Недействующий

Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Пензенской области в новой редакции



2.4. СИСТЕМА МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Основные треки по направлению

Сроки оценки результативности и корректировки

Трек 1. Мониторинг качества образовательной среды в дошкольных образовательных организациях

Цель:

Развитие региональной системы дошкольного образования, усиление результативности функционирования образовательной системы за счет повышения качества принимаемых для нее управленческих решений

ежегодно

Задачи

- повышение качества содержания и реализации образовательных программ дошкольного образования, в том числе адаптационных;

- повышение качества содержания образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие);

- повышение качества образовательных условий в дошкольных образовательных организациях (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия);

- повышение качества взаимодействия с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворенности семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье);

- повышение качества условий по обеспечению здоровья, безопасности и качеству услуг по присмотру и уходу;

- повышение качества управления в дошкольных образовательных организациях

ежегодно

Обоснование цели и задач:

Федеральные тренды.

Федеральное законодательство об образовании включает в себя Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также нормативные акты Федерального собрания, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и акты органов исполнительной власти. На основании положений указанных документов формируются федеральные тренды образовательной политики, в том числе - по направлению "Дошкольное образование".

Базовым законом выступает Конституция РФ <112>, гарантирующая каждому ребенку общедоступность и бесплатность дошкольного образования. Конституция РФ также устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, в том числе федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования <113>.

Указ Президента РФ "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" <114> приоритетной национальной целью определяет задачи: создания условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет; реализации программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" <115> в ст. 28 "Компетенции, права, обязанности и ответственность образовательной организации" раскрывает позицию обеспечения текущего контроля за качеством освоения обучающимися содержания основных общеобразовательных программ, уточняет позиции по учету освоения основных общеобразовательных программ, фиксирует требования к обеспечению функционирования внутренней системы оценки качества образования. С данных позиций отметим, что для обеспечения оценки качества в дошкольной образовательной организации выстраивается внутренняя система оценки, включающая в себя: мониторинг качества кадрового потенциала, оценку качества условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования, мониторинг динамики индивидуального развития ребенка. Статья 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" <116> раскрывает вопросы организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Государственная программа "Развитие образования" <117> на 2018 - 2025 гг. в качестве одной из целей определяет воспитание гармоничной развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

В процессе реализации современной российской образовательной политики важное значение имеет федеральный национальный проект "Образование" <118> в части федерального проекта "Учитель будущего". Для дошкольного образования в данном проекте можно четко определить форматы непрерывного образования педагогических работников дошкольного образования - это повышение уровня профессионального мастерства в процессе освоения программ среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования, а также программ краткосрочных обучающих мероприятий, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

Целью федерального проекта "Поддержка семей, имеющих детей" определено создание условий для повышения компетентности родителей обучающихся в вопросах образования и воспитания, в том числе для раннего развития детей в возрасте до трех лет. В качестве таких условий можно определить готовность педагогов к организации продуктивного социального партнерства с родителями, организацию деятельности консультационного центра для родителей (законных представителей), обеспечивающих семейную форму образования собственным детям.

С данных позиций оценке качества подвергаются следующие объекты и субъекты мониторинга: уровень готовности педагогов к осуществлению социального партнерства с родителями, качество деятельности консультационного центра, оценка уровня удовлетворенности родителей качеством оказанных психолого-педагогических, консультационных и диагностических услуг.

Выполнение федерального проекта "Образование", а именно проекта "Современная школа" касается дошкольного образования в части обновления методик, технологий и программ дошкольного образования. При этом приоритетными должны стать те, которые способствуют мотивации детей к обучению и вовлечению их в образовательный процесс, развитию исследовательских навыков и умений, способностей работать в команде, критически мыслить и принимать решения. Важным аспектом выступает осуществление поддержки способных и талантливых детей. Для этого нужно обеспечить: освоение педагогами эффективных, экономичных методов выявления у детей способностей и талантов, технологий поддержки таких воспитанников; выстраивание совместно с учреждениями дополнительного образования индивидуального образовательного маршрута детей.

Еще одним важным аспектом, нашедшим отражение в рамках формирования трендов федеральной политики в сфере образования, выступает ФГОС дошкольного образования <119>, который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, а именно:

- требований к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему;

- требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;

- требований к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.

В целях реализации основных образовательных программ дошкольного образования важными являются: приказ Министерства образования и науки РФ "Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" <120> и приказ Министерства просвещения РФ "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014" <121>, в которых определяется порядок организации образовательной деятельности со здоровыми детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Указанные федеральные тренды учитываются в процессе развития региональной системы дошкольного образования.

Региональная специфика и выявленные проблемы.

Региональный мониторинг по данному направлению осуществляется с учетом положений нормативных документов регионального уровня <122>. В 2021 - 2022 учебном году, в соответствии с приказом Министерства образования Пензенской области, ГАОУ ДПО "Институт регионального развития Пензенской области" от 30.12.2021 N 419-О "Об утверждении Порядка проведения мониторинга показателей региональной системы оценки качества образования Пензенской области и методики расчета", было проведено мониторинговое исследование качества дошкольного образования, по результатам которого получены следующие результаты.

