Недействующий

Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Пензенской области в новой редакции



1.3. СИСТЕМА ВЫЯВЛЕНИЯ, ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ТАЛАНТОВ У ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Основные треки по направлению

Сроки оценки результативности и корректировки

Трек 1. Развитие способностей обучающихся в соответствии с их потребностями

Цель:

Содействие развитию, личностному самоопределению и самореализации обучающихся в соответствии с их потребностями на основе использования возможностей региональной системы дополнительного образования

ежегодно

Задачи:

- выявление потребностей по направлениям дополнительного образования детей у обучающихся и их родителей (законных представителей);

- повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования для каждого ребенка, проживающего на территории Пензенской области, включая детей с ОВЗ, с учетом выявленных потребностей;

- обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества;

- увеличение охвата обучающихся дополнительным образованием;

- рост профессионального мастерства и уровня компетенций педагогов системы дополнительного образования детей

ежегодно

Обоснование цели и задач:

Федеральные тренды.

Развитие региональной системы дополнительного образования детей ориентировано на развитие способностей обучающихся в соответствии с их потребностями и осуществляется в соответствии с федеральными трендами.

Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи основано на принципах справедливости, всеобщности и направлено на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся. Эта задача определена Указом Президента Российской Федерации "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" <47>. Реализация данной задачи нашла отражение в федеральном проекте "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" <48>.

Направления государственной политики в сфере дополнительного образования детей содержатся в Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года <49>. В результате планируется увеличение охвата детей вариативными дополнительными общеобразовательными программами, внедрение Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования, персонифицированное финансирование, обновление содержания программ и повышение доступности дополнительного образования для детей с различными образовательными потребностями.

Региональная специфика и выявленные проблемы.

Проведение регионального мониторинга и анализ данных по данному направлению осуществляется в соответствии с требованиями правовых актов федерального уровня, а также положениями нормативных документов регионального уровня <50>.

В рамках реализации проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" с 2021 г. в Пензенской области внедряется Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования.

На базе ГАОУ ДПО "Институт регионального развития Пензенской области" создан Региональный модельный центр дополнительного образования детей в Пензенской области. Он осуществляет работу во взаимодействии с муниципальными опорными центрами, созданными в каждом муниципальном образовании. Разработаны и утверждены региональные нормативно-правовые акты, обеспечивающие внедрение целевой модели:

- распоряжение Правительства Пензенской области от 26.02.2021 N 68-рп "О внедрении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в Пензенской области";

- приказ Министерства образования Пензенской области от 30.04.2021 N 237/01-07 "Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Пензенской области".

Охват детей программами дополнительного образования по состоянию на 31.12.2021 г. составил 80,2% детей в возрасте от 5 до 18 лет, что соответствует индикативным показателям Министерства просвещения Российской Федерации <51>.

Анализ выбора детьми направленности программ дополнительного образования показывает, что наиболее часто обучающиеся выбирают программы спортивной (35% от общего количества занимающихся в системе дополнительного образования) и художественной (27%) направленности. Это объясняется наличием широкого спектра общеразвивающих дополнительных программ этих направленностей, реализуемых в 136 организациях дополнительного образования, относящихся к сферам образования, спорта, культуры. По программам технической и социально-гуманитарной направленности занимаются по 15% обучающихся.

Отмечается низкий охват общеразвивающими программами естественно-научной (5%) и туристско-краеведческой (3%) направленностей. Среди причин сложившейся ситуации можно отметить недостаточно широкий спектр программ естественно-научной и туристско-краеведческой направленности, дефицит квалифицированных педагогических кадров и высокую затратность материального обеспечения реализации данных программ.

По итогам проведенного анализа также были выявлены следующие проблемы в системе дополнительного образования детей в Пензенской области:

- предложение направленности и содержания общеразвивающих программ опирается не столько на социальный спрос благополучателей, сколько на наличие материальных и кадровых ресурсов образовательных организаций;

- недостаточная вариативность программ дополнительного образования, в том числе для обучающихся с ОВЗ;

- дефицит педагогов дополнительного образования, старение кадров;

- низкое качество дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых в учреждениях основного и дошкольного образования.

Создание условий в регионе для увеличения к 2025 году на 25% количества реализуемых разноуровневых и вариативных программ позволит обеспечить удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающихся.

Вывод о целесообразности постановки цели и задач.

Таким образом, постановка цели по развитию способностей обучающихся в соответствии с их потребностями на основе использования возможностей региональной системы дополнительного образования обусловлена федеральными трендами, а также региональной спецификой. Достижение поставленных задач в процессе развития региональной системы оценки качества образования будет способствовать повышению вариативности и доступности дополнительного образования

ежегодно

Трек 2. Организация работы с талантливыми детьми и молодежью

Цель:

Совершенствование региональной системы выявления, развития и поддержки одаренных детей и молодежи

ежегодно

Задачи:

- создание благоприятных условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, в том числе с ОВЗ, а также реализацию их потенциальных возможностей;

- организация индивидуальной работы с высокомотивированными обучающимися, в том числе с ОВЗ, по развитию их познавательных интересов;

- развитие межведомственного сетевого взаимодействия научных и образовательных организаций, бизнеса, организаций культуры и спорта, общественных организаций для сопровождения высокомотивированных обучающихся;

- совершенствование региональных форм поддержки одаренных детей и молодежи, в том числе с ОВЗ, и их наставников

ежегодно

Обоснование цели и задач:

Федеральные тренды.

Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи <52>, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся, также является задачей из Указа Президента Российской Федерации "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" <53>. Мероприятия для реализации задачи, поставленной Президентом РФ, отражены в федеральном проекте "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" <54>. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 N 122-р <55> утвержден план основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года, в том числе включающий создание и развитие системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.

Региональная специфика и выявленные проблемы.

В системе образования Пензенской области постоянно совершенствуются условия по выявлению способностей и талантов у детей и молодежи. Систематически организуются олимпиады, конкурсы, научно-практические конференции, соревнования и другие формы выявления высокомотивированных и одаренных обучающихся.

В 2019 г. в Пензенской области создан Центр выявления и поддержки одаренных детей и молодежи Пензенской области "Ключевский" (далее - Центр). На базе Центра проведено 27 интенсивных профильных образовательных смен по направлениям: химия, биология, экология, математика, физика, программирование, астрофизика, лингвистика, дизайн, театральное искусство, художественная гимнастика. С 2019 г. обучение прошли 4161 школьника Пензенской области.

В региональных мероприятиях, проведенных Центром, приняли участие более 8300 школьников со всей Пензенской области.

В региональный банк одаренных детей в 2021 г. включены 6124 человека.

В работе с одаренными детьми принимают участие:

- Пензенский государственный университет;

- Пензенский государственный технологический университет;

- Пензенский государственный университет архитектуры и строительства;

- Пензенский государственный аграрный университет;

- НИТУ "МИСиС", г. Москва;

- Санкт-Петербургский государственный университет;

- Российский государственный архив научно-технической документации";

- Ленинградский областной центр развития творчества одаренных детей и юношества "Интеллект";

- ГБНОУ "Академия Талантов", г. Санкт-Петербург;

- ГАУ Амурской области "Детский оздоровительный лагерь "Колосок", Центр выявления и поддержки одаренных детей "Вега";

- ООО "Пром-РТК";

- ООО "ЛСД Электроникс";

- АНО "Казанский открытый университет талантов";

- ГБУ Калининградской области нетиповая Образовательная организация "Центр развития одаренных детей";

- ГБНОУ "Академия цифровых технологий";

- МБУ ДО "Задонская школа искусств" Азовского района Ростовской области.

Система мероприятий по развитию интеллектуальной, творческой, спортивной одаренности детей и молодежи включает школьный, муниципальный и региональный этапы Всероссийской олимпиады школьников по 21 общеобразовательному предмету (в 2021 - 2022 учебном году в данных мероприятиях приняли участие 87,1% обучающихся общеобразовательных организаций Пензенской области), региональный этап Всероссийской интеллектуальной олимпиады младших школьников "Ученик ХХI века: пробуем силы - проверяем способности" (76 участников); региональный этап Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив "Леонардо" (190 участников, 7 чел. отмечены золотыми медалями), областной конкурс "Компьютерное 3D-моделирование" (150 участников) и др.

В Пензенской области реализуются более 30 региональных проектов и образовательных технологий, направленных на выявление и развитие интеллектуальной, художественной, творческой, лидерской, спортивной одаренности, в том числе проекты: "Интеллектуальные игры", "Компьютерные науки", "Школа Архимеда", "Танцующая школа", "Спортивный стиль" и др.

По данным проектного офиса "Интеллектуальные игры", на начало 2022 г. в командных играх Проекта ("Что? Где? Когда", "Креатив-бой") принимали участие команды 54% школ Пензенской области. В индивидуальных играх и олимпиадах (ТРИЗ-олимпиада, "Умники и умницы Сурского края" и др.) этот показатель достигает 30%.

В числе проблем необходимо отметить:

- слабое вовлечение детей с ОВЗ в мероприятия по работе с одаренными детьми;

- недостаточное межведомственное взаимодействие по созданию современных условий для работы с одаренными детьми, в том числе - с детьми с ОВЗ;

- низкий уровень мотивации детей и молодежи при вовлечении в инновационную и творческую деятельность.

Вывод о целесообразности постановки цели и задач.

Таким образом, постановка цели по совершенствованию региональной системы выявления, развития и поддержки одаренных детей и молодежи, обусловлена федеральными трендами, а также региональной спецификой. Достижение поставленных задач в процессе развития региональной системы оценки качества образования будет способствовать реализации потенциальных возможностей одаренных детей (в том числе с ОВЗ), формированию и развитию их познавательных интересов

ежегодно


________________


<47> Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant.ru/71937200/.


<48> Паспорт национального проекта "Образование" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308/.


<49> Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р "Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации". URL: https://base.garant.ru/403809682/.


<50> Закон Пензенской области от 04.07.2013 N 2413-ЗПО "Об образовании в Пензенской области" (принят Законодательным Собранием Пензенской области 28.06.2013). URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?base=RLAW021&n=69320&req=doc#VqPIKATSaJnSylvp; Постановление Правительства Пензенской области от 30.10.2013 N 804-пП "Об утверждении государственной программы Пензенской области "Развитие образования в Пензенской области" (с последующими изменениями). URL: https://docs.cntd.ru/document/424055908.


<51> Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р "Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации". URL: https://base.garant.ru/403809682/.


<52> Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 03.04.2012 N Пр-827). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131119/7327668c04c0470317b26d354e36cb828a4af319/.


<53> Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant.ru/71937200/.


<54> Паспорт национального проекта "Образование" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308/.


<55> Распоряжение Правительства РФ от 23.01.2021 N 122-р (ред. от 25.05.2022) "Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_375249/.