Недействующий

Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Пензенской области в новой редакции



1.2. СИСТЕМА РАБОТЫ СО ШКОЛАМИ С НИЗКИМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОБУЧЕНИЯ И/ИЛИ ШКОЛАМИ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИМИ В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

Основные треки по направлению

Сроки оценки результативности и корректировки

Трек 1. Адресная поддержка школ с низкими образовательными результатами

Цель:

1. Идентификация общеобразовательных организаций с низкими результатами освоения обучающимися образовательной программы для осуществления адресной поддержки и методического сопровождения.

2. Создание в каждом муниципалитете условий, способствующих повышению качества образования в общеобразовательных организациях с низкими результатами освоения обучающимися образовательной программы

ежегодно

Задачи:

- выявление школ с низкими результатами обучения на основе анализа результатов независимых оценочных процедур (ВПР, ГИА-9, ГИА-11);

- включение школ с низкими образовательными результатами в федеральные, региональные проекты и муниципальные программы;

- организационно-методическое сопровождение муниципальных систем образования по осуществлению адресной поддержки общеобразовательных организаций с низкими результатами освоения обучающимися образовательной программы;

- развитие механизмов сетевого партнерства школ с низкими результатами обучения со школами - лидерами региональной и муниципальной системы образования;

- определение динамики образовательных результатов в выявленных школах с низкими результатами обучения

ежегодно

Обоснование цели и задач:

Федеральные тренды.

Важным приоритетом российской государственной образовательной политики выступает обеспечение получения качественного образования для всех обучающихся <35>. Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" закреплено определение качества образования как "комплексной характеристики образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающей степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и/или потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы" <36>.

С учетом вышесказанного, важнейшим направлением развития системы образования субъектов РФ является повышение качества образования, создание единого образовательного пространства, обеспечивающего равный доступ к качественному образованию детей независимо от места проживания, экономических и социальных условий жизни.

Такое направление развития системы образования Пензенской области обусловлено необходимостью:

- создания условий, обеспечивающих высокое качество общего образования как фактора поступательного социально-экономического развития региона и Российской Федерации;

- обеспечения права обучающихся на получение качественного общего образования вне зависимости от места жительства и условий обучения;

- достижения целей приоритетного национального проекта "Образование" <37>.

В этой связи особого внимания требуют общеобразовательные организации, устойчиво демонстрирующие низкие результаты обучения.

В соответствии с Методикой выявления общеобразовательных организаций, имеющих низкие результаты обучения, на основе комплексного анализа данных об образовательных организациях, в том числе данных о качестве образования <38>, под "низкими результатами" понимаются результаты оценочной процедуры, при которых не менее 30% от общего числа участников оценочной процедуры получили отметку "2" (ВПР) или не преодолели минимальный порог, предусмотренный спецификацией соответствующей оценочной процедуры (ГИА в формах ОГЭ, ЕГЭ). В перечень школ с "низкими результатами" включаются те, которые удовлетворяют как минимум одному из следующих критериев:

1. Общеобразовательные организации, в которых не менее чем по двум оценочным процедурам в предыдущем учебном году были зафиксированы низкие результаты.

2. Общеобразовательные организации, в которых хотя бы по одной оценочной процедуре в каждом из двух предыдущих учебных годов были зафиксированы низкие результаты.

Анализ проводится по результатам следующих процедур:

- ВПР по математике (5 класс);

- ВПР по математике (6 класс);

- ВПР по русскому языку (5 класс);

- ВПР по русскому языку (6 класс);

- ОГЭ по математике;

- ОГЭ по русскому языку;

- ЕГЭ по математике (базовой);

- ЕГЭ по математике (профильной);

- ЕГЭ по русскому языку.

При анализе данных ОГЭ и ЕГЭ учитываются результаты участников, полученные до пересдач, при этом результаты выпускников прошлых лет не учитываются.

Основой региональной системы работы с общеобразовательными организациями, демонстрирующими стабильно низкие результаты освоения обучающимися образовательной программы, выступает модель организации адресной работы со школами, реализуемая в рамках федерального проекта помощи школам с низкими образовательными результатами <39>, направленного на оказание методической и ресурсной поддержки конкретным школам, выявленным на основании специально разработанной методики <40>.

