Недействующий

Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Пензенской области в новой редакции



2.1. СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ВСЕХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Основные треки по направлению

Сроки оценки результативности и корректировки

Трек 1. Повышение качества управленческой деятельности руководителей образовательных организаций

Цель:

Повышение степени сформированности управленческих компетенций и уровня эффективности деятельности руководителей образовательных организаций, расположенных на территории Пензенской области

ежегодно

Задачи:

- развитие внутришкольных механизмов управления качеством образования;

- формирование и развитие профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций;

- совершенствование методологии и инструментария проведения мониторинга для получения объективной и достоверной информации об эффективности деятельности руководителей образовательных организаций, их влиянии на качество образовательной деятельности и качество подготовки обучающихся;

- совершенствование системы повышения квалификации руководителей образовательных организаций;

- выявление образовательных организаций с высокой эффективностью руководителей для распространения лучших практик и продуктивных моделей управления;

- обеспечение мотивационной готовности руководителей к системной работе по повышению качества образования на основе использования результатов оценочных процедур

ежегодно

Обоснование цели и задач:

Федеральные тренды.

В современных условиях реализации российской образовательной политики актуализируется необходимость совершенствования региональной системы управления качеством образования, включая повышение эффективности деятельности руководителей образовательных организаций.

В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" <87>, единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации. Ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации закреплена за ее руководителем.

Поскольку эффективность образовательной организации напрямую зависит от эффективности управленческой деятельности руководителя, который ее возглавляет, важной задачей становится всесторонняя оценка профессиональных качеств и деятельности руководителя образовательной организации.

Действенным механизмом такой работы является региональный мониторинг, позволяющий получить объективную информацию об эффективности деятельности руководителей образовательных организаций региона и оценить их влияние на качество подготовки обучающихся.

Описание трудовых функций руководителя образовательной организации представлено в приказе "Об утверждении профессионального стандарта "Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)" <88>, должностные обязанности, требования к уровню квалификации руководителя образовательной организации закреплены приказом "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" <89> и включают, в том числе, реализацию ФГОС, обеспечение объективности оценки качества образования обучающихся (воспитанников, детей) в образовательных организациях, формирование резерва кадров в целях замещения вакантных должностей.

Региональная специфика и выявленные проблемы.

Система мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций в Пензенской области построена с учетом положений нормативных документов регионального уровня <90> и направлена на преодоление противоречия между требованиями к профессиональным и личностным качествам руководителя образовательной организации и уровнем его готовности к выполнению функций руководителя с целью поиска оптимальных способов повышения эффективности работы образовательной организации.

Эффективность руководителя образовательной организации, с одной стороны, определяется его профессиональной компетентностью как совокупностью знаний, умений, профессионально важных качеств, обеспечивающих выполнение профессиональных функций, с другой стороны - реальными результатами деятельности образовательной организации.

В целях повышения качества управленческой деятельности руководителей образовательных организаций Пензенской области, на региональном уровне необходимо дальнейшее совершенствование системы мер, направленных на развитие методологии и инструментария проведения мониторинга эффективности деятельности руководителей в вопросах развития внутришкольных механизмов обеспечения качества образования.

Вместе с тем, в регионе должно осуществляться совершенствование системы выявления профессиональных дефицитов и повышения квалификации руководителей образовательных организаций, развитие научно-методической помощи руководителям.

Вывод о целесообразности постановки цели и задач.

Таким образом, постановка цели, связанной с повышением степени сформированности управленческих компетенций и уровня эффективности деятельности руководителей образовательных организаций, расположенных на территории Пензенской области, обусловлена федеральными трендами, а также региональной спецификой. Достижение поставленных задач будет способствовать повышению качества образования в образовательных организациях региона

ежегодно

Трек 2. Формирование и использование кадрового резерва руководителей образовательных организаций

Цель:

1. Формирование регионального резерва управленческих кадров, позволяющего отобрать, подготовить и эффективно использовать наиболее квалифицированные перспективные педагогические кадры для назначения на должности руководителей и заместителей руководителя образовательных организаций Пензенской области.

2. Подготовка управленческих команд (в том числе, команд кадрового резерва в сфере образования), способных разрабатывать и реализовывать эффективные стратегии управления образованием

ежегодно

Задачи:

- отбор лидеров из числа педагогических и руководящих работников для включения в базу кадрового резерва руководителей общеобразовательных организаций Пензенской области;

- проведение обучения и стажировок для претендентов, включенных в кадровый резерв руководителей общеобразовательных организаций Пензенской области;

- формирование школьных управленческих команд (из числа руководителей, заместителей руководителей, ведущих учителей) в каждом муниципальном районе/городском округе Пензенской области

ежегодно

Обоснование цели и задач:

Федеральные тренды.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 1.03.2018 г. отмечена необходимость "выстроить открытую, современную систему отбора и подготовки управленческих кадров, директоров школ. От них во многом зависит формирование сильных педагогических коллективов, атмосфера в школе" <91>.