Доля организаций, в которых структура и содержание основных образовательных программ дошкольного образования (далее - ООП ДО) соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к общей численности дошкольных образовательных организаций составляет 100%, вместе с тем, доля организаций, в которых структура и содержание адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования (далее - АООП ДО) соответствуют требованиям ФГОС ДО, примерных АООП ДО к общей численности дошкольных образовательных организаций, составляет только 71,75% по причине отсутствия детей с ОВЗ и инвалидов. В связи с этим намечены мероприятия по оказанию адресной научно-методической поддержки дошкольным образовательным организациям при разработке АООП ДО.

При оценке качества содержания образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) выявлено, что содержание всех образовательных областей реализуется удовлетворительно в большинстве дошкольных образовательных организаций (80 - 100%). Однако, образовательная область "Речевое развитие" детей сильно отстает, особенно обучение детей письменной речи, формирование грамматического строя речи дошкольников и подготовка детей к обучению грамоте в детском саду (данная проблема характерна для 67% дошкольных образовательных организаций). В связи с этим определены следующие мероприятия:

- утвержден и реализуется региональный проект "Подготовка к обучению грамоте в детском саду";

- намечен цикл научно-методических семинаров по формированию грамматического строя речи дошкольников;

- проводится семинар-практикум по теме "Подготовка руки ребенка к письму".

По результатам мониторинга качества условий в части кадрового обеспечения было выявлено, что большая часть руководителей дошкольных образовательных организаций имеет высшее образование (92,09%) и прошла курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе на 72 часа "Модель повышения качества дошкольного образования в условиях ФГОС ДО" (81,72%). Однако курсы по инклюзивному образованию прошли только 24,73% руководителей всех дошкольных образовательных организаций региона.

Доля руководителей дошкольных образовательных организаций, имеющих высшую квалификационную категорию, составила 5,91%; доля руководителей, имеющих первую квалификационную категорию, составила только 2,15%. Аттестация руководителей не проводится в большинстве муниципалитетов региона.

Общая численность педагогических работников дошкольных образовательных организаций составляет 5501 человек, из них:

- доля педагогических работников, имеющих высшее образование по профилю деятельности - 57,01%;

- доля педагогических работников, имеющих высшую квалификационную категорию по профилю деятельности - 20,71%;

- доля педагогических работников, имеющих первую квалификационную категорию по профилю деятельности - 54,34%.

- доля педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации по актуальным вопросам дошкольного образования за последние 3 года - 88,60%.

Для воспитателей дошкольных образовательных организаций в ГАОУ ДПО "Институт регионального развития Пензенской области" составлена дополнительная профессиональная программа на 72 часа по теме "Качество дошкольного образования как необходимое условие реализации ФГОС ДО".

Доля педагогических работников дошкольных образовательных организаций, имеющих повышение квалификации по вопросам инклюзивного образования за последние 3 года, составила 22,63%.

В связи с этим намечены и реализуются следующие мероприятия:

- проведение курсов по дополнительной профессиональной программе "Организация инклюзивного образования детей дошкольного возраста";

- разработка методических рекомендаций для муниципалитетов по аттестации руководителей дошкольных образовательных организаций.

Мониторинг по качеству создания развивающей предметно-пространственной среды выявил, что в 98,31% дошкольных образовательных организаций создана развивающая предметно-пространственная среда соответствующая ФГОС ДО, на свежем воздухе обеспечивается надежность и безопасность физической и психологической активности воспитанников на 100%. Вместе с тем, отстает создание развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ и инвалидов. Она создана только в 69,49% дошкольных образовательных организаций. В связи с этим намечены и реализуются следующие мероприятия:

- разработка методических рекомендаций по созданию развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ и инвалидов;

- проведение серии семинаров по созданию развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ и инвалидов;

- обеспечение финансовых условий для дошкольных образовательных организаций по созданию развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ и инвалидов;

- усиление контроля за использованием финансовых средств по созданию развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ и инвалидов.

Доля дошкольных образовательных организаций, в которых психолого-педагогические условия соответствуют ФГОС ДО, от общего числа дошкольных образовательных организаций составляет 98,31%. По итогам наблюдений, осуществляемых специалистами Центра дошкольного образования ГАОУ ДПО "Институт регионального развития Пензенской области", было выявлено, что наибольшие затруднения у педагогов вызывают такие вопросы, как предоставление детям выбора содержания, партнеров, оборудования и работа над развитием инициативы и самостоятельности детей, не всегда решается вопрос о предоставлении детям недирективной помощи, педагогическая диагностика не всегда служит основанием для планирования образовательной работы.

В связи с этим необходимо во время курсовой подготовки педагогических работников обращать особое внимание на методику развития у детей инициативы и самостоятельности, предоставление им выбора содержания, оборудования и партнеров. Также намечены и реализуются следующие мероприятия:

- проведение семинара на тему "Оказание недирективной помощи детям";

- оказание адресной помощи педагогическим работникам по использованию педагогической диагностики с целью планирования образовательной работы с детьми;

- усиление контроля за выполнением в дошкольных образовательных организациях муниципалитетов психолого-педагогических условий, соответствующих ФГОС ДО.

