSylvp; Закон Пензенской области от 15.05.2019 N 3323-ЗПО "О Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на период до 2035 года" (принят Законодательным Собранием Пензенской области 30.04.2019). URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW021&n=138594#v92HKATWqb7h3bEM1; Постановление Правительства Пензенской области от 30.10.2013 N 804-пП "Об утверждении государственной программы Пензенской области "Развитие образования в Пензенской области" (с последующими изменениями). URL: https://docs.cntd.ru/document/424055908.
<45> Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant.ru/71937200/.
<46> Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Институт стратегии развития образования Российской академии образования". Официальный сайт. Единое содержание общего образования. Методические рекомендации. Работа с детьми, испытывающими трудности при изучении учебных предметов. URL: Работа с детьми, испытывающими трудности при изучении учебных предметов (edsoo.ru).