В соответствии с "Общей концепцией формирования и использования резервов управленческих кадров в Российской Федерации" <92>, резервы управленческих кадров формируются с целью повышения качества кадрового состава системы государственного управления и местного самоуправления, включая организации федерального, регионального и местного подчинения, а также с целью раскрытия потенциала наиболее перспективных и талантливых руководителей. Для достижения указанной цели необходимо решить задачи, направленные на обеспечение своевременного подбора претендентов на должности из числа лиц, обладающих наиболее высоким управленческим потенциалом; осуществление планомерной подготовки и профессионального развития управленческих кадров; создание условий для развития кадрового резерва руководителей образовательных организаций. При этом претендентами на включение в кадровый резерв могут (и должны) быть члены школьных управленческих команд.

Трудовой кодекс Российской Федерации <93> предусматривает, что трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или учредительными документами организации могут быть установлены процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность и др.).

Работа по формированию кадрового резерва в Пензенской области строится с учетом требований федерального законодательства и с опорой на нормативные документы регионального уровня.

Региональная специфика и выявленные проблемы.

Приказом Министерства образования Пензенской области от 30.09.2013 N 168/к-оп "Об установлении порядка и сроков проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителей государственных образовательных организаций Пензенской области, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Министерство образования Пензенской области" (с изменениями на 15.11.2021 г.) установлено, что назначение руководителей государственных образовательных организаций Пензенской области осуществляется по результатам аттестации.

Однако в целях своевременного замещения вакантных должностей руководителей образовательных организаций, сокращения периода адаптации вновь назначаемых руководителей, своевременной подготовки кадров на замещение должностей руководителей целесообразно формирование резерва управленческих кадров - группы специалистов, способных по своим деловым, профессиональным, личностным, морально-этическим качествам осуществлять профессиональную деятельность на должностях руководителей/заместителей руководителей образовательных организаций.

Формирование кадрового резерва в регионе осуществляется на уровне муниципалитетов. Анализ документации муниципальных районов/городских округов по данному вопросу показал недостаточную сбалансированность системы деятельности по данному направлению, в частности:

- не во всех муниципалитетах (93,3%) разработаны нормативно-правовые акты по формированию резерва управленческих кадров образовательных организаций, сформирован резерв управленческих кадров;

- конкурсная система назначения руководителей/заместителей руководителей образовательных организаций используется только в 21 муниципалитете (70%);

- резерв управленческих кадров муниципальных районов/городских округов на начало 2021 - 2022 учебного года составил 302 человека; из них 55 претендентов (18,2%) назначены на должность руководителей или заместителей руководителей;

- только в 23 муниципальных районах/городских округах (76,7%) созданы и работают профессиональные сообщества руководителей и заместителей руководителей образовательных организаций, деятельность которых направлена на повышение профессиональных компетенций управленческих кадров, организацию работы по проектированию изменений муниципальной системы образования.

В целях совершенствования деятельности по формированию и использованию резерва управленческих кадров в регионе, в соответствии с приказом Министерства образования Пензенской области от 15.04.2022 N 251/01-07 "О формировании кадрового резерва руководителей образовательных организаций Пензенской области", в сотрудничестве с Рособрнадзором реализуется пилотный проект и организована работа по отбору педагогических работников для включения в базу кадрового резерва, созданию условий для их профессионального роста.

Вывод о целесообразности постановки цели и задач.

Таким образом, постановка цели по формированию регионального резерва управленческих кадров, позволяющего отобрать, подготовить и эффективно использовать наиболее квалифицированные перспективные педагогические кадры для назначения на должности руководителей и заместителей руководителя образовательных организаций Пензенской области будет способствовать повышению эффективности управленческой деятельности руководителей/заместителей руководителей образовательных организаций Пензенской области

ежегодно


________________


<87> Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), ст. 51. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.


<88> Приказ Минтруда России от 19.04.2021 N 250н "Об утверждении профессионального стандарта "Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)". URL: https://base.garant.ru/402691091/.


<89> Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" (с изменениями и дополнениями). Приложение "Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих". Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования". URL: https://base.garant.ru/199499/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/.


<90> Закон Пензенской области от 04.07.2013 N 2413-ЗПО "Об образовании в Пензенской области" (принят Законодательным Собранием Пензенской области 28.06.2013). URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?base=RLAW021&n=69320&req=doc#VqPIKATSaJnSylvp; Постановление Правительства Пензенской области от 30.10.2013 N 804-пП "Об утверждении государственной программы Пензенской области "Развитие образования в Пензенской области" (с последующими изменениями). URL: https://docs.cntd.ru/document/424055908.


<91> Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976/.


<92> Общая концепция формирования и использования резервов управленческих кадров в Российской Федерации (одобрена Комиссией при Президенте РФ по вопросам государственной службы и резерва управленческих кадров, протокол от 29.11.2017 N 5). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_306332/.


<93> Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022), ст. 275. URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_law_34683/.