При оценке качества взаимодействия с родителями выяснилось, что доля дошкольных образовательных организаций, в которых в основных образовательных программах дошкольного образования (содержательный раздел) отражены особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников, составляет 100%.

Доля дошкольных образовательных организаций, на официальных сайтах которых опубликована краткая презентация основной образовательной программы дошкольного образования, составляет 98,31%.

Доля дошкольных образовательных организаций, на базе которых функционируют консультационные центры для родителей, обеспечивающих дошкольное образование в форме семейного, составляет 37,85%.

Доля получателей образовательных услуг (родителей/законных представителей), удовлетворенных в целом условиями оказания образовательных услуг в организациях, реализующих программы дошкольного образования, составляет 94,33% от общей численности родителей/законных представителей воспитанников. В связи с этим намечены и реализуются следующие мероприятия:

- подготовка к переизданию региональной парциальной образовательной программы "Семьеведение";

- проведение серии семинаров по организации консультационных центров для родителей/законных представителей воспитанников;

- оказание адресной научно-методической поддержки дошкольным образовательным организациям по вопросам взаимодействия с родителями;

- контроль функционирования сайтов во всех дошкольных образовательных организациях;

- проведение конкурса сайтов дошкольных образовательных организаций;

- обеспечение финансирования консультационных центров в дошкольных образовательных организациях;

- ежегодное проведение анкетирования родителей/законных представителей воспитанников по вопросам удовлетворенности условиями оказания получаемых образовательных услуг в организациях, реализующих программы дошкольного образования.

При оценке качества обеспечения здоровья, безопасности и услуг по присмотру и уходу получены следующие результаты.

Доля дошкольных образовательных организаций, в которых требования к оказанию медицинских услуг и их оказание регламентируется соглашением между дошкольной образовательной организацией и организацией, оказывающей медицинские услуги, составляет 100%. Также 100% составляет доля дошкольных образовательных организаций, в которых осуществляется ежедневное документирование контроля профилактических и противоэпидемиологических мероприятий, в том числе осмотр детей. Доля дошкольных образовательных организаций, в которых санитарно-гигиенические условия пребывания воспитанников соответствуют требованиям СанПиН, также составляет 100%.

Доля дошкольных образовательных организаций, в которых отсутствуют случаи детского травматизма во время пребывания в детском саду, составляет 97,74%. В связи с этим намечены и реализуются следующие мероприятия:

- продолжение работы по образовательной технологии "Здоровый дошкольник" (смотры, конкурсы, педагогические салоны, научно-практические конференции);

- проведение областной консультации на тему "Безопасность дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации";

- продолжение контроля за состоянием здоровья и снижением заболеваемости воспитанников дошкольных образовательных организаций;

- организация смотра по качеству условий безопасности детей во время пребывания в дошкольных образовательных организациях.

При анализе качества управления дошкольными образовательными организациями было выявлено, что доля дошкольных образовательных организаций, в которых разработаны и реализуются программы развития, составляет 100%. Вместе с тем, доля дошкольных образовательных организаций, в которых функционирует внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО), составляет только 85,31%. В связи с этим намечены и реализуются следующие мероприятия:

- организация семинара по теме "Внутренняя система оценки качества образования";

- разработка методических рекомендаций по организации ВСОКО и контроль организации ВСОКО в дошкольных образовательных организациях на уровне муниципалитетов;

- обеспечение проведения оценочных процедур в дошкольных образовательных организациях, разработка и внедрение модели ВСОКО, которая обеспечит оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов для развития дошкольных образовательных организаций.

Вывод о целесообразности постановки цели и задач:

Таким образом, постановка цели и задач по развитию качества дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях региона обусловлена федеральными трендами, а также региональной спецификой, оправдана и позволяет не только выявить проблемы, но и выстроить систему работы по повышению качества дошкольного образования в целом


________________


<112> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020), ст. 43. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.


<113> Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". URL: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/.


<114> Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant.ru/71937200/.


<115> Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), ст. 28. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.


<116> Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), ст. 79. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.


<117> Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 20.05.2022) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/.


<118> Паспорт национального проекта "Образование" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308/.


<119> Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (с последующими изменениями). URL: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/.


<120> Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 N 1014 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 N 30038). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152697/.


<121> Приказ Министерства просвещения РФ от 21.01.2019 N 32 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 N 1014". (Зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2019 N 54158). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_321014/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/.


<122> Закон Пензенской области от 04.07.2013 N 2413-ЗПО "Об образовании в Пензенской области" (принят Законодательным Собранием Пензенской области 28.06.2013). URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?base=RLAW021&n=69320&req=doc#VqPIKATSaJnSylvp; Постановление Правительства Пензенской области от 30.10.2013 N 804-пП "Об утверждении государственной программы Пензенской области "Развитие образования в Пензенской области" (с последующими изменениями). URL: https://docs.cntd.ru/document/424055908.