Сопровождение опытных внешних специалистов муниципального, регионального и федерального уровня, формирование и реализация антикризисных программ развития, принятие мер и создание условий, направленных на выход школ в эффективный режим функционирования и развития - выступает залогом повышения качества образования в регионе.

Указанные федеральные тренды учитываются в процессе развития региональной системы оценки качества образования Пензенской области.

Региональная специфика и выявленные проблемы.

Проведение регионального мониторинга и анализ данных об образовательных результатах обучающихся общеобразовательных организаций Пензенской области осуществляется в соответствии с требованиями правовых актов федерального уровня, а также положениями нормативных документов регионального уровня <41>.

По результатам федеральных оценочных процедур (ГИА, ВПР) в 2019 г. регионе была выявлена 51 школа с низкими результатами обучения из 22 муниципалитетов Пензенской области (17% от общего числа общеобразовательных организаций региона, имеющих статус юридического лица), в 2021 г. - 38 школ из 19 муниципалитетов (12,7%); 12 из них вошли в число школ с низкими результатами обучения повторно. Причинами стабильно низких результатов освоения обучающимися образовательной программы выступают: неэффективное стратегическое управление, низкий уровень предметных компетенций педагогических работников, недостаточное материально-техническое обеспечение общеобразовательных организаций. Поэтому данные общеобразовательные организации нуждаются в адресной поддержке, осуществляемой путем организации целенаправленной работы на всех уровнях управленческой вертикали: школьном, муниципальном и региональном.

В Пензенской области с 2019 г. осуществляется работа, направленная на оказание адресной помощи общеобразовательным организациям с низкими образовательными результатами. Нормативными основаниями для осуществления деятельности по данному направлению выступают:

- приказ Министерства образования Пензенской области от 25.05.2020 N 229/01-07 "Об организации методической поддержки общеобразовательных организаций с низкими результатами обучения и/или, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях на территории Пензенской области";

- приказ Министерства образования Пензенской области от 19.03.2021 г. N 140/01-07 "О реализации проекта оказания адресной методической помощи "500+" в 2021 г.";

- приказ Министерства образования Пензенской области от 19.03.2021 г. N 140/01-07 "Об утверждении регионального плана графика (дорожной карты) реализации в Пензенской области проекта адресной методической помощи образовательным организациям с низкими образовательными результатами ("500+")".

- приказ Министерства образования Пензенской области от 16.12.2021 г. N 610/01-07 "О реализации регионального проекта "Равенство образовательных возможностей" в 2022 г.";

- приказ Министерства образования Пензенской области от 16.12.2021 г. N 609/01-07 "О реализации проекта оказания адресной методической помощи 500+ в 2022 г.";

- приказ Министерства образования Пензенской области от 21.01.2022 г. N 38/01-07 "Об утверждении регионального плана графика (дорожной карты) реализации в Пензенской области проекта адресной методической помощи образовательным организациям с низкими образовательными результатами ("500+")".

В 2022 г. адресная методическая помощь на институциональном, муниципальном, региональном уровнях оказывается 53 общеобразовательным организациям региона. Среди них: 14 школ - участвуют в проекте "500+" в 2022 г., 17 школ - участвовали в проекте "500+" в 2021 г., 22 школы - участвуют в региональном проекте "Равенство образовательных возможностей". Включены в федеральные программы и проекты: "Цифровая образовательная среда" - 13 школ (25,5%), "Точки роста" - 13 школ (25,5%), однако это в полной мере не решает проблемы материально-технического оснащения данных общеобразовательных организаций. По результатам опроса участников образовательных отношений, проведенного в рамках проекта "500+" в 2022 г., в качестве факторов риска данных школ были отмечены: "качество и наличие учебных материалов", "качество интернет-соединения", "состояние классов и кабинетов".

Важным аспектом деятельности по данному направлению в Пензенской области выступает организационно-методическое сопровождение муниципальных систем образования по осуществлению адресной поддержки общеобразовательных организаций с низкими результатами освоения обучающимися образовательной программы.

В 22 муниципалитетах региона разработаны и реализуются мероприятия муниципальных дорожных карт (планов-графиков) проектов "500+", регионального проекта "Равенство образовательных возможностей". Дорожные карты содержат основную информацию об инструментах, при помощи которых оказывается поддержка школам, демонстрирующим низкие образовательные результаты обучающихся. Органы управления образованием муниципальных районов и городских округов и муниципальные методические службы включают в свою работу организационные и методические мероприятия, направленные на адресное сопровождение школ, вовлекают в работу школы - лидеры, используют ресурсы и возможности федеральных и региональных проектов, определяют муниципальные индикативные показатели достижения результатов проводимых мероприятий.

Однако, анализ реализации муниципальных дорожных карт по итогам 2021 г. выявил проблемы сопровождения школ с низкими образовательными результатами по вопросам:

- проектирования муниципальных дорожных карт (формальный подход);

- проведения в муниципалитетах мониторингов динамики образовательных результатов обучающихся (отсутствие анализа данных мониторинга, рекомендаций и решений по его итогам);

- качества проведения методических мероприятий и их освещения в информационном пространстве муниципалитета;

- исполнения мероприятий муниципальной дорожной карты в полном объеме.

Ведущими факторами, определившими выявленные проблемы, стали:

- недостаточное организационно-методическое сопровождение школ, обусловленное ограничениями, вызванными сложной эпидемиологической ситуацией;

- бессистемность работы со школами по обеспечению положительной динамики образовательных результатов обучающихся;

- недостаточная работа по синхронизации усилий и организации взаимодействия между специалистами муниципальных методических служб, кураторами общеобразовательных организаций и управленческими командами школ на уровне муниципального района/городского округа.

В Пензенской области разработаны региональные дорожные карты (планы-графики) реализации проектов "500+" и "Равенство образовательных возможностей", в соответствии с которыми одним из направлений работы стало осуществление сетевого партнерства образовательных организаций со школами - лидерами региональной и муниципальной системы образования. Необходимо отметить, что 53 школы (т.е. 100% из числа демонстрирующих низкие образовательные результаты) заключили договор о сотрудничестве со школами - наставниками. Проблемными вопросами остаются: отсутствие материального стимулирования работы кураторов общеобразовательных организаций с низкими результатами обучения в рамках проекта "Равенство образовательных возможностей", организация стажировок для управленческих команд данных школ, в том числе - по вопросам разработки и реализации антирисковых программ развития общеобразовательных организаций, внедрения эффективных управленческих технологий в практику работы школ с низкими результатами обучения.

Для определения эффективности принятых мер по повышению качества образования в регионе необходимо изучение динамики образовательных результатов в выявленных школах с низкими результатами обучения. Так, по итогам 2021 г., из 51 школы, принимавшей участие в проекте "500+" и региональном проекте "Равенство образовательных возможностей", только 12 общеобразовательных организаций повторно вошли в данные проекты, в 39 школах (76,5%) наблюдается позитивная динамика образовательных результатов обучающихся. Тем не менее, в данном направлении необходима постоянная целенаправленная работа, сочетающаяся с мониторингом и принятием управленческих решений по его результатам на школьном, муниципальном и региональном уровнях.

Вывод о целесообразности постановки цели и задач.

Таким образом, постановка целей и задач по идентификации общеобразовательных организаций с низкими результатами освоения обучающимися образовательной программы, созданию в каждом муниципалитете региона условий для повышения качества образования, оказания школам адресной помощи, обусловлены федеральными трендами, а также особенностями развития региональной системы образования

ежегодно

Трек 2. Организация работы со школами, функционирующими в зоне риска снижения образовательных результатов

Цель:

Повышение качества образования в школах, функционирующих в зоне риска снижения образовательных результатов, за счет выявления и устранения факторов риска и ресурсных дефицитов общеобразовательных организаций

ежегодно

Задачи:

- выявление школ, функционирующих в зоне риска снижения образовательных результатов, на основе анализа контекстных данных общеобразовательных организаций Пензенской области;

- мониторинг выявленных ресурсных дефицитов в общеобразовательных организациях;

- принятие мер, направленных на минимизацию выявленных факторов риска, устранение ресурсных дефицитов;

- оказание адресной методической помощи, направленной на повышение профессиональных компетенций педагогов и управленческих команд школ в вопросах профилактики снижения образовательных результатов и перевода школ в эффективный режим работы;

- мониторинг образовательных результатов в школах, функционирующих в условиях рисков снижения образовательных результатов

ежегодно

Обоснование цели и задач:

Федеральные тренды.

Снижение разрыва в качестве образования между школами, обеспечение равного доступа к нему для всех детей - важнейший вектор развития современного образования в Российской Федерации. Данные приоритеты российской государственной образовательной политики находят отражение в рамках реализации национального проекта "Образование" <42> (федеральные проекты "Современная школа", "Цифровая образовательная среда"). За счет мероприятий данного проекта в каждом регионе России обеспечивается развитие системы образования по ряду ключевых направлений, в числе которых:

- развитие инфраструктуры образования - строительство школ, обновление материально-технической базы образовательных организаций и оснащение их современным оборудованием (в том числе, создание центров "Точка роста", детских технопарков "Кванториум", центров цифрового образования детей "IT-КУБ");

- профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров - реализация программ повышения квалификации, методическая поддержка и сопровождение педагогических работников и управленческих кадров системы образования, развитие навыков работы учителей в современной образовательной среде <43>.

Данные мероприятия направлены, в том числе, на преодоление, корректировку сложных социальных условий, в которых функционирует ряд образовательных организаций, способствуют снижению разрывов в качестве образования между школами. Однако реализации данных мер будет недостаточно без целенаправленной работы на региональном уровне по выявлению и поддержке школ, функционирующих в зоне риска снижения образовательных результатов.

Региональная специфика и выявленные проблемы.

В Пензенской области, как и в целом по России, большое внимание уделяется обеспечению равенства образовательных возможностей обучающихся вне зависимости от социального, экономического и культурного уровня их семей, места проживания и обучения <44>.

В системе образования региона с 2019 г. реализуется проект "Равенство образовательных возможностей". В рамках проекта осуществляются: идентификация школ, функционирующих в сложных социальных условиях; выявление причин, которые могут спровоцировать появление низких образовательных результатов обучающихся школ; формирование механизмов финансовой и методической поддержки школ, механизмов осуществления мониторинга результативности принимаемых мер.

Среди причин, которые могут спровоцировать появление низких образовательных результатов обучающихся школ региона, выделяются следующие: удаленность от регионального центра, дефицит педагогических кадров, дефицит базовой инфраструктуры (устойчивого доступа в сеть Интернет и достаточного количества компьютерной техники). По результатам мониторинга, проведенного в регионе в 2021 - 2022 гг., был проведен анализ указанных контекстных данных обо всех общеобразовательных организациях региона, который позволил выявить школы, функционирующие в зоне риска снижения образовательных результатов, т.е. характеризующиеся низкими величинами индексов социального благополучия по следующим позициям:

- 101 школа (33,7%) - по характеристике географического положения;

- 63 школы (21,0%) - по характеристикам материально-технической базы;

- 61 школа (20,3%) - по уровню обеспечения педагогическими кадрами;

- 61 школа (20,3%) - по характеристикам контингента обучающихся.

В целом 77 школ (25,7% всех общеобразовательных организаций региона, имеющих статус юридического лица) имеют величину показателя совокупного индекса социального благополучия менее 60% (т.е., в интервале от 42,0% до 59,8%). Из них - 21 школа с низкими результатами обучения. Учитывая, что общее количество школ с низкими результатами обучения за последние годы в регионе составляет 51, можно сделать вывод, что для 41,2% из них низкие образовательные результаты сочетаются со сложным социальным контекстом функционирования. Выявленные школы нуждаются в системной работе по снижению влияния конкретных негативных факторов.

В рамках проекта "Цифровая образовательная среда" в 2020 - 2022 гг. 211 общеобразовательных организаций региона получили современное оборудование.

В 2020 г. "Точками роста" - центрами цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного образования, стали 35 сельских школ. В 2021 г. оснащена современным интерактивным, компьютерным и учебным оборудованием еще 21 школа.

На профессиональное развитие педагогов, повышение мастерства в вопросах профилактики снижения образовательных результатов, направлены курсы повышения квалификации для руководящих и педагогических кадров, постоянно действующие семинары, консультации для специалистов муниципальных органов управления образованием, руководителей и учителей школ, функционирующих в зоне риска снижения образовательных результатов.

Без поддержки со стороны региональных и муниципальных органов управления образованием, факторы риска могут оказать существенное влияние на качество подготовки обучающихся региона, привести к увеличению количества школ, демонстрирующих стабильно низкие результаты.

Вывод о целесообразности постановки цели и задач.

Таким образом, выявление и устранение факторов риска и ресурсных дефицитов общеобразовательных организаций, разработка регионального и муниципального комплексов мер для школ, функционирующих в зоне риска снижения образовательных результатов - выступают важнейшими составляющими работы, направленной на повышение качества образования в регионе

ежегодно

Трек 3. Профилактика учебной неуспешности в общеобразовательных организациях региона

Цель:

Создание условий для успешного освоения образовательных программ слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися за счет реализации внутришкольной системы профилактики учебной неуспешности во всех общеобразовательных организациях Пензенской области

ежегодно

Задачи:

- оказание методической поддержки общеобразовательным организациям на региональном и муниципальном уровнях по вопросам развития внутришкольных систем профилактики учебной неуспешности;

- совершенствование профессиональных компетенций педагогических команд школ в вопросах повышения эффективности работы с отдельными обучающимися, нуждающимися в индивидуализации образовательных маршрутов и дополнительных занятиях;

- мониторинг организации профилактики учебной неуспешности в общеобразовательных организациях региона;

- выявление и организация трансляции лучших школьных педагогических и управленческих практик, направленных на профилактику учебной неуспешности

ежегодно

Обоснование цели и задач:

Федеральные тренды.

В современных условиях развития общества качество образования является стратегическим приоритетом для Российской Федерации <45>, соответственно, вопросы профилактики учебной неуспешности обучающихся выступают ведущими векторами развития российской системы образования. Повышение качества образования может быть достигнуто только в результате согласованных действий на всех уровнях управления образованием: федеральном, региональном, муниципальном, а также на уровне образовательных организаций.

С 10.09.2021 г. в России начата апробация методических рекомендаций по работе с обучающимися, испытывающими трудности при изучении учебных предметов. В апробации приняли участие 250 общеобразовательных организаций 60 субъектов Российской Федерации.

В 2021 г., по заданию Министерства просвещения РФ, ФГБНУ "Институт стратегии развития образования Российской академии образования" провел педагогическую диагностику трудностей освоения основных образовательных программ. Было получено и проанализировано более 3,5 тысяч работ учеников 2, 4, 6 и 8 классов общеобразовательных организаций. Педагогическая диагностика проводилась с целью установления трудностей, которые испытывают обучающиеся при изучении предметов начальной школы (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир) и предметов основной школы (русский язык, литература, иностранный язык, обществознание, география). На основе результатов проведенной диагностики были разработаны методические рекомендации по работе с обучающимися, испытывающими трудности при изучении учебных предметов <46>. Данные рекомендации должны быть использованы педагогами общеобразовательных организаций регионов для осуществления индивидуально-дифференцированной работы по предупреждению и устранению трудностей в обучении с учетом особенностей конкретных учебных коллективов, уровня обученности и развития школьников.

Также важными трендами федерального уровня выступают: необходимость создания внутришкольной системы профилактики учебной неуспешности в каждой общеобразовательной организации и разработка индивидуальных образовательных маршрутов для слабоуспевающих детей.

Создание условий для успешного освоения образовательных программ слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися за счет реализации внутришкольной системы профилактики учебной неуспешности во всех общеобразовательных организациях региона позволит предупредить риски учебной неуспешности и повысить качество образования в целом.

Региональная специфика и выявленные проблемы.

Для повышения качества подготовки обучающихся в школах Пензенской области, наряду с решением вопросов по улучшению материально-технической базы, корректировке рабочих программ предметов и курсов, сопровождению обучающихся, показывающих низкие результаты, необходимо продолжать выстраивать систему методического сопровождения школ, направленного на развитие профессиональных компетенций педагогических и управленческих работников, осуществлять регулярный мониторинг организации профилактики учебной неуспешности в общеобразовательных организациях региона.

Важным направлением деятельности в рамках развития региональной системы оценки качества образования выступает мониторинг по вопросам организации профилактики учебной неуспешности в общеобразовательных организациях региона. Согласно результатам мониторинга, проведенного в 2021 - 2022 гг., более половины общеобразовательных организаций Пензенской области (до 60,0%) проводят активную работу по профилактике учебной неуспешности, однако существует ряд проблем по данному направлению, требующих дополнительной работы:

- в 117 общеобразовательных организациях региона (39,0%) - отсутствуют внутришкольные программы антирисковых мер профилактики учебной неуспешности;

- в 125 общеобразовательных организациях региона (41,7%) - не разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты для слабоуспевающих и неуспевающих обучающихся;

- в 115 общеобразовательных организациях региона (38,3%) - не организуются дополнительные занятия для слабоуспевающих и неуспевающих обучающихся с целью ликвидации отставания по учебной программе.

Также необходимо отметить, что в 50 общеобразовательных организациях региона (16,7%) - не ведется работа по устранению и профилактике учебной неуспешности.

Актуальной проблемой для Пензенской области остается работа, направленная на выявление и трансляцию лучших школьных педагогических и управленческих практик, направленных на профилактику учебной неуспешности.

Вывод о целесообразности постановки цели и задач.

Таким образом, создание условий для успешного освоения образовательных программ слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися во всех общеобразовательных организациях Пензенской области - выступает важным направлением работы по повышению качества образования в регионе

ежегодно


________________


<35> Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant.ru/71937200/.


<36> Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), ст. 2. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.


<37> Паспорт национального проекта "Образование" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308/.


<38> Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный институт оценки качества образования". Официальный сайт. Методика выявления общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся, на основе комплексного анализа данных об образовательных организациях, в том числе данных о качестве образования (Редакция 2022 г.). URL: ФИОКО - Научно-методические материалы (fioco.ru).


<39> Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный институт оценки качества образования". Официальный сайт. О проекте адресной помощи школам с низкими образовательными результатами. URL: ФИОКО - О проекте (fioco.ru).


<40> Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный институт оценки качества образования". Официальный сайт. Методика оказания адресной методической помощи общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся". URL: ФИОКО - Методика адресной помощи ШНОР (500+) (fioco.ru).


<41> Закон Пензенской области от 04.07.2013 N 2413-ЗПО "Об образовании в Пензенской области" (принят Законодательным Собранием Пензенской области 28.06.2013). URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?base=RLAW021&n=69320&req=doc#VqPIKATSaJnSylvp; Постановление Правительства Пензенской области от 30.10.2013 N 804-пП "Об утверждении государственной программы Пензенской области "Развитие образования в Пензенской области" (с последующими изменениями). URL: https://docs.cntd.ru/document/424055908.


<42> Паспорт национального проекта "Образование" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308/.


<43> Министерство просвещения РФ. Официальный сайт. Национальный проект "Образование". URL: https://edu.gov.ru/national-project/about/.


<44> Закон Пензенской области от 04.07.2013 N 2413-ЗПО "Об образовании в Пензенской области" (принят Законодательным Собранием Пензенской области 28.06.2013). URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?base=RLAW021&n=69320&req=doc#VqPIKATSaJnSylvp; Закон Пензенской области от 15.05.2019 N 3323-ЗПО "О Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на период до 2035 года" (принят Законодательным Собранием Пензенской области 30.04.2019). URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW021&n=138594#v92HKATWqb7h3bEM1; Постановление Правительства Пензенской области от 30.10.2013 N 804-пП "Об утверждении государственной программы Пензенской области "Развитие образования в Пензенской области" (с последующими изменениями). URL: https://docs.cntd.ru/document/424055908.


<45> Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant.ru/71937200/.


<46> Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Институт стратегии развития образования Российской академии образования". Официальный сайт. Единое содержание общего образования. Методические рекомендации. Работа с детьми, испытывающими трудности при изучении учебных предметов. URL: Работа с детьми, испытывающими трудности при изучении учебных предметов (edsoo.